Введение нового предметного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» Г.Е. Масленцева Г.Е. заместитель директора МБОУ СОШ 121.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Введение в учебный процесс комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Поручением Президента Российской Федерации.
Advertisements

С 1 сентября 2012 г. во всех субъектах Российской Федерации в 4 классах вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ)
ОРКСЭ Ключевая задача современной государственной образовательной политики Российской федерации Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина.
Концепция и структура курса «Основы религиозной культуры и светской этики»
Введение в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ)
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики - ОРКСЭ»
«Основы религиозных культур и светской этики» «Основы религиозных культур и светской этики»
«Основы религиозных культур и светской этики». Правовые и нормативные основы разработки предмета ОРКСЭ Закон «Об образовании» (2007 г.), устанавливающий.
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ и СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (родителям о курсе ОРКСЭ) Подготовила Владыкина М.Ю. учитель начальных классов МАОУ СОШ 13.
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ и СВЕТСКОЙ ЭТИКИ. Современный национальный воспитательный идеал: Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
Курс « Основы религиозных культур и светской этики » С 1 сентября 2012 г. во всех субъектах Российской Федерации вводится курс «Основы религиозных культур.
Муниципальное образовательное учреждение «Урусовская общеобразовательная школа»
Реализация комплексного учебного курса ОРКСЭ в учебном году МБОУ Комаровская средняя общеобразовательная школа Богородского муниципального района.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации Министерство образования Московской области.
Основы религиозных культур и светской этики ( Родительское собрание по выбору модуля учебного курса ОРК и СЭ) Составила: Дебденко И.В., учитель начальных.
О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Начальник отдела общего образования МКУ «Ишимский городской методический.
Принципы курса Соблюдены конституционные принципы светского характера Российского государства отделены религиозные объединения от государства и их сохранено.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
Министерство образования Московской области. Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных учреждений Московской области комплексного.
УЧЕБНЫЙ КУРС « ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ » Материал подготовила : Громова Ирина Ивановна учитель начальных классов высшей квалификационной.
Транксрипт:

Введение нового предметного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» Г.Е. Масленцева Г.Е. заместитель директора МБОУ СОШ 121

Смена парадигмы « образование на всю жизнь » на концепцию « образование в течение всей жизни »

Нормативно-правовой основой введения в общеобразовательных учреждениях РФ комплексного учебного курса «ОРКСЭ» являются: поручение Президента РФ от 2 августа 2009 г. ; распоряжение председателя правительства РФ от 11 августа 2009 г. ; с 2012 года преподавание учебного курса ОРКСЭ будет осуществляться во всех субъектах РФ.

Духовно-нравственное воспитание направлено на усвоение подрастающим поколением нравственных ценностей, обеспечивающих общественно-значимую мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях.

Цель учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»: знакомство обучающихся с основами православной, знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; этики; развитие представлений младшего подростка развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; достойной жизни личности, семьи, общества; обобщение знаний, понятий и представлений о обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали; духовной культуре и морали; развитие способностей школьников к общению развитие способностей школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. общественного мира и согласия.

Три кита – основания, на которых строится новый предмет Возрастосообразность Объединение, а не разъединение Культурологический подход

Основы культурологического подхода: Основы культурологического подхода: направлен на формирование культурологической компетентности учащихся; отсутствие доминирующих позиций какой-либо традиции перед другими; воспитательный характер; минимизация конфликтных факторов; направлен на формирование поликультурной компетентности

Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).

Основы православной культуры Учебный модуль знакомит с основами православной культуры, раскрывает её значение и роль в жизни людей – в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни

Основы мировых религиозных культур С учётом возрастных особенностей учащихся 4 классов даются элементарные представления о возникновении, истории и особенностях религий мира, их влиянии на жизнь людей. Авторы не ставили задачи отражения в пособии дискуссионных вопросов религиозных учений и религиоведения.

Модуль знакомит учащихся с основами светской этики. Что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм? Что значит быть моральным? В этих и других вопросах поможет школьникам разобраться светская этика. Учащиеся узнают о том, что такое настоящий друг, честь и достоинство, стыд и совесть, этикет, и о многом другом. Светская этика даст знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше. Основы светской этики

Основы буддийской культуры Модуль в доступной для учащихся 4 классов форме знакомит с основами буддийской культуры: ее основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством.

