ВЛАДЕТЬ ЯЗЫКОМ – ЗНАЧИТ ПРАВИТЬ МИРОМ Курикова Наталья.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Понятие коммуникативной близости Курикова Наталья НАШИ ЛЮДИ В БУЛОЧНУЮ НА ТАКСИ НЕ ЕЗДЯТ!
Advertisements

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему?
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Учебный тренажёр и проверочный тест по теме : « Средства выразительности » Составитель: учитель русского языка и литературы.
ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СВЕТЕ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ М.М.Крюков.
Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему (задание С2 ГИА – 9 по русскому языку) По материалам МИОО от
Понятие Деловой Коммуникации. Понятие деловой коммуникации Деловая коммуникация представляет собой сложный и многогранный процесс, имеющий объективные.
Обучение сочинению (С 2.1 или С 2.2). Выполняй все действия шаг за шагом! Помни! Необходимо правильно сделать выбор – С 2.1 или С 2.2 С 2.1 – сочинение-
СТИЛИ РЕЧИ Презентация преподавателя русского языка Ситчихиной Елены Михайловны.
Тема. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему Сочинение - рассуждение Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему Знать:Уметь: Создавать.
Психологическая безопасность в информационном пространстве Подготовила: Вязьмина О.В. – педагог-психолог Ангарск, 2012 г.
План урока Моральный выбор Свобода –это ответственность Моральные знания и практическое поведение личности Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2 Шаг 1. Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите.
« Лингвостилистические средства воздействия на массовое сознание в политическом дискурсе » Научный руководитель: Дрозд Людмила Николаевна старший преподаватель.
Функциональные стили речи исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения ; разновидность литературного.
Единый Государственный Экзамен Часть «С» (материал к семинару)
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УСТНОЙ РЕЧИ.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства.
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
Транксрипт:

ВЛАДЕТЬ ЯЗЫКОМ – ЗНАЧИТ ПРАВИТЬ МИРОМ Курикова Наталья

Что сказать? Как сказать? Что ты сказал?! Скажи, птичка моя! Что и как сказать ?

Что такое речевая манипуляция? Паралогические приемы Приемы демагогиии Стилистические приемы Приемы речевой манипуляции Зачем нам нужно знать приемы манипуляции?

Речевая манипуляция – это отбор и использование таких средств языка, с помощью которых можно скрыто воздействовать на адресата речи Можно ли считать речевое манипулирование положительным явлением? Можно ли обучать приемам манипуляции?

Речевая манипуляция при помощи языковых средств создается нужный говорящему образ предмета манипулятор апеллирует к эмоциям, а не к разуму

Язык – это средство воздействия Используя в процессе общения определенные ресурсы языка, человек может управлять поступками других людей

Общая характеристика речевой манипуляции некритичное восприятие речевого сообщения игра слов, создание желаемого впечатления при помощи средств языковой выразительности Настоящему мужику – настоящее пиво!

Важно не только то, ЧТО сказать, но и КАК сказать

Какие существуют речевые приемы воздействия? Риторические приемы паралогические демагогия стилистические

Паралогические риторические приемы это целенаправленные отклонения от законов логики ввести адресата в заблуждение, ввести адресата в заблуждение, создать видимость обоснованности, создать видимость обоснованности, внедрить в сознание адресата информацию, внедрить в сознание адресата информацию, выгодную манипулятору

Прием отождествлений, неправомерных аналогий «Экономика – это организм. А в организм вмешиваться нельзя – он сам знает, что ему лучше. Мы вот сидим, разговариваем, а печень работает себе, как надо» (С.Федоров). Неправомерная аналогия привела к недостоверности аргумента Экономика как организм. В экономику вмешиваться нельзя.

«Огурцы подешевели, следовательно, экономика идет на подъем!» Гипотетическое выдается за аксиому следовательно, значит, таким образом, соответственно Змея любит яйца. Ты тоже их любишь. Из это следует, что ты змея!

