Программа развития универсальных учебных действий 1 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Advertisements

Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Стандарты второго поколения Фундаментальное ядро содержания общего образования функции Система ведущих идей, теорий, основных понятий, Относящихся к областям.
Требования к результатам освоения образовательных программ.
Деятельностный подход в обучении как механизм формирования универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
Отбор и систематизация средств формирования УУД. УУД - УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность,
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
Требования к рабочей программе по предмету ( ФГОС ООО )
Универсальные учебные действия как результат начального образования.
О ЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТН ЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Борисова Марина Владимировна учитель начальных классов МОУ «Гимназия 23» г.о. Саранск Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия 23» г.о. Саранск.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Транксрипт:

Программа развития универсальных учебных действий 1 1

Начальная школа Основная школа Программа формирования УУД Программа развития УУД Старшая школа Программа развития УУД «Учить ученика учиться» «Учить ученика учиться в общении» «Учить ученика учиться самостоятельно» Основная цель в развитии УУД на каждой из 3-х ступеней образования

Поясняющая часть Общая часть Планируемые результаты развития УУД (отсылка) Предметная часть Описание только тех предметов, в рамках которых используются специфические формы развития УУД Части программы развития УУД Определение УУД и их роль в ООО Характеристика групп УУД Состав групп УУД Специфика УУД в данной возрастной группе Описание технологий развития УУД Система проектно-исследовательской деятельности в ОУ Описание условий и средств формирования УУД Современная информационная образовательная среда в ОУ Учебные ситуации standart.edu.ru (глоссарий) standart.edu.ru (глоссарий) Учебные задачи на развитие УУД

Поясняющая часть standart.edu.ru + «Словарик терминов ФГОС», составленный МО и науки РФ

Определение универсальных учебных действий «Универсальные учебные действия – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» (Глоссарий сайта standart.edu.ru). «Универсальные учебные действия – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» (Глоссарий сайта standart.edu.ru). «В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.» (сайт «В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.» (сайт Поясняющая часть Ключевые слова: «Саморазвитие и самосовершенствование»

Роль универсальных учебных действий Универсальные учебные действия обеспечивают возможность учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей и коллективной деятельности. Программа развития УУД «конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения ООП ООО» Универсальные учебные действия носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Поясняющая часть

Определение личностных УУД «Личностные универсальные учебные действия Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: - действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. - действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор» (Глоссарий сайта standart.edu.ru). «Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей? самого себя и своего будущего» (сайт prosv.ru). Поясняющая часть

Определение коммуникативных УУД «Коммуникативные действия Обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми» (Глоссарий сайта standart.edu.ru). «Коммуникативные действия – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу» (сайт prosv.ru). Поясняющая часть

Определение регулятивных УУД «Регулятивные действия - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; - прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; - оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. - волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий» (Глоссарий сайта standart.edu.ru). «Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования» (сайт prosv.ru). Поясняющая часть

Определение познавательных УУД «Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач» (сайт prosv.ru). Поясняющая часть Определение групп УУД может быть иным На сайте fgos-oo.ru появилось несколько презентаций и статей, посвященных формированию и развитию УУД

Система универсальных учебных действий УУД Построение высказывания Формулирование проблемы Рефлексия деятельности Структурирование информации Поиск информации Определение смысла информации Моделирование Организация сотрудничества Разрешение конфликтов Умение выразить мысль Управление поведением партнера Планирование сотрудничества Постановка цели Планирование деятельности Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Самоопределение Смыслообразование Нравственная оценка П П К К Р Р Л Л Поясняющая часть

«Какое значение, смысл имеет для меня: учение вообще, данный учебный предмет, конкретный фрагмент знания?» «Какое значение, смысл имеет для меня: учение вообще, данный учебный предмет, конкретный фрагмент знания?» Вид УУД Соответствие содержания УУД педагогическим технологиям Ведущая технология Познавательные Коммуникативные Регулятивные Личностные Проектно-исследовательская деятельность Учебные ситуации, учебные задачи Учебное сотрудничество Воспитательные технологии Поясняющая часть Это должен решать каждый учитель, относительно каждого фрагмента знания

Специфика УУД в данной возрастной группе «Исходя из того, что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия». Если младший школьник все указания учителя принимает на веру, то подросток уже должен знать, почему нужно поступать так, а не иначе. Ему необходимо получить ответ на вопросы: Для чего это делать?, Зачем?. Поэтому сильно возрастает значение личностных учебных действий. Вместе с самостоятельностью мышления в этом возрасте развивается и критичность. Особенно остро она проявляется в отношении нравственного идеала Поясняющая часть

Планируемые результаты развития УУД Общая часть В данном разделе «Программы развития УУД» дается только ссылка на раздел «Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования», где подробно описаны планируемые результаты. «В результате изучения базовых и дополнительных учебных предметов, а также в ходе внеурочной деятельности у выпускников основной школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении. Подробное описание планируемых результатов формирования универсальных учебных действий даётся в разделе настоящей основной образовательной программы» (Примерная ООП ООО).

Технологии развития УУД Общая часть В основе вех технологий развития УУД лежит системно-деятельностный подход «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Л. Н. Толстой «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Л. Н. Толстой «Когда людей станут учить не тому, что думать, а тому, как думать, исчезнут всякие недоразумения». Конфуций «Когда людей станут учить не тому, что думать, а тому, как думать, исчезнут всякие недоразумения». Конфуций

Основные черты системно-деятельностного подхода Общая часть Работа в «зоне ближайшего развития ребенка» Ученик – субъект и продукт собственной учебной деятельности Усвоение не столько знаний, сколько способов познания Обращение учителя к ученикам не с информацией, а с вопросом (проблемой) Постановка проблемы (вопроса) Анализ проблемы Поиск информации Анализ информации Выработка решения проблемы Презентация решения проблемы Рефлексия процесса Этапы учебной деятельности

Современная информационная образовательная среда - это Общая часть Средство обучения Инструмент познания Средство получения информации Средство развития личности Инструмент контроля Направления организации ИОС Организация обмена информацией внутри ОУ Организация обмена информацией с внешними партнерами Организация самостоятельного поиска информации Организация аналитической обработки В рамках всего ОУ

Учебные ситуации Общая часть Учебная ситуация это комплекс условий, которые предлагаются учащимся для более или менее самостоятельного поиска решений. способы проверки результатов (как будем оценивать). Основные элементы учебной ситуации цель (что должно быть получено в процессе работы); содержание (задание - что делаем); средства и методы работы (как работаем); время (как долго работаем); Чаще всего, все элементы ситуации прорабатываются учащимися самостоятельно

Учебные ситуации Общая часть Виды учебных ситуаций ситуация-проблема ситуация-иллюстрация ситуация-оценка ситуация-тренинг постановка реальной проблемы, которая требует решения проигрывается реальная ситуация, иллюстрирующая лекционный материал проигрывается ситуация оценки, когда нужно оценить правильность решения, предложить свой вариант ситуация для отработки (прежде всего) навыков

Учебные задачи Общая часть «Учебная задача - стоящая перед учащимся цель, которую надлежит ему выполнить в определенных условиях. Особенность учебной задачи состоит в том, что при ее решении учащийся сам должен найти способ решения». «Учебные действия – конкретные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий». Учебная задача выполняется при помощи учебных действий.

Соотношение учебных действий, задач и ситуаций Общая часть Учебная ситуация Учебная задача Учебное действие

Группы учебных действий Личностные учебные действия Коммуникативные учебные действия Познавательные учебные действия Регулятивные учебные действия на самоопределение на поиск смысла на мотивацию на нравственную оценку на учет позиции партнера на сотрудничество на передачу информации на ролевое поведение на выстраивание стратегии поиска на сравнение и оценивание на смысловое чтение на исследование на планирование на ориентировку в ситуации на прогнозирование на целеполагание на оценивание на принятие решения на самоконтроль на коррекцию По Примерной ООП ООО

Проектная и учебно-исследовательская деятельность Общая часть Особенности учебной проектно-исследовательской деятельности результаты значимы не только для ученика, но и для «внешнего потребителя» организация должна включать отработку коммуникативных УУД (даже в индивидуальном проекте) организация должна включать различные виды деятельности При организации важно учитывать тема проекта (исследования) должна быть интересна и ученикам и учителю суть проблемы должна быть понятна ученикам (и учителю) организация работы строится на взаимоподдержке учителя и ученика решение проблемы должно давать «новое» сначала ученику, а потом науке

Проектная и учебно-исследовательская деятельность Общая часть «Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности». Главный итог – в самих учениках Оцениваем деятельность и изменение в ученике, а не продукт

Общая часть Основные отличие проекта от исследования Проектная деятельность Учебно-исследовательская деятельность Деятельность направлена на получение конкретного позитивного результата – продукта, который можно реально предъявить. Замысел (представление о продукте) и конечный продукт должны совпадать в основных параметрах. Деятельность направлена на решение проблемы. Отрицательный результат («проблема нерешаема») – тоже результат. В основе деятельности лежит формулирование и проверка гипотезы.

Общая часть Типология форм проектов (в ООП описываются только те типы, которые реально используются в ОУ) По видам По содержанию По количеству участников По длительности Информационный, творческий, социальный, прикладной, игровой и пр. Монопредметный, метапредметный, деятельностный и пр. Индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 чел.), групповой (до 15 чел.), коллективный, общешкольный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в том числе через сеть Интернет) От проекта-урока (минипроект) до многолетнего проекта По учебной цели Ознакомление с методами проектной деятельности, индивидуализация обучения, поддержка мотивации, выявление творческого начала и пр.

Общая часть Индивидуальный и групповой проекты Индивидуальный проект Групповой проект Отрабатываются регулятивные и личностные УУД Отрабатываются коммуникативные УУД Отрабатываются познавательные УУД Особое внимание учителя – на целеполагание! Ни в коем случае не выполнять за учеников универсальные учебные действия!

Общая часть Учебное исследование УУД, отрабатываемые при проведении исследования постановка проблемы аргументирование актуальности формулирование гипотезы планирование деятельности контроль за деятельностью коррекция деятельности оформление результатов презентация результатов Особое внимание учителя – на формулирование гипотезы! Ни в коем случае не выполнять за учеников универсальные учебные действия!

Общая часть Формы организации учебного исследования Урочные формы Внеурочные формы Урок-исследование Урок-лаборатория Творческий отчет Урок изобретательства Урок-презентация Урок-экспертиза Урок-совещание Исследовательская практика Экспедиции (полевые исследования) Факультативные занятия Научное общество учащихся Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, марафонах и пр. Выездные мероприятия Важно понимать, какие УУД в каждом конкретном случае отрабатываются!

Общая часть Условия и средства формирования УУД Учебное сотрудничество Совместная деятельность Разновозрастное сотрудничество Дискуссия Тренинг Общий прием доказательства Рефлексия Условия и средства формирования УУД в рамках всего ОУ (на всех уроках и во внеурочной деятельности) УУД могут формироваться и иными средствами

Общая часть Условия и средства формирования УУД Учебное сотрудничество Я действую самостоятельно, но мы: - распределяем функции; - обмениваемся результатами; - совместно планируем работу каждого; - контролируем и корректируем друг друга; - оцениваем друг друга. Важное условие – самостоятельность выполнения учебных задач! Уважение мыслей и действий другого человека

Общая часть Условия и средства формирования УУД Совместная деятельность Мы действуем коллективом (обмен происходит в процессе отработки УУД) Перестройка индивидуального сознания на общую цель, общие ценности, общие критерии, общие методы работы Индивидуальные вклады в общее дело Столкновение и координация разных позиций Распределение функций Основные принципы Формы совместной деятельности Групповая по 3-6 человек (чаще 4 человека) Парная Коллективная (7-10 человек)

Общая часть Условия и средства формирования УУД Разновозрастное сотрудничество Старший по отношению к младшему встает в позицию наставника Появляется новая мотивация Становятся необходимыми осмысление и анализ знаний, выбор способов сотрудничества с младшим Старший ставится в позицию ответственности за младшего Парное сотрудничество Тьюторство Средство хорошо работает в сфере воспитания, помогая отработке личностных УУД Формы сотрудничества

