Болонский процесс с точки зрения организации учебной работы: эксперимент на факультете информатики ТГУ Гладких Борис Афанасьевич, председатель методической.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Болонский процесс с точки зрения качества и эффективности высшего образования: взгляд из деканата Гладких Борис Афанасьевич Томский государственный университет.
Advertisements

Болонский процесс с точки зрения качества и эффективности высшего образования Сущенко Сергей Петрович
Болонский процесс с точки зрения качества и эффективности высшего образования Гладких Борис Афанасьевич профессор факультета информатики ТГУ
Комплексный подход к реализации Болонских принципов в Новосибирском государственном техническом университете Елена Алексеевна Зима, директор научно-методического.
РАЗРАБОТКА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ.
Опыт реализации асинхронного обучения на экономическом факультете ЮФУ Никитаева Анастасия Юрьевна д.э.н., директор НОЦ «Академическая мобильность» профессор.
Оценка профессорско- преподавательским составом реализации основных направлений Болонского процесса Отчет заслушан на заседании Совета по качеству
Переход на уровневую систему высшего образования ФГОУ ВПО ПАГС имени П.А. Столыпина Цели, задачи, проблемы реализации.
Гривцов Владимир Владиславович начальник учебного управления.
Индивидуализация образовательных траекторий студентов экономического факультета: опыт реализации программы МИГО Никитаева Анастасия Юрьевна д.э.н., директор.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Презентация начальника УМУ К.Г. Тарасова ( заседание УМС ) О разработке ООП бакалавриата.
Информационная поддержка реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС3 и принципами Болонского соглашения Е.А. Зима, О.Е. Аврунев, Е.В. Афонина,
О плане мероприятий по апробации проекта ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)» «Разработка типовой.
Санкт-Петербургский государственный университет Факультет журналистики ПРАВИЛА ОБУЧЕНИЯ по основным образовательным программам высшего и среднего профессионального.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
2 Этапы развития БП: Май 1998 – Лисабонская Конвенция 4 страны Июнь 1999 – Болонская Декларанция 29 стран Май Пражское Коммюнике 33 страны Сент.
Введение Настоящая Концепция разработана в соответствии с государственным общеобязательным образовательным стандартом – 2006г, типовыми учебными планами.
СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА Новосибирский государственный технический университет.
Уровневая система высшего профессионального образования (ВПО) в России Лектор: Т.А.Воронова, канд. пед. наук, профессор, зав. каф. педагогики ИвГУ.
Транксрипт:

Болонский процесс с точки зрения организации учебной работы: эксперимент на факультете информатики ТГУ Гладких Борис Афанасьевич, председатель методической комиссии Сущенко Сергей Петрович, декан факультета

Основной тезис доклада Реальный эффект от Болонского процесса для российской высшей школы будет состоять не столько в выходе на международный рынок квалифицированной рабочей силы, сколько в возможности использовать международный опыт организации учебной работы для повышения качества и эффективности подготовки специалистов, прежде всего для своей страны

Содержание 1. Предпосылки Болонского процесса в России Цели и ограничения двух моделей высшего образования Логика советской модели высшего образования Логика рыночной модели высшего образования Кризис советской модели при переходе к рынку 2. Болонский процесс с точки зрения организации учебной работы Место Болонских соглашений в рыночной модели Двухуровневые индивидуализированные учебные планы Асинхронная система обучения Накопительная кредитная система Расширенная шкала оценивания знаний Активизация самостоятельной работы студентов 3. Эксперимент на факультете информатики ТГУ

Подготовка специалистов для планового народного хозяйства Ограниченность бюджетных средств Цели и ограничения систем высшего образования Советская модель

Плановое народное хозяйство Бесплатность образованияПриоритет производства Готовность к работе Стандартный учебный план 1-уровневая система Ориентация на аудиторную работу Узкий профиль Синхронный учебный процесс Государственное распределение Привязка к вузу Минимиза- ция расходов Учебный процесс Ослабленная мотивация Логика советской модели высшего образования

Удовлетворение личных потребностей в образовании Ограниченность личных средств Цели и ограничения систем высшего образования Рыночная модель

Рынок образовательных услуг Платность образованияПриоритет личности ГибкостьНепрерывностьМобильность Индивидуаль- ные учебные планы Многоуровневое образование Расширенная шкала оценивания знаний Кредитная система Асинхрон- ный учебный процесс Мотивированность Ориентация на само- стоятельную работу Конкуренция в вузе Учебный процесс Логика рыночной модели высшего образования

Кризис советской модели при переходе к рынку Противоречие между свободным рынком труда и системой узких специальностей (около половины выпускников не находят работу по специальности) Противоречие между спросом на высшее образование и возможностями государственного финансирования Болонский процесс в широком смысле, как творческая адаптация международного опыта функционирования высшего образования в рыночных условиях Внедрение элементов рыночных отношений в высшую школу Болонский процесс в узком смысле, как реализация направлений Болонской декларации

Рынок образовательных услуг Платность образованияПриоритет личности ГибкостьНепрерывность Мобильность Кредитная система ECTS Асинхрон- ная система обучения Двухуровневые индивидуали- зированные учебные планы Двухступенная система образования Расширен- ная шкала оценивания знаний Европейское приложение к диплому Накопи- тельная кредитная система Место Болонских соглашений в рыночной модели Мотивированность Активизация самосто- ятельной работы Критерии качества образования Учебный процесс Болонские соглашения

1999 (Болонья). Начало Болонского процесса. 23 страны (Прага) 2003 (Берлин). Присоединение России. 40 стран (Берген). 45 стран. Приказ Минобрнауки 40 от Tuning (25 стран EU) Завершение Болонского процесса Tuning Latin America (18 стран) 2006 (Брюссель). Присоединение Роcсии 2004 Место Болонских соглашений в рыночной модели

Годы обуче- ния Специалитет Магистра- тура МагистрБакалавр Дипломированный специалист Специали зация Программа подготовки специалистов по специальности Программа подготовки бакалавров по направлению Специалист Традиционная одноуровневая модель Многоуровневая модель Двухуровневые учебные планы

Повышение эффективности за счет более тонкого учета запросов потребителя при фиксированных затратах Повышение успеваемости за счет активного отношения студента к учебному процессу, уменьшения числа неинтересных и бесполезных с его точки зрения дисциплин Нестыковка с существующей системой подготовки дипломированных специалистов Неготовность рынка труда к нашествию бакалавров Отсутствие системы непрерывного послевузовского образования Более сложная организация учебного процесса Ожидаемая польза Проблемы

I курс II курс III курс IV курс Синхронная (групповая) система обучения Дисциплина 1 Дисциплина 2 Дисциплина 3 Дисциплина 4 Дисциплина 5 Дисциплина 6 Дисциплина 7 Дисциплина 8 Дисциплина 9 Дисциплина 10 Дисциплина 11 Дисциплина 12 Список обязательных дисциплин: Дисциплина 1 Дисциплина 2 Дисциплина 3 Дисциплина 4 Дисциплина 5 Дисциплина 6 Дисциплина 7 Дисциплина 8 Дисциплина 9 Дисциплина 10 Дисциплина 11 Дисциплина 12 Достоинства: с точки зрения студента – не надо думать об учебном плане с точки зрения вуза – простота организации учебного процесса, минимальные требования к ресурсам. Недостатки с точки зрения студента: не учитываются индивидуальные особенности фиксированный срок обучения фиксированная плата за обучение Достоинства: с точки зрения студента – не надо думать об учебном плане с точки зрения вуза – простота организации учебного процесса, минимальные требования к ресурсам. Недостатки с точки зрения студента: не учитываются индивидуальные особенности фиксированный срок обучения фиксированная плата за обучение

Асинхронная система обучения Список обязательных дисциплин: Дисциплина 1 Дисциплина 2 Дисциплина 3 Дисциплина 4 Дисциплина 5 Дисциплина 6 Дисциплина 9 Дисциплина 10 Дисциплина 11 Дисциплина 12 Взятые дисциплины Дисциплина 1 Дисциплина 2 Дисциплина 3 Дисциплина 7 Дисциплина 4 Дисциплина 6 Дисциплина 5 Дисциплина 12 Годы обучения Взятые дисциплины Дисциплина 1 Дисциплина 2 Дисциплина 3 Дисциплина 4 Дисциплина 4 Дисциплина 5 Дисциплина 6 Дисциплина 5 Дисциплина 7 Дисциплина 8 Дисциплина 9 Дисциплина 11 Дисциплина 8 Дисциплина 9 Дисциплина 10 1й год обучения Составление индивидуальных планов 1й год обучения Подведение итогов 2й год обучения Составление индивидуальных планов 2й год обучения Подведение итогов 3й год обучения Составление индивидуальных планов 3й год обучения Подведение итогов Достоинства: возможность реализации индивидуальных образовательных траекторий. Понятие «курс» отсутствует Недостатки: с точки зрения студента – нужно планировать учебный год и нести за это ответственность; с точки зрения вуза – необходимость дополнительных преподавателей и аудиторий, усложнение учебного процесса Достоинства: возможность реализации индивидуальных образовательных траекторий. Понятие «курс» отсутствует Недостатки: с точки зрения студента – нужно планировать учебный год и нести за это ответственность; с точки зрения вуза – необходимость дополнительных преподавателей и аудиторий, усложнение учебного процесса

Асинхронная система обучения Ликвидация понятий «академическая задолженность» и «неуспевающий студент». Каждый учится как может Уменьшение отсева за счет учета материальных и иных обстоятельств обучающихся Нивелирование очной и других форм обучения Необходимость радикальной перестройки сложившегося учебного процесса Нестыковка с действующими правилами обучения (особенно для бюджетных студентов) Проблема нормативного срока обучения в связи с отсрочкой от военной службы Ожидаемая пользаПроблемы

Накопительная кредитная система Облегчение учета содержания полученного образования при гибком учебном плане и асинхронной системе обучения Содействие академической мобильности Возможность введения дифференцированной оплаты за образовательные услуги Нестыковка с существующими государственными образо- вательными стандартами и механизмом проверки соответствия учебных планов стандартам Перестройка сложившейся системы управления учебным процессом Ожидаемая пользаПроблемы

Расширенная шкала оценивания знаний ECTS Более дифференцированная оценка знаний Создание дополнительных стимулов для регулярной работы путем введения накопительных и рейтинговых систем оценивания Обеспечение возможности выдачи дипломов общеевропейского образца Нестыковка с существующими правилами и практикой заполнения документов об образовании Нестыковка с ограничениями числа экзаменов и зачетов в сессию Необходимость привыкания к новой системе со стороны студентов и преподавателей Ожидаемая пользаПроблемы

Преподаватели УЧАТ студентов Студенты УЧАТСЯ у преподавателей Активизация самостоятельной работы студентов

Радикальное повышение эффективности образования за счет улучшения качества при неизменных затратах Экономия непроизводительного труда преподавателей, удешевление образования Развитие дистантных и иных нестандартных форм обучения Смена менталитета студентов Смена менталитета преподавателей, переориентация их работы с аудиторной на научно- методическую работу Необходимость улучшения материальной базы учебного процесса (комплектация библиотек, написание и издание учебных пособий, развитие компьютерных информационных систем, создание электронных образовательных ресурсов и др.) Ожидаемая польза Проблемы

Ученый совет Томского государственного университета РЕШЕНИЕ от 27 апреля 2005 г., протокол 4 Заслушав и обсудив доклад профессора факультета информатики Б. А. Гладких по результатам стажировки в США по линии IREX и ходатайство ученого совета факультета информатики о проведении эксперимента по реорганизации учебного процесса на факультете в соответствии с направлениями Болонской декларации, ученый совет решил: 1. Одобрить инициативу факультета информатики о проведении с поддержкой грантом IREX эксперимента по реорганизации учебного процесса в соответствии с основными направлениями Болонской декларации и разработке автоматизированной информационной системы для управления учебным процессом на уровне факультета. 2. Разрешить ректору утверждать вытекающие из целей и задач эксперимента дополнения и изменения к нормативным документам университета, регулирующие учебный процесс на факультете информатики. 3. Заслушать информацию о ходе эксперимента на заседании ученого совета ТГУ в 2006 году. Председатель ученого совета ректор университета профессор Г. В. Майер Федеральное агентство по образованию ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИКАЗ 24 июня 2005 г. 450 Об эксперименте по организации учебного процесса на факультете информатики в соответствии с направлениями Болонской декларации Во исполнение решения ученого совета ТГУ от (протокол 4) и в связи с утверждением ТГУ в качестве вуза-координатора по Сибирскому федеральному округу программы реализации основных целей развития системы высшего образования в соответствии с Болонской декларацией (приказ Минобрнауки от г. 126) ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Провести на факультете информатики эксперимент по реорганизации учебного процесса на факультете в соответствии с основными направлениями Болонской декларации, включая разработку автоматизированной информационной системы для управления учебным процессом на уровне факультета. Федеральное агентство по образованию ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИКАЗ 24 июня 2005 г. 450 Об эксперименте по организации учебного процесса на факультете информатики в соответствии с направлениями Болонской декларации Во исполнение решения ученого совета ТГУ от (протокол 4) и в связи с утверждением ТГУ в качестве вуза-координатора по Сибирскому федеральному округу программы реализации основных целей развития системы высшего образования в соответствии с Болонской декларацией (приказ Минобрнауки от г. 126) ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Провести на факультете информатики эксперимент по реорганизации учебного процесса на факультете в соответствии с основными направлениями Болонской декларации, включая разработку автоматизированной информационной системы для управления учебным процессом на уровне факультета. Правовая основа эксперимента

Направления эксперимента А. Введение двухуровневой системы образования Б. Введение элементов асинхронной системы обучения В. Внедрение кредитной системы Г. Расширенная шкала оценивания знаний Д. Активизация самостоятельной работы: 1.модульный учебный график 2.балльно-рейтинговая система 3.электронные информационные ресурсы Не навреди! (Правило Гиппократа)

Специальность 3515 «Математическое обеспечение и администрирование ИС» Направление «Информационные технологии» Направление «Прикладная информатика» Бакалавр информационных технологий Магистр информационных технологий Бакалавр прикладной информатики Магистр прикладной информатики Специализация «Системное программирование» Специализация «Информационные технологии в экономике» Магистратура БЫЛО БУДЕТ А. Двухуровневая система на ФИнф

Кредитная система 1семестрКЧ2 семестрКЧ Иностранный язык I4Иностранный язык II4 Физическая культура I0Физическая культура0 Отечественная история3Культурология2 Основы дискретной математики 5Русский язык и культура речи2 Алгебра и геометрия I4Матем. логика и теория алгоритмов 4 Математический анализ I6Теория конечных графов и ее приложения 2 Основы программирования I2Алгебра и геометрия II4 История информатики2Математический анализ II6 Практикум на ЭВМ I4Основы программирования II2 Практикум на ЭВМ II4 Всего 30

Годы о бучения КЧ I курс II курс III курс IV курс Нормальный режим (обязательный для бюджетных студентов) Кредитная система

Годы о бучения КЧ I курс II курс III курс Произвольный режим (для платных студентов) 110 Минимальное число КЧ в год 30 Кредитная система

