Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики Новые финансово-экономические механизмы деятельности образовательных учреждений образовательных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование задания учредителя. Финансирование на основе субсидии. Показатели объем и качества оказываемых услуг. Контроль выполнения задания учредителя.
Advertisements

План финансово-хозяйственной деятельности и бюджетная смета.
План финансово- хозяйственной деятельности и бюджетная смета Комлев Александр Сергеевич Министерство финансов Республики Коми
План финансово-хозяйственной деятельности и бюджетная смета Начальник Отдела методологии финансового обеспечения и оказания государственных услуг Департамента.
ПЛАН ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И БЮДЖЕТНАЯ СМЕТА.
План финансово-хозяйственной деятельности. Правовое регулирование 1. Требования к составлению Плана финансово-хозяйственной деятельности государственного.
План финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения.
План финансово-хозяйственной деятельности Заместитель министра финансов- начальник бюджетного управления Т.В. Пантюхина.
Институциональные механизмы минимизации рисков перехода на НПФ и НСОТ Иркутск,2011.
Методические рекомендации по расчету нормативных затрат на оказание ФГУ государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества ФГУ.
О финансовом обеспечении деятельности государственных (муниципальных) учреждений, формирование и финансовое обеспечение государственного (муниципального)
Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики Новые финансово-экономические механизмы деятельности образовательных учреждений образовательных.
План финансово-хозяйственной деятельности государственных бюджетных и автономных учреждений Ст. 33 Федерального закона от 12 января 1996 г. 7-ФЗ «О некоммерческих.
Семинар для глав муниципальных районов, городских округов Республики Бурятия О РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ г 83-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ.
1 Составление и анализ Плана финансово-хозяйственной деятельности для бюджетного и автономного учреждения в сфере образования Килина Татьяна Михайловна,
Институциональные механизмы минимизации рисков перехода на НПФ и НСОТ Астрахань,2011.
ФЗ - 83 Типы учреждений Казенное учреждение - г осударственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных, (муниципальных) услуг,
Тема: Бюджетирование ориентированное на результат (БОР) 1.Нововведения в бюджетный кодекс РФ. Введение новых статей в БК: Статья 158. Бюджетные полномочия.
Порядок формирования и финансового обеспечения муниципальных заданий.
Формирование муниципального задания, мониторинг его выполнения.
Транксрипт:

Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики Новые финансово-экономические механизмы деятельности образовательных учреждений образовательных учреждений И.В.Абанкина, проф. Директор Института развития образования НИУ-ВШЭ

Институциональный выбор Ресурсы: Бюджетные средства Внебюджетные средства повышение эффективности увеличение объема задача Повышение ресурсного Обеспечения сектора социальных услуг Цель – достижение качества и конкурентоспособности в секторе социальных услуг

4 Новые механизмы финансового обеспечения деятельности образовательных учреждений Предоставление образовательных услуг в соответствии с ФГОС ФГОС Формирование задания учредителя и расчет субсидии на основе нормативных затрат требования к условиям, структуре образовательных программ и результатам контроль качества мониторинг принятие решений обратная связь Выпускники Поступающие

рынок Социальные гарантии Эффективность учредители КУ Негосударственные учебные заведения БУ, АУ содержание по смете на реализацию социальных гарантий спрос на образовательные услуги со стороны потребителя спрос на образовательные услуги со стороны потребителя контракты на основе открытого конкурса, выполнение задания по 10-ФЗ от , платные услуги задания на предоставление услуг, выполнение работ, право на участие в открытых конкурсах, платные услуги

Р азвитие государственного и негосударственного секторов Позволит Обеспечит Стимулирует Осуществить экономическую реструктуризацию рынка услуг Обеспечить равный доступ к бюджетным ресурсам Перейти от управления затратами к управлению результатами Сокращение неэффективных обязательств государства Переход от ценовой конкуренции к конкуренции по качеству услуг Отбраковку слабых (некачественных) услуг и программ Развитие конкурентоспособности Повышение финансово-экономической самостоятельности и ответственности Внедрение новых механизмов финансирования

Основные характеристики учреждения до введения закона об изменении статуса: принадлежность к некоммерческим организациям наличие собственника/учредителя выполнение определенных собственником управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера закрепление имущества на праве оперативного управления полное или частичное финансирование собственником субсидиарная ответственность собственника по обязательствам учреждения.

МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ И АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Категории расходовМеханизмы финансирования Расходы на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием Предоставление субсидий на возмещение затрат в связи с выполнением государственного (муниципального) задания Расходы на строительство, реконструкцию Предоставление бюджетных инвестиций Расходы на: капитальный ремонт разовые закупки оборудования расходы на реализацию проектов по модернизации региональных систем образования и т.п. иные расходы разового характера Предоставление иных целевых субсидий Расходы бюджетных и автономных учреждений на осуществление социальных выплат Осуществление расходов на исполнение публичных обязательств перед физическими лицами в денежной форме

Нормы законодательства РФ, регулирующие работу с государственными (муниципальными) заданиями Действующие нормыНовые нормы Бюджетный кодекс РФ (ст.6, ст.69.2) Бюджетный кодекс РФ (ст.6, ст.69.2, 78.1) Федеральный закон «Об автономных учреждениях» (ст.4, ст.20) Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (ст.9.2, ст.32) Федеральный закон «Об автономных учреждениях» (ст.4, ст.20) Федеральный закон 83-ФЗ (ст.33) Изменены: 1. состав организаций, для которых составляется госзадание 2. форма госзадания 3. ограничения на включение в госзадание платных услуг

Уточнение формы государственного задания Статья 69.2 БК РФ Г(М)З должно содержать выписку из РРО показатели, характеризующие, качество и (или) объем (содержание) оказываемых Г(М)У (выполняемых работ); порядок контроля за исполнением Г(М)З, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения требования к отчетности об исполнении Г(М)З определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг порядок оказания услуг предельные цены (тарифы) на оплату услуг либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством РФ Г(М)З на оказание услуг также должно содержать

Общие принципы определения нормативных затрат Постановление Правительства РФ от , Приказ Минфина 137-н Разделение затрат: затраты на оказание услуг (выполнение работ) затраты на содержание имущества Содержание имущества, не используемого при оказании услуг, финансируется из бюджета частично. Методы расчета: нормативный метод (метод прямого счета), структурный метод (для отдельных статей затрат), экспертный метод (для отдельных статей затрат), метод «первоначальных нормативных затрат» (на переходный период)

Рекомендуемый состав затрат Нормативные затраты на оказание услуг (на единицу услуги): Нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием услуг (оплата труда, материальные запасы, иное) Нормативные затраты на общехозяйственные нужды (оплата труда АУП, коммунальные услуги, транспорт связь, сигнализация текущий ремонт и т.д.) Нормативные затраты на содержание имущества: Оплата теплоснабжения – 50% Оплата электроснабжения – 10% Уплата налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за БУ, АУ или приобретенное им за счет средств, выделенных БУ, АУ учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельные участки За исключением затрат, включенных в нормативные затраты на содержание имущества

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЗА СЧЕТ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ ПУТЕМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОМУ ИЛИ АВТОНОМНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ СУБСИДИЯ НА ВОЗМЕЩЕНИЕ НОРМАТИВНЫХ ЗАТРАТ НА ОКАЗАНИЕ УСЛУГ (ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ) субсидия на общехозяйственные нужды НА ОСНОВАНИИ НОРМАТИВНЫХ ЗАТРАТ НА ОКАЗАНИЕ УСЛУГ (ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ) В РАМКАХ ЗАДАНИЯ на основании нормативных затрат на содержание АУП, УВП, МОБ, коммунальные платежи, услуги связи и прочие расходы РАСЧЕТ РАЗМЕРА СУБСИДИЙ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СУБСИДИЯ НА ВОЗМЕЩЕНИЕ НОРМАТИВНЫХ ЗАТРАТ НА СОДЕРЖАНИЕ ИМУЩЕСТВА, А ТАКЖЕ НА УПЛАТУ НАЛОГОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ НА ОСНОВАНИИ НОРМАТИВНЫХ ЗАТРАТ НА СОДЕРЖАНИЕ ИМУЩЕСТВА, А ТАКЖЕ НА УПЛАТУ НАЛОГОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ

Ядро нормативного финансирования - новая система оплаты труда педагогов (НСОТ), стимулирующая качество работы и постоянный рост квалификации Введение НСОТ направлено на: экономическое стимулирование роста профессионализма, продуктивности и качества педагогического труда,экономическое стимулирование роста профессионализма, продуктивности и качества педагогического труда, всеобъемлющий учет квалификации педагогов,всеобъемлющий учет квалификации педагогов, развитие инновационной деятельности и творческой инициативы.развитие инновационной деятельности и творческой инициативы. НСОТ обеспечивает: увязку зарплаты и качества; нормирование и учет в базовой части оплаты труда всех видов деятельности учителей: аудиторной и внеаудиторной нагрузки расширение стимулирующей функции зарплаты; участие представителей общественности в принятии решений о качестве и стимулировании работы; результирующий рост фактических доходов учителей.

РАСЧЕТ РАЗМЕРА СУБСИДИЙ НА ОСНОВАНИИ НОРМАТИВНЫХ ЗАТРАТ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ НА ОКАЗАНИЕ УСЛУГ (ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ) В РАМКАХ ЗАДАНИЯ НА СОДЕРЖАНИЕ ИМУЩЕСТВА, А ТАКЖЕ НА УПЛАТУ НАЛОГОВ N си – норматив затрат на коммунальные услуги и иные затраты, связанные с использованием имущества (за исключением условно-постоянных затрат на содержание имущества) на содержание движимого имущества (на техническое обслуживание; на расходные материалы) на холодное водоснабжение и водоотведение; горячее водоснабжение; электроснабжение (коэф. – 0,9); на отопление (коэф. – 0,5) N он – норматив затрат на общехозяйственные нужды на объекты библиотечного фонда (книг, брошюр, каталогов и т.п.) на приобретение услуг связи; транспортных услуг на оплату труда и начисления на вып-латы по оплате труда ПОП P ни - затраты на содержание недвижимого имущества на текущий ремонт на холодное водоснабжение и водоотведение; горячее водоснабжение; электроснабжение (коэф. – 0,1); на отопление (коэф. – 0,5) на охранную сигнализацию и пожарную безопасность P ди - затраты на содержание движимого имущества на техническое обслуживание; на расходные материалы на текущий ремонт; на обязательное страхование; на другие расходы N от и N увп – норматив затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда основного персонала норматив затрат на оплату труда основного персонала норматив затрат начисления на выплаты по оплате труда N рм – норматив затрат на приобретение расходных материалов для медицинского обеспечения для запасных и составных частей к объектам нефинансовых активов для оснащения учебных аудиторий, семинаров, лекционных залов на аренду недвижимого имущества; на содержание прилегающей территории для типографии и полиграфии, периодических изданий (газет, журналов) для прочих нужд на повышение квалификации персонала; на проведение практики; на прочие затраты отраслевого характера P нал - уплата налога на имущество и земельного налога N ауп – норматив затрат на оплату труда АУП (с начислениями)

Расчет субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания учреждению в соответствующем финансовому году определяется по следующей формуле: SUB гз = (Σ i (N i * V Едi ))+ ( j SUBр j ) + SUB Имущ, где SUB гз – субсидия, предоставляемая учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания; N i - нормативные затраты на оказание i-ой услуги (включая расходы на содержание имущества, необходимого для оказания данной услуги, входящего в перечень недвижимого или перечень особо ценного движимого имущества); V Едi - объем (количество единиц) предоставляемой i-ой услуги; SUBр j – затраты на выполнение j-го вида работ (включая расходы на содержание имущества, необходимого для оказания данной работы, входящего в перечень недвижимого или перечень особо ценного движимого имущества); SUB Имущ – затраты на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества (налоги, оплата части коммунальных услуг и прочие затраты на содержание имущества, непосредственно не связанные с оказанием государственных (муниципальных) услуг) Объем субсидии не должен превышать объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующие цели сводной бюджетной росписью и бюджетными росписями ГРБС на соответствующий финансовый год и плановый период