Общая часть Условия и средства формирования УУД Дискуссия Помогает сформировать свою точку зрения Помогает отделить свои мысли от чужих Вырабатывает осмысленное чтение текстов В начальной школе – отработка устных форм дискуссии В средней школе – отработка письменных форм дискуссии Чтение и понимание чужой точки зрения, изложенной письменно Развитие способности письменно ясно излагать свою точку зрения Выделение основных смысловых частей в своем и чужом тексте Возможность высказать свое мнение всем желающим при ограничении времени

Общая часть Условия и средства формирования УУД Тренинг Способ психологической коррекции познавательной и личностной сфер Выработка навыков социального взаимодействия Отработка навыков поведения в конфликтной ситуации Отработка навыков культуры общения Осознание важности ролевого поведения в жизни «Тренинг (англ. training от train обучать, воспитывать) метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг достаточно часто используется, если желаемый результат это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике».

Общая часть Условия и средства формирования УУД Общий прием доказательства Средство развития мышления Прием активизации мыслительной деятельности Способ организации знаний Форма передачи знания Форма активизации творческой деятельности Учебные задачи Воспроизведение готового доказательства Анализ готового доказательства Опровержение доказательства Конструирование нового доказательства Процесс доказательства включает Тезис – доказываемое суждение Аргументы – известные факты Демонстрация доказательства

Общая часть Условия и средства формирования УУД Рефлексия Осознание учебной задачи (в чем задача и что нужно сделать для ее решения?) «Рефлексия (от позднелат. reflexio обращение назад) обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление». Ситуативная – осмысление происходящего в данный момент Ретроспективная – осмысление прошлого Проспективная – осмысление будущего Понимание цели учебной деятельности (чему научился? чего достиг?) Оценка способов действий Привычка облекать в словесную форму и демонстрировать рефлексию

Предметная часть Описание форм, методов, технологий, условий, которые используются в данном образовательном учреждении только в рамках одного или нескольких (но не всех) предметов. Физико-математический лагерь Исследования по биологии Экспедиции в рамках изучения истории Дискуссионный клуб по общественным вопросам «Школа молодого лингвиста» «Химическая лаборатория» «Клуб интернациональной дружбы» Описывается деятельность по развитию УУД данных локальных формирований

Рабочие программы учебных предметов 2 2

Рабочие программы по учебным предметам (курсам) составляются на всю ступень обучения (5 – 9 классы), а не на учебный год Каждый учитель составляет свою Рабочую программу с учетом собственной специфики и специфики конкретных учащихся. Программы, составленные разными учителями для параллельных классов могут (и должны) различаться!

Поясняющая часть Предметная часть Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса Части программы отдельного учебного курса Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета (курса) Описание места предмета в учебном плане Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; Описание учебно-методического и материально- технического обеспечения; Содержание учебного предмета (курса)

Рабочие программы составляются для всех учебных предметов (курсов) Основных (входящих в состав учебного плана ОУ) Факультативных Интегрированных Элективных Любых курсов по выбору Курсов в рамках внеурочной деятельности Курсов в рамках дополнительного образования Отсутствие Примерной программы не является основанием для отсутствия Рабочей программы

Пояснительная записка Цели изучения данного предмета (курса) Поясняющая часть формирование системы … знаний познание на конкретных примерах многообразия… познание сущности и динамики главных процессов… понимание главных особенностей… формирование навыков и умений… воспитание уважения, сознательного отношения к… развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся посредством… развитие… компетенций, посредством… формирование качеств мышления, необходимых для… развитие устойчивого интереса к… формирование у школьников умений применять… знания для… приобретение опыта разнообразной деятельности в… Каждый учитель задает цели конкретно для себя и своих учеников. Не нужно описывать цели, в которых не уверен и которые не понимаешь!

Общая характеристика учебного предмета (курса) Краткое (в одном- абзаце) описание сути изучаемой науки Поясняющая часть … учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о…. Школьный курс … это… Курс … является частью науки о …. Поэтому… Второй абзац может указывать на актуальность данного курса для данного возраста учащихся В современном мире необычайно актуальны знания о …. Поэтому… Подростковый возраст отличается…. Поэтому… Особенно необходим этот раздел для факультативных, интегративных, элективных, профильных и иных «нетрадиционных» курсов!

