Развитие творческих способностей учащихся на уроке русского языка и литературы Галимзянова Татьяна Александровна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Творческая деятельность на уроках Липатникова Елена Михайловна.
Advertisements

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения МОУ СОШ 32 МО г. Подольск Петресова Светлана Викторовна.
Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал. А проснувшись, стал реветь, Это зверь - лесной…медведь. Речевая разминка.
Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетают в тёплые края кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.
Развитие творческого потенциала на уроках русского языка Школа должна учить трудному, но так, чтобы освоение этого трудного было творческим, радостной.
Русский язык, 3 класс Имя прилагательное как часть речи урок 85 Автор: Поносова М.А. © ООО «Баласс», 2013.
Презентация к уроку ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ Тема. В.БИАНКИ. «МУЗЫКАНТ» Автор: Корышева Галина Васильевна Место работы: МОУ СОШ 7 с. Пелагиада.
МБОУ «Тальжинская ООШ» Выполнила: учитель начальных классов Репринцева С.И г.
Автор презентации Крашеницина Ольга Ивановна учитель -логопед ГБДОУ д/с 5 г.Ломоносов Петродворцового района.
Помогает развитию лексико-грамматических категорий; Способствует обогащению и актуализации словаря; Уточняет содержание понятий; Даёт возможность педагогу.
Авторы исследования: Ученики 2 класса Руководитель: Насонова Л.В.
Урок развития речи в 5 классе Шестакова Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 1 г.Данилов 2011 год.
Развитие речи Тема: «Зима» Цель: Формировать представления детей о признаках зимы; учить детей четко отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать.
Антология стиха Стихи учеников 3 классов. ПОДРУЖКИ На полянке, на лужке, Да в красивом теремке, Жили-были три лягушки, Три веселые подружки. Днем гуляют,
Урок литературы Урок литературы Учитель русского языка и литературы Сигова Елена Витальевна.
Урок русского языка 3 класс Образовательная система «Школа 2100» Автор: Т.А. Азарова, учитель начальных классов МОУ гимназии 32 г. Калининград.
Шаблон презентации: Лазовская С.В. «Игры и задания по развитию памяти для детей 6–7 лет» Воспитатель Н. В. Голенкевич.
К АК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР !. Как прекрасен этот мир! Кругом чисто, красиво. Колокольчики звенят. Птицы поют. Белки прыгают. Люди ухаживают за миром. Деревья.
Путешествие на остров Антонимов. Начинаем путешествие Декабрь за окнами блестит Пушистый снег в лицо летит Скоро, скоро Новый год! Ждёт его весь наш народ.
Преподаватель русского языка и литературы. Преподаватель русского языка и литературы. Педагогический стаж 36 лет; в Гусинобродской школе 18 проработала.
Транксрипт:

Развитие творческих способностей учащихся на уроке русского языка и литературы Галимзянова Татьяна Александровна

Умение учителя занять во время урока всех учащихся есть критерий достоинства учителя К. Д. Ушинский

Существует много различных определений понятия творчества. Американский ученый П.Хилл: «Творчество- это успешный полет мысли за пределы неизвестного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее». Большой энциклопедический словарь дает такое определение: «Творчество- это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно- исторической уникальность.»

Виды работ творческого характера написать сочинение по картинкам, сочинение с грамматическим заданием, с элементами сравнительной характеристики, подготовить доклад, написать сказку, составить сценарий, сочинение рассуждение, сочинение с элементами описания, сочинение-миниатюра.

Виды работ, связанных с творческим использованием материалов учебника. Виды работ частично творческого характера: составить предложение по опорным словам, на заданную тему, разных конструкций, дописать предложения, восстановить текст, составить ответы на вопросы, озаглавить рассказ, составить элементарное описание, провести элементарный анализ композиции текста, сопоставительный анализ художественных и научных текстов и т.д. Например, выполнение такого упражнения носит частично творческий характер. Задание: Озаглавьте текст. Спишите, заменяя выделенные слова синонимами. « В сентябре у нас стоит хорошая погода. Дождливых дней почти не бывает. Светит солнце. Золотом горят деревья. Казалось, что они собираются на весёлое торжество и надевают свои наряды. В воздухе ощущается какая- то особая, бодрящая свежесть.» Слова для справок: ненастные, прекрасный, радостно, праздник, чувствуется.

Виды работ с творческой основой Например, работой с творческой основой является выполнение упражнения: восстановить последовательность предложений русской народной сказки «Заячьи следы» 1. Ни покоя ему, ни сытости. 2. У всякого зверя есть своя защита: у медведя могучие лапы, у волка крепкие зубы, у быка и барана рога. 3. От всякого зверя терпит заяц. 4. Научила зайца нужда свои следы путать, крутить–петлять. 5. А у зайца одна защита длинные ноги да заячьи горькие слёзы. (2 – 5 – 1 – 3 – 4).

составить план рассказа, озаглавить рассказ, написать изложение от I-ого лица (от имени охотника). Старый охотник пошёл осенью в лес. Устал старик и присел на пенёк отдохнуть. В лесу было тихо-тихо. Вдруг послышался красивый звук, точно пропела тонкая струна. Чуть погодя опять прозвучал этот же звук. Старик удивился такой музыке. Звук слышался с опушки. Старик подкрался из-за ёлочки и увидел на опушке разбитое грозой дерево. Из него торчат длинные щепки. Под деревом сидит медведь. Он схватил одну щепку лапой и потянул к себе. Щепка выпрямилась, задрожала. В воздухе раздался певучий звук струны. Медведь наклонил голову и слушает. Старик тоже с удовольствием слушал музыку. Хорошо поёт щепка! Хорошо играет лесной музыкант! (По В. Бианки)

Творческие работы учащихся способствуют укреплению и повышению познавательных интересов учащихся, развитию их творческого мышления, индивидуальности каждого школьника. Несмотря на это, давать задания творческого характера надо осторожно, постепенно переходя от воспроизводящих работ к воспроизводяща- творческим, и затем к творческим работам.

