Национальная Рамка Квалификаций как основа развития человеческих ресурсов Ибрагимова Г.Д. National TEMPUS Office Бишкек 10 ноября 2011 года.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методология разработки Профессиональных Стандартов и Рамки квалификаций в отрасли туризма Кыргызской Республики Ибрагимова Г.Д. Круглый Стол Кадры для.
Advertisements

Национальная Рамка Квалификаций как основа развития человеческих ресурсов Ибрагимова Г.Д. Международный эксперт Бахмутова Наталья Ивановна Региональный.
Ибрагимова Гайша Бишкек г. Мировые тенденции обеспечения качества в образовании Этот проект финансируется Европейским Союзом.
Разработка рамок квалификаций Казахстан ноября 2008 г., г. Турин.
КРУГЛЫЙ СТОЛ ПО СТАНДАРТАМ КАЧЕСТВА ПРОГРАММ ГРАЖДАНСКОГО И НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ КОРОТКЕВИЧ.
ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Проект Концепции «Национальная Рамка Квалификаций Республики Казахстан» Бахмутова Наталья Ивановна.
Цель государства – общественная безопасность Защита прав человека; Защита прав человека; Безопасность жизни; Безопасность жизни; Социальная защита; Социальная.
НОУ ВПО «Международный юридический институт» Проект Ф-146 «Реализация комплекса мероприятий по созданию сети сертификационных центров оценки профессиональной.
Проблемы и пути решения противоречий в системе « университет – рынок труда – работодатель » Докладчик : доцент Лукьянихин В. А. Рабочая группа: Телиженко.
Ф е д е р а л ь н о е а г е н т с т в о п о т е х н и ч е с к о м у ре г у л и р о в а н и ю и м е т р о л о г и и Государственное образовательное учреждение.
Нижний Тагил, 2013 Профессиональный стандарт по профессии «сварщик» как ресурс управления конкурентоспособностью персонала.
Экспертная консультация Участие базовых и стажерских площадок АКИПКРО в реализации персонифицированной модели повышения квалификации работников образования.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Т к а ч ё в а Н. Г. директор МОУ «СОШ 9». Образовательный стандарт - это Государственный стандарт второго поколения задаёт ориентиры развития всей системы.
Задачи: cоздание единого европейского пространства в области ПОО, oбеспечение прозрачности квалификаций (за счет введения Европейского резюме, Приложения.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Профессиональные стандарты : разработка и внедрение проф. Александр Лейбович ген. директор,
Цели и задачи, основные проблемы и механизм профессиональной стандартизации и сертификации в сфере HR Докладчик: Федин В.В., Генеральный директор ФГУП.
Понятие качества профессионального образования и обучения О.Н. Олейникова Д.п.н., профессор Директор Центра изучения проблем профессионального образования.
Транксрипт:

Национальная Рамка Квалификаций как основа развития человеческих ресурсов Ибрагимова Г.Д. National TEMPUS Office Бишкек 10 ноября 2011 года

2 Стратегия развития страны гг. (влияние образования на социально- экономическое развитие страны) Приоритеты: Ориентация на рынок труда Квалифицированные кадры Ориентация на результат в образовании Независимая оценка результатов образования

3 Ситуации, препятствующие подготовке квалифицированных кадров В Кыргызской Республике в модернизации нуждается само содержание понятия «квалификация» Действующая система квалификации определяет квалификацию работника через приблизительное соответствие уровней формального образования, соответствие учебных программ и их продолжительность, стажа работы (МСК-97). Система квалификации не отражает компетентность работника, его способность решать задачи и нести ответственность.