«Известно: лгущие – никогда не обрящут. Стало быть, единственное желание высших чиновников РПЦ – притыркнуться к власти, ибо тех, кто сосет сосок, оберегают. А раз уж оберегают этих, то оберегут и тех» (Новая газета, 2004, 1, с. 5). Прочитайте газетный текст. Каким образом в тексте создается иллюзия достоверности?

Паралогизм, основанный на нарушении закона достаточного основания Не выдерживает критики и постулат: мясо есть вредно. Опыты показали: нельзя снижать в рационе содержание белка ниже 1г на 1 кг массы тела. В противном случае вы заработаете авитаминоз, постоянную слабость, рассеянность, восприимчивость к стрессам и инфекциям. При некритичном восприятии содержания текста не заметить подмену тезиса легко!

Приемы речевой демагогии СВОЙЧУЖОЙ «Наши люди на такси не ездят!» «Вам, преподавателям, легко спрашивать! А когда нам учить?»

Коммуникативное пространство пространство «врагов», находящихся «по ту сторону баррикад», видящих объект совершенно с других позиций. пространство «своих», находящихся в одном коммуникативном пространстве, на одной идеологической платформе, наблюдающих объект с одних и тех позиций Свой = знаю понимаю люблю хороший Чужой = не знаю не хочу знать не люблю плохой

Создание фантомной «своей» группы или группы «врагов» Давно подсчитано, что…, В окружении премьера со злорадством отмечали…., Всем известно, что … Справедливая Россия – наш ответ монополистам! Местоимения «мы», «наш» употребляется с целью заявить о том, что отправитель сообщения входит с аудиторией в некую общность, создает ощущение принадлежности к одному и тому же кругу Кому известно? Мы, наш, все…

Внедрение скрытых обобщений Утонченный вкус не довольствовался бы этими тяжелыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками (И.Гончаров) «всем очевидно», кто выбирает такую мебель, тот не обладает достаточным вкусом Современные уверенные в себе женщины выбирают шубы в магазине «Березка» (томская реклама) Якобы все понимают, что те, кто покупает шубы в другом магазине, - несовременные, неуверенные в себе дамы!

«Дилма» возвращает чаю традиционный вкус» Он этого не сделает, потому что при его трусости это просто невозможно читай: традиционный вкус чая был утрачен сообщается, что он трус Вы, как женщина образованная, понимаете, что… А если не понимаете, значит, необразованные. Вы же не хотите слыть необразованными? ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМПЛИКАТУР

Какие импликатуры использованы в текстах? В отличие от обычного мыла мыло «Сейфгард» убивает в два раза больше бактерий… (реклама) С Б.Березовским отношения у них до сих пор так и не сложились. Как профессиональный разведчик, Путин всегда старался избегать опасных контактов (АиФ, 1999, 3)

Сложную, изменчивую реальность человек строит по «простой» модели: Стереотипы отучают человека анализировать явления, критически их оценивать, приучают принимать их безоговорочно В манипулятивных целях используются штампы и клише («ярлыки») Мужчина должен кормить семью! Ты же мать! Навешивание ярлыков Стереотипизация Мафия бессмертна! Русский пьяница Бестия Жириновский

Противопоставление подлинной и видимой реальности на самом деле.., в действительности … «И они, именующие себя управленцами нового поколения, в действительности подопечные алюминиевых королей» (из обращений к избирателям) Происходит подмена фактов их интерпретацией!

Стилистические приемы метафора И много других… антитеза «нагруженный» язык

МЕТАФОРА упрощает понимание сложных явлений, понятий привлекает и удерживает внимание выражает позицию автора, оценку является инструментом манипуляции

НАШ ДОМ – РОССИЯ Название партии Образ дома олицетворяет не просто уют и тепло. Психологи определили, что дом – это прежде всего стереотип безопасности, защиты от окружающего мира Оценочная метафора окрашивает весь контекст и определяет отношение к сказанному

Для революции в России нет предпосылок, утверждают те, кто не верит в «оранжевый сценарий» (АиФ, 2005, 11); Простодушная Европа увидела российский цирк в полной красе – это факт (АиФ, 2006, 5) Из каких сфер подвергаются метафоризации газетизмы и с какой целью?