Описание места предмета (курса) в Учебном плане ОУ Краткое описание взаимодействия данного предмета (курса) с другими предметами учебного плана Поясняющая часть В какой момент начинают изучать курс? Является ли он продолжением изучения данного предмета в начальной школе? Сколько времени отводится на изучение данного предмета (курса)? Как распределяется учебное время по классам средней школы? Какие иные предметы (курсы) поддерживают данный предмет (курс)? Возможность внеурочного изучения отдельных тем курса. В какую образовательную область входит предмет (курс)? Вся поясняющая часть пишется простым языком, чтобы мог понять неподготовленный читатель (родитель, учащийся и пр.)!

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Предметная часть Результаты освоения обязательных учебных предметов описаны в двух документах: В Стандарте В Примерных учебных программах Личностные и метапредметные результаты описаны для всей ООП целиком, а предметные результаты описаны отдельно для каждого предмета Личностные, метапредметные и предметные результаты описаны отдельно для каждого предмета Но Стандарт – это закон, а Примерная программа – документ рекомендательный Для всех необязательных курсов результаты описываются на основании Стандарта

Содержание учебного предмета (курса) Основу данного раздела составляет содержание «Фундаментального ядра» Стандарта Предметная часть Прежние учебные программы Новые учебные программы Содержание располагается в хронологическом порядке Программа одновременно является упрощенным тематическим планированием Содержание распределяется по смысловым блокам Программа никак не отражает последовательности освоения тем курса В этом разделе Рабочей программы описываются ТОЛЬКО смысловые единицы учебного курса!

Тематическое планирование Предметная часть Этот раздел Рабочей программы предназначен для хронологического выстраивания единиц содержания, которые были описаны в предыдущем разделе. Тематическое планирование составляется учителем ТОЛЬКО ДЛЯ САМОГО СЕБЯ! ЭТО РАБОЧИЙ ИНСТРУМЕНТ УЧИТЕЛЯ! Поэтому тематическое планирование должно содержать те графы, которые нужны учителю для его работы. Поэтому у разных учителей не только могут, но и должны быть разные по форме планирования.

Тематическое планирование Предметная часть Необходимые графы ТемаКоличество часов Основной вид учебной деятельности Отрабатываемые УУД На отдельных предметах могут добавляться графы: фонетика, лексика, чтение, аудирование, письмо, основные факты, литературные (музыкальные, художественные) произведения и пр. Подобные тематические планирования создаются ДЛЯ ВСЕХ ПРЕДМЕТОВ (основных, элективных, факультативных, дополнительных, профильных) как в рамках урочной, так во внеурочной деятельности.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения Предметная часть Все описания оснащение того или иного курса, данные в Примерных программах по предмету, носят рекомендательный характер. В своей Рабочей программе каждый учитель описывает РЕАЛЬНОЕ оснащение его предмета в данном образовательном учреждении. Это то, с помощью чего он планирует достичь результата.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса Выпускник научится Предметная часть Выпускник получит возможность научиться Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса полностью повторяют предметную часть раздела «Планируемые результаты освоения ООП ООО». Однако, поскольку Рабочая программа часто используется как отдельный документ, то лучше повторить этот раздел и здесь. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса полностью повторяют предметную часть раздела «Планируемые результаты освоения ООП ООО». Однако, поскольку Рабочая программа часто используется как отдельный документ, то лучше повторить этот раздел и здесь. Основу для написания данного раздела Рабочей программы составляет соответствующий раздел в «Примерной ООП ООО», где планируемые результаты расписаны по предметам. Здесь графа «Выпускник научится» не изменяется учителем, тогда как в графе «Выпускник получит возможность научиться» могут быть значительные изменения.

Титульный лист Рабочей программы должен быть составлен по правилам составления документов Обязательные реквизиты документа Автор документа Место составления документа Время составления документа Утверждаются Рабочие программы отдельно от ООП ТОЛЬКО руководителем образовательного учреждения! Титульный лист Рабочей программы

«Программа развития универсальных учебных действий» Ждем на рецензию разделы ООП «Рабочая программа по …» (1-2 программы)