4 Риски и вызовы современности Рост профессиональной мобильности. Необходимость изменения сферы деятельности не менее 6 раз в течение жизни. Вымывание людей с низким уровнем умений с рынка труда Рост проблемных и социально не защищенных групп, социальное отчуждение Необходимость целевых программ для проблемных групп и людей с ограниченными возможностями Огромные затраты государств на социальные программы Дефляционный эффект оценивается в миллиарды долларов

5 Мировые тенденции в развитии человеческих ресурсов Признание роли человеческих ресурсов как основных ресурсов для каждой страны Система образования выполняет заказ на подготовку профессиональных кадров для производства. Приоритет развития знаний, умений и компетенций для вступления на рынок труда - задача общего и профессионального образования Введение обучения, основанного на компетенциях (компетентностная парадигма образования) Признание знаний и умений, приобретенных в ходе практической деятельности

6 Подходы Международных организаций к определению квалификаций Квалификации на основе результатов обучения и трудовой деятельности Организация по экономическому Сотрудничеству и развитию (ОЭСР) Международная Организация Труда (МОТ) Европейский Союз

7 Общий принцип исследований Человеческие ресурсы лежат в основе экономического и социального развития стран, континентов, регионов и мира в целом

8 Задача исследования и его прикладное значение Выявление основных проблем в области развития человеческих ресурсов Обнаружение новых профессий и изменения функций существующих профессий Описание содержания этих профессий в виде профессиональных профилей Возможность правительствам вносить изменения в образовательную политику и готовить граждан адекватными спросу на рынке труда

9 Организация по экономическому Сотрудничеству и развитию (ОЭСР) Цель: исследования качества рабочей силы для рынка труда С 2001 года в 25 странах проведено исследование в целях оптимизации обучения в течении всей жизни. Инициированы и проведены международные исследования PISA и TIMMS об учебных достижениях 15 –летних граждан. Выводы: молодые люди не имеют жизненных навыков для активной деятельности. Рекомендации: развивать компетенции, наряду со знаниями и умениями

10 Организация по экономическому Сотрудничеству и развитию (ОЭСР) Разработано 20 механизмов реорганизации систем квалификаций для обучения в течении всей жизни. К таким механизмам относится и внедрение Рамки Квалификаций Если учесть все 20 механизмов в образовательной политике, получится мощный потенциал развития

11 Европейский Союз Рабочий документ «Навстречу Европейской Квалификационной Рамки для обучения в течение всей жизни» (2005 г.) Рабочий документ «Навстречу Европейской Квалификационной Рамки для обучения в течение всей жизни» (2005 г.) Решение Европейского Парламента «О рекомендации Европейской Квалификационной Рамки» (24 октября 2007 г.) Решение Европейского Парламента «О рекомендации Европейской Квалификационной Рамки» (24 октября 2007 г.) Квалификационные рамки разрабатываются также и в других странах и в разных областях (ОЭСР 2003, 2004). Квалификационные рамки разрабатываются также и в других странах и в разных областях (ОЭСР 2003, 2004).

12 Европейская Рамка Квалификаций Ур овн и 1-8 Знания В ЕКС знание описывается как теоретическое и/или фактическое Умения умения/навыки описываются как познавательные (применение логического, интуитивного и креативного мышления) и практические (включающую ручную сноровку и использование методов, материалов и инструментов) Широкие компетенции описываются в смысле ответственности и автономности, способности к деятельности

13 Доступ к продолжению образования и обучения Повышение шансов на трудоустройство на рынке труда Повышение потенциала предприятий в части управления человеческими ресурсами и сертификации Перенос умений в различные сферы, такие как образование, работа, дом и волонтерская деятельность

14 Цели НРК: 1. Стимулирование и доступность обучения на протя- жении всей жизни (включая обучение взрослых). 5. Обеспечение международного признания квалификаций 4. Обеспечение прозрачности присвоения, валидации и сертифицирования квалификаций. 3. Обеспечение правовых основ и механизмов призна- ния результатов предшествующего (формального, неформального и спонтанного) обучения. 2. Повышение качества, эффективности и результативности обучения.

