Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы Региональная научно-методическая конференция.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Деятельностный подход в обучении как механизм формирования универсальных учебных действий.
Advertisements

. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Презентация выполнена зам.директора по учебной части, учителем начальных классов МБОУ «СОШ 1» г. Микунь Бакуриной Н.Л.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
2 Школа объяснения (Я.А. Коменский) Школа развития (Л.С. Выготский) ЗНАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Куйбышевского района «Средняя общеобразовательная школа 10»
Статья по теме: Системно-деятельностный подход в обучении математике
Продуктивное чтение – залог успешного обучения Цель: учим самостоятельно понимать текст.
« Кто владеет информацией, тот владеет всем » Ли Якокка.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
Система оценивания метапредметного результата «Смысловое чтение». Овладение различными видами чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое. Понимание,
Формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе Подготовила : учитель иностранного языка МБОУ ООШ 25 Трофимова С.В.
Интересы общества интересы личности интересы потенциального работодателя РАЗВИТИЕ Реализация ФГОС нового поколения. Формирование способности организации.
УУД как основа результатов реализации ФГОС НОО. Нужен человек обучаемый, способный самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно.
Универсальные учебные действия на проектных уроках.
Современные возможности педагогических технологий в условиях реализации новых ФГОСов.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
Универсальные учебные действия (УУД). Цель образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Транксрипт:

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы Региональная научно-методическая конференция

Образовательный процесс должен создавать возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, т.е. умения учиться Переход - от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к формированию универсальных учебных действий; - от изолированного от жизни изучения системы научных понятий к включению содержания обучения в контексте решения учащимися жизненных задач; - от стихийности учебной деятельности ученика к метапредметным результатам образования; - от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли сотрудничества в достижении целей обучения

Универсальные учебные действия Универсальные учебные действия – совокупность действий учащихся, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса Личностные действия - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами, умение выделять нравственный аспект поведения Регулятивные действия – обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценивание) Познавательные исследовательские действия – обеспечивают поиск информации и исследование (работа с текстом, смысловое чтение, развитие гипотетико- дедуктивного мышления, логического мышления) Коммуникативные действия – направлены на осуществление межличностного общения, умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем

Грамотность чтения – это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них

Работа с информациейИнтерпретация текстаРефлексия и оценка Найти и установить последовательность или комбинацию фрагментов текста глубоко скрытой информации, часть которой может быть задана вне основного текста. Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания. Работать с правдоподобной и/ или достаточно объемной информацией 5-й уровень Истолковать значения нюансов языка либо продемонстрировать полное понимание текста и всех его деталей Критически оценивать или выдвигать гипотезы на основе специальных знаний. Работать с понятиями, которые противоположны ожиданиям, основываясь на глубоком понимании длинных или сложных текстов Найти один или несколько отрывков информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям. Работать с противоречивой информацией 2 уровень Определять главную мысль, понимать связи, формировать, применять простые категории или истолковывать значения в ограниченной части текста, когда информация малоизвестна и требуется сделать простые выводы Делать сравнения или устанавливать связи между текстом и внешними знаниями либо объяснять особенности текста, основываясь на собственном опыте и отношениях

5 основных приемов осмысления текстов 1. Постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них 2. Постановка вопроса-предположения, сочетающего в себе вопрос и предположительный ответ «А не потому ли …, что …» «Может быть, это объясняется тем, что …

3. Антиципация плана изложения, т.е. предвосхищение того, о чем будет говориться дальше 4. Антиципация содержания, т.е. предвосхищение того, что будет сказано дальше - Старик сажал яблони. Это были … - Старик сажал яблони. Вначале он … - Старик сажал яблони. Он хотел, чтобы … 5. Реципация – мыслительное возвращение к ранее прочитанному и повторное его осмысление под влиянием новой мысли.

Задание «Учимся задавать вопрос» Цель: формирование умения задавать вопросы к художественным текстам Форма выполнения: работа в парах и группах Инструкция: учащиеся читают текст и составляют к нему вопросы, используя предложенную схему: 1. Вопросы: кто? что делал? где это происходило? когда? при каких обстоятельствах? 2. Уточняющие вопросы: если я правильно понял, то …? 3. Вопросы о причинах и следствиях: почему? зачем? что из этого получилось? 4. Вопросы-предположения о допустимых вариантах развития событий и поступков действующих лиц, предвосхищение, прогнозирование: что бы изменилось, если бы …? Как вы думаете, как будут развиваться события дальше? 5. Вопросы, направленные на определение эмоций и чувств, испытываемых героями: какие чувства вы испытали?

6. Оценочные вопросы, направленные на оценку событий, характерных черт действующих лиц, выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: правильно ли поступил …? Почему что- то хорошо, а что-то плохо? Чем один герой отличается от другого? 7. Вопросы на выявление личного эмоционального отношения к событиям и героям: понравился ли вам …? Понравилось ли вам …? 8. Вопросы, требующие постановки себя на место героя рассказа: как бы вы поступили на месте …? Критерии оценивания: - умение составить вопросы, позволяющие воссоздать целостный текст; - умение выделять субъект и предикат текста

Коммуникативные действия 1) общение и взаимодействие, т.е. умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; 2) работа в группе, т.е. совместная деятельность, умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Задание «Совместное рисование» Цель: формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществлении сотрудничества (кооперации) Форма выполнения: работа в парах или группах по человека Описание задания: учащимся, сидящим парами, предлагается придумать и создать общими усилиями иллюстрацию к изучаемому литературному произведению или теме Показатели уровня выполнения задания: низкий уровень – рисунок не имеет общего замысла; учащиеся не пытаются договариваться; средний уровень – рисунок имеет как черты общего замысла, так и автономные; координация между детьми частичная; высокий уровень – рисунок представляет собой целостное произведение; дети активно обсуждают возможные варианты, координируют усилия в процессе совместного рисования

Задание «Компьютерная презентация» Цель: формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование, объяснение и представление информации по определенной теме и умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности Возраст: лет Форма выполнения: работа в двух группах Описание задания: каждой подгруппе учащихся предлагается создать компьютерную презентацию по теме. Сначала в процессе обсуждения подгруппа создает план и последовательность слайдов, затем, работая парами, ученики составляют текст и рисунки для отдельных слайдов. Полученные презентации демонстрируются другой подгруппе, которая оценивает понятность и полноту преставления темы.