Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 8 Слайд – презентация исследования «Лексический повтор как способ соединения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация по лингвистическому анализу текста. Автор Соковых Надежда Николаевна. Учитель школы 250 г. Санкт- Петербурга.
Advertisements

«Анализ художественного текста на уроках русского языка и литературы как способ формирования коммуникативной компетенции». Калинина Валентина Ивановна.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОДИНЦОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 9 ИМЕНИ М.И.НЕДЕЛИНА РОЛЬ ОБРАЗА МЕТЕЛИ В РАСКРЫТИИ ВТОРОГО ПЛАНА ПРОИЗВЕДЕНИЙ.
« А душу можно ль рассказать…»? (С. Есенин) Речевая характеристика персонажей драмы А. Н. Островского «Гроза»
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Автор : Хохлова М. С., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 2043.
Математика и литература Выполнил: Ученик 10 кл Сивожелезов Михаил МОУ СОШ 7 г.Соль Илецк Оренбургской обл.
Создание сочинения - рассуждения Пошаговые рекомендации, вариант 5. вариант 5.
ГБОУ лицей 1568 г. Москвы имени Пабло Неруды
МБОУ СОШ 28 Ст. Тамань Саглай Ирина Владимировна Часть С. Аргументация собственной позиции Готовимся к ЕГЭ.
Презентация к уроку (русский язык, 10 класс) по теме: Презентация по теме "Стили речи: разговорный стиль"
Интертекст в поэзии Бродского на примере «венецианского» цикла автор: Соболева Евгения руководитель: Вишневская Лариса Львовна Москва, 2013 г. ГБОУ гимназия.
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
«В зрелой словесности приходит время, когда умы, наскуча однообразными произведениями искусства, ограниченным кругом языка условленного, избранного, обращаются.
Восемнадцатое марта. Классная работа. Обучение написанию сочинения- рассуждения на лингвистическую тему: «Зачем нужна пунктуация?»
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля»)
Презентация учебного проекта Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Горкинская СОШ Киржачского района % % %
Н.М.Карамзин Роль вводных слов, обращений, междометий в повести Н. М. Карамзина « Бедная Лиза »
Презентация учебного проекта Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение СОШ 4 пгт Прогресс Ученицы 5А класса Цаплиной Оли % % %
Теория драмы ЕГЭ по литературе merelenko-su.uCoz.ru.
Транксрипт:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 8 Слайд – презентация исследования «Лексический повтор как способ соединения реплик в драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад». Выполнила: ученица 11 «Б» класса Белолипецкая Екатерина Научный руководитель: Учитель русского языка и литературы Аликова Л.П. Каменка, 2011

Тема – Лексический повтор как способ соединения реплик в драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад». Н.И. Белунова «Интегрирующая функция лексико-синтаксических повторов в текстах публицистического стиля» И.В.Арнольд С.И.Львова

Предметом нашего исследования являются лексические средства живой разговорной речи московского дворянства первой половины 19 века. Цель работы – попытка описать структуру и соотношение реплик в драме «Маскарад», а также некоторые средства связи смежных реплик, характерные для разговорной речи. Задачи

Т.Г.Винокур Н.Ю.Шведова Б.М.Эйхенбаум С.И.Львова А.И.Горшков

Методы: компонентного анализа при рассмотрении структуры текста, выделении лексических средств соединения реплик ; лексикографирования при сборе практического материала, необходимого для доказательства основной мысли / оформлении карточек /; изучение критической литературы по творчеству М. Ю. Лермонтова ; самостоятельного исследования лирического произведения.

Содержание Введение Предмет, цель, задачи работы. Методы исследования. 1. Структура и соотношение реплик в драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад» Виды реплик в драме Роль реплик в стихах. 2. Способы соединения смежных реплик 2.1. Соединение реплик способом повтора Функции повторов в драме. Заключение Список литературы

Лермонтов М.Ю. Стихотворения; Поэмы; Маскарад; Герой нашего времени.- Л.: Худож. лит., – 416 с. (Классики и современники. Русская классическая литература).