АНТИТЕЗА В некоторых СМИ эксплуатируется оппозиция «русский – нерусский» Публичное акцентирование нерусскости того или иного кандидата может оказать влияние на точку зрения избирателя «Чернецкий на каждом углу кичится, что он русский, а вот Кобзон заявил, что у него обратные данные»» Намек на еврейское происхождение

«Нагружение» языка Чем может нагружаться язык? аффиксы слова-лозунги, политические аффективы - они вызывают однозначную реакцию массовой аудитории коммуняга, людишки, зверюга вера в идеалы, человеческое достоинство, инновационный

настоящий новый «Толстяк!» Свободу настоящему мужику! (реклама пива) Новые люди– новые решения (предвыборная кампания в Томске) Слова «новый», «настоящий», «инновационный» - используются часто без определенного понятийного значения. Однако способны заряжать аудиторию нужным манипулятору настроением, отношением к предмету речи. Новые технологии Инновационные технологии

Текст может быть «нагружен» грубой, просторечной лексикой «Террористов надо мочить в сортире!» Критичность восприятия содержания высказывания притупляется! «Надо врубаться, а чтобы врубаться, надо быть в тонусе!» «Я свой, простой, как и вы!»

К чему апеллирует манипулятор - автор текста- посредством «нагруженной» лексики? «А когда жена Алексея Пичугина попросила разрешения подойти к клетке, в которой сидел ее муж, вальяжный офицер ленивым жестом отогнал ее прочь». (Новая газета, 2004, 11).

Речевое манипулирование – разновидность психолингвистического манипулирования Сегодня мы рассмотрели это явление через призму понятия риторического приема Теперь вы сможете более обдуманно, критично воспринимать информацию, поступающую по разным каналам связи Такой подход к информации вырабатывает «нюх на манипуляцию». и помогает защищаться от нее. Может изучаться с точки зрения разных семиотических систем

Глоссарий к лекции Антитеза - стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении, противоположности образов и понятий (спец.). Импликатура (скрытая генерализация) – смысловые лакуны, при помощи которых адресат оказывается вынужденным неосознанно восполнять невысказанные суждения адресанта Метафора: 1. Вид тропа скрытое образное сравнение, уподобление одного предмета, явления другому (напр. чаша бытия), а также вообще образное сравнение в разных видах искусств (спец.). 2. В лингвистике: переносное употребление слова, образование такого значения. Паралогизм - логическая ошибка, являющаяся результатом неточного следования законам и правилам логики. Пресуппозиция – (от лат. prae впереди, перед и suppositio подкладывание, заклад), тж. презу́мпция (лат. praesumptio предположение, ожидание) термин лингвистической семантики; необходимый семантический компонент, обеспечивающий наличие смысла в утверждении. Риторические приемы – тропы и фигуры речи, служащие средствами оформления мысли и/ или украшения речи Суггестивный - мед. Связанный с внушением, суггестией. Троп (спец.). - слово или оборот речи в переносном, иносказательном значении.

ЛИТЕРАТУРА Быкова О.Н. Языковое манипулирование общественным сознанием. Методическая разработка и рабочая программа для студентов заочного отделения юридического факультета. – Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2007 Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. М Копнина Г.А. Речевое манипулирование: учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2007 Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово: Учебное пособие для учащихся классов общеобразоват учрежд. М.: Просвещение, 1996 Сковородников А.П., Копнина Г.А. Риторический прием// Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты. – М.: Флинта: Наука, 2005 Стернин И.А. Практическая риторика. Учебное пособие. – М: Академия, 2005

Благодарю за внимание! Курикова Наталья Владимировна, Томский политехнический университет