Педагогические возможности «метода проектов» Идея модернизации современной школы – идея развития. Идея развития заключена в переосмыслении традиционных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Хотя чужое знание может нас кое-чему научить, Мудр бываешь лишь собственной мудростью. М.Монтень.
Advertisements

Чернышева Р.И., доцент кафедры, к.х.н.. Какие изменения принесет новый стандарт общему среднему образованию? Если кратко сформулировать ответ, то получим.
С развитием современных педагогических технологий и Интернета открылись новые пути и возможности получения знаний. Последние достижения в области высоких.
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения в условиях реализации ФГТ Зорина Н.А. начальник отдела ДО ЦПКИМР.
Выпускник начальной школы должен : 1. Освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования.
«Проект есть всякое действие индивидуальное или групповое, совершаемое от всего сердца» Уильям Херд Килпатрик Учитель информатики и ИКТ МОУ СОШ 11, г.
Новые формы организации учебного процесса. Курс на модернизацию образования предусматривает разработку и внедрение современных технологий, в которых реализуется.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Формирование ключевых компетенций учащихся при обучении истории Презентация подготовлена Учителем истории Витченко Н.И МАОУ Лицей 17 г.о. Химки.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД. Новый Стандарт предполагает поворот от «знаниевой» парадигмы к «деятельностной»
Целеполагание один из этапов урока. Цели школьной географии Цели обучения - это система ценностей, общий ориентир для конструирования содержания предмета.
Проектная деятельность. Содержание Проектная деятельность в образовании История развития метода проекотов Основные дидактические требования Типология.
Подготовила: учитель Тверитинова О.Н Методы обучения. Современный урок.
Личностно- ориентированный подход к учащимся с нарушениями речи.
Новые педагогические технологии Метод проектов Метод проектов Презентацию подготовила учитель начальных классов Снеткова А. С.
1 Метод проектов В образовательном процессе. 2 «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как смогу это применить»
Педагогическое проектирование. Проектирование от латинского "proyectus", «брошенный вперед» - это создание модели, образа желаемого состояния объекта.
Проектное обучение для учащихся Информатика и проект. Пешкова Ольга Николаевна преподаватель математики и информатики.
Тема педсовета «Пути повышения профессиональной компетентности педагогических работников».
Транксрипт:

Педагогические возможности «метода проектов» Идея модернизации современной школы – идея развития. Идея развития заключена в переосмыслении традиционных подходов к образованию, в преодолении репродуктивности образовательной школы, в фокусировании внимания на личности ученика, создании среды, в которой:

222 Исключаются методы принуждения к учению и используются способы вовлечения детей в общий процесс учения; Формируется личная ответственность за свой интеллектуальный уровень; Обеспечиваются "опоры", позволяющие даже самым слабым ученикам продвигаться в учении; Создаются условия для учета разнообразных способностей учеников; Опираются на "крупные блоки» в обучении, что позволяет ученикам усваивать сущностные понятия, взаимосвязи без увеличения объема материала при резком снижении нагрузки на ученика; Используются групповые и индивидуальные формы обучения и контроля.

333 Считается, что технология проектного метода – является технологией 21 века, следовательно обеспечивает в полной мере педагогические задачи современной школы. «Хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью». М.Монтень

Метод проектов может стать эффективным средством обучения лишь при условии, если: в теме проекта будет сформулирована проблема и проект будет личностно значимым для ученика; в ходе работы над проектом ученик сможет выйти за рамки ситуативных требований, опираясь на собственный опыт; будет соблюден комплексный подход к разработке проекта; роль учителя будет значительной на всех этапах работы над проектом; будет создана атмосфера взаимодействия, сотворчества и доброжелательности в ходе работы над проектом. 4

Проектирование (лат.projectus брошенный вперед) – тесно связанная с наукой и инженерией деятельность по созданию проекта, созданию образа будущего предполагаемого явления. В образовании проектная деятельность выступает в качестве средства обучения (воспитания), выполняя вспомогательную роль по отношению к другим видам педагогической деятельности. «МЕТОД ПРОЕКТОВ» - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий (проектов). 5

Из истории проектной деятельности Метод проектов возник во 2-й половине 19 века в сельскохозяйственных школах США и был затем перенесён в общеобразовательную школу. В основе метода проектов – концепция прагматистской педагогики, провозгласившей «обучение посредством делания» (Д. Дьюи). Подробное освещение метод проектов получил в работах У.Х. Килпатрика, Э. Коллингса (США). 6

«С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы происходит от невозможности для него свободно, в полной степени использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе». Джон Дьюи 7

В 1905 году в России появилась группа педагогов под руководством С.Т. Шацкого, которая пыталась активно внедрять в педагогическую практику новые образовательные методики, очень напоминающие американские проекты. В 1931 году Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а его использование в школе – запрещено. 8

