Педагогический проект «Исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий» Автор проекта: Павлова Н.Б. Автор проекта:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном.
Advertisements

Малетина Елена Петровна. Учитель биологии высшей квалификационной категории МОУ Борисоглебская СОШ 5. Окончила Воронежский государственный университет,
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Формирование ключевых компетентностей через проектно – исследовательскую деятельность Подготовила : учитель начальных классов МКОУ ТСОШ 6 Северова Н. А.
«Образовательная программа педагога – средство подготовки учителя к педагогическому проектированию» «Расскажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗА. ДИРЕКТОРА ПО УВР ОРЛОВОЙ Т.Ю. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
Активизация познавательной деятельности на уроках окружающего мира. Анохина Ольга Евгеньевна, учитель начальных классов МБОУ Чертковская СОШ 1.
Нормативно-правовая база инновационного проекта Инновационный образовательный проект «Использование инновационных технологий на уроках биологии как средство.
«Роль внеурочной деятельности в развитии мотивации личности к познанию и творчеству»
«Научно- исследовательская работа и проектная деятельность обучающихся как метод обучения» Педагогический совет Перегребинская СОШ 2.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. неполное использование возможностей учреждений дополнительного образования детей для выявления и дальнейшего развития детской одарённости;
Учитель химии МОУ « Гимназия 150» Богданова С. А..
«Научно-исследовательская деятельность учителя и учащихся » Выполнил: Выполнил: Пархоць К.А., учитель Пархоць К.А., учитель английского языка английского.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Ведерникова Наталья Ивановна, учитель истории и обществознания Муниципальное общеобразовательное учреждение «Парбигская средняя общеобразовательная школа»
Проектная деятельность в МОУ «Чебеньковская СОШ».
Важнейшие источники развития системы образования Достижения современной педагогической, психологической и управленческой науки; Синтез научных знаний,
Приоритеты математического образования – это развитие способностей к: 1 логическому мышлению, коммуникации и взаимодействию на широком математическом.
Защита Защита реферата реферата. Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью Знание только тогда знание, когда.
Транксрипт:

Педагогический проект «Исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий» Автор проекта: Павлова Н.Б. Автор проекта: Павлова Н.Б. учитель биологии учитель биологии МОУ Горельская сош МОУ Горельская сош Тамбовского района Тамбовского района

Актуальность проекта Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Стандарт основного общего образования требует овладения опытом разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), познания и самопознания; умения решать различные практические задачи. Поэтому в настоящее время речь идет о построении учебного процесса на базе исследовательской, поисковой деятельности. С точки зрения развивающего эффекта исследовательская деятельность располагает большим потенциалом. Стандарт основного общего образования требует овладения опытом разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), познания и самопознания; умения решать различные практические задачи. Поэтому в настоящее время речь идет о построении учебного процесса на базе исследовательской, поисковой деятельности. С точки зрения развивающего эффекта исследовательская деятельность располагает большим потенциалом.

Новизна опыта Дополнение программы по биологии с учетом индивидуальных, возрастных особенностей учащихся, а также с учетом оснащения материально- технической базы Дополнение программы по биологии с учетом индивидуальных, возрастных особенностей учащихся, а также с учетом оснащения материально- технической базы Использование современных компьютерных технологий Использование современных компьютерных технологий Исследовательская и проектная деятельность на уроках и во внеклассной деятельности. Подготовка и организация проектов: Исследовательская и проектная деятельность на уроках и во внеклассной деятельности. Подготовка и организация проектов: «Экологическая тропа» «Экологическая тропа» «Святой источник» «Святой источник» «Природа – бесценный дар, один на всех» «Природа – бесценный дар, один на всех» «Исследование Горельского леса» (животный и растительный мир, грибы, болезни леса, ресурсы леса). «Исследование Горельского леса» (животный и растительный мир, грибы, болезни леса, ресурсы леса). «Экологическое состояние и охрана природы Тамбовской области» : «Экологическое состояние и охрана природы Тамбовской области» : «Мониторинг водной среды р. Цна» «Мониторинг водной среды р. Цна» «Мониторинг воздуха в с. Горелое» «Мониторинг воздуха в с. Горелое» Буклеты Буклеты Газеты Газеты Дидактический материал (разработки уроков, тесты, кроссворды) Дидактический материал (разработки уроков, тесты, кроссворды)

Противоречие В современной теории и практике существует противоречие между объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми обществом к уровню универсальных учебных действий (компетенций), с одной стороны, и недостаточной подготовкой учителя по формированию универсальных действий, с другой стороны. В современной теории и практике существует противоречие между объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми обществом к уровню универсальных учебных действий (компетенций), с одной стороны, и недостаточной подготовкой учителя по формированию универсальных действий, с другой стороны.