Работы учащихся Первой работой с элементами описания и сравнительной характеристикой было написание сочинения-миниатюры «Два осенних листа»..( ЛИСТЬЯ БЕРЁЗЫ И РЯБИНЫ) Приведём примеры некоторых работ. Из сочинения Саши Антоновой : «( Когда лист берёзы парит в воздухе, то чем-то походит на бабочку. Лежит на листике берёзовом роса и похож листик на короля, одетого в серебро. Лист рябины тоже похож на бабочку, когда летит по воздуху. Но он уже походит не на короля в серебре, а на горсть ягод брусники...» Совсем другое сочинение у Мынкого Дмитрия: «( Берёзовый лист небольшой, широкий, а острые зубчики придают листу ажурный вид. У берёзового листа черенок и жилки короткие, и на черенке один листик. А у рябинового листа, напротив, большой и узкий. Черенок и жилки у него длинные, а листиков на черенке много)»

Сочинения сравнительного характера Дети писали сочинение на тему «Разная осень». Сравнивались ранняя («золотая») осень, дождливая («мокрая») осень и поздняя («снежная») осень. Отрывок из сочинения Шишкиной Ларисы: «Уходит золотая осень. Начинаются дожди. Слякоть. Холодно. Сбросили деревья свой разноцветный наряд. Кустов безлиственные прутья торчат из грязи. А солнце почти не выглядывает из-за чёрных туч. И это печальное время осени кончается. И начинает идти первый неприятный мокрый снег. Он идёт мелким градом. Стало совсем холодно. Вода в реках, озерах стала чёрной, и у края покрылась тонкой корочкой льда. Совсем другое описание у Майстровой Анастасии: «( Золотая осень деревья ещё не скинули свой пёстрый наряд. На улице такая тишина. Красота. На траве видна паутина.Но бывает ещё и другая осень. Дождь. Небо становится серым. На улице холодно. В такую дождливую погоду я читаю или сплю на диване под тёплым пледом)»

Интерес к предмету Я стараюсь использовать самый близкий для ребят интересный материал: сказки, загадки, скороговорки. Их присутствие на уроке помогает мыслить, думать, анализировать, лучше усваивать материал, способствует развитию речи. Часты на уроках игровые моменты, ребята с удовольствием играют в «Третье лишнее», «Продолжи строчку», «Подскажи словечко», тем самым вносится элемент фантазии, возникают необычные ситуации, заставляющие активно действовать каждого ученика. Ребята создают свои правила-презентации, тем самым проявляют фантазию и учатся отбирать нужный материал, работать со справочной литературой, умение работать в команде, применять свои творческие способности.

Викторина «Внимательный читатель» Допиши 2 слова в стихотворение Пушкина «Моя эпитафия»: Здесь Пушкин погребён; он с музой молодою С любовью, леностью провёл весенний век. Не делал доброго, однако ж был душою, Ей-богу,… ( Ответ: добрый человек). К кому (чему ) обращается поэт? Подруга думы праздной,… (Ответ: к своей чернильнице) Найти пушкинский глагол: Но не хочу, о други, умирать, Я жить хочу, чтоб мыслить и … (Ответ:страдать)

Одним из оригинальных способов развития воображения можно считать сочинение стихов. Ребята любят сами сочинять их на разные темы.

Стихи из жизни класса Задача трудная попалась, Она от Ромы отбивалась. Но Рома так её схватил, Что за пять минут решил. Как-то раз спросили Дэна: «Чем ты занят в классе?» Он задумался слегка и ответил: «Жду звонка». (Флягин И., 5 кл.)

Зарисовка с натуры. РОЗА Я розой долго любовалась, Дарила ей свои мечты, Но кошка шустрая попалась. И… откусила лепестки.( БОДНЯ А, 6кл.) Алая роза растёт в саду, И о ней я речь поведу, Её там соловей воспевает, А роза под трели его засыпает.(Бохулёнкова А.,6 кл.)

Существует множество приемов, развивающих творческие способности на уроке, благодаря которым развиваются главные качества, необходимые для успеха в любом деле - творческий склад ума, нацеленность на творчество, развивается логическое мышление. Вот некоторые из них:

Буриме( стихотворение, сочиняемое на заданные рифмы) Жили мышки, Любили книжки, Любили читать, Но больше всего жевать( Бохулёнкова А., 6-а кл) Серенькие мышки Купили три книжки. Одну начали читать, А остальные жевать.( Бодня А., 6-а кл.)

Создание ХОККУ(хайку).Японская стихотворная форма, трёхстишие в 17 слогов. Главное -намёк Задание: написать хокку по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк». Бирюк угрюмый. Почему же он такой? Виновата жизнь.( Образцова К., 6-а кл.) У бирюка дочка, Хорошенькая девочка. Всё умеет делать. ( Вечирко Ира, 6-а кл)

ВЫВОД Творчество- это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, отсталости, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска. И если найден общий язык, то ребята обязательно отзовутся и поймут, что являются не просто пассажиром, а членами команды общечеловеческого корабля. Именно поэтому я хочу закончить свое выступление словами АНТУАНА де СЕНТ- ЭКЗЮПЕРИ: «Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы команда одного корабля».