МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ : смыслы инноваций ??? Заиченко Н.А., Санкт-Петербург.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Эффективность внедрения продуктов инновационной деятельности Жебровская О.О.,к.п.н., доцент.
Advertisements

От административного управления – к государственно- общественному управлению От административного управления – к государственно- общественному управлению.
Молодежный образовательный форум «Патриот 2010» О содержании работы направления «Модернизация социальной сферы» 3-14 июля 2010 года Наумов Александр Рудольфович.
Перспективы развития школы в контексте государственной образовательной политики.
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ «НАША НОВАЯ ШКОЛА»: ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ.
Контексты развития современного образовательного учреждения (материалы программы профессиональной переподготовки «Управление социальными и образовательными.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА ГОДЫ.
Федеральный образовательный государственный стандарт в контексте приоритетов государственной политики в образовании Правительство Свердловской области.
Методологические основы для формирования воспитательной системы школы.
ИНФОРМАЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ к. п. н. Е. В. Сидорова, НМЦ, Красногвардейский р - н, Санкт - Петербург.
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Министерство образования Республики Марий Эл Социологическое исследование Приоритетный Национальный проект «Образование » Мониторинг эффективности реализации.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА 1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2.Федеральный государственный.
Кадровый потенциал науки как фактор инновационного развития Крайнего Севера Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры ЯНГИ Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Краевое государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Краевой колледж предпринимательства» ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ.
Социальный и личностный заказ: возможности согласования образовательных потребностей В.К. Игнатович, эксперт ИПОП «Эврика»
Проект «Школа будущего» Проблема стоящая перед школой до 2015 года: сохранение уровня качества образования и существующей динамики инновационной деятельности.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Транксрипт:

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ : смыслы инноваций ??? Заиченко Н.А., Санкт-Петербург

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ? Модернизация – это система мер и мероприятий по преодолению отставания российского образования от???? Продвинутых образовательных систем ???? Каких???? Модернизация – это система мер и мероприятий по преодолению отставания российского образования от???? Продвинутых образовательных систем ???? Каких???? тогда критерии и параметры модернизации и ее успешности должны формироваться только по отношению к странам (образовательным системам), принятых за образец … тогда критерии и параметры модернизации и ее успешности должны формироваться только по отношению к странам (образовательным системам), принятых за образец … Тогда модернизация задается экзогенно - обусловлена давлением внешних факторов, а не внутренней потребностью элит / профессионального сообщества / общества в модернизации???? Тогда модернизация задается экзогенно - обусловлена давлением внешних факторов, а не внутренней потребностью элит / профессионального сообщества / общества в модернизации???? В экономической сфере модернизация неизбежно подразумевает импорт технологий как основу рывка (прорыва) на определенных направлениях… В экономической сфере модернизация неизбежно подразумевает импорт технологий как основу рывка (прорыва) на определенных направлениях…

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ? Или Модернизация - смена поколений образовательных технологий (технологического прорыва) Модернизация - смена поколений образовательных технологий (технологического прорыва) Тогда проблема в формировании профессиональной и общественной среды, способной к производству, внедрению и использованию технологий. Тогда проблема в формировании профессиональной и общественной среды, способной к производству, внедрению и использованию технологий. Но каждый наблюдаемый в истории технологический уклад есть, в своей основе, социальное явление. Поэтому, сколь бы ни была важна технологическая модернизация, главным предметом модернизационной концепции является само общество в нашем случае - УЧИТЕЛЬСТВО Но каждый наблюдаемый в истории технологический уклад есть, в своей основе, социальное явление. Поэтому, сколь бы ни была важна технологическая модернизация, главным предметом модернизационной концепции является само общество в нашем случае - УЧИТЕЛЬСТВО

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ эндогенного характера? Или «образовательный модерн» мы уже пережили …. В конце прошлого века 90-е годы – эпоха педагогических экспериментов, наука – в школе …свобода выбора - новизна ощущений, новые педагогические практики 90-е годы – эпоха педагогических экспериментов, наука – в школе …свобода выбора - новизна ощущений, новые педагогические практики Экономическая незащищенность компенсировалась свободой творчества + «квази рыночными» отношениями в образовании Экономическая незащищенность компенсировалась свободой творчества + «квази рыночными» отношениями в образовании Учитель - субъект перемен и педагогических и экономических Учитель - субъект перемен и педагогических и экономических

Точки роста ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ ИННОВАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЕСТЬ у МОДЕРНИЗАЦИИ НАЧАЛО – НЕТ у МОДЕРНИЗАЦИИ КОНЦА

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ? Если «стройными рядами» в модернизацию – то управляем процессом и создаем условия для нейтрализации конфликта между экономикой и педагогикой ШКОЛЫ.

Смысл модернизации ??? Формирование инновационного поведения ( мышления) ….инновационной школы Формирование инновационного поведения ( мышления) ….инновационной школы ….нового учителя ….нового учителя ….нового выпускника ….нового выпускника

НОВАЯ ШКОЛА … новый учитель?? Заданный курс «на инновации» усиливает акценты на обновление знаний и компетенций Заданный курс «на инновации» усиливает акценты на обновление знаний и компетенций Ежегодно знания обновляются в среднем на 5,0% при этом их полное обновление должно происходить за 20 лет, профессиональные же знания обновляются в 4 раза быстрее, т.е.... Ежегодно знания обновляются в среднем на 5,0% при этом их полное обновление должно происходить за 20 лет, профессиональные же знания обновляются в 4 раза быстрее, т.е.... Инновации в школе зависят от того, что думают и делают учителя и руководители Инновации в школе зависят от того, что думают и делают учителя и руководители Инновации – продукт «скоропортящийся», следовательно система подготовки должна быть крайне мобильной Инновации – продукт «скоропортящийся», следовательно система подготовки должна быть крайне мобильной Вероятно – эта мобильная сила - в системе повышения квалификации Вероятно – эта мобильная сила - в системе повышения квалификации