I курс 1й год обучения Составление индивидуального плана Смешанная синхронно-асинхронная система Список обязательных дисциплин: Критические: Дисциплина 1 Дисциплина 2 Дисциплина 3 Дисциплина 4 Дисциплина 5 Дисциплина 6 Некритические Дисциплина 7 Дисциплина 8 Дисциплина 9 Дисциплина 10 Дисциплина 11 Дисциплина 12 Взятые и освоенные дисциплины Дисциплина 1 Дисциплина 2 Дисциплина 3 Дисциплина 7 Дисциплина 3 Дисциплина 4 Дисциплина 5 Дисциплина 12 Дисциплина 6 Дисциплина 8 Дисциплина 9 1й год обучения Подведение итогов Остался на 1 курсе 2й год обучения Составление индивидуального плана 2й год обучения Подведение итогов Переведен на 2-й курс II курс III курс 12 3 Годы обучения Дисциплина 1 Дисциплина 2 Дисциплина 3 Дисциплина 4 Дисциплина 5 Дисциплина 6 3й год обучения Составление индивидуального плана 3й год обучения Подведение итогов Переведен на 3 курс Комментарий Понятие «курс» сохраняется, но оно определяется не годом обучения, а академическим рангом. Учиться можно как медленнее, так и быстрее, чем это предусмотрено типовым учебным планом Смешанная система позволяет плавно перейти от синхронной системы к асинхронной путем постепенного перевода критических дисциплин в некритические В действительности планирование и подведение итогов осуществляется 2 раза за учебный год, в каждом семестре Право на индивидуализацию учебного плана наступает со 2-го семестра 1 курса Бюджетные студенты обязаны своевременно осваивать все критические дисциплины. Комментарий Понятие «курс» сохраняется, но оно определяется не годом обучения, а академическим рангом. Учиться можно как медленнее, так и быстрее, чем это предусмотрено типовым учебным планом Смешанная система позволяет плавно перейти от синхронной системы к асинхронной путем постепенного перевода критических дисциплин в некритические В действительности планирование и подведение итогов осуществляется 2 раза за учебный год, в каждом семестре Право на индивидуализацию учебного плана наступает со 2-го семестра 1 курса Бюджетные студенты обязаны своевременно осваивать все критические дисциплины.

Расширенная традиционная шкала оценки знаний Оценк а Форма записи прописью Числен­ ное значени е Критерий оцениванияПере -вод в ECTS Перевод в традицион­ ную шкалу 5+ Отл-плюс5,3 Выдающийся уровень знаний, превышающий объем обязательного материала, с творческим подходом к дисциплине А Отлично 5 5,0 Отличный уровень знаний в пределах обязательного материала, возможно, с некоторыми погрешностями В 5 Отл-минус4,7 4+ Хор-плюс4,3 Обычный хороший уровень знаний с заметными ошибками С Хорошо 4 4,0 4 Хор-минус3,7 3+ Уд-плюс3,3 Уровень знаний ниже среднего, с существенными ошибками D Удовлетво- рительно 3 Удовл.3,0 3- Уд-минус2,7 Минимально возможный допустимый уровень зна­ний E 2+ Неуд-плюс0 Неудовлетворительный уровень знаний, но с возможностью повторной пересдачи экзамена FX Неудовлет- ворительно 2 Неудовл.0 Неудовлетворительный уро­вень знаний, требуется повторное изучение дисциплины X

Средний кредитный балл (СКБ) ДисциплинаТрудоем­ кость, КЧ i ОценкаЧисленное значение оценки О i КЧ i * О i Дисциплина ,718,8 Дисциплина Дисциплина 364-3,722,2 Дисциплина ,3 Сумма1349 СКБ = 49 : 13 = 3,769 Пример

Модульный учебный график 2006 / 2007 учебный год

Балльно-рейтинговая система оценивания Студент Контрольное мероприятие и его удельный вес Итог Тест 1Тест 2Тест 3Тест 4Экзамен 0,15 0,4 Иванов Петров Сидоров Пример системы оценивания дисциплины

Выводы Болонский процесс – объективная историческая необходимость для российской высшей школы Болонский процесс можно понимать в узком и широком смысле, как творческую адаптацию международного опыта функционирования высшего образования в рыночных условиях Понимаемый в широком смысле, Болонский процесс благотворно повлияет на качество и эффективность учебного процесса в вузе Болонский процесс неизбежно приведет к изменению функций и структуры подразделений вуза. Усилится роль компьютерных систем Успех Болонского процесса невозможен без смены менталитета. Задача состоит в том, чтобы вместе с формальными элементами Болонского процесса перенести в нашу высшую школу дух самостоятельности, предприимчивости и состязательности, характерный для зарубежных вузов