Распределение полномочий при составлении и утверждении Плана Для бюджетного учреждения (БУ)Для автономного учреждения (АУ) Учредитель Представляет БУ информацию об объемах предоставляемой из бюджета субсидии Учреждение Составляет проект Плана Учредитель (учреждение) Утверждает План Учредитель Представляет АУ информацию об объемах предоставляемой из бюджета субсидии Учреждение Составляет проект Плана Наблюдательный совет Рассматривает План Учреждение Утверждает План

Цели составления Плана ФХД Планирование общих объемов поступлений и выплат Определение сбалансированности финансовых показателей Планирование мероприятий по повышению эффективности использования средств, поступающих в распоряжение учреждения Планирование мероприятий по предотвращению образования просроченной кредиторской задолженности учреждения Управление доходами и расходами учреждения

Структура и содержание Плана ФХД 1.Заголовочная часть 2.Содержательная часть 3. Оформляющая часть 4. Приложения к Плану

Заголовочная часть Плана ФХД наименование учреждения – составителя Плана; гриф утверждения документа, содержащий наименование должности, подпись (и ее расшифровку) лица, уполномоченного утверждать План, и дату утверждения; наименование документа; наименование органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя; дополнительные реквизиты, идентифицирующие учреждение (адрес фактического местонахождения, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и значение кода причины постановки на учет (КПП) учреждения); финансовый год, на который представлены содержащиеся в документе сведения; наименование единиц измерения показателей, включаемых в План.

Содержательная часть Плана ПФД содержательная часть состоит из текстовой и табличной частей В текстовой части указываются: цели деятельности учреждения в соответствии с федеральными законами, иными нормативными (муниципальными) правовыми актами и уставом учреждения; виды деятельности учреждения, относящиеся к его основным видам деятельности в соответствии с уставом учреждения; перечень услуг (работ), относящихся в соответствии с уставом к основным видам деятельности учреждения, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется за плату; общая балансовая стоимость недвижимого государственного (муниципального) имущества на дату составления Плана в разрезе источников его формирования; общая балансовая стоимость движимого государственного (муниципального) имущества на дату составления Плана, в том числе балансовая стоимость особо ценного движимого имущества; иная информация по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.

Содержательная часть (продолжение) В табличной части Плана указываются: Показатели финансового состояния учреждения Наименование показателясумма, в тыс. руб. Нефинансовые активы, всего из них: недвижимое имущество особо ценное движимое имущество Финансовые активы, всего из них: дебиторская задолженность Обязательства, всего из них: кредиторская задолженность, всего в том числе просроченная кредиторская задолженность

Содержательная часть (продолжение) Показатели по поступлениям и выплатам учреждения Наименование показателя сумма, в тыс. руб. Остаток средств, всего в том числе: по лицевым счетам, открытым в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) по счетам, открытым в кредитных организациях Поступления, всего из них: субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания целевых субсидий; бюджетных инвестиций; поступлений от приносящей доход деятельности; публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, полномочия по исполнению которых от имени органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) передаются в установленном порядке учреждению

Содержательная часть (продолжение) Показатели по поступлениям и выплатам учреждения Наименование показателя сумма, в тыс. руб. Выплаты, всего из них на: оплату труда и начисления на оплату труда; услуги связи транспортные услуги коммунальные услуги арендную плату за пользование имуществом услуги по содержанию имущества прочие услуги приобретение основных средств приобретение нематериальных активов; приобретение материальных запасов приобретение ценных бумаг прочие выплаты Остаток средств

Ответственность руководителей образовательных учреждений Какая ответственность предусмотрена для руководителей учреждений разных типов? Ответ: административная и уголовная ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств сохраняется только для казенных учреждений. Бюджетные и автономные учреждения с момента регистрации автоматически исключаются из числа субъектов правонарушения, несущих административную и (для должностных лиц) уголовную ответственность. Основание: БК РФ в ред ФЗ, административная ответственность ст Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ)..