Проблемы Ограниченность времени на освоение объемных школьных программ. Ограниченность времени на освоение объемных школьных программ. Низкий уровень умений работать с учебником и другой научной литературой у учащихся среднего и старшего звена. Низкий уровень умений работать с учебником и другой научной литературой у учащихся среднего и старшего звена. Снижение мотивации к изучению предмета. Снижение мотивации к изучению предмета.

Объект и предмет исследования Объект исследования: процесс формирования универсальных учебных действий. процесс формирования универсальных учебных действий. Предмет исследования: влияние организации УВП на основе исследовательской деятельности на повышение качества знаний, мотивации обучающихся и формирование универсальных учебных действий.. влияние организации УВП на основе исследовательской деятельности на повышение качества знаний, мотивации обучающихся и формирование универсальных учебных действий..

Гипотеза Можно предположить, что организация УВП на основе исследовательской деятельности на уроках биологии и во внеурочное время обеспечит: Можно предположить, что организация УВП на основе исследовательской деятельности на уроках биологии и во внеурочное время обеспечит: Доступность и понимание учебного материала; Доступность и понимание учебного материала; повышение внутренней мотивации учащихся; повышение внутренней мотивации учащихся; более высокое качество знаний обучающихся по биологии; более высокое качество знаний обучающихся по биологии; В результате использования результатов исследований, обучающиеся начнут свободно ориентироваться в учебном материале, научатся выделять главное, будут лучше запоминать изучаемый материал. В результате использования результатов исследований, обучающиеся начнут свободно ориентироваться в учебном материале, научатся выделять главное, будут лучше запоминать изучаемый материал.

Цели и задачи Цель: обоснование и экспериментальная проверка исследовательской деятельности в образовании как средства формирования универсальных учебных действий на уроках биологии. Цель: обоснование и экспериментальная проверка исследовательской деятельности в образовании как средства формирования универсальных учебных действий на уроках биологии. Задачи: Задачи: показать, что способ предоставления знаний в виде организации исследований – объективная инновация, вызванная необходимостью интенсифицировать учебный процесс; показать, что способ предоставления знаний в виде организации исследований – объективная инновация, вызванная необходимостью интенсифицировать учебный процесс; научить самостоятельно искать и перерабатывать информацию и обмениваться ею; научить самостоятельно искать и перерабатывать информацию и обмениваться ею; способствовать формированию устойчивого интереса к предмету; способствовать формированию устойчивого интереса к предмету; внести вклад в воспитание личности, способной к самообразованию и адаптированной в современном обществе внести вклад в воспитание личности, способной к самообразованию и адаптированной в современном обществе

Участники и сроки реализации проекта Участники: Участники: обучающиеся 7-11-х классов. обучающиеся 7-11-х классов. Сроки реализации: Сроки реализации: годы годы.

Прогнозируемый результат Повышение качества знаний в достаточно короткие сроки и, как результат повышение интереса к предмету и уровня мотивации обучающихся. Повышение качества знаний в достаточно короткие сроки и, как результат повышение интереса к предмету и уровня мотивации обучающихся. В результате использования в обучении результатов исследований, обучающиеся начнут свободнее ориентироваться в учебном материале, научатся практически применять изучаемые знания, решать многообразные проблемы, действовать продуктивно и использовать знания для решения проблемных ситуаций, жизненных задач. В результате использования в обучении результатов исследований, обучающиеся начнут свободнее ориентироваться в учебном материале, научатся практически применять изучаемые знания, решать многообразные проблемы, действовать продуктивно и использовать знания для решения проблемных ситуаций, жизненных задач.

