4-я ежегодная конференция «Умные энергокомпании России 2013» Москва, 29 января 2013 г. ЗАО «Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Метод доходности инвестированного капитала (метод RAB) при расчёте тарифов на тепловую энергию. ЗАО «Сибирский центр энергетической экспертизы»
Advertisements

Новый этап реформирования энергетики. С 1 сентября 2006 г. – запуск нового рынка электроэнергии ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства.
КОМИТЕТ ПО ЦЕНАМ И ТАРИФАМ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Тарифное регулирование в электроэнергетике на годы.
Г. Москва ОАО «Холдинг МРСК» Стратегия развития распределительного сетевого комплекса.
Введение рынка мощности и перспективы либерализации оптового рынка электроэнергии. Директор по работе на ОРЭ Д.И. Готлиб Москва, октябрь 2007.
Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные.
Розничный рынок электрической энергии. Перспективы развития. Докладчик: Климашевская Елена Валентиновна Генеральный директор Управляющей организации, кандидат.
Совершенствование законодательство в сфере регулирования электроэнергетики после завершения переходного периода Помчалова Е.В. Заместитель Руководителя.
Проект Постановления Правительства Российской Федерации «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» Начальник Управления.
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ПОСТРОЕНИИ РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ В РОССИИ Советник главы РСОА Проф. И.Хузмиев.
О ходе реформирования ценообразования на рынке электрической энергии (мощности) в Российской Федерации ФСТ России С. Гудкова 2012 г.
Изменения правил розничных рынков электрической энергии 2012 г. Москва.
Итоги реформирования энергетики и перспективы ее развития Яркин Евгений Валентинович, Президент МАРЭК д.э.н., проф., заслуженный экономист РФ.
Сбытовые компании в условиях реформирования СОЧИ, 2007.
Предложения по дальнейшему совершенствованию рынка электрической энергии в Республики Казахстан.
О проблемах розничного рынка и механизмах их решения Председатель Правления НП ГП и ЭСК Ю.А. Желябовский.
Реформирование электроэнергетики: пора ли подводить итоги? Яркин Евгений Валентинович, Президент МАРЭК д.э.н., проф., заслуженный экономист РФ.
Совершенствование порядка определения цен на розничном рынке в неценовых зонах 2014 г. директор Департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики.
МОСКВА, август 2010 Взаимосвязь оптового и розничных рынков. Предложения по механизмам ценообразования на оптовом и розничных рынках.
Прогноз изменения тарифов и оптовых цен на услуги естественных монополий в 2011г. и плановый период г.г. оценкапрогноз Электроэнергия.
Транксрипт:

4-я ежегодная конференция «Умные энергокомпании России 2013» Москва, 29 января 2013 г. ЗАО «Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике» Генеральный директор И.С. Кожуховский Задачи совершенствования системы функционирования электроэнергетики

ФЗ «Об электроэнергетике» 26 марта 2013 г. 10 лет! 2 Реформирование электроэнергетики Достигнутые результаты Проблемы Проведены структурные реформы с разделением конкурентных и монопольных видов деятельности и создана инфраструктура рынка электроэнергии Уровень конкуренции низок, рынок работает неэффективно и требует корректировки Система государственного регулирования также нуждается в адаптации к новым условиям Процесс дальнейшего реформирования отрасли требует общественного консенсуса и консолидации усилий Инвестиции и инновационное развитие электроэнергетики Возобновился инвестиционный процесс в отрасли. Ввод генерирующих мощностей в 2010 г. стал одним из крупнейших за последнее десятилетие и наибольшим за последнее пятилетие Продолжается нарастающее старение производственных фондов электроэнергетики Растут удельные капиталовложения, нет конкурентного отбора ввода новых мощностей и рыночных механизмов их финансирования Нет достаточных стимулов для вывода старых неэффективных мощностей В результате : затруднено формирование оптимальной структуры генерирующих мощностей в перспективе стремительно нарастает технологическое отставание электроэнергетики от достигнутого в мире

Структурные преобразования – общие итоги 3 Темп либерализации электроэнергетики по России в целом

Основные принципы работы оптового и розничных рынков 4 Либерализация цен на электроэнергию. Исключением являются неценовые зоны, население и регионы с особыми условиями функционирования. Доля либерализации в целом по РФ составляет 82%. Сохранение государственного регулирования тарифов на услуги организаций производственной и коммерческой инфраструктуры. Конкурентные механизмы торговли электроэнергией и мощностью: - долго- и среднесрочные двусторонние договоры; - рынок на сутки вперед, балансирующий рынок; - конкурентный отбор мощности (КОМ). Конкурентная торговля системными услугами – конкурентный отбор поставщиков и закупка Системным оператором услуг, необходимых для поддержания заданного уровня качества энергоснабжения в единой энергетической системе России. Механизм привлечения инвестиций в объекты электроэнергетики и представления гарантий инвесторам: договора о представлении мощности (ДПМ), регулирование тарифов сетевых компаний методом доходности на инвестируемый капитал (RAB). Трансляция цен оптового рынка на розничные рынки – зависимость цен конечных потребителей на розничном рынке от цены приобретения электрической энергии на оптовом рынке. Возможность выбора конечным потребителем на розничном рынке компании-поставщика электроэнергии. «Либерализация» выхода на оптовый рынок потребителей.