15 Международная Организация Труда 2000 год «Выводы по результатам общей дискуссии о развитии и обучении человеческих ресурсов» - Национальные рамки квалификаций основной путь решения проблемы признания умений 2002 год: «…НРК служит интересам предприятий и работникам, позволяет обучаться в течении всей жизни и принять правильное решение »

16 Обучение в течение всей жизни – траектории получения квалификаций или: комбинация всего вышеуказанного на рабоче месте Значимый жизненный опыт Обучение в учебном заведении квалификация Оценка & валидация результатов обучения

17 Преимущества НРК Соотнесение компетенций с конкретным уровнем квалификаций Определение объема необходимого обучения для получения следующей квалификации Повышение мотивации к обучению на рабочем месте Соответствие квалификаций реальным умениям работников

18 Преимущества НРК Связь с умениями, знаниями и компетенциями – потребностями рынка труда Охват всех уровней: Высшее образование Обучение взрослых Школьное образование Профессиональное образование и обучение Содействие развитию обучения в течение всей жизни Включение в разработку профессиональных стандартов всех заинтересованных сторон

19 Профессиональный стандарт Устанавливает требования к знаниям, умениям, опыту, личностным ценностям и качествам на специфическом профессиональном уровне.

20 Профессиональные советы хребет системы Формируются на основе статистики квалификации сфер экономики Кыргызстана, которая, в свою очередь, должна быть основана на международной системе квалификаций

21 Разработка профессиональных стандартов Что нужно СЕЙЧАС? Что в БЛИЖАЙШЕЙ ПЕРСПЕКТИВЕ? Что понадобится в БУДУЩЕМ? Рост количества возможностей и вариантов Возрастание риска

22 Профессиональный стандарт Разрабатывается на основе функционального анализа, т.е.: описания области профессиональной деятельности в терминах функций описания каждой функции в терминах знаний, умений, уровня ответственности, самостоятельности и нестандартности входящих в них действий распределения функций по уровням квалификации Профессиональный стандарт разрабатывается на основе данных опроса большой выборки предприятий

Рамочные системы квалификаций EQF Секторальные ПК Высшее обр СИСТЕМА ОБРА- ЗОВАНИЯ РЫНОК ТРУДА Проф.обр Общее обр

24 Рамочные системы квалификаций EQF= НРК СРК ОС СИСТЕМА ОБРАЗО ВАНИЯ РЫНОК ТРУДА СРК– секторальная рамка квалификаций ОС – образовательный стандарт Проф. стандарты Компетенции квалификации Результаты обучения (дипломы, свидетельства) Гос. программы

25 Цикл компетентности Спрос Проф. Стан- дарт Образо вате льные Стан дарты Прогр. обучения Оценивание результатов Оценивание соответствия Присвоение Профес с ии диплом свиде- Тельство квалификации РЫНОКТРУДАРЫНОКТРУДА ОБУЧЕНИЕОБУЧЕНИЕ Компе- тенции Ожидаемая компетентность Действительная компетентность

26 Как человек может получить признание квалификации

27 Компетенции, полученные не в формальном образовании Необходимость иметь сертификат Места, где существуют процедуры признания (уч. Заведения,центры квалификации) Консультации связанные с признанием Решения по участию

28 КОНСУЛЬТАНТ – создание портфолио (опыт работы и образование, подтверждение соответствующих навыков) ОЦЕНЩИК – признание или не признание портфолио + проверка остальных компетенций, в соответствии со стандартами оценки Консультант мотивирует и рекомендует дальнейшее обучение - для получения частичных квалификаций - для получения дополнительных частичных квалификаций – возможно также для законченных квалификаций

29 Последствия разработки Национальной Рамки Квалификаций: НРК Профессиональн ые стандарты Образовательны е стандарты Учебные программы, учебные планы Интерактивный учебный процесс Квалификация педагогических кадров Система подготовки и переподготовки педагогических кадров Оценка и сертификация квалификаций Качество рабочей силы

