Конструирование индивидуальной образовательной траектории средствами портфолио Макарушкин Ю.В., учитель математики ФБОУ ВСОШ УФСИН России по Кировской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Автор: Воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ «Аленький цветочек» г.Ноябрьск Закирова Ляюзя Мавлимовна.
Advertisements

Программа развития средней общеобразовательной школы 106 «ЭКОЛОГИЯ ДЕТСТВА »
ПЕДСОВЕТ «Учет индивидуальных особенностей учащихся на уроках и внеурочной деятельности как условие повышения качества обучения в школе»
Муниципальное образовательное учреждение «Большетарховская общеобразовательная средняя школа» 2008/2009 учебный год.
ПРОДУКТИВНЫЙ УРОК: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ Подготовил Пфафенрод М.А., рук-ль предметного сообщества учителей естественнонаучного цикла.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
« Личностно - ориентированный подход к учащимся с различными учебными возможностями » МОУ СОШ с УИОП 16 Мартынова Т.Н. – руководитель кафедры.
Структура личностно-ориентированного урока и методические рекомендации к его проектированию Современный урок - это личностно-ориентированный урок, его.
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
Формирование профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Заместитель директора по УВР Берсенева Ю.В.. Современное общество требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального.
Концепция развития МОУ СОШ 6 г. Южноуральска в 2011 году. В рамках реализации Программы развития школы.
Координаты внедрения ФГОС ДО на современном этапе.
«Роль внеурочной деятельности в развитии мотивации личности к познанию и творчеству»
«Организация проектно-исследовательской деятельности как средство саморазвития и самоопределения личности» 28 ноября 2011.
Проект «Конструирование технологической карты урока биологии в 7 класса по теме «Класс млекопитающие. Общая характеристика и особенности внешнего строения.
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Транксрипт:

Конструирование индивидуальной образовательной траектории средствами портфолио Макарушкин Ю.В., учитель математики ФБОУ ВСОШ УФСИН России по Кировской области г. Котельнич, 2008 г.

Социальные, административные, профессиональные предпосылки нововведения Воспитанники – дети со школьной «камчатки», «списанные со счетов» официальной педагогики. Острая необходимость – формирование индивидуальной предметной (а может общеучебной) образовательной траектории учащегося, компенсирующей пробелы и реализующей стандарты. Успешный ученик должен видеть свои удачи, средний, а тем более отстающий – перспективы своего развития. Модернизирующиеся стандарты образования перестали быть перечислением необходимых энциклопедических знаний и все больше становятся определением нормы умений и навыков.

Задача проекта предложить одну из возможных форм структуризации индивидуальной образовательной траектории по предмету; регламентация подхода к динамике успешности обучения, коррекции, развития; формирование мотивационной, рефлексивной, диагностической среды в предмете

Целевой блок (!) специально организованное учителем развивающее, адаптивное пространство, позволяющее ученикам в индивидуальном и коллективном поиске управлять построением («открытием») ЗНАНИЯ; (!) решение проблем мотивации учебной деятельности; (!) конструирование индивидуальной образовательной траектории образования учащегося по предмету; постоянная работа в рефлексивном режиме, режиме саморегуляции субъектного опыта; тщательный отбор содержания работы, ориентированного на личностное развитие учащегося; вооружение учащихся формами диагностики, мониторинга, коррекции, систематизации и учета знаний; привлечение учащихся к деятельному участию в самоорганизации образовательной деятельности; обеспечение связи предлагаемого содержания с личностным опытом обучаемых; продуктивное взаимодействие внутри классного коллектива, с учителем; предоставление возможностей каждому проследить свой путь развития; атмосфера открытости, доброжелательности, сотворчества в общении; работа в режиме документа; привитие эстетического вкуса, навыков оформления результатов своей деятельности; фиксация и развитие ситуации успеха.