2061 стих 753 реплики 152 карточки 22 карточки для примера Арбенин Я? Ничего! Где твой другой браслет? Нина Потерян. Арбенин А! Потерян. Нина Что же? Беды великой в этом нет. Он двадцати пяти рублей, не дороже. Арбенин Потерян…Отчего я этим так смущён, Какое странное мне шепчет подозренье! 1, 3, 193

Разновидности реплик: 1) реплики, равные одному или нескольким цельным стихам. Например двум стихам: Шприх: Не нужно ль денег, князь… я тотчас помогу. Проценты вздорные… а ждать сто лет могу. 1, 1, 167 2) реплики, равные неполному стиху, т.е. состоящие из части стиха, другие части которого находятся в смежных репликах. Например: Банкомет: Убита. Князь: Черт возьми. Банкомет: Позвольте получить. 1, 1, 166 3) реплики, равные одному или нескольким цельным стихам, но имеющие, кроме того, в начале или в конце ( а иногда и в начале и в конце) неполный стих. Например, реплика в полтора стиха: 3-й понтер: Вам надо счастие поправить, А семпелями плохо… 4-й понтер: Надо гнуть. 1, 1, 166

Протяжённость реплик в стихах 11 1/2 22 1/2 33 1/2 4 Количество реплик, разных по протяжённости, и их соотношение в драме отражает следующая таблица: Количество реплик в процентах 43,5 %13,1%12,2%6,5%4,2%1,4%2,5%2,1% Количество реплик свыше 4 стихов не составляет 1%, а свыше 13 – вообще единичны.

По протяжённости Длинные реплики монологи Из 213 – 23 свыше 10 стихов (принадлежат Арбенину, призванного разоблачить зло) с. 255 Средние Из 58 – 7 свыше 10 стихов (принадлежат Казарину – философу жизни) с. 220 Короткие Из 79 – 6 свыше 10 стихов (принадлежат Баронессе) с. 229

Вывод: количество и соотношение коротких и длинных реплик у разных персонажей и в разных местах драмы мотивировано характером персонажей, их ролю в драме и ходом развития действия.

Способы соединения реплик

И.Р.Гальперин И.В.Арнольд В.А.Кухаренко В.В.Виноградов Н.Ю.Шведова «Повтор - это построенная по правилам разговорной речи, входящая в сложное образование и поэтому синтаксически несамостоятельная вторая реплика, имеющая в качестве своей основы элементы словесного состава первой реплики и подчиняющаяся её форме».

13,8 % - повторение слов 6,2 % - лишены экспрессивных значений; скрепа в диалоге 1,9 % - утвердительный ответ на вопрос 4,3 % - простое подтверждение или отрицание

Функции: I. Повторы сосредотачивающие внимание на каком- то слове или сочетании слов первой реплики: Арбенин: … но муж узнал, Что благодарный друг, должник уж слишком честный, Жене его свои услуги предлагал. Князь: Что ж сделал муж? Арбенин (будто не слыхал вопроса): Князь, вы игру забыли. Вы гнете не глядя. А любопытно вам Узнать, что сделал муж?... придрался к пустякам. 2, 4, 234

II. Повторы, служащие средством создания каламбуров: Казарин Что ж это? Шприх Анекдот! А дело вот в чём. Казарин Пропадай с делами, Арбенин, кажется, идёт. Шприх Нет никого – мне привезли недавно От графа Врути пять борзых собак. Казарин Твой анекдот, ей – богу, презабавный. Шприх Ваш брат охотник, вот купить бы славно! Казарин Итак, Арбенин – как дурак… Шприх Послушайте. Казарин Попал в впросак, обманут и осмеян явно, женитесь после этого. Шприх Ваш брат находке этой был бы рад. Казарин В женитьбе верность, счастье, всё враки – эй, не женися, Шприх. Шприх Да я давно женат. Послушайте, одна особенно вот вклад. Казарин Жена? Шприх Собака.

III. Соединение строф: Баронесса: Ах! Он проснулся, говорит. Арбенин: В бреду… Но успокойтесь, я сейчас пойду. 2, 1, 206 Слуга: Я перешарил всю карету-с. Арбенин: И не нашёл там! 1, 3, 194

Вывод: рассмотренные способы соединения реплик, взятые из разной речи, служат в большей своей части не просто скрепой смежных реплик, а оказываются сильным изобразительным средством. Они способствуют глубокому и тонкому выражению чувств героев, их взаимоотношений, усиливают драматическое напряжение пьесы. Вместе с тем они служат средством создания афористичности речи, углубляющей сатирическую струю драмы.

Список литературы. 1. Горшков А.И. Русская словесность: от слова к словесности. – Москва: просвещение, Лермонтов М.Ю. Стихотворения; Поэмы; Маскарад; Герой нашего времени.- Л.: Худож. лит., – 416 с. (Классики и современники. Русская классическая литература). 3. Львова С.И. Уроки словесности. – Москва: Дрофа, Нейман Б. Драматургия Лермонтова. «М.Ю.Лермонтов. Драмы», гос. изд. «Искусство», М-Л., Его же язык пьес Лермонтова, сб. ст. «Маскарад» Лермонтова», М-Л., изд. ВТО, 1941 и др. 6. Эйхенбаум Б.М. Литературная поэзия Лермонтова, «Статьи о Лермонтове», изд. АН СССР, М., 1961.