Элективные курсы в предпрофильной подготовке (9-ый класс) и в профильном обучении (10-11-й классы) Презентацию приготовила методист по химии МОУ ЦИМПО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Элективные курсы в предпрофильной подготовке и в профильном обучении. Разработка программы элективного курса. Елена Владимировна Кучковская Институт повышения.
Advertisements

Элективные курсы в предпрофильной подготовке (8-9-й классы) и в профильном обучении (10-11-й классы) Разработка программы элективного курса. Автор Жильцова.
набор предлагаемых курсов должен носить вариативный характер; Возможность менять наполнение индивидуального учебного плана курсами по выбору как минимум.
ЭЛЕКТИВНЫЕ ОРИЕНТАЦИОННЫЕ КУРСЫ В ПРОФИЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ Составитель : Александрова А. Г.
Примерные методические рекомендации по составлению рабочей программы педагога учебный год Консультант Комитета образования Солдатова Е.В.
Рекомендации к составлению программ элективных курсов.
Организация профильного обучения в школе. Профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка – это две главные части одной системы – подготовки.
2011 – 2012 учебный год РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ.
Филонова Л.В., зав.кафедрой теории и методики обучения и информатике Амурского областного ИРО.
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС Программа элективного курса : требование по оформлению и содержанию.
«Элективный» (Еlectus- латинский)- избранный, отобранный.
Составление основной образовательной программы школы и рабочих программ по предметам.
"Учитель есть помощник природы, а не её владыка, её образователь, а не преобразователь". Я. А. Коменский.
Ю.С.Шапакина, руководитель структурного подразделения перспективных образовательных технологий Учебно-методического центра Солнечногорск 2007.
Содержание и структура рабочей программы педагога Каюкова Т.В. учитель математики «Лицея математики и информатики» Кировского района г. Саратова.
Как составить элективный курс Методические рекомендации.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Методические рекомендации к составлению рабочей программы Подготовлена Куконковой С.А., учителем истории и обществознания МБОУ.
Рабочая программа как нормативный документ в педагогической практике учителя.
Смысло-ориентированные предметы Эти предметы потенциально богаты содержанием, помогающим вписать личность в национальный и мировой культурный процесс,
Рабочая учебная программа по предмету Нормативно-правовое обеспечение – Закон РФ «Об образовании» В соответствии со ст. 32 образовательное учреждение разрабатывает.
Транксрипт:

Элективные курсы в предпрофильной подготовке (9-ый класс) и в профильном обучении (10-11-й классы) Презентацию приготовила методист по химии МОУ ЦИМПО Жильцова М.Ю. Разработка программы элективного курса.

Элективные курсы: понятие, виды, задачи и особенности. Понятие «элективный» (от лат. Electus – избранный) избирательный. Элективные курсы – это обязательные для посещения курсы по выбору учащихся. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана.

Особенности курсов по выбору в предпрофильной подготовке (9-ом классе) Основная функция курсов по выбору профориентационная Их число должно быть избыточным по сравнению с тем количеством элективных курсов, которые обязан выбрать учащийся Они должны носить краткосрочный характер ( Оптимальная продолжительность элективного курса в предпрофильной подготовке 8-12 часов. Максимальная - 34 часа)

Курсы по выбору в предпрофильной подготовке предметно- ориентированные ( пробные ) межпредметные (ориентационные)

Предметно-ориентированные курсы решают следующие задачи: Реализация учеником интереса к учебному предмету Уточнение готовности и способности осваивать предмет на повышенном уровне Создание условий к сдаче экзаменов по выбору, то есть к наиболее вероятным предметам будущего профилирования.

Задачи межпредметных (ориентационных) курсов: Создание базы для ориентации учеников в мире современных профессий. Ознакомление на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям. Поддерживание мотивации к тому или иному профилю.

Особенности курсов по выбору в профильной школе (в х классах) В х классах количество элективных курсов определено учебным планом для каждого профиля Набор элективных курсов на основе базисного учебного плана определяется самой школой.

БАЗОВЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОФИЛЬНЫЕ ЭЛЕКТИВНЫЕ МАТЕМАТИКА РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ИНТЕГРИРОВАННЫЕ КУРСЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КУРС ЕСТЕСТВOЗНАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО НАУЧНЫЙ ПРОФИЛЬ ФИЛОЛОГИ ЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ РУССКИЙ, ЛИТЕРАТУРА ИН. ЯЗЫКИ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕС КИЙ ПРОФИЛЬ ПРАВО ЭКОНОМИКА Обязательны во всех профилях Повышенный уровень, определяет направленность профиля Обязательные по выбору, входят в состав профиля, выполняют любые из 3-х функций Дополнение содержания профильного курса Развитие содержания одного из базисных курсов Удовлетворение познавательных интересов, выходящих за рамки профиля 50%30% 20% БИОЛОГИЯ ХИМИЯ ФИЗИКА

? ? ? ЭЛЕКТИВНЫЕ ПРОФИЛЬНЫЕ БАЗОВЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РАЗНООБРАЗНАЯКОМБИНАЦИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ТРЕХ ОСНОВНЫХ ТИПОВ РАЗНООБРАЗНАЯКОМБИНАЦИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ТРЕХ ОСНОВНЫХ ТИПОВ ИЗУЧЕНИЕ ОДНОГО-ДВУХ ПРЕДМЕТОВ ПО УГЛУБЛЁННЫМ ПРОГРАММАМ

Элективные курсы в х классах выполняют три основные функции: «надстраивают» профильный курс, когда такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным; развивают содержание одного из базисных курсов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ по выбранному предмету на профильном уровне; способствуют удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.

типы элективных курсов в профильной школе: Предметные курсы, задача которых – углубление и расширение знаний по предметам, входящим в базисный учебный план школы. Межпредметные элективные курсы, задача которых – интеграция знаний учащихся о природе и обществе. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план по профилю обучения.

Элективный курс в профильной школе Может быть краткосрочен от 24 часов Оптимальная продолжительность элективного курса в профильной школе составляет от 36 до 72 часов

Технология разработки программы элективного курса для предпрофильной подготовки и профильной школы

Понятие о программеФункции программы Программа – это средство перевода научных знаний и опыта практических действий в плоскость освоения учащимися (В.В. Давыдов) Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание ЗУН по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей, с указанием последовательности тем, вопросов и количество времени на их изучение Делает научные знания предметом учебной деятельности (отбираем, структурируем) Является средством достижения целей образования. Это механизм их достижения Средство контроля, позволяет установить достижимость результатов.

источники программы:

Ограничения, связанные с разработкой и реализацией программы элективного курса 1. Частные и общие цели ( программы предпрофильной подготовки должны соответствовать целям предпрофильной подготовки ) 2. Исходный уровень подготовки учащихся ( должен быть сделан анализ ) 3. Внешними требованиями ( органы управления образованием ) ИТАК, содержание программы определяется: разработанностью теории вопроса; наличием опыта; ограничениями

Структурные элементы программы элективного курса : Титульный лист Пояснительная записка (ее еще называют объяснительной Структура курса Содержание курса Учебно-тематический план Учебно-методическое обеспечение Список литературы, который использовался при составлении программы Приложения

1. Титульный лист включает: - наименование образовательного учреждения; - название элективного курса; - класс, на который рассчитана программа; - ФИО, должность автора программы; - название города, населенного пункта; - год разработки программы.

Негосударственноеобразовательное учреждение «Лицей 36 ОАО «РЖД» «Роль русских ученых в развитии химии» Программа элективного курса по химии для 9 класса предпрофильной подготовки Составитель: Жильцова М.Ю., учитель химии НОУ «Лицей 36 ОАО «РЖД» Иркутск

ПАСПОРТ на программу элективного курса I.Раздел (заполняется автором программы). а)_____________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество автора; учреждение, адрес, телефон) ______________________________________________________________________ б)_____________________________________________________________________ (Название программы, образовательная область, предмет, кол-во часов) ______________________________________________________________________ в)_____________________________________________________________________ (для каких классов предназначена программа, направленность программы) ______________________________________________________________________ г) ____________________________________________________________________ (на базе какого ОУ программа используется) ______________________________________________________________________ д) _____________________________________________________________________ (авторская оценка программы, на базе каких образовательных программ/ пособий составлена) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ II. Раздел (заполняется администрацией образовательного учреждения). ________________________________________________________________________ (оценка программы администрацией ОУ, ее востребованность в ОУ) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ М.П. Рук-ль ОУ:__________________________________ «_____»___________ 200__г. III.Раздел (заполняется методической службой городского управления образования) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ М.П. Директор МУ ЦИМПО ___________________ Яловицкая Н.И. «____»_________200__ г.

2. Пояснительная записка (ее еще называют объяснительной). Пояснительная записка предшествует изложению основного содержания работы. По сути, это маленькое введение В этой части программы необходимо обосновать ее роль в развитии личности, с учетом общих целей предпрофильной подготовки или профильного обучения

В предпрофильной подготовке – это может быть: Сформировать способность делать самостоятельный выбор и готовность нести ответственность за свой выбор. Способствовать самоопределению и повышению мотивации к собственной учебной деятельности. Способствовать выбору профиля обучения.

В пояснительной записке необходимо обосновать актуальность, важность и значимость курса Автору нужно указать целесообразность программы такого рода в масштабах страны, в условиях местной специфики и в условиях конкретного ОУ. В нескольких предложениях должен быть максимально полно аргументирован выбор тематики и содержания предлагаемого курса.

В пояснительной записке следует сформулировать: цель как предполагаемый конечный результат его освоения задачи (т.е. с помощью чего будет достигнута поставленная цель). Задачи могут быть сформулированы как этапы достижения цели, как направления по ее реализации или как то и другое одновременно. В задачах не нужно использовать такие глаголы как: улучшать, усилить, сформировать. В элективном курсе задачи могут начинаться с таких глаголов как: заинтересовать, увлечь, способствовать, познакомить, активизировать и т.д.

В пояснительной записке желательно: описать критерии, позволяющие оценить успешность освоения программы курсов Дать описание структуры программы, ее особенностей Указать соотношение часов теоретической и практической частей Указать формы и методы обучения Указать применяемые при реализации программы курса образовательные технологии. В профильной школе приоритетными являются личностно- ориентированные образовательные технологии, в которых в полной мере реализуется субъектная, активная позиция ученика (не «меня учат», а «я учусь»). Указанные формы, методы и технологии должны отражаться в учебно-тематическом плане Сформулировать ожидаемые результаты, которые необходимо соотнести с задачами. Можно соотнести с глаголами: иметь представление, знать, уметь, иметь опыт (владеть). Указать систему оценивания. Оценка должна мотивировать учащихся на успех

Оценка мотивирует: Когда учащийся уверен в ее объективности; Знает, что нужно сделать, чтобы достигнуть более высоких показателей; Когда ученик уверен, что ему окажут в этом помощь; Когда понимает оценку как полезную для себя; Уверен, в том, что для достижения высоких результатов, есть необходимые условия, т.е. места, где ему можно продемонстрировать свои возможности.

Система оценивания может быть безотметочная, но могут быть текущие баллы в рейтинге Возможные варианты отметок: 1. Прослушал курс 2. Защищен реферат 3. Разработан проект 4. Выполнены творческие задания

3. Структура курса имеет двойственный характер: с одной стороны, она определяет логику построения материала курса в соответствии с современным научным знанием в определенной предметной области, с другой – зависит от личной позиции разработчика, от его понимания взаимосвязи материалов учебного курса.

Возможны следующие структуры изложения материала: линейная: отдельные части учебного материала излагаются в непрерывной последовательности тесно связанных между собой звеньев концентрическая: предполагает возвращение к изученным знаниям cпиральная: не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний cмешанная: комбинация линейной, концентрической и спиральной структур.

