МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР « ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ УЧЕБНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Домашнее задание – составная часть урока, направленная на повышение качества и эффективности полученных знаний. Лишь при единстве урочной и самостоятельной.
Advertisements

Домашнее задание как средство формирования прочных знаний и умений и предупреждения перегрузки учащихся.
ProPowerPoint.Ru Эффективные формы проверки домашних заданий.
Домашнее задание, оценка его объема и времени его выполнения.
МОУ Дергаевская СОШ г.. « Д ОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ » ИЛИ « ДОМАШНЯЯ УЧЕБНАЯ РАБОТА » это составная часть процесса обучения, заключающаяся в выполнении.
воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности; овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;
Роль домашнего задания в самообразовании школьника Зарубаева Лилия Елеухановна.
Домашнее задание как средство формирования прочных знаний и умений школьников.
Секреты успешной учёбы. Функции домашнего задания: функция выравнивания знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел и много.
Система домашних заданий как форма развития учебно- познавательного интереса школьников Презентацию составила зам. директора по УВР МОУ «Гауфская СОШ»
Работа со слабоуспевающими учащимися