Изменения нормативно-правовой базы по вопросам ценообразования в электроэнергетике 5 СЕТЕВОЙ КОМПЛЕКС Пересмотр правил и параметров регулирования RAB: -нормы доходности инвестированного капитала, созданного до и после перехода сетевой организацией к RAB–регулированию, устанавливаются дифференцированно на 1-ый долгосрочный период регулирования, за исключением последнего года: -при определении полной и остаточной величины инвестированного капитала учитываются только фактически введенные в эксплуатацию активы; -с 1 июля 2014 предусмотрена корректировка регулируемых цен на услуги по передаче, связанная с учетом степени загрузки центров питания; -в части ТСО увеличен период долгосрочного регулирования (до 2017 г.), для ФСК первый долгосрочный период – гг. (пять лет); -срок окупаемости капитала не изменился (35 лет). Планируется: - ликвидация договоров «последней мили» с 1 января 2014 г. -переход в 2013 г. от заявленной к фактической мощности при расчете тарифов сетевых организаций СРОКИ РЕГУЛИРОВАНИЯ С 2012 года регулируемые цены утверждаются с календарной разбивкой по полугодиям. РОЗНИЧНЫЙ РЫНОК Изменения в ценообразовании на розничных рынках: -отмена механизма дифференциации цены по ЧЧИМ; -новый принцип определения сбытовой надбавки. Переход от прямого регулирования сбытовой надбавки методом «затраты+» к ограничению предельного уровня дохода ГП (предусматривает дифференциацию по группам (категориям) потребителей). сетевые организациигод Норма доходности на инвестированный капитал созданный ДО перехода на RABПОСЛЕ перехода на RAB ТСО %1-12% %1-11% ФСК %6,50% %7,80% %

Структура розничной цены на электроэнергию. Динамика цен. Динамика розничных цен на электроэнергию по федеральным округам Динамика розничных цен на электроэнергию по группам потребителей в целом по РФ Структура цены на электроэнергию за 2011 год, % коп/кВт ·ч Средний уровень цены в целом по стране за10 месяцев 2012 г. (218,4 коп/кВтч) НИЖЕ среднего уровня 2011 г. (228,5 коп/кВтч) на 4,4 % Максимальный уровень цен наблюдается в Центральном, Южном и Дальневосточном федеральных округах, минимальный – в Сибирском ФО Минимальный уровень цен - для населения и крупной промышленности Максимальный – для непромышленных потребителей до 750 кВА, бюджетных потребителей и сельскохозяйственных товаропроизводителей 6 * С учетом стоимости потерь э/э Для сравнения: В странах Европы и США розничная цена на э/э для населения (без налогов) составляет от 12 до 20 центов/кВтч, в России – 6 центов/кВтч. При этом уровень мировых цен на э/э для промышленных потребителей – в 1,5-2 раза ниже цен для населения. В России наблюдается обратная тенденция. Таким образом, при сопоставимых ценах на э/э для промышленности в России и Европе+США, цены для населения в России существенно ниже мировых (при этом важно, что объем потребления э/э населением в России – 15%, в Европе и США – порядка 30%).

Институциональные преобразования – возможные сценарии 7 ДЕРЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИВАТИЗАЦИЯ Россия (2000) США (PJM, NY, New England) Великобритания Скандинавия Частная собственность Гос.собст- венность Директива ЕС по электроэнергии Аргентина Государственное регулирование Конкурентный рынок Россия (2009) Россия (2012) (1) (2)(3) 1- продолжение рыночных реформ 2- ни рынка, ни государственной электроэнергетики 3- возврат к государственной электроэнергетике 7

Необходимые направления дальнейшего реформирования электроэнергетики 8 Развитие конкурентных механизмов ценообразования Развитие Развитие конкурентных механизмов ценообразования Создание эффективной системы мониторинга рынка и усиление антимонопольного регулирования. Усиление контроля за слияниями и поглощениями генерирующих компаний. Разработка и внедрение работоспособной модели ДРМ, стимулирующего инвестиции. Прекращение практики вводов новых мощностей в обход конкурентного отбора. Переход к экономически обоснованному ценообразованию на тепловую энергию ТЭЦ для стимулирования развития эффективной теплофикации. Определение функций ГП в модели розничного рынка как регулируемой организации, не участвующей в конкуренции. Развитие конкуренции между энергосбытовыми компаниями. Создание благоприятного инвестиционного климата и привлечение инвесторов в отрасль Отказ от прямого вмешательства государства в процесс ценообразования в конкурентной сфере в электроэнергетике Доработка правил рынка и правил антимонопольного регулирования, снижающих возможности манипулирования рыночными ценами и повышающих прогнозируемость цен рынка для участников Развитие бизнес-процессов RAB-регулирования с последующим переходом к регулированию сетевых компаний на современные методы регулирования со стимулами (incentive regulation)

Необходимые направления дальнейшего реформирования электроэнергетики 9 Повышение надежности и долгосрочной устойчивости электроэнергетики Создание целостной системы прогнозирования и планирования развития электроэнергетики. Разработка технической политики и системы государственной поддержки инноваций в электроэнергетике, Ужесточение экологических ограничений (штрафов за загрязнение окружающей среды), стимулирующее внедрение ресурсосберегающих и чистых технологий в электроэнергетике. Принципиальное повышение роли потребителей электроэнергии, распределенной энергетики, региональных и муниципальных органов власти в развитии отрасли. Кардинальное увеличение комбинированной выработки в структуре тепловой генерации электрической и тепловой энергии в стране, существенное повышение эффективности использования топлива. Расширение границ объекта электроэнергетики –единая политика оптимизации развития «большой» электроэнергетики и коммунального теплоснабжения. Координация развития разных видов энергетической инфраструктуры – электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения. Особенно это актуально на муниципальном уровне. Необходима существенная доработка Федерального закона «Об электроэнергетике» в указанных выше направлениях, его гармонизация с законами «О теплоснабжении», «О газоснабжении», «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», с законопроектом «О государственном стратегическом планировании»

10 Спасибо за внимание!