Профильное обучение: цели, формы, структура учебного плана. Профильное обучение: цели, формы, структура учебного плана. Опыт, суждения, размышления.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профильное обучение: цели, формы, структура учебного плана. Профильное обучение: цели, формы, структура учебного плана. Опыт, суждения, размышления.
Advertisements

Организация профильного обучения в школе. Профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка – это две главные части одной системы – подготовки.
Предпрофильное и профильное обучение. Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в России становится переход к старшей профильной.
Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения.
Модель сетевой организации профильного обучения в старшей школе Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 95 Г. Краснодар.
Учебный план профильного обучения Методические аспекты составления в условиях перехода.
География Некоторые вопросы организации предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов (2003 – 2004 уч. год) Составитель: Крылова О.А., доцент кафедры,
В соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г.на старшей ступени.
Докладчик: Зам.директора по УВР Джанаева Н.А.. средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющего за счет изменений в структуре, содержании.
МОУ СОШ 29 г. Пятигорск. Цели профильного обучения.
Роль Базисного учебного план в обеспечении профильного обучения Иркутск 2007 г.
РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ на старшей ступени образования на территории Самарской области.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г р о Концепции модернизации российского образования на период.
Профильное обучение по математике Боровикова Е.И. учитель МОУ «СОШ1»
Особенности преподавания иностранного языка в профильных классах Выполнила : учитель немецкого языка МБОУ СОШ 25 Резник Татьяна Ивановна Балаково 2013.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ в системе профильного образования.
Организация профильного обучения по индивидуальным учебным планам (ИУП) Зам. директора по УВР С.В.Голикова.
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
Организация профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся МБОУ СОШ 3 г.Бородино.
Транксрипт:

Профильное обучение: цели, формы, структура учебного плана. Профильное обучение: цели, формы, структура учебного плана. Опыт, суждения, размышления

Профильное обучение средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории. направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории.

Модель внутришкольной профилизации Отдельная школа может быть однопрофильной однопрофильной (реализовывать только один из избранных ею профилей), или организовать на старшей ступени несколько профилей, (реализовывать только один из избранных ею профилей), или организовать на старшей ступени несколько профилей, т.е. быть т.е. быть многопрофильной. многопрофильной.

Модель сетевой организации В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений.

Базисный учебный план профильного обучения Базисный учебный план профильного обучения Базисный учебный план старшей ступени школы должен предусматривать возможность разнообразных вариантов комбинаций учебных курсов, которые должны обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система включает в себя курсы следующих типов: базовые общеобразовательные, базовые общеобразовательные, профильные общеобразовательные, профильные общеобразовательные, элективные курсы. элективные курсы.

Базовые общеобразовательные курсы обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения. обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения. Набор этих курсов должен быть функционально полным (с точки зрения реализации задач общего образования), но минимальным. Набор этих курсов должен быть функционально полным (с точки зрения реализации задач общего образования), но минимальным.

Профильные общеобразовательные курсы курсы повышенного уровня (фактически углубленные курсы для старшей ступени школы), определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. курсы повышенного уровня (фактически углубленные курсы для старшей ступени школы), определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения.

Элективные курсы обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

Три основные функции элективных курсов

Функция «надстройки» дополнение содержания дополнение содержания В этом случае дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным, а школа (класс), в котором он изучается, превращается в традиционную спецшколу с углубленным изучением отдельных учебных предметов. В этом случае дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным, а школа (класс), в котором он изучается, превращается в традиционную спецшколу с углубленным изучением отдельных учебных предметов.

Функция развития развитие содержания одного из базисных курсов, изучение которого в данной школе (классе) осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне. Это позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку, например, для сдачи ЕГЭ по этому предмету на профильном уровне. Это позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку, например, для сдачи ЕГЭ по этому предмету на профильном уровне.