Внешние …….ВЫЗОВЫ Национальная инициатива «Наша новая школа» Национальная инициатива «Наша новая школа» Новый ФГОС Новый ФГОС Новая технологическая волна ( 6-й технологический уклад) Новая технологическая волна ( 6-й технологический уклад) Возрастание роли человеческого капитала в экономическом развитии Возрастание роли человеческого капитала в экономическом развитии Исчерпание источников инновационной деятельности Исчерпание источников инновационной деятельности Патернализм учителя Патернализм учителя 10

Внешние …….ВЫЗОВЫ Средне и КРАТКО - срочные вызовы: Средне и КРАТКО - срочные вызовы: Экономический кризис: ограничение финансовых источников для поддержки инновационной деятельности на уровне федерации и перераспределение расходов до уровня региона; Экономический кризис: ограничение финансовых источников для поддержки инновационной деятельности на уровне федерации и перераспределение расходов до уровня региона; Отсутствие единого информационного пространства инноваций, размытые критерии инновационной деятельности, отсутствие объективных показателей отнесения учреждений к инновационному типу; Отсутствие единого информационного пространства инноваций, размытые критерии инновационной деятельности, отсутствие объективных показателей отнесения учреждений к инновационному типу; Инновационная «перегрузка» Инновационная «перегрузка» 11

Опрос 216 руководителей ОУ, имеющих статус ОЭП или лаборатории: - 45% - «использование новых технологий » - 29% - «просто любое новое для данной школы» - 16 % - «появление в ОУ новых технических средств» - 11 % - «применение новых способов работы на ранее придуманном, старом материале» - 7 % - «никогда ранее не используемое внедряемое для удовлетворения социального заказа» - 6 % - приращение знаний-«повышение квалификации педагогов» - 4 % - «то, что создает мотивы для внедрения в образовательный процесс» - 3 % - «социализация детей» - - по 1% - 1) «все, что выходит за рамки стандартов образования», 2) «новые отношения в педагогическом коллективе

ЧТО? КАК? Необходимо знать что меняем: содержание, идею, миссию, организацию жизни, принципы развития Изменения проваливаются, если не найден способ развития учителя,инфраструктуры и процессов, которые вовлекают учителей в выработку нового понимания и поведения

ШКОЛЫ (директора и учителя ) не склонны применять инновации, сокращающие расходы, если «сэкономленные» деньги не остаются у них же; ШКОЛЫ (директора и учителя ) не склонны применять инновации, сокращающие расходы, если «сэкономленные» деньги не остаются у них же; ШКОЛЫ менее склонны использовать инновации, меняющие сочетание ресурсов или привычные роли ( изменение поведения в определенных ролях) ; ШКОЛЫ менее склонны использовать инновации, меняющие сочетание ресурсов или привычные роли ( изменение поведения в определенных ролях) ; Школы более склонны внедрять новые методики (процедуры) в процесс обучения, которые существенно не меняет структуры или производить «косметические изменения» в управлении, поскольку такие инновации возможны без особых затрат. Школы более склонны внедрять новые методики (процедуры) в процесс обучения, которые существенно не меняет структуры или производить «косметические изменения» в управлении, поскольку такие инновации возможны без особых затрат.

Инновационные иллюзии Иллюзии изменений - причины: Бюрократическая ориентация на изменения – «инновационная безопасность» : инновация дает дополнительные ресурсы ( ставки), не требуя поведенческих изменений ЗАЩИТА от бюрократического давления : когда внедрение или иллюзия внедрения инноваций помогает ослабить давление извне (от районных или городских властей ) – закрыть квоту на участие в конкурсе инновационных программ по ПНПО ОДОБРЕНИЕ ЭЛИТЫ в своей профессии, при отсутствии четко определенных критериев конечных результатов все, что популярно среди ведущих профессионалов, становится определяющим критерием Школы имеют ТЕНДЕНЦИЮ добровольно применять инновацию которая придает школе имидж «современной…эффективной.. профессиональной…. отвечающей требованиям времени….

«Инноватор»: «бюрократическая» ориентация на нововведения – или результативная, направленная на «решение проблем» через изменения ??????? Политическая и символическая ценность «вхождения» в инновации часто для учителя важнее, чем образовательная польза, время и стоимость, необходимые для реализации инноваций Сегодня «политическая ценность инноваций ТОЖЕ ВАЖНА для профессионального выживания учителя, для наращивания энергии первых шагов, которые задают условия для реальных изменений на практике, или могут представлять единственное изменение, возможное в определенных условиях ЦЕЛЬ инновационных изменений - нарастить потенциал на уровне школы, чтобы действовать НЕ бюрократически, а с позиции РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ

«Политики принимают немалые усилия для принятия новых законов, директора думают «и это тоже когда- нибудь пройдет», директора думают «и это тоже когда- нибудь пройдет», учителя заботятся о том, чтобы избавиться от давления и тех и других, ученики же настолько заняты своими делами, что не обращают внимания на весь этот шум…….» учителя заботятся о том, чтобы избавиться от давления и тех и других, ученики же настолько заняты своими делами, что не обращают внимания на весь этот шум…….» Майкл Фуллан

БУДУЩЕЕ – УЖЕ НЕ ТО, ЧТО БЫЛО ….