СИЛИНА ЛАДА ВЛАДИМИРОВНА, к.и.н., директор гимназии 1595 ЮВОУО ДО г. Москвы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Метапредметные и личностные компетенции 30 октября 2010.
Advertisements

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Педагогический совет «Социальное воспитание подрастающего поколения»
Сообщение: Формирование интеллектуальных компетенций учащихся через проектную деятельность в учебно- воспитательном процессе Учителя русского языка и литературы.
Педсовет Тема: Изменение функций современного учителя.
МБОУ гимназия 1 Педагогический совет «ФГОС: новые требования к педагогическим кадрам»
МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ»
«Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым,
Современные требования к профессионалу. Профессионал: - это социально и профессионально компетентный работник с хорошо выраженными профессионально важными.
Тема: Методы обучения с использованием модульных программ на компетентностной основе Преподаватель: Николаева В. И.
Мастер-класс 2011 Профессиональная компетентность педагога: понятие, сущность.
Основные идеи и приоритетные направления федеральной и региональной образовательной политики Лекция С.Л.Каганович,д.филол.н. зав.кафедрой теории и методики.
ТРАКТОВКА И ОТРАЖЕНИЕ В СТАНДАРТАХ Образование, ориентированное на компетенции.
Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся Маргорина А.В. - председатель школьного методического объединения.
Семинар на тему:. содействовать совершенствованию профессиональной компетентности педагогов для достижения более высокого качества образования путем овладения.
1 2 Новая цель российского образования Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и государства.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ - УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Транксрипт:

СИЛИНА ЛАДА ВЛАДИМИРОВНА, к.и.н., директор гимназии 1595 ЮВОУО ДО г. Москвы

«Учителя будущего будут знаниевыми работниками с умениями, эквивалентными другим знаниевым работникам, таким, как юристы, доктора, инженеры, менеджеры и консультанты. Они будут глубоко ознакомлены с аутентичными практиками профессиональных ученых естественников, историков, математиков или литературных критиков» The Schools of the Future, by R.Keith Sawyer, in Cambridge Handbook of The Learhing Sciences, Cambridge Univ, Press, 2006, p.572

Учитель должен стать советником учащегося. Он, как скульптор, должен постоянно видеть воплощаемый его усилиями образ ребенка, вовлеченного в проекты, аутентичную практику, ребенка, организующего и управляющего своей собственной обучающий деятельностью, сотрудничающего с товарищами и видящего в учителе помощника, а не инспектора и ментора. Проф. Л.Л. Любимов

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ Компетентностный подход в условиях обновления содержания образования: понятие, пути реализации, прогноз результатов. Образ педагога НАШЕЙ НОВОЙ ШКОЛЫ. Ключевые профессиональные компетентности учителя школы.

ПРИОРИТЕТЫ ШКОЛЫ XXI ВЕКА ВысокотехнологичнаяДобраяЭффективная

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Динамичность: единственной константной характеристикой современного общества является его постоянное изменение. Возрастающая роль информации, массив информационных потоков, необходимость анализа и отсечения ненужной информации. Глобализация всех сфер жизни: интеграция, взаимосвязь и взаимозависимость субъектов деятельности разных уровней.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ Оснащение молодых людей знаниями, умениями и навыками, необходимыми для жизни в современном мире. Включение молодых людей в социум: формирование системы ценностей, активной жизненной позиции, социальных навыков.

СЛОВАРЬ Компетентность – осведомлённость, авторитетность; Компетенция – круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий

ПОНЯТИЕ «КОМПЕТЕНЦИЯ» От лат. competo - добиваюсь, соответствую, подхожу. 1) «круг полномочий, представленный законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу»; 2) «знания и опыт в той или иной области»

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД Компетентность – характеристика человека, отражающая его владение знаниями, умениями, способами деятельности, а также готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА Ориентированное на компетенции образование (competence-based education – CBE) формировалось в 70-х годах в Америке в общем контексте предложенного Н. Хомским в 1965 году (Массачусетский университет) понятия «компетенция» применительно к теории языка, трансформационной грамматике. «… Мы проводим фундаментальное различие между компетенцией (знанием своего языка говорящим – слушающим) и употреблением (реальным использованием языка в конкретных ситуациях)».