Используемые педагогические технологии Педагогическая технология Решает задачиУровень применения «Portfolio»Создание инструмента определения компетентности в рамках индивидуальной образовательной траектории. Основа Технология личностно- ориентированного обучения Выявление, использование и развитие личностных качеств учащихся. Формирование предметной компетентности детей с проблемами базового образования. Основа Технологии адаптивной школы Конструирование учебного процесса.Основа Технология личностно- ориентированного урока XXI века Формирование ценностных отношений, личностного смысла предметных знаний, развитие надпредметных умений и навыков. Основа, диагностика Технология уровневого обучения Обеспечение усвоения учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта. Элементы Технология модульного обучения Содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала. Элементы (индивидуальная образовательная траектория) Технология «мастерских»Создание содержательных и организованных условий для личностного саморазвития учащихся, осознания ими самих себя и своего места в общем деле. Элементы (рефлексивная среда)

Структура, педагогическое и методическое сопровождение организации: индивидуальной образовательной траектории, накопительной оценки деятельности учащихся Если обеспечить учащимся выбор содержания, объема, уровня, темпа профиля, форм получения образования; создать условия наибольшего благоприятствования для детей и подростков, испытывающих трудности в освоении общеобразовательных программ; учитывать психо- физические и социокультурные особенности детей, то процесс образования станет более эффективным. П.И.Третьяков

Портфолио, как специально созданная информационно-рефлексивная среда должна определять ряд функциональных особенностей: 1. создание и формулировка индивидуальной образовательной траектории учащегося по предмету; 2. критерии оценки деятельности владельца; 3. инструмент решения проблем учебной мотивации; 4. предложение простых, но эффективных диагностик успешности в рамках учебного предмета; 5. регламентированное рефлексивное пространство; 6. работа в режиме документа; 7. структурированность и целостность; 8. возможности инструментального пособия решения педагогических, методических, дидактических задач обучения на уроке и вне него; 9. удобство использования в рамках конкретного учебного предмета; 10. понятность и простота в использовании; 11. привлекательность, вызывающая потребность применения; 12. малые временные затраты на уроке.

Структура портфолио, конструирующего и фиксирующего результаты индивидуальной образовательной траектории учащегося 1) Титульный лист 2) Навигатор 3) Предметное резюме владельца 6) Накопительный блок (шкатулка предметных ценностей) 6) Накопительный блок (шкатулка предметных ценностей) 4) Индивидуальная образовательная траектория 5) Диагностические карты 7) Творчество, достижения (творческие работы, грамоты, сертификаты и пр.) 7) Творчество, достижения (творческие работы, грамоты, сертификаты и пр.)

Социальные и воспитательные аспекты проекта ЦЕЛЬ: Социальная адаптация воспитанников к новым условиям деятельности в рамках учебного предмета. Изучение их личностных качеств, способностей и возможностей: раскрытие, развитие и реализация в условиях школьного обучения. Главный критерий оценки – уровень развития личностных качеств, динамика приращения базовых знаний, устойчивость познавательных интересов, владение способами познания. Формы сотрудничества - создание условий для раскрытия, развития и реализации способностей, социальной защиты личности. Доминирующая деятельность – интеллектуальная продвинутость вместо предметного ликбеза.

Выводы: Организация работы ученика, под руководством учителя, по проектированию собственного образовательного пространства поможет решить проблемы сознательной коррекции базовой подготовки, формирования условий социальной адаптации и мотивации к учению. В этих условиях предлагаемая система мер удовлетворяет всех субъектов учебной деятельности. Ученик, реализуя свои права выбора, берет на себя обязательства достижения определенных целей. Учитель же, с большой долей вероятности, получит ученика с достаточным уровнем познавательной, учебной, творческой активности.

Организационно-педагогическая деятельность по продвижению проекта Подготови- тельный этап Диагностика Анализ состояния УВП в школе, региональной образовательной системы Выявление позитивного опыта Изучение потребностей в инновационных идеях Программирование Определение основных направлений содержания Определение перспективных программно-целевых задач внедрения Планирование процесса внедрения инновационных идей Экспертиза Оценка результатов диагностики и самодиагностики Оценка выявленного опыта Основной этап Освоение Теоретическое моделирование опыта Формирование опыта на основе модели Освоение опыта на практике Заключи- тельный этап Экспертиза Оценка результатов смоделированного опыта Оценка эффективности внедрения инновационных идей Рекомендации для массового ознакомления с опытом