МАТЕМАТИКА И АРХИТЕКТУРА Работу выполнил: Шишкин Антон Руководитель: Милованова Татьяна Геннадиевна Харьков СОШ 10 2007 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентацию выполнила: студентка Чебоксарского Кооперативного Техникума группы ПСО-13 Иванова Ирина. Научный руководитель: преподаватель информатики и.
Advertisements

Управление образования администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная.
Симметрия в математике и архитектуре Выполнил: ученик 4 класса МБОУ СОШ 17 г. Владикавказа Дзугаев Ахсарбек.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ГЕОМЕТРИИ. НА ТЕМУ: ГЕОМЕТРИЯ В АРХИТЕКТУРЕ Выполнила ученица 7 «а» класса Касимова Эллина.
Построение золотого сечения. У понятия « золотое сечение » есть два смысла математический и эстетический. Они тесно связаны между собой. Эстетический.
Симметрия вокруг нас Выполнил ученик 6 б Першков Степан. Першков Степан.
МАТЕМАТИКА В ЖИВОПИСИ И АРХИТЕКТУРЕ Математика в архитектуре и живописи «Всё прекрасно благодаря числу».Пифагор «Умеренность и соразмерность всюду становятся.
Принцип золотого сечения: Высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в науке, технике, природе, искусстве и архитектуре.
Человек различает окружающие его предметы по форме. Интерес к форме какого - либо предмета может быть продиктован жизненной необходимостью, а может быть.
Выполнили ученики 8-А класса: ученики 8-А класса: Занина А. Занина А. Сушенцова Ю. Сушенцова Ю. Шолохова Е. Шолохова Е.Руководитель: Сушенцова Н.А. Сушенцова.
ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ или «божественная пропорция» Книга природы написана языком математики. Галилео Галилей.
АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время облик большинства современных городов формирует массивная, монотонная, угловатая, оторванная от природных форм и пропорций.
Цель: выяснить как используют различные виды симметрии в архитектуре.
Золотое сечение Золотое сечение в геометрии Золотое сечение в геометрии Золотое сечение в геометрии Золотое сечение в геометрии Золотое сечение в архитектуре.
Работа по геометрии на тему: «Золотое сечение» Подготовлено: Корнет Л.И.
ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ. История золотого сечения Принято считать, что понятие о золотом делении ввел в научный обиход Пифагор Принято считать, что понятие о.
«Геометрические фигуры в архитектуре» Авторы проекта: Ерофеев Марк Ерофеев Марк Ученик 11-го класса Руководитель проекта: Карпова Кристина Ивановна г.
Значение пропорций в нашей жизни Выполнили: учащиеся 6 класса МОУ Отрадненской СОШ, Полякова Анастасия и Кузьмина Анастасия.
Вы даже не представляете себе как часто математика встречается в архитектуре различных сооружений.
Золотое сечение. Золотое сечение - это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части,
Транксрипт:

МАТЕМАТИКА И АРХИТЕКТУРА Работу выполнил: Шишкин Антон Руководитель: Милованова Татьяна Геннадиевна Харьков СОШ г.

Цели и задачи Цель: анализ некоторых аспектов взаимодействия математики и архитектуры, рассмотрение основных составляющих понятия «гармония», применение ряда постулатов традиционной математики к анализу композиции архитектурных сооружений. анализ некоторых аспектов взаимодействия математики и архитектуры, рассмотрение основных составляющих понятия «гармония», применение ряда постулатов традиционной математики к анализу композиции архитектурных сооружений.Задачи: сопоставление некоторых основных свойств математики и архитектуры как наук ; сопоставление некоторых основных свойств математики и архитектуры как наук ; рассмотрение основных аспектов взаимодействия математики и архитектуры ; рассмотрение понятия «гармония» в свете теорий пропорциональности и симметрии; рассмотрение основных аспектов взаимодействия математики и архитектуры ; рассмотрение понятия «гармония» в свете теорий пропорциональности и симметрии; рассмотрение понятия «гармония» в свете теорий пропорциональности и симметрии; рассмотрение понятия «гармония» в свете теорий пропорциональности и симметрии; описание основных геометрических форм, применяемых в разных архитектурных стилях на примере архитектурных сооружений Харькова. описание основных геометрических форм, применяемых в разных архитектурных стилях на примере архитектурных сооружений Харькова.