Теоретическая база проекта Инновационный процесс распространения исследовательской деятельности в педагогике закономерен: об использовании исследований и их эффективности писали Н.П. Гузик, Н.П. Шаталов, Г.К. Селевко, В.В.Гузеев, Т.В. Щукина и другие; Инновационный процесс распространения исследовательской деятельности в педагогике закономерен: об использовании исследований и их эффективности писали Н.П. Гузик, Н.П. Шаталов, Г.К. Селевко, В.В.Гузеев, Т.В. Щукина и другие;

Теоретическая база проекта Одной из главных задач развития познавательной активности учащихся в процессе образования является организация детской научно-исследовательской деятельности. Одной из главных задач развития познавательной активности учащихся в процессе образования является организация детской научно-исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность Учебно- образовательная деятельность Внеклассная деятельность Классные часы Кружки Экологические праздники Экскурсии Самостоятельное проведение исследований Уроки биологии Уроки экологии человек растения Общая биология животные Научно-практическая конференция Теоретическая база проекта

Стадии исследования Содержание Подготовка прием «мозговой штурм», определение темы и цели проекта, подбор рабочей группы. Планирование определение источников необходимой информации, способов сбора и анализа информации, способа представления результатов, распределение обязанностей членов рабочей группы. Собственно исследование сбор и уточнение информации, интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, поэтапное выполние задач проекта. Представление (защита) проекта и оценка его результатов. устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет, рефераты, буклеты, презентации

Теоретическая база проекта В результате при проведении исследований каждый ученик самостоятельно добывает необходимые знания, а не получает их в готовом виде, самостоятельно изучает и описывает те сведения и наблюдения, которые он наравне с другими получает в ходе исследования. Учащимся принадлежит ведущая роль в принятии решений о выборе способов работы с материалом, материалы работ побуждают учащихся самостоятельно выдвигать идеи, делать собственные выводы. Использование такого подхода в обучении позволяет строить взаимодействие по схеме: учитель – исследование – ученик. При этом учитель становится координатором, методологом, а функция ученика приобретает характер внутреннего диалога с источником и результатами исследования. В результате при проведении исследований каждый ученик самостоятельно добывает необходимые знания, а не получает их в готовом виде, самостоятельно изучает и описывает те сведения и наблюдения, которые он наравне с другими получает в ходе исследования. Учащимся принадлежит ведущая роль в принятии решений о выборе способов работы с материалом, материалы работ побуждают учащихся самостоятельно выдвигать идеи, делать собственные выводы. Использование такого подхода в обучении позволяет строить взаимодействие по схеме: учитель – исследование – ученик. При этом учитель становится координатором, методологом, а функция ученика приобретает характер внутреннего диалога с источником и результатами исследования.

Этапы реализации проекта Подготовительный – актуализация темы проекта, определение целей и задач. Подготовительный – актуализация темы проекта, определение целей и задач. Исследовательский – изучение теоретической базы и научной литературы; знакомство с передовым опытом; отбор технологий; подбор материала. Исследовательский – изучение теоретической базы и научной литературы; знакомство с передовым опытом; отбор технологий; подбор материала. Внедренческий – разработка и применение исследований разного типа на уроках и во внеурочной деятельности в 7-9 классах;. Внедренческий – разработка и применение исследований разного типа на уроках и во внеурочной деятельности в 7-9 классах;. Аналитический – анализ проделанной работы; выявление наиболее эффективных приемов и методов; обобщение опыта; подведение итогов. Аналитический – анализ проделанной работы; выявление наиболее эффективных приемов и методов; обобщение опыта; подведение итогов.

Педагогические технологии Информационно – коммуникационные технологии. Информационно – коммуникационные технологии. Технология тестового контроля. Технология тестового контроля. Личностно – ориентированные технологии. Личностно – ориентированные технологии.

Методы и приемы словесные, наглядные и практические методы (аспект передачи и восприятия учебной информации; рассказ, лекция, семинар, беседа); словесные, наглядные и практические методы (аспект передачи и восприятия учебной информации; рассказ, лекция, семинар, беседа); репродуктивные и проблемно-поисковые методы (аспект мышления). репродуктивные и проблемно-поисковые методы (аспект мышления). методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя (аспект управления обучением). методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя (аспект управления обучением).