Функция познания Третий тип элективных курсов направлен на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека как бы выходящих за рамки выбранного им профиля. Например, вполне естественной выглядит ситуация, когда школьник, обучающийся в классах гуманитарного профиля, проявит интерес к курсу «Информационный бизнес» или «Экология», а школьник из класса технологического направления захочет расширить свои знания в области искусства или изучить элективный курс «Зарубежная литература XX века».

« Опыт организации профильных классов (точные науки): исторические зарисовки и возможные модели». Ширков П.Д.

Истоки непрерывного образования и профильной подготовки школьников. Петр I (основа программы - идеи Г. Лейбница): создание организационных структур одновременно и для проведения научных исследований, и для подготовки российских научных кадров. Без реализации этой программы, которая активно начала осуществляться при Екатерине I, была бы невозможна «русификация» научного сообщества. Петербургская АН (указ Петра в 1724 году) - единый научный комплекс со своими лабораториями, музеями, библиотекой и типографией. В её состав, кроме научных подразделений, были включены и университет, и гимназия.

Предпочтительные направления подготовки выпускников школ Дмитровского района Направления подготовки ) Менеджеры, управленцы, экономисты, юристы 40%36% 2.) Инженеры, программисты, естественнонаучные направления 20%27% 3.) Остальные40%37%

Физико-математический профиль Учебные предметыЧисло недельных учебных часов за два года обучения I. Федеральный компонент Базовые учебные предметы (всего – 32 = ) Естествознание6 (3 + 3) Профильные учебные предметы Математика12 (6 + 6) + 4 (2 + 2) Информатика и ИКТ8 (4 + 4) Физика10 (5 + 5) + 4 (2 + 2) II. Региональный (национально-региональный) компонент - 4 III. Компонент образовательного учреждения – 8 Элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность

Информационно-технологический профиль ( как пример одного из возможных вариантов реализации) Учебные предметыЧисло недельных учебных часов за два года обучения I. Федеральный компонент Базовые учебные предметы (всего – 36 = ) Естествознание6 (3 + 3) Физика4 (2+2) + 3 (2+1) Профильные учебные предметы Математика12 (6+6) + 5 (2+3) Информатика и ИКТ8 (4+4) + 2 (1+1) II. Региональный (национально-региональный) компонент - 4 III. Компонент образовательного учреждения – (всего – 5 + 5) Элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность

год обучения в профиле Первый год обучения в профиле Школьный Школьный компонент

Второй год обучения компонент Школьный компонент

Задачи учителя предметника : Если профиль выбран: - определить место предмета в профиле базисный или профильный; - определить объем и содержание учебного материала по предмету, подобрать программно-методическое обеспечение; - определить формы, методы и технологии преподавания предмета; - подготовить предложения по элективным курсам Если профиль не выбран: - занять активную позицию в обсуждении возможных вариантов профильности в школе; - внести свои предложения по ведению профильных или элективных курсов руководству тех школ, где избран соответствующий профиль; - подготовить профильный или элективный курс в электронном виде для дистанционного обучения.

Современный гуманитарный класс: содержание и формы В.Б.Хозиев, профессор, д-р психол. н., зав.кафедрой клинической психологии Университета «Дубна»

Основные идеи Общий смысл ранней школьной специализации состоит в интеграции отдельных учебных предметов для достижения более высоких общеобразовательных и прагматических результатов, ориентированных, в первую очередь, на овладение учащимися современными средствами человековедения и подготовку к будущей вузовской специальности. Общий смысл ранней школьной специализации состоит в интеграции отдельных учебных предметов для достижения более высоких общеобразовательных и прагматических результатов, ориентированных, в первую очередь, на овладение учащимися современными средствами человековедения и подготовку к будущей вузовской специальности. «Гуманитарный класс» является одновременно точкой пересечения идей и практических действий: «Гуманитарный класс» является одновременно точкой пересечения идей и практических действий: факультета Университета, заинтересованного в высоком вступительном уровне абитуриентов и владении ими начальными гуманитарными понятиями наряду с умением самостоятельно строить учебную деятельность в согласии с университетскими требованиями; факультета Университета, заинтересованного в высоком вступительном уровне абитуриентов и владении ими начальными гуманитарными понятиями наряду с умением самостоятельно строить учебную деятельность в согласии с университетскими требованиями; средней школы, располагающей кадровым потенциалом и опытом работы с университетом, заинтересованной в качественном гуманитарном образовании старшеклассников (10-11-е классы; возможны варианты развертывания специализации с 9-го класса). средней школы, располагающей кадровым потенциалом и опытом работы с университетом, заинтересованной в качественном гуманитарном образовании старшеклассников (10-11-е классы; возможны варианты развертывания специализации с 9-го класса).