Дух геометрического и математического порядка станет властителем архитектурных судеб. Ле Корбюзье. За долгую историю мировой культуры накоплена огромная литература об искусстве и огромная – о математике. Однако, как считает А.В. Волошинов, «…о механизме и об истории их теснейшего взаимодействия не написано почти ничего» [9, с.4]. За долгую историю мировой культуры накоплена огромная литература об искусстве и огромная – о математике. Однако, как считает А.В. Волошинов, «…о механизме и об истории их теснейшего взаимодействия не написано почти ничего» [9, с.4]. Именно этим фактом и обусловлена актуальность данного исследования Именно этим фактом и обусловлена актуальность данного исследования

Научная новизна исследования состоит в том, что автор попытался рассмотреть на примере архитектурных сооружений Харькова некоторые математические постулаты и геометрические формы, использующиеся в архитектуре. Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы и выводы могут быть использованы для описания архитектурных сооружений Харькова и области, а также для подтверждения некоторых постулатов традиционной математики, применяемых в архитектуре, на примере архитектурных памятников Харькова. Перспективами данного исследования являются: - анализ и классификация разных математических методов, применяемых в архитектуре; - доказательство существования математических составляющих понятия «гармония» на примере архитектурных сооружений Харькова; - рассмотрение разных типов пропорций, использующихся в архитектуре; - попытка создания закрытого списка тех геометрических форм, которые используются в архитектуре.

ГАРМОНИЯ И МАТЕМАТИКА Понятие гармонии в архитектуре. Понятие гармонии в архитектуре. Математические составляющие гармонии. Математические составляющие гармонии. гармония (Harmonia – связь, соразмерность ) – созвучие, согласие, соответствующая эстетическим законам согласованность частей в расчленённом целом гармония (Harmonia – связь, соразмерность ) – созвучие, согласие, соответствующая эстетическим законам согласованность частей в расчленённом целом Форма, в основе построения которой лежат сочетание симметрии и золотого сечения, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. Форма, в основе построения которой лежат сочетание симметрии и золотого сечения, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии.

ГАРМОНИЯ И МАТЕМАТИКА Симметрия в архитектуре Симметрия в архитектуре Симметрия – закономерное расположение одинаковых архитектурных форм и объемов относительно оси или плоскости, проходящей через центр композиции. Симметричными считают тождественные элементы формы относительно точки (центра), оси или плоскости симметрии. Симметрия – закономерное расположение одинаковых архитектурных форм и объемов относительно оси или плоскости, проходящей через центр композиции. Симметричными считают тождественные элементы формы относительно точки (центра), оси или плоскости симметрии. Здание Церкви Св. Пантелеймона Целителя по ул. Клочковской 94,

Кроме симметрии, в архитектуре можно рассматривать антисимметрию (или асимметрию) и диссимметрию. Антисимметрия – это отсутствие симметрии. Диссимметрия – это частичное отсутствие симметрии, выраженное в наличии одних симметричных свойств и отсутствии других. Пример асимметрии в архитектуре Харькова является здание Дома Государственной промышленности (Госпром) на пл. Независимости. Пример диссимметрии в архитектуре Харькова может служить здание вокзала.

Золотое сечение в архитектуре Важнейшее композиционное средство в архитектуре – пропорции: закономерное соотношение геометрических размеров здания по высоте, ширине и длине. Эти соотношения отрезков, площадей и объемов могут выражаться как целыми, так и иррациональными числами. Пример отношений целых чисел – "египетский треугольник" – 3:4:5, примененный в пирамидах Древнего Египта, пример иррациональных отношений – "золотое сечение".

Принцип золотого сечения, один из принципов пропорционирования в архитектуре, – высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе. Еще в эпоху Возрождения художники открыли, что любая картина имеет определенные точки, невольно приковывающие наше внимание, так называемые зрительные центры. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. В математике пропорцией (лат. proportio) называют равенство двух отношений: a : b = c : d. Но если АВ : АС = АС : ВС, то такое отношение называют «золотое сечение» или деление отрезка в крайнем и среднем отношении. Золотое сечение – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему отрезку: a : b = b : c или с : b = b : а. Отрезки золотой пропорции выражаются иррациональной бесконечной дробью, если весь отрезок принять за единицу, то большая часть равна 0,618..., а меньшая – 0,382...

Для практических целей часто используют приближенные значения 0,62 и 0,38. Свойства золотого сечения описываются уравнением: Решение этого уравнения : Приближенный ряд чисел "золотого сечения" (3:5, 5:8, 8:13, 13:21 и т.д.) назван рядом Фибоначчи в честь итальянского математика XII в.

Исследователи архитектуры связывали отношение золотой пропорции не просто с гармонией, а с гармонией соединения в единое неравных частей. В 1983 году болгарский журнал Отечество опубликовал статью Цветана Цекова-Карандаша «О втором золотом сечении», которое вытекает из основного сечения и дает другое отношение 44 : 56. Такая пропорция также обнаружена в архитектуре и имеет место при построении композиций изображений удлиненного горизонтального формата. Основополагающим в архитектуре является понятие гармонии, которое складывается, в первую очередь, из понятий симметрии и пропорциональности, в частности, «золотой пропорции».

ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ФОРМА И АРХИТЕКТУРА Вертикальные стойки и покрывающие их горизонтальные балки – дольмен Стрельчатая арка Циркульная арка Линейчатые поверхности- однополостный гиперболоид и гиперболический параболоид.

Геометрические формы в архитектурных сооружениях разных архитектурных стилей Харькова Римско-католический костёл Успения Пречистой Девы Марии на ул. Гоголя 8, 1891 г., архитектор Б.Г. Михаловский. Псевдоготический стиль Неоренессанс Здание театра им. Т.Г.Шевченко В основании можно увидеть прямой параллелепипед, расположенный вертикально, завершается же он четырехгранной пирамидой, над которой расположен конус. Все окна и двери стрельчатой формы. Здание состоит из прямых параллелепипедов разного размера, соединенных между собой, каждый из которых накрыт треугольной равнобедренной призмой, которая заканчивается на фасаде треугольным фронтоном. С боковых сторон здание имеет выступы цилиндрической формы. Цилиндрическую форму имеют и колонны, украшающие фасад.

Покровская церковь на территории Свято-Покровского мужского монастыря, построенная в 1689 г. (ныне ул. Университетская 8) Барокко Успенский собор, построенный в 1770-х гг. Композиция объёмов, форма куполов, характер декора отвечают стилевым признакам украинского барокко. Здания состоят из поставленных друг на друга четырех восьмигранных призм, каждая следующая из которых меньше предыдущей. Купол заканчивается луковкой. Луковка представляет собой часть сферы, плавно переходящую и завершающуюся конусом. На основании, по форме напоминающем прямом параллелепипед, расположены цилиндры, заканчивающиеся полусферами, над которыми опять расположены цилиндры.

Классицизм Колокольня Успенского собора, построенная по проекту архитектора Е.А. Васильева в гг. В основании можно увидеть прямой параллелепипед, переходящий в средней части в фигуру, приближающуюся к цилиндру, завершается же она луковкой. Украшают здание цилиндрические колоны и треугольные фронтоны. Эклектика В архитектуре этого сооружения соединены разнообразные геометрические формы: на цилиндрическом основании расположены прямоугольные параллелепипеды, меньший из которых, расположенный ближе к фасаду, имеет сферический вырез с нижней стороны и крышу в форме призмы. Все здание окружено цилиндрическими колоннами. Особняк Юзефовича, ныне – Дворец бракосочетания по ул. Сумской 61, архитектор А.И. Горохов, 1913 г.

Нео-византийский стиль Здание Благовещенского собора по ул. Энгельса 12, архитектор М.И. Ловцов, 1901 г. Он состоит из цилиндров разного размера, а купола имеют сферическую форму. Окна – узкие, вытянутые по вертикали, закругленные сверху Конструктивный модерн Здание крытого Благовещенского рынка по ул. Энгельса 33, архитектор И.И. Загоскин, 1914 г. Дом Государственной промышленности (Госпром) на пл. Независимости (бывш. Дзержинского), архитекторы С.С. Серафимов, С.М. Кравец, М.Д. Фельгер, 1928 г. Элементы здания, представляющие собой прямые параллелепипеды, асимметрично соединены между собой, создавая таким образом определенную гармонию.

Ар деко В этом стиле выполнен, например, фонтан "Зеркальная струя" в сквере Победы, архитектор В.И. Корж, 1946 г. На четырех колоннах, представляющих собой прямые параллелепипеды, тремя ярусами расположены полукруглые арки. Арки каждого следующего яруса меньше арок предыдущего и расположены со сдвижкой на 45 градусов. Киноконцертный зал "Украина" в саду им. Т.Г. Шевченко, архитекторы Ю.А. Плаксиев, В.А. Васильев, В.А. Реусов, 1963 г. или здание цирка по ул. Урицкого 8, привязка архитектора В.А. Касьян, 1974 г. В их конструкции используются цилиндры, соединенные между собой, которые разрезаны криволинейной плоскостью, образуя сечение сложной формы.

Заключение С точки зрения математики в архитектурных сооружениях всех времён царит единство числа и фигуры. Отсюда следует вывод о необходимости применения и совершенствования математических методов в архитектурной композиции, так как именно они, как абстракция, позволят объединить средства гармонизации. Увеличение в архитектуре доли точных наук есть показатель того, что она переходит из разряда ремесел в разряд профессий. Математика в данном случае играет роль коммутатора, соединяющего архитектуру с множеством дисциплин. Все сказанное убеждает в том, что архитектура и математика, являясь соответствующими проявлениями человеческой культуры, на протяжении веков активно влияли друг на друга. Они давали друг другу новые идеи и стимулы, совместно ставили и решали задачи. По сути, каждую из этих дисциплин можно рассматривать существенным и необходимым дополнением другой. Математика должна быть механизмом, объединяющим средства гармонизации формы. Создавая архитектурные формы, необходимо ясно представлять механизм гармонизации, преодолевать стихийность и часто бытующее мнение, что все создаваемое художником-архитектором не подчиняется внешним, объективным законам, а лишь связано с внутренним миром проектировщика.