Основы исламской культуры Знакомит школьников с основами духовно- нравственной культуры ислама. Учащиеся узнают о жизни пророка Мухаммада, об истории появления, основах ислама и исламской этики, об обязанностях мусульман. Обращаясь к Корану, авторы подчёркивают значение этой книги как источником нравственности. Особое место в пособии уделено жизни мусульман в современной России.

Знакомит с основами иудейской культуры и раскрывает её значение в формировании личности иудея и его поведении в повседневной жизни, а также её влияние на историю еврейского народа и мировые религии - христианство и ислам, показывает жизнь евреев в России. Основы иудейской культуры

17 Структура Блок 1 (общий для всех модулей) Блок 4 (общий для всех модулей) Введение. Духовные ценности и нравснные идеалы в жизни человека и общества (1 час) Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1 (16 часов) Блок 2 Блок 3 Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2 (12 часов) Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

Содержание блоков Блоки 1 и 4 - посвящены содержанию межкультурного и межконфессионального диалога. Блоки 2 и 3 - знакомят с основами религиозных культур и светской этики. Блоки 2 и 4 - завершаются творческими проектами.

Блок1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.) Первый урок называется - «Наш дом – Россия». Присутствует весь класс. Обучающиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии культурных, духовных, религиозных традиций; что такое «духовность», «традиция» «нравственные ценности», какое значение они имеют в жизни человека, семьи, общества. Проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир, при том, что все люди разные, мы – народ России – едины, у нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное - сходные нравственные основы, делающие нас людьми по отношению друг к другу. 19

Блок 2. Основы традиционных религий и светской этики (16 ч.) Предусматривает разделение учащихся по группам для изучения избранного модуля. В ходе изучения второго блока учащиеся должны получить системные знания о культуре православия, культуре ислама, культуре буддизма, культуре иудаизма, других мировых религий, а также о светской этике. Второй блок завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами. 20

Блок 3.Традиционные религии и этика в России (12 ч.) Продолжается раздельное обучение Продолжается знакомство учащихся с общими основами религий и этики, но уже с учетом культурно-исторических особенностей нашей страны и конкретного региона, где проживает семья обучающегося. В содержании блока большое место занимает семья, ценности семейной жизни. Тема Родины, патриотизма, гражданственности, любви к родной земле служения Отечеству определяет направленность большинства тем этого блока как в историческом, так и в современном контекстах. 21

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 ч.) Учащиеся одного класса работают вместе Происходит презентация индивидуальных и коллективных творческих проектов: «Как я понимаю православие?», «Ислам – религия мира», «Как я понимаю буддизм?», «Нравственные нормы иудаизма», «С чего начинается Родина?», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», Обучающиеся получают возможность ознакомиться с основным содержанием всех 6 модулей, узнать от своих одноклассников о других духовных традициях, сравнить, содержание сходных тем по всем модулям, составить целостное представление о многообразии и единстве духовных традиций многонационального народа России. 22

Федеральные сайты поддержки введения курса:

Задача сохранения и развития практики духовно- нравственного воспитания в процессе преподавания учебных курсов духовно-нравственного содержания востребована обществом, она имеет большую соци- альную значимость, убедительные воспитательные результаты, поэтому, безусловно, должна и дальше развиваться и совершенствоваться.

31 З Задача сохранения и развития практики духовно- нравственного воспитания в процессе преподавания учебных курсов духовно-нравственного содержания востребована обществом, она имеет большую соци-альную значимость, убедительные воспитательные результаты, поэтому, безусловно, должна и дальше развиваться и совершенствоваться.

Курс ОРКСЭ включает 6 модулей:

Комплексный учебный курс «Основы

область знаний

Даже в обучении «готовым» знаниям обучающийся должен обладать правом на собственное видение учебного материала, иметь предусмотренные содержанием обучения возможности поделиться своими открытиями, родившимися мыслями, чувствами, вынеся результаты своей работы с учебным материалом на суд окружающих. Любая учебно-научная конференция, художественная выставка, спортивное соревнование и пр. – это парад личных достижений участников, плоды их побед над собой Выучить стихотворение не «зачем- то», а для того, чтобы прочесть его затем перед аудиторией, расставив такие интонационные акценты, какие он сам сочтет нужными, написать реферат по такой теме и по такому плану, которые сформулировал сам, объяснить порядок своих действий с точки зрения продуманной самим логики и т.д. Если человек сам ставит цели своей деятельности – деятельность имеет активный, в том числе и творческий характер. Если цель задается человеку кем-то другим: учащемуся – учителем, студенту – преподавателем, работнику – руководителем и т.д., то такая деятельность – исполнительская. «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить»