Методические особенности использования ИКТ в обучении английскому языку Алексей Васильевич Конобеев, к. пед. н., директор по развитию компании «Образовательные Компьютерные Технологии», портал
Откуда возникла потребность в ИКТ? Особенности восприятия современных детей («клиповое мышление» и способность к multitasking); Повсеместное использование новых технологий в жизни (digital natives); Требования ФГОС (развитие информационной и компьютерной компетенции учащихся); Новые технологические возможности в обучении.
ИКТ – определение ИКТ – Информационно- Коммуникационные Технологии Информационно-коммуникационная технология – информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации. ГОСТ Р – 2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
ИКТ в обучении английскому языку Что использовать? Для чего использовать? Как использовать?
ИКТ в обучении английскому языку Что использовать? Любое ли использование технических средств на уроке будет использованием ИКТ? ТСО vs ИКТ Интерактивные презентации Обучающие компьютерные программы Интерактивные онлайн-упражнения Средства телекоммуникации
ИКТ в обучении английскому языку Для чего использовать? Для разминки (warm up) Для ввода нового материала Для отработки учебного материала Для контроля Для индивидуализации обучения Для самостоятельной работы учащихся
ИКТ в обучении английскому языку Как использовать? На уроке фронтально (компьютер + проектор, компьютер-проектор- интерактивная доска) На уроке в микрогруппах (компьютерный класс) На уроке индивидуально (отдельный компьютер или компьютерный класс) Для домашней работы (компьютер) СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" регулирует продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках (с 1 сентября 2011 года)
Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках КлассыНепрерывная длительность (мин.), не более просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения просмотр телепередач просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой прослушивание аудиозаписи прослушивание аудиозаписи в наушниках
ИКТ в обучении английскому языку (создаем своими руками) Интерактивная презентация – взаимодействие с учеником, упражнения true-false, отгадывание и т.д. (о создании интерактивных презентаций см. материалы мастеркласса Т.М. Капрановой «Создание эффективных презентаций» Онлайн-презентация (глог и т.п.) с возможностью использовать мультимедиа и взаимодействовать с учеником (например, глог С.А. Ткаченко к учебнику Happy English.ru для 5 класса Онлайн-книга с возможностью использования мультимедиа, взаимодействия с учеником (например, онлайн- книга Т.Г. Митюгиной к песне In London Zoo из учебника Happy English.ru для 3 класса
ИКТ в обучении английскому языку Обучающие компьютерные программы по английскому языку: «универсальные» и созданные к конкретным учебникам. «Универсальные» программы. Плюсы: могут использоваться отдельно от УМК, самостоятельно. Минусы: часто такие программы не выдержаны по уровню сложности лексического и грамматического материала, слабо поддерживают обучение в школе, содержат однотипные задания.
Обучающие компьютерные программы к учебникам Помогают создать ИОС, формирующую личность ученика Расширяют возможности традиционных УМК за счет дополнительных интерактивных упражнений, вариативности, ориентации на индивидуальные особенности учащихся Соответствуют авторской концепции учебников
ОКП к учебникам Обучение всем видам речевой деятельности Расширение возможностей учебника Повышение мотивации учащихся Дополнительные упражнения «Сознательное» выполнение упражнений Вариативность в рамках каждого упражнения Возможность самоконтроля Возможность самостоятельной работы Техническая простота и методическое удобство
ОКП к учебникам К учебникам Enjoy English: Интерактивные плакаты для 2-4 классов Enjoy the ABC для 2 класса (версия 2) Enjoy English для 2 класса (версия 2) Enjoy English для 3 класса (версия 2) Enjoy English для 4 класса (версия 2) Enjoy English для 5 и 6 классов (2 диска) Enjoy English для 7, 8 и 9 классов Электронные приложения к учебникам для 10 и 11 классов
ОКП к учебникам К учебникам Millie – New Millennium English: Интерактивные плакаты для 1-4 классов Millie Starter для 1 класса Millie для 2, 3 и 4 классов New Millennium English для 5 класса New Millennium English для 6 класса New Millennium English для 7, 8 и 9 классов готовятся к выпуску Электронные приложения к учебникам для 10 и 11 классов
ОКП к учебникам К учебникам Happy English.ru: Интерактивные плакаты для 2-4 классов Happy English.ru к учебникам 5, 6, 7 классов Happy English.ru к учебникам для 2, 4, 8, 9 классов выйдут в 2013 году Электронные приложения к учебникам для 10 и 11 классов
Интерактивные плакаты Традиционные бумажные плакаты Интерактивные плакаты Статичное изображение Использует учитель на уроке Большой размер не всегда удобен для хранения Анимированное изображение Звук (слова произносятся) Используются в классе для введения нового лексического и грамматического материала Используются дома для повторения лексики и грамматики, подготовки к контрольным работам Удобно хранить
Интерактивные плакаты для начальной школы Лексический материал учебников организован по темам Грамматический материал учебников помогает создать целостное представление о грамматических явлениях Плакаты озвучены, ученики могут использовать их самостоятельно для подготовки к контрольным работам Примеры:
Интерактивные плакаты
Обучающие компьютерные программы Созданы в русле авторской концепции как компоненты УМК Могут использоваться для презентации, отработки материала, контроля степени его усвоения учениками, самоконтроля Могут использоваться как на уроке, так и дома
Enjoy the ABC Знакомство с буквами алфавита (песенка про алфавит и авторские стихи) «Электронная пропись» Соотнесение буквы и ее названия Соотнесение прописных и строчных букв Запоминание алфавитного порядка (выстраивание букв и слов в алфавитном порядке) – подготовка к использованию словарей и справочников
Enjoy the ABC – помощь в изучении алфавита Проблема: сложно запомнить буквы, заучивать алфавит скучно Решение: презентация букв в виде коротких мультфильмов
Enjoy the ABC – помощь в обучении графике Проблема: дети часто путают буквы, сложно овладеть новыми движениями Решение: « электронная пропись »
Enjoy the ABC – помощь в запоминании названий букв Проблема: даже запомнив алфавит, дети испытывают трудности в узнавании отдельных букв по их названиям Решение: электронный тренажер, который можно использовать для многократных повторений и контроля
Enjoy the ABC – помощь в соотнесении прописных и строчных букв Проблема: прописные и строчные буквы не всегда совпадают по написанию, детям сложно соотносить их друг с другом. Решение: электронный тренажер с возможностью многократного выполнения и контроля
Enjoy the ABC – анализ Можно ли использовать приложение для ознакомления с алфавитом? Можно ли использовать приложение для обучения графике? Поможет ли приложение ребенку более эффективно овладеть алфавитом? Удобно ли вписать использование приложения в план урока? Могут ли ученики пользоваться приложением самостоятельно, дома?
ОКП к учебникам Enjoy English, Millie – New Millennium English, Happy English.ru Упражнения на аудирование (2-4 классы) Упражнения на отработку лексики Упражнения на отработку грамматики (включая грамматическое моделирование в ОКП к Enjoy English) Упражнения на чтение Упражнения – опоры для говорения Подготовка к ГИА и ЕГЭ Тесты (в электронных приложениях) Материалы для проектных работ (в электронных приложениях) Электронный журнал с записью результатов работы ученика (с 5 класса)
Методическое удобство
Понятно детям и родителям
Интерактивный грамматический справочник
Разноуровневые упражнения
Аудирование + письмо (L 8 ex 1)
Дополнительные упражнения (L26 ex 1)
Порядок предложений (U1 ex 26)
Найди нужную картинку (U2 ex 17)
Множественный выбор (U3 ex 12)
Мгновенная оценка (U7 ex 34)
Возможности самоконтроля и сохранения результатов
Информация и упражнения о России
Знакомство с культурой стран изучаемого языка
ОКП - анализ Расширяют ли эти приложения возможности учебника? Удобно ли их использовать в классе? Повысят ли они мотивацию учащихся? Облегчают ли они учителю контроль выполнения заданий? Полезно ли будет детям использовать их для домашней работы?
Интернет-ресурсы в обучении английскому языку Средства коммуникации Twitter – служба коротких сообщений (для обмена информацией и обучения письменной речи на уровне предложения) Блоги (онлайн-дневники, например, на - для проектных работ, обучения письменной речи на уровне текста Интернет-форумы – для общения, получения нужной информации Социальные сети (например, – для общения, проектных работ Специально созданные инструменты (безопасная имитация социальных сетей) – для проектных работ и контролируемого общения Службы для переписки (например, – для поиска друзей по переписке, свободного общения Плюсы: общение в естественной среде, включая общение с носителями языка. Минусы: проблема управляемости общения с точки зрения структурирования языкового материала, проблема безопасности. Возможное решение: участие в телекоммуникационных проектах с зарубежными школами под контролем учителя, использование специально созданных безопасных сайтов, обучение школьников основам безопасности в интернете)
Онлайн-проект (пример)
Информация из интернета как основа для работы Поурочные онлайн-ресурсы на Интернет-энциклопедии, например т.д Онлайн-словари, например и т.д. Языковой корпус – коллекция текстов с инструментами поиска по словам и анализа частотности и сочетаемости, например Проблемы: достоверность и полнота информации. Решения: пользоваться информацией из авторитетных источников, основанных на репутации их создателя.
British national corpus
Книги онлайн Специально созданные онлайн-библиотеки с возможностью скачивания книг или чтения онлайн, например и т.д Проблема: соблюдение авторского права. Решение: на сайте должно быть указание, что книги находятся в public domain, или информация о том, что книги free for educational or non-commercial use.
Аудиоматериалы из интернета Бесплатные аудиокниги, например free-audiobooks.html, и т.д free-audiobooks.htmlhttp:// и т.д Радиопередачи и подкасты, например english.com/, и т.д. english.com/ Видеокниги, например Проблема: авторское право, качество записи. Решение: на сайте должно быть указание, что книги находятся в public domain, или информация о том, что книги free for educational or non-commercial use, а аудиофайлы имеют creative commons license.
Видеоресурсы из интернета Образовательные видеоресурсы из интернета, например Видеосайты, например Проблемы: нарушение авторского права на часто видео с таких сайтов удаляется. Решение: пользоваться образовательными ресурсами из пункта 1 на данном слайде
Онлайн-упражнения и генераторы заданий Образовательные сайты с упражнениями для выполнения онлайн, например и т.д Сайты с бесплатными методическими разработками, например english.com/worksheets/, worksheets/ и т.д english.com/worksheets/ worksheets/ Генераторы заданий, например и т.д Проблема: иногда готовые задания содержат ошибки. Решение: проверить задание до того, как давать его в классе.
Онлайн-тесты и подготовка к итоговой аттестации (подготовка к FCE, CAE, CPE и т.д.) подготовка к IELTS подготовка к TOEFL
Аннотированные интернет-ресурсы для изучения английского языка Раздел «Использование интернет- ресурсов на уроке» на ers.ru ers.ru orum/index.php?showforum=12 4
Ресурсы с нормативными документами и материалами для российских школ минобрнауки.рф – сайт министерства образования и науки РФ standart.edu.ru – сайт ФГОС (тексты стандартов, глоссарий, вспомогательные документы) - федеральный образовательный портал (документы, методические разработки, цифровые образовательные ресурсы) федеральный институт педагогических измерений: материалы о ГИА и ЕГЭ
Профессиональные сообщества Сообщества объединяют профессионалов и позволяют обмениваться опытом, получать советы, делиться разработками и т.п. Возможные проблемы: низкий «экспертный уровень» сообщества, коммерциализация, недостаточная свобода для членов сообщества, общий низкий уровень культуры общения. Решения: проверить наличие информации о создателе сообщества (кем и для чего создано), проверить содержание и стиль работы, наличие среди участников авторитетных специалистов, посмотреть на тон общения. Пример сообщества –
Информация об ИКТ На портале Упражнения из ОКП для скачивания Упражнения из ОКП, языковые тесты и игры для выполнения онлайн Аннотированный список интернет-ресурсов Ссылки на полезные и безопасные сайты, не нарушающие авторских прав Консультации методистов Практические разработки и опыт коллег Мастерклассы и вебинары Профессиональные конкурсы
Подводя итоги Использование ИКТ в обучении английскому языку Методические задачи Ввод языкового материала Отработка языкового материала Контроль в обучении Информация для урока и исследовательской работы Создание проектов Дополнительные задания Развитие навыков общения Что использовать Интерактивные плакаты, ОКП, презентации ОКП, онлайн упражнения, интерактивные презентации ОКП, ЭП, онлайн-тесты на и др. Поурочные ресурсы энциклопедии, корпус Поурочные ресурсы, ЭП, интернет ОКП, интернет-сайты Twitter, блоги, форумы, , упражнения из ОКП на развитие видов речевой деятельности