Причины, по которым метод проектов не смог себя проявить: не было учителей, способных работать с проектами; не было разработанной методики проектной деятельности; чрезмерное увлечение «методом проектов» шло в ущерб другим методам обучения; «метод проектов» неграмотно соединили с идеей «комплексных программ»; отменили оценки и аттестаты, а индивидуальные зачеты, заменили коллективными зачетами по каждому из выполненных заданий. 9

Современное состояние проектного метода Появились педагогические разработки, которые позволили методу интегрироваться в структуру образовательных технологий. Суть проектного метода остается прежней – стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне школы. В повседневной жизни мы сталкиваемся с проектами: дизайн-проекты, бизнес-проекты, шоу-проекты и т.д. 10

Как научиться управлять проектами? С 1965 г. существует Международная ассоциация управления проектами. (IPMA)входят 34 страны, в т.ч. Россия, которую представляет национальная ассоциация управления проектами СОВНЕТ. Вице-президент СОВНЕТ А.В. Полковников считает, что «учиться управлению проектами на собственных ошибках на конкретных проектах – непозволительно дорого для современной организации». «Управление Проектами (Project Management) в настоящее время заслужило признание как самостоятельная дисциплина управления, 11

Классификация проектов по: тематическим областям; масштабам деятельности; срокам реализации; количеству исполнителей; важности результатов. Но независимо от типа проекта, все они: в определенной степени неповторимы и уникальны; направлены на достижение конкретных целей; ограничены во времени; предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий. 12

Если ученик сумеет справиться с учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Если задачей педагога является обучение проектированию, то в работе по методу учебных проектов упор нужно сделать не на том, что получилось в результате совместных усилий ученика и учителя, а на том, каким путем был достигнут результат. 13

14 С постановки целей начинается работа над проектом Проект Когнитивные цели- познание объектов окружающей действительности Оргдеятельные цели – овладение навыками самоорганизации; развивать навыки работы в группе Креативные цели – творческие цели, конструирование, моделирование Весь комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих, сформировать проектную деятельность учащегося, называем проектной деятельностью.

Почему нельзя обойтись прежними, проверенными методами обучения? Ответ очевиден: потому что новая ситуация требует новых подходов. Оценивая качество образования, можно руководствоваться разными критериями, но ясно, что нужно учитывать не только внутренние школьные результаты, но и внешние, показанные учениками в условиях независимой экспертизы. Значительные изменения приоритетов в школьном образовании в мире за последние годы (переориентация на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями, умение сотрудничать и работать в группах и др.) нашли отражение в новой программе PISA. (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся). 15

По итогам этих исследований выявлено: Российские школьники испытывают затруднения в применении школьных знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различном формате; Российская школа не обеспечивает достаточную готовность ее выпускников к жизни в постиндустриальном информационном обществе, отвечающую современным международным требованиям. Россия заняла 28 из 32 стран-участниц, разделив эту сомнительную честь с Польшей, Грецией, Португалией и Латвией. Победителями стали ученики из Финляндии, Канады, Новой Зеландии, Австралии, Кореи, Великобритании, Японии, Швеции…, Франции, США, Дании, Швейцарии…, Венгрии, а уступают только – Люксембург, Мексика и Бразилия. В списке лидеров страны, активно использующие проекты в обучении. 16

Список социальных потребностей, отвечающий современным международным требованиям: владение универсальными способами деятельности, владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, владение специфическими навыками учебного труда (способность к самообразованию), нормы и эталоны социальной жизнедеятельности (воспитанность). Если ученик будет обладать указанными свойствами, то он будет, с большой долей вероятности, реализован в современном обществе. Такое образование будет обладать новым качеством, ибо оно другое, новое по сравнению с тем, что реализуется в предметно нормативной модели образованию и используется в представленных подходах к оценке его качества. 17

Идет смена концепции, она вызывает лавинообразный процесс локальных и системных изменений в образовании. Каждый учитель может внести свой вклад в совершенствование нашего образования, применяя новые приемы и методы обучения. «Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества». 18

Литература 1. Дьюи Дж. «Школа и общество» (1925) – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. 4, Е.Г. Сатарова «Метод проектов в трудовой школе» (1926) – цит. По «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе». 3. Килпатрик У.Х. «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1928) – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» 4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат – М.: Прокофьева Л.Б. Взгляд на качество образования с позиций методологического подхода / Модернизация современного образования: теория и практика. Сборник научных трудов – М.: ИТиИП РАО, – стр Теоретические основы проектной деятельности в образовании: Учебное пособие/Сост.: С.Ю. Залуцкая, В.В. Корнилова. – Якутск: Изд-во Якутского ун-та, с. 19