При работе над структурой курса желательно учесть следующее: «распределить» пронумерованные предварительно задачи по модулям необходимо представлять в структуре только важные, основополагающие части курса структура не должна подменяться перечнем большого количества тем курсов вместо характеристики взаимосвязи между задачами курса, содержанием и деятельностью обучающихся

4. Содержание курса отбор содержания курсов по выбору строится в соответствии: - с содержанием базовых учебных предметов (если это программа предметно- ориентированных элективных курсов); - с учетом индивидуальных запросов учащихся; - с учетом общественного запроса; - с учетом возможностей реализации программы

5. Учебно-тематический план Название темы Кол. часов Форма проведе- ния Образовательный продукт ВсегоЛекцияПрактика

Образовательный продукт это материалы, которые будут разработаны учащимися на занятиях в ходе исследовательской деятельности. Образовательным продуктом ученика могут быть: конспект, тезисы, эксперимент, серия опытов, исторический анализ, собственное решение научной проблемы, доказательство теоремы, компьютерная программа, схема, модель, трактат, глоссарий и т.д.

Форма проведения конференция семинар создание проекта лекция тренинг просмотр видео фильма и т.д.

6. Учебно-методическое обеспечение Список литературы для учителя и ученика Дидактические материалы Описание приемов и средств организации учебно-воспитательного процесса, форм проведения занятий Анкеты Тесты для входной диагностики Алгоритмы самостоятельной работы над выполнением таких заданий, как: реферат, публичное выступление, лабораторный опыт Темы рефератов, исследований, выступлений

7. Список литературы, который использовался при составлении программы. 8. Приложения: Разработки уроков (1- 2-х), дискуссий, кроссворды Разработки способов решения задач и т.п.

На заметку составителю программы Следует помнить о том, что в предпрофильной подготовке и профильном обучении смещаются приоритеты с освоения учащимися некоторой системы знаний, умений и навыков (ЗУНов), на развитие важнейших для современного мира компетенций, которые помогут школьнику стать полноценным, готовым к успешной жизни человеком.

в школьной образовательной практике основными приоритетными ключевыми суперкомпетентностями являются: математическая компетентность (умение работать с числом, числовой информацией, владение математическими умениями), коммуникативная (умение вступать в коммуникацию, быть понятым, непринужденно общаться, информационная (владение информационными технологиями, работа со всеми видами информации), автономизационная (способность к саморазвитию, способность к самоопределению, самообразованию, конкурентноспособности), социальная (умение жить и работать с людьми, близкими, в трудовом коллективе, в команде), продуктивная (умение работать и зарабатывать, быть способным создавать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них), нравственная (готовность, способность и потребность жить по традиционным нравственным законам).

Экспертиза и утверждение программ элективных курсов 1 этап – внутренний, где курсы по выбору рассматривает методическое объединение учителей-предметников (научно-методический совет школы). Методисты выносят свое решение о соответствии программы существующим требованиям и уставу образовательного учреждения, о целесообразности её введения в учебный план (школьный компонент).

Экспертиза и утверждение программ элективных курсов 2 этап – внешняя экспертиза элективного курса осуществляется на уровне методического совета городского или районного комитета по образованию (органы управления образованием). При соответствии программы требованиям, предъявляемым к программам элективных курсов, с представлением от городского или районного отдела образования она направляется на экспертизу в Иркутский институт повышения квалификации работников образования (ИИПКРО).

Экспертиза и утверждение программ элективных курсов 3 этап – экспертиза сотрудниками ИИПКРО. В заключении принимается решение о рекомендации программы элективного курса к реализации в учебном процессе и представление на рассмотрение в областной экспертный совет (ОЭС) или отправить программу на доработку.

Экспертиза и утверждение программ элективных курсов 4 этап – рассмотрение и утверждение программы на областном экспертном совете в ГУОиПО Иркутской области. Все программы элективных курсов запускаются в реализацию только после экспертизы ИПКРО и утверждения на областном экспертном совете.