Виды гуманитарных классов (в пределах нашей компетенции) Психологический класс (доминирование предметов: психология, психология общения, словесное творчество) Психологический класс (доминирование предметов: психология, психология общения, словесное творчество) Эстетический класс (доминирование предметов: искусствоведение, психология, психология общения, словесное творчество) Эстетический класс (доминирование предметов: искусствоведение, психология, психология общения, словесное творчество) Класс русской словесности (доминирование предметов: словесное творчество, психология общения,) Класс русской словесности (доминирование предметов: словесное творчество, психология общения,) Класс журналистики (доминирование предметов: словесное творчество, журналистика (печатная, PR, фото-, радио-, теле), психология общения,) Класс журналистики (доминирование предметов: словесное творчество, журналистика (печатная, PR, фото-, радио-, теле), психология общения,) Гуманитарный класс (доминирование предметов: психология, психология общения, искусствоведение, словесное творчество) Гуманитарный класс (доминирование предметов: психология, психология общения, искусствоведение, словесное творчество)

Пример учебного плана Психологического класса

Проекты психологического класса (на 2 учебных года): Психология «Память», «Мышление», «Личность» Психология «Память», «Мышление», «Личность» Психология общения («Пролегомены общения», «Этика», Имидж») Психология общения («Пролегомены общения», «Этика», Имидж») Словесное творчество («Рассказ. Новелла», «Стихосложение», «Весь мир – театр» (либо как вариант: «Журналистика (очерк, статья, репортаж)» Словесное творчество («Рассказ. Новелла», «Стихосложение», «Весь мир – театр» (либо как вариант: «Журналистика (очерк, статья, репортаж)»

Программа психологического класса по психологии (фрагмент) Проект «Память» (ориентировочно сентябрь – февраль). Общие задачи психологического исследования. О моделях и моделировании. Модели в мышлении, науке и технике. Основные понятия экспериментальной психологии (гипотеза, планирование эксперимента, типы экспериментальных переменных, инструкция, работа с испытуемым, типы экспериментального материала, протоколирование хода эксперимента, самоотчет испытуемых, обсуждение результатов и оформление отчета).Исследование сравнительной эффективности запоминания осмысленного и бессмысленного материала. Основные психологические концепции и модели памяти. Исследование памяти как рассказа по схеме Ф.Бартлета. Изменение памяти во времени: кривая забывания и феномен реминисценции. Феномены Бэлларда, Уорда- Ховленда, эффект фон Ресторф.Исслед. успешности запомин. в зависимости от способа воспроизведения (участие в качестве испыт. в эксп. с воспроизведением фамилий учит.). Краткая история психологических исследований памяти (Г.Эббингауз). Феноменология человеческой памяти. Методы исследования памяти (метод удержанных членов ряда, метод парных ассоциаций, метод выучивания, метод узнавания, метод сбережения).Исследование краевого эффекта при запоминании. Опосредствование в структуре мнемической деятельности.Исследование непосредственного и опосредствованного запоминания методом пиктограмм.Участие в «психологическом бое» – соревновании с другими классами. Произвольное и непроизвольное запоминание в структуре человеческой деятельности.Исследование сравнительной эффективности произвольного и непроизвольного запоминания по схеме П.И.Зинченко. Эмоциональная основа человеческой памяти. Исследования З.Фрейда и П.П.Блонского.Исследование влияния осмысленного контекста на запоминание слов (необязательное задание). Эйдетическая память, феномены высокопродуктивного запоминания (по А.Р.Лурия).Эффект Зейгарник в исследовании памяти. Информационная (по Д.Норману), метафорическая (с использованием образов по Ж.Кювье), опосредствованная (по Л.С.Выготскому) и деятельностная (по Леонтьеву) модели человеческой памяти. Исследование сравнительной эффективности способов произвольного запоминания. Городская конференция психологических классов по исследовательской программе проекта. Подведение итогов проекта «Память».Подготовка итогового отчета класса. Постэкспериментальный контроль.