Формы работы фронтальная, фронтальная, коллективная, коллективная, групповая, групповая, индивидуальная. индивидуальная.

Продукты проекта Выступления на педагогических советах и научно – практических конференциях различного уровня. Выступления на педагогических советах и научно – практических конференциях различного уровня. Дидактический материал. Дидактический материал. Разработки уроков. Разработки уроков. Буклеты Буклеты Презентации Презентации Творческие отчеты Творческие отчеты

Методы диагностики Опрос. Опрос. Самодиагностика. Самодиагностика. Тестирование. Тестирование. Анкетирование. Анкетирование.

Результаты диагностики Диаграмма качества знаний по биологии Диаграмма качества знаний по биологии за три года за три года (средние показатели по школе). (средние показатели по школе).

Результаты диагностики Диагностика качества знаний по классам за три года. Диагностика качества знаний по классам за три года.

Результаты диагностики Учебно-организационные умения Учебно-организационные умения

Развитие уровня мотивации ( по данным психологического обследования ) На уроках биологии происходит динамическое снижение стрессового состояния у обучающихся,что благотворно сказывается на мотивации их обучения и их психофизическом развитии в целом.

Анализ уровня познавательного интереса обучающихся за период учебные годы. Уровень познавательного интереса на уроках биологии является достаточно устойчивым и имеет тенденцию к динамическому росту. Значительно снижается процент детей с низким уровнем развития познавательного интереса.

Результаты по развитию интереса к биологии ( Анкетирование ) Средние показатели по школе

Эффективность проекта Результаты свидетельствуют о достаточной эффективности работы. Результаты свидетельствуют о достаточной эффективности работы. В результате использования в обучении исследований, обучающиеся начинают свободнее ориентироваться в учебном материале, учатся выделять главное, классифицируют элементы знаний, лучше запоминают формулы и формулировки. В результате использования в обучении исследований, обучающиеся начинают свободнее ориентироваться в учебном материале, учатся выделять главное, классифицируют элементы знаний, лучше запоминают формулы и формулировки.

Выводы Результаты, полученные в ходе реализации проекта, подтвердили гипотезу о том, что применение исследовательской деятельности при организации УВП способствует формированию универсальных учебных действий. Результаты, полученные в ходе реализации проекта, подтвердили гипотезу о том, что применение исследовательской деятельности при организации УВП способствует формированию универсальных учебных действий. Анализ и обобщение опыта использования исследований приводят к выводу, что их применение, во-первых, способствует развитию памяти и внимания, повышает скорость восприятия и запоминания; во-вторых, способствует развитию системного мышления, умений выполнять разнообразные интеллектуальные операции; в-третьих, позволяет создавать более четкие структурно-логические схемы, что в свою очередь создает условия для оптимизации содержания учебной дисциплины. Анализ и обобщение опыта использования исследований приводят к выводу, что их применение, во-первых, способствует развитию памяти и внимания, повышает скорость восприятия и запоминания; во-вторых, способствует развитию системного мышления, умений выполнять разнообразные интеллектуальные операции; в-третьих, позволяет создавать более четкие структурно-логические схемы, что в свою очередь создает условия для оптимизации содержания учебной дисциплины. Систематическая организация исследований формирует запас слов, развивает память, аналитическое мышление, способствует развитию природоведческих компетентностей, Систематическая организация исследований формирует запас слов, развивает память, аналитическое мышление, способствует развитию природоведческих компетентностей, У учителя появляется значительный резерв времени, который он может использовать на изучение современных вопросов биологии. У учителя появляется значительный резерв времени, который он может использовать на изучение современных вопросов биологии.