Дж. Равен «Компетентность в современном обществе» г. – готовность и способность обучаться самостоятельно; – уверенность в себе; – самоконтроль; – адаптивность: отсутствие чувства беспомощности; – склонность к размышлениям о будущем: привычка к абстрагированию; – внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей; – самостоятельность мышления, оригинальность; – критическое мышление; – готовность решать сложные вопросы; – готовность работать над чем-либо спорным и вызывающим беспокойство; – способность к совместной работе ради достижения цели; – способность побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели; – способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят.

Н.В. Кузьмина. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения» г. 1. Специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины. 2. Методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений у учащихся. 3. Социально-психологическая компетентность в области процессов общения. 4. Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направлений учащихся. 5. Аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности.

Образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» 28 мая 2009 года в Большом зале Департамента образования города Москвы прошла Городская научно-практическая конференция «Современная школа сегодня и завтра». ВЫСТУПЛЕНИЕ В.В.РУБЦОВА, ректора МГППУ НА ТЕМУ «Психологическая подготовка учителя для «новой школы»

НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ (мнение педагогов и управленцев по результатам мониторинга Федерации психологов образования РФ) [1] XXI Владение современными технологиями развивающего образования, определяющими новые параметры школы XXI в. Приоритет антропоцентрического подхода к процессу обучения и воспитания детей и молодежи, ориентированного на развитие креативной личности. Способность «видеть» многообразие учащихся, учитывать в учебно-воспитательном процессе возрастные индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей (одаренных, девиантных и делинквентных детей, с ограниченными возможностями здоровья, с задержками в развитии и др.) и реагировать на их потребности. 16

Способность общаться с другими участниками образовательного процесса. Способность улучшать среду обучения, проектировать психологически комфортную образовательную среду. Умение применять здоровьесберегающие технологии. Способность сопровождать профессиональную карьеру молодого человека. 17 НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ (мнение педагогов и управленцев по результатам мониторинга Федерации психологов образования РФ) [2]

СДВИГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ «ЗНАЮ КАК» УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАТОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИК ЭКСПЕРТ СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМАНДНЫЙ Содержание образования: «знаю, что» Форма образования: обучение Позиция учителя: транслятор наставник судья Позиция ученика: объект обучения Стиль управления школой: административно-командный

Роль учителя – супервайзера. Целеполагание: «проблематизатор». Исследование: «ресурс». Программирование: «провокатор». Планирование: «оппонент». Создание продукта: «помощник». Презентация: «критик». Оценивание: «эксперт». Рефлексия: «никто».

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ Единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности (Т.М. Сорокина). Совокупность определённых качеств (свойств) личности с высоким уровнем профессиональной подготовленности к педагогической деятельности и эффективному взаимодействию с учащимися в образовательном процессе (М.И. Лукьянова).

Типологизация А.В. Хуторского КлючевыеОбщепредметныеПредметные

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ 1. Ценностно-смысловая компетенция. 2. Общекультурная компетенция. 3. Учебно-познавательная компетенция. 4. Информационная компетенция. 5. Коммуникативная компетенция. 6. Социально-трудовая компетенция. 7. Компетенция личностного самосовершенствования.

ЧТО НОВОГО ВНЁС В.Н. ВВЕДЕНСКИЙ? Регулятивная компетентность педагога предполагает наличие у него умений управлять собственным поведением. Она включает: целеполагание, планирование, мобилизацию и устойчивую активность, оценку результатов деятельности, рефлексию. Интеллектуально-педагогическую компетенцию автор рассматривает как комплекс умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации, как качества интеллекта: аналогия, фантазия, гибкость и критичность мышления

Система – это совокупность компонентов, связанных между собой так, что образуется целое, обладающее свойствами, отличными от свойств его составляющих. Владение приемами личностного саморазвития и самоопределения; Владение приёмами самореализации и развития в рамках профессии. Владение совместной профессиональной деятельностью, сотрудничеством, социальной ответственностью за результаты своего труда; Владение профессиональной деятельностью на высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие; СпециальнаяСоциальная Личностная Индивиду- альная

ОБЩИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ Социально- адаптивная Информационно- технологическая КоммуникативнаяКогнитивная

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ «Учитель, перестающий работать над собой, теряет право на звание учителя» (К.Д. Ушинский). Рефлексия Приобретение и использование навыков саморегуляции Приобретение новых знаний о профессии и мире

РЕФЛЕКСИЯ В переводе с латинского – «обращение назад», процесс самопознания человеком внутренних психических аспектов и состояний. 1 Сосредоточенность 2 Самоуглублённость 3 Акцент на свои действия и эмоции

ИЗМЕНЕНИЕ ФИЛОСОФИИ УЧИТЕЛЯ КОГО Я УЧУ? ЧЕМУ Я УЧУ? КАК Я УЧУ? КАКОВА МОЯ РОЛЬ В КЛАССЕ? НА КАКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Я МОГУ РАССЧИТЫВАТЬ? КАКОВЫ РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ?

ТЕХНОЛОГИИ РЕФЛЕКСИИ СИНКВЕЙ. МЕТОД «СИНЕКТИКА». СМЫСЛОВОЙ ФРЕЙМ- РАМКА.

«THINKWAY» Пишем синквей (от англ. «путь мысли») Правила написания синквейя: 1.Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь. 2.Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета. 3.Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия. 4.Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту. 5.Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.

ПРИМЕР УРОК. ДИНАМИЧНЫЙ, ИНТЕРЕСНЫЙ. АКТИВИЗИРУЕТ, НАСЫЩАЕТ, РАЗВИВАЕТ. НАЧИНАЕШЬ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В МИРЕ. ПОНИМАНИЕ!

ВАШ СИНКВЕЙ УЧИТЕЛЬ.

Слово "синектика" – греческого происхождения и буквально означает соединение воедино различных, зачастую очевидно не совместимых элементов. Синектика была разработана в конце 1950-х - начале 60-х гг. американским психологом У. Гордоном на основе применения метода групповой генерации идей, получившего название "мозговая атака" или мозговой штурм г. в США вышла книга Уильяма Гордона "Синектика: развитие творческого воображения".

1) ШКОЛААВТОМОБИЛЬ 2) УЧИТЕЛЬВОДИТЕЛЬ (ИНСТРУКТОР) 3) УЧЕНИКВОДИТЕЛЬ (УЧЕНИК) 4) УРОКВОЖДЕНИЕ, РЕМОНТ, СОРЕВНОВАНИЕ-АВТОГОНКИ 5) ТЕХНОЛОГИИ, ПРИЕМЫ, МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНСТРТАЖ, ВОЖДЕНИЕ 6) ОБРАЗОВАНИЕУЧЕНИК-ТАКСИСТ

1) ШКОЛААВТОМОБИЛЬ 2) УЧИТЕЛЬсцепление 3) УЧЕНИКпедаль газа и тормоза 4) УРОКдвижение автомобиля 5) ТЕХНОЛОГИИ, ПРИЕМЫ, МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ последовательность действий 6) ОБРАЗОВАНИЕкак процесс – взаимодействие; как результат – доехали до места

1) ШКОЛА 2) УЧИТЕЛЬ 3) УЧЕНИК 4) УРОК 5) ТЕХНОЛОГИИ, ПРИЕМЫ, МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ 6) ОБРАЗОВАНИЕ

1) ШКОЛАРЕСТОРАН 2) УЧИТЕЛЬПОВАР 3) УЧЕНИКСОАВТОР БЛЮДА 4) УРОККАСТРЮЛЯ 5) ТЕХНОЛОГИИ, ПРИЕМЫ, МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИПРАВЫ 6) ОБРАЗОВАНИЕБЛЮДО

ФРЕЙМ-РАМКА ? ? ?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Алексеева Л.П., Шаблыгина Н.С. Преподавательские кадры: состояние и проблемы профессиональной компетентности. – М.: НИИВО, Бездухов В.П., Мишина С.Е., Правдина О.В. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя. – Самара, Зимняя И.А. Иерархическо-компонентная структура воспитательной деятельности // Сб. Воспитательная деятельность как объект анализа и оценивания/Под общ. ред. И.А. Зимней. – М., Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. – М., Кузьмина Н.В. (Головко-Гаршина). Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. – М., Любимов Л.Л. Кадровая перезагрузка школы как национальный императив. Проект нового государственного стандарта должен ставить вопрос об адекватных ему требованиях к потенциалу учителя // УЧИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА от 10 февраля. Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя //Советская педагогика Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., Митина Л.М. Психология профессионального развития. – М., Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М., Равен Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. – М., (англ. 1984). Татур Ю.Г. Образовательная система России. Высшая школа. – М., Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. – М., 1972 (англ. 1965). Хуторской А.В. (редактор составитель). Общепредметное содержание образовательных стандартов. Проект «Стандарт общего образования». – М., 2002.