Резюме Кафедра клинической психологии университета «Дубна» заинтересована в открытии в Дмитрове еще одного специализированного класса для формирования корпуса возможных абитуриентов по нашей специальности Кафедра клинической психологии университета «Дубна» заинтересована в открытии в Дмитрове еще одного специализированного класса для формирования корпуса возможных абитуриентов по нашей специальности Со своей стороны гарантируем точность исполнения взятых обязательств, квалифицированность всех форм ведущихся работ, высокие критерии учебно- методического обеспечения, подготовку учителей, осуществление PR-кампании и др. Со своей стороны гарантируем точность исполнения взятых обязательств, квалифицированность всех форм ведущихся работ, высокие критерии учебно- методического обеспечения, подготовку учителей, осуществление PR-кампании и др. В числе дополнительных, «бонусных» моментов сотрудничества с кафедрой: заключение совместного договора о сотрудничестве, В числе дополнительных, «бонусных» моментов сотрудничества с кафедрой: заключение совместного договора о сотрудничестве, проведение на базе школы «психологического боя» (9-11 классы, ориентировочно декабрь), проведение на базе школы «психологического боя» (9-11 классы, ориентировочно декабрь), проведение конференций по психологии и словесному творчеству, проведение конференций по психологии и словесному творчеству, ведение силами специализированного класса школьной газеты, ведение силами специализированного класса школьной газеты, проведение олимпиад по психологии и русской словесности, проведение олимпиад по психологии и русской словесности, использование возможностей студентов кафедры Университета для выполнения исследований и тренингов на базе школы (класса), использование возможностей студентов кафедры Университета для выполнения исследований и тренингов на базе школы (класса), возможность психологического консультирования родителей учащихся профильного класса и др. возможность психологического консультирования родителей учащихся профильного класса и др. Благодарю за внимание! Благодарю за внимание! Контактный

Модель профильной школы 1-4 кл1-4 кл 1-4 кл1-4 кл Математич направление Гуманитар направление Общеобраз классы 5-7кл5-7кл 5-7кл5-7кл 8-9кл8-9кл 8-9кл8-9кл Профессия на базе ССУЗ к л к л Поступление в ВУЗы Поступление в ССУЗ Математич направление Гуманитар направление Общеобраз классы УИОП точн, ест- науч соц-гум цикл ДИНО Общеобраз классы Продолжение обучения в ССУЗ Школа+ обучение на базе ССУЗ

Модель профильного обучения на базе школы 10 класс СОЦ-ЭКОНСОЦ-ЭКОН СОЦ-ЭКОНСОЦ-ЭКОН ГУ М - П С И ХО Л И Н Ф ОР М - М АТ ФИЗМАТ ФИЗМАТ ФИЗМАТ ФИЗМАТ ЕС ТВ - Н АУ Ч Н ШКОЛА ШКОЛА + ССУЗ У п ра вл ен ие Л ог ис ти ка И В Т в эк он ом ик е Элективные курсы по направлениям

Управленческие решения: Совет по профильной подготовке школьников (и научно-исследовательская деятельность школьников) – создание сети профильных классов по направлениям подготовки, закрепленными за школами района (кадровый, технический потенциал, партнеры и пр.) – на конкурсной основе! СМИ, родители. ВЫДЕЛЕННЫЙ ДЕНЬ под специализацию! Возможен вариант на основе универсального обучения со специализацией на основе индивидуальных интересов обучающихся.