Результативность Организовано участие детей как в конкурсах, проводимых в школе, так и в районе. Организовано участие детей как в конкурсах, проводимых в школе, так и в районе. Исследование «Святой источник» было представлено на региональном конкурсе «Родник – источник жизни», где заняли призовое место в номинации «Исследование воды в источнике». В газете «Притамбовье» были напечатаны стихи о Святом колодце. Выпускница школы Н.Колмакова написала стихотворение «Горельские родники», Е. Маняхина – « Село ты моё родниковое». Исследование «Святой источник» было представлено на региональном конкурсе «Родник – источник жизни», где заняли призовое место в номинации «Исследование воды в источнике». В газете «Притамбовье» были напечатаны стихи о Святом колодце. Выпускница школы Н.Колмакова написала стихотворение «Горельские родники», Е. Маняхина – « Село ты моё родниковое». Научно-исследовательская работа «Природа – бесценный дар, один на всех» была представлена на конкурс «Зеленая планета», где была отмечена Почетной грамотой. Научно-исследовательская работа «Природа – бесценный дар, один на всех» была представлена на конкурс «Зеленая планета», где была отмечена Почетной грамотой. Созданы презентации по разным темам и различного рода печатные материалы. Созданы презентации по разным темам и различного рода печатные материалы. Отчёт по проводимой исследовательской работе был представлен на районном семинаре по теме « Формирование основных компетентностей обучающихся в организации исследовательской деятельности». Красной нитью доклада « Формирование ключевых компетенций обучающихся в условиях работы разновозрастной группы « Юный эколог» было формирование учебных, исследовательских и коммуникативных компетенций, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Отчёт по проводимой исследовательской работе был представлен на районном семинаре по теме « Формирование основных компетентностей обучающихся в организации исследовательской деятельности». Красной нитью доклада « Формирование ключевых компетенций обучающихся в условиях работы разновозрастной группы « Юный эколог» было формирование учебных, исследовательских и коммуникативных компетенций, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе. По реализации данной проблемы выступала на заседании КМО учителей естественно - научного цикла МОУ Горельская сош, на школьной научно-практической конференции «Знание- сила», «Земля наш общий дом». Выступала с докладом на районной научно-практической конференции « Инновационная деятельность педагога – основа развития современной школы».( 2010 год), школьных педсоветах « Творческий подход к организации воспитательного процесса», « Создание на уроке и во внеурочной деятельности условий для развития мотивации успеха к учебно- познавательной деятельности», на КМО учителей естественно-научного цикла, на родительских собраниях, тематических вечерах. По реализации данной проблемы выступала на заседании КМО учителей естественно - научного цикла МОУ Горельская сош, на школьной научно-практической конференции «Знание- сила», «Земля наш общий дом». Выступала с докладом на районной научно-практической конференции « Инновационная деятельность педагога – основа развития современной школы».( 2010 год), школьных педсоветах « Творческий подход к организации воспитательного процесса», « Создание на уроке и во внеурочной деятельности условий для развития мотивации успеха к учебно- познавательной деятельности», на КМО учителей естественно-научного цикла, на родительских собраниях, тематических вечерах.

Используемые ресурсы Литература. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М.: Сентябрь, Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М.: Сентябрь, Казаренков В.И. Внеурочные занятия школьников по учебным предметам // Учебное пособие. Ростов н/Д: Издательство Ростовского государственного педагогического университета, Казаренков В.И. Внеурочные занятия школьников по учебным предметам // Учебное пособие. Ростов н/Д: Издательство Ростовского государственного педагогического университета, Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, Ланина И.Я. Не уроком единым… М.: Просвещение, Ланина И.Я. Не уроком единым… М.: Просвещение, Леонтович А.В., Саввичев А.С. Рекомендации по написанию исследовательских работ. В кн.: Материалы Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. М., Леонтович А.В., Саввичев А.С. Рекомендации по написанию исследовательских работ. В кн.: Материалы Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. М., Отчет о научно-исследовательской работе. Общие требования и правила оформления. ГОСТ Введ М., Отчет о научно-исследовательской работе. Общие требования и правила оформления. ГОСТ Введ М., Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.. М., Издательский центр Академия, Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.. М., Издательский центр Академия, Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов. - «Директор школы» 1998, 4. Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов. - «Директор школы» 1998, 4. Гурова, Л.Л. Процессы понимания в развитии мышления // Вопросы философии, С. 37 – 42. Гурова, Л.Л. Процессы понимания в развитии мышления // Вопросы философии, С. 37 – Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. М.: Просвещение, – 399 с. 4. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. М.: Просвещение, – 399 с. Интернет – ресурсы

Спасибо за внимание!