Список использованной литературы Авдотьин Л.Н. Применение вычислительной техники и моделирования в архитектурном проектировании. – М.: Стройиздат, – 255 с. Авдотьин Л.Н. Применение вычислительной техники и моделирования в архитектурном проектировании. – М.: Стройиздат, – 255 с. Азевич А.И. Двадцать уроков гармонии. - М.: Школа-Пресс, Азевич А.И. Двадцать уроков гармонии. - М.: Школа-Пресс, Афанасьев К.Н. О математике в архитектуре. В книге «В поисках гармонии». – М., 2001, с. 3 – 28. Афанасьев К.Н. О математике в архитектуре. В книге «В поисках гармонии». – М., 2001, с. 3 – 28. Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм. – М.: Стройиздат, – 193 с. Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм. – М.: Стройиздат, – 193 с. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования: Учебно-методическое пособие для архитектурных вузов и фак-тов. – 2-е изд., переработ. и доп. – М.: Стройиздат, – 224 с. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования: Учебно-методическое пособие для архитектурных вузов и фак-тов. – 2-е изд., переработ. и доп. – М.: Стройиздат, – 224 с. Борисовский Г.Б. Наука, техника, искусство. – М.: Наука, – 150 с. Борисовский Г.Б. Наука, техника, искусство. – М.: Наука, – 150 с. Васютинский Н.А. Золотая пропорция. – М.: молодая гвардия, – 235 с. Васютинский Н.А. Золотая пропорция. – М.: молодая гвардия, – 235 с. ВейльГ. Симметрия. – М.: Едиториал УРСС, – 192 с. ВейльГ. Симметрия. – М.: Едиториал УРСС, – 192 с. Волошинов А.В. Математика и искусство. - М.: Просвещение, Волошинов А.В. Математика и искусство. - М.: Просвещение, Гликин Я.Д. Методы архитектурной гармонии. – Л.: Стройиздат, – 96 с. Гликин Я.Д. Методы архитектурной гармонии. – Л.: Стройиздат, – 96 с. Ибрагимова А.Р., Дюкарев В.П. Твой храм. – Харьков: Факт, – 232 с. Ибрагимова А.Р., Дюкарев В.П. Твой храм. – Харьков: Факт, – 232 с. Иконников А.В. Функция, форма, образ в архитектуре. – М.: Стройиздат, – 288 с. Иконников А.В. Функция, форма, образ в архитектуре. – М.: Стройиздат, – 288 с. Ле Корбюзье. Архитектура XX века. – М.: Прогресс, Ле Корбюзье. Архитектура XX века. – М.: Прогресс, Михайленко В.С., Кащенко А.В. Природа. Геометрия. Архитектура. – 2-е изд. перераб. и доп. – Киев: Будивельник, – 174 с. Михайленко В.С., Кащенко А.В. Природа. Геометрия. Архитектура. – 2-е изд. перераб. и доп. – Киев: Будивельник, – 174 с. Рыбаков Б.А. Из истории культуры древней Руси. - М.: Из-тво МГУ, Рыбаков Б.А. Из истории культуры древней Руси. - М.: Из-тво МГУ, Рябушин А.В., Дворжак К. Прогностика в архитектуре и градостроительстве. – М.: Стройиздат, – 184 с. Рябушин А.В., Дворжак К. Прогностика в архитектуре и градостроительстве. – М.: Стройиздат, – 184 с. Скуратовский Г.М. Искусство архитектурного пропорциониования. – Новосибирск: Наука. Сиб. Предприятие РАН, – 184 с. Скуратовский Г.М. Искусство архитектурного пропорциониования. – Новосибирск: Наука. Сиб. Предприятие РАН, – 184 с. Смолина Н.И. Традиции симметрии в архитектуре. – М., Смолина Н.И. Традиции симметрии в архитектуре. – М., Степанов А.В., Фирсов А.И.. Архитектоника математики и математика архитектуры. – М., Степанов А.В., Фирсов А.И.. Архитектоника математики и математика архитектуры. – М., Тарасов Л.В. Этот удивительный симметричный мир. – М.: Просвещение, – 176 с. Тарасов Л.В. Этот удивительный симметричный мир. – М.: Просвещение, – 176 с. Фридман И. Научные методы в архитектуре. – М.: Стройиздат, – 160 с. Фридман И. Научные методы в архитектуре. – М.: Стройиздат, – 160 с. Шевелев И. Ш. Формообразование: Число. Форма. Искусство. Жизнь. – Кострома: ДиАр, – 166 с. Шевелев И. Ш. Формообразование: Число. Форма. Искусство. Жизнь. – Кострома: ДиАр, – 166 с.