Три компонента качества образования (ЕС) Знания Умения Широкие компетенции

31 Международный проект «Национальные Квалификационные Структуры (НКС) в Центральной Азии» Осуществлялся Европейским Фондом Образования совместно с ОО «Форум образовательных инициатив» Сроки реализации: годы Цели: оказать содействие реформе профессионального образования в соответствии с требованиями рынка труда

32 Задачи НКС в туризме Описать все позиции в секторе туризма в соответствии с дескрипторами Описать квалификационные характеристики каждой позиции Разработать образовательные модули в соответствии с квалификационными единицами Определить уровень образования, необходимый для получения квалификации Определить формы мониторинга и оценки квалификаций Провести публичные обсуждения проекта со всеми заинтересованными структурами

33 Рабочей группой была проделана следующая работа: Разработан проект Профстандарта сектора туризма Проект Функциональной карты сектора туризма КР Перечень единиц функциональной карты сектора туризма Описаны единицы вида деятельности Рекомендуемые наименования должностей Отраслевая Рамка Квалификаций (проект) Карточка вида трудовой деятельности (проект) Проект Паспорта профессионального стандарта отрасли туризм В 2008 году создан Центр Развития Квалификаций

Продвижение Сделано 4 презентации в Жогорку Кенеше Сделано 3 презентации в МЭР Сделана 1 презентация в МТ Проведен Круглый Стол при поддержке МЭР с участием бизнеса и вузов Три публикации в стране и за рубежом Проведена конференция «Современные квалификационные требования к профессии педагога» 34

Продвижение Разработан и реализован профессиональный стандарт и Рамка Квалификаций в образовании (Илим и СОУ) Разработана система оценки квалификаций в дошкольном и школьном образовании(Илим и СОУ) Разработана система компенсационной политики на основе РК 35

Признание Доклад «НКС как основа развития человеческих ресурсов» Алматы, КС ректоров Доклад «НКС как основа реформирования профессионального образования», Алматы, Международная конференция Разработан проект «Концепции развития человеческих ресурсов Казахстана» Выступление на межсекторальном совещании министров в Астане по Концепции Участие в заседании Европейского Парламента «Национальные Квалификационные Системы: от концепции к внедрению» 36

37

38 Этап разъяснен ий Решение еще не принято. Но зачастую имеется реальная потребность в соответствующих квалификациях и повышении качества. Налажены контакты с заинтересованными сторонами. Пересматриваются классификаторы, стандарты и учебные планы. Проблемы: наладить контакт с различными заинтересованными лицами, достичь взаимопонимания, контролировать ожидания, рассматривать альтернативы Концептуал ьный этап Страны делают первые шаги. Заинтересованные стороны определены. Обсуждаются составные части. Формулируется концепция и дается разумное объяснение НРК. Проблемы: НРК рассматривается в качестве цели, а не инструмента. Концентрация на особенностях и ожиданиях высокого уровня, а не на очевидных причинах, почему стране нужна особая НРК. Концентрация на существующем формальном секторе. Восприятие НРК как единой модели, подходящей для всех стран. Использование в качестве плана ЕРК. Этап проектиров ания Страны работают над проектированием своих НРК. В ходе данного этапа заключаются соглашения. Работа сосредоточена на технических особенностях, институциональных рамках и преимуществах. Проблемы: Лишь некоторые страны рассматривают все подотрасли целиком. Проектирование зачастую затруднено отсутствием четкой национальной концепции и обоснования. Подходящие механизмы не исследуются. Существует большой риск брать в качестве примера абсолютно отличную обстановку. Этапы развития рамок квалификаций