Перечень получателей бюджетных средств Кто относится к получателям бюджетных средств, на которые распространяются меры ответственности за нецелевое использование бюджетных средств? Ответ: Государственные органы;Государственные органы; Органы местного самоуправления;Органы местного самоуправления; Органы управления так называемыми государственными внебюджетными фондами (пенсионный фонд, фонды медицинского, социального страхования и др.);Органы управления так называемыми государственными внебюджетными фондами (пенсионный фонд, фонды медицинского, социального страхования и др.); Казенные учреждения.Казенные учреждения. Основание: ст. 6 БК РФ – получатели бюджетных средств.

Ответственность руководителей бюджетных и автономных учреждений Меры принуждения в связи с нецелевым использованием бюджетных средств для бюджетных и автономных учреждений ограничиваются изъятием в бесспорном порядке средств по решению органа, исполняющего соответствующий бюджет. Применение других мер – блокировка расходов, приостановка операций по счетам и т.д. – для такого случая не предусматривается и не соответствует нормам ст. 284 и БК РФ, определяющим полномочия Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов, Федерального казначейства и его территориальных органов, а также органов субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполняющих соответствующий бюджет. Должностные лица указанных выше федеральных органов исполнительной власти при неправомерном применении мер принуждения несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность. Кроме того, действия органов, исполняющих бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, а также их должностных лиц могут быть обжалованы в установленном порядке в суде.

28 Оценка эффективности использования бюджетных средств 28 1.Оценка достижения плановых показателей непосредственного результата оказания бюджетной услуги (ДП) рассчитывается по формуле: ДП = (Ф 1 /П 1 + Ф 2 /П 2 + … +Фк/Пк), к где к – количество показателей непосредственного результата оказания бюджетной услуги; Фj – фактическое значение j–го показатели непосредственного результата предоставления бюджетной услуги за отчетный период; Пj – планируемое значение достижения j–го показателя непосредственного результата оказания бюджетной услуги за отчетный период. 2.Оценка полноты использования бюджетных средств (ПИБС) (уровень использования бюджетных средств) рассчитывается по формуле: ПИБС = Ф/П, где Ф – фактическое использование бюджетных средств на оказание бюджетных услуг в отчетном периоде, П – планируемые расходы бюджета на оказание бюджетных услуг в отчетном периоде.

29 Оценка эффективности будет тем выше, чем выше уровень достижения показателей непосредственного результата оказания бюджетной услуги и меньше уровень использования бюджетных средств. 29

Проблемы перехода от управления затратами к управлению результатами Проблема недоверия Бюрократизация Мелочный контроль Переход на ежемесячный порядок передачи субсидии Централизация текущих управленческих функций

Риски Подмена стратегических задач усилением контроля и консервацией низкого качества Искажение финансовой самостоятельности в планировании и расходовании средств– «раскладка» каждой субсидии в отдельности по направлениям расходования средств, в результате вместо единого плана ФХД обслуживание 4 смет (отдельно по субсидии на задание, отдельно целевых субсидий, отдельно бюджетных инвестиций, отдельно платных услуг) Наступление на права автономных учреждений: 1.Повсеместный перевод счетов автономных учреждений в казначейство 2.Незаконное расширение функций наблюдательных совет, вплоть до утверждения текущей квартальной бухгалтерской отчетности, изменений в план финансово-хозяйственной деятельности 3.Вынуждение организовывать закупки через муниципальные агентства 4.Навязывание штатных расписаний учредители Риск снижения эффективности

Спасибо за внимание! Абанкина Ирина Всеволодовна (495) Национальный исследовательский Университет – Высшая школа экономики Институт развития образования