39 Этапы развития рамок квалификаций © Arjen Deij, ETF, 2008 unpublished

40 Этапы развития рамок квалификаций © Arjen Deij, ETF, 2008 unpublished Этап рецензиров ания и модернизац ии Исследование рамок может дать ценный опыт по организации стратегии обучения, а также повысить эффективность. Исследование и корпоративное обучение можно проводить в сотрудничестве с другими странами, но перенос заграничного опыта ограничивается тем, что каждая рамка соответствует каждой отдельно взятой ситуации. Рецензирование рамок обычно проводится спустя 5-7 лет их применения. Развитие рамок обычно предусматривает обращение к слабым сторонам, которые становятся очевидными в ходе независимого рецензирования рамок. Это ведет к повторной разработке концепции и модернизации, тогда весь цикл начинается снова. Проблемы: Изучение процесса развития НРК требует способности проведения независимого исследования. Изучение должно начинаться как можно раньше. Политики и внедряющие учреждения могут захотеть быть в курсе того, что идет не так. Критически настроенным научным исследователям может не хватать понимания целесообразности развития рамок.

41 Этап разъяснений внедрение концептуальный проектирование диагностирование рецензирование Этапы не всегда последовательны, но они могут повторяться

42 НСК и социально-экономическое развитие страны Национальная Система Квалификаций (ядром которой является НРК), ориентированная на результат, обеспечит для страны подготовку квалифицированного работника, адекватного требованиям рынка труда. Квалифицированный работник обеспечивает эффективность производства Эффективность производства влияет на социально- экономическое развитие страны и качество жизни населения. Введение НКС способствует прозрачности и понятности процедуры оценки квалификаций как для обучаемого, так и для работодателя и образовательного учреждения. Учебные организации понимают, какой результат они должны получить, и получают возможность выбирать для этого оптимальные инструменты.

43 Перспективы Кыргызстана Все эти условия свидетельствуют о насущной необходимости разработки и внедрения в Кыргызстане Национальной Рамки Квалификаций на основе компетенций, что послужит основанием повышения качества рабочей силы, роста занятости населения, стимулом социально –экономического развития страны и повышения качества жизни.

44 Выгоды стейкхолдеров Государство: рост экономического и социального развития,снижение затрат на социальные программы, сокращение маргинальных групп,занятость населения. Население: доступ к повышению квалификации,понятность траектории карьеры, признание результатов неформального и спонтанного обучения, внедрение системы зачетных единиц; конкурентноспособность, качество жизни Бизнес: индикаторы качества квалификаций и их соответствие требованиям рынка труда, компетентных работников, сокращение расходов на обучение персонала, экономический рост Министерство образования: мотив, измерители и рычаг для обеспечения качества образования, ясный и понятный продукт образования Образовательные организации:четкий и понятный результат/продукт образования

Благодарности Мамашову Т.Ч. – экс-директору госагентства по туризму Боголюбову В. В. - Федерация экстремального туризма и альпинизма Орозбаеву А. Б.- «КАТОС» Петрову В. -«КАТО» Йен Клейтору - Небесные горы Комиссарову В. А. - МТАЦ «Шелковый Путь» Уметалиеву Э. С.- «Кыргыз Концепт» Бирюкову В. Н. - «Тянь-Шань Тревел» Казакову Д. Б. -«С.А.Т.» Дудашвили С. Д.- «Горы Азии» Щетникову Н. Н.- «Достук Треккинг» Мухамедзиеву М. М. «Муза Туризм и Путешествия»

Благодарности Александрову В. В.- Туристическая компания «Эдельвейс» Пышненко С. И.- «Туркестан тревел» Гостиницы Йен Клейтор - «Silk Road» Ташибеков Ж. А. - «Жаннат» Сан Б. А.- Золотой Дракон Сарымсаков Б. А.- «Ак-Кеме» Пунит Тандон - «Хаятт Ридженси» Бишкек Мамазаирова И. Э. -Ресторан «Алтын Казына»

47 Использованные материалы Материалы Европейского фонда образования Майкл Коулз «Национальные рамочные структуры квалификаций» Arjen Deij «Глобальная и национальная практика валидации ранее полученного обучения О.Н. Олейникова Директор Центра изучения проблем профессионального образования Д-р Мадху Синх Институт развития обучения в течение всей жизни ЮНЕСКО

48 Спасибо за внимание! Успехов всем! Контакты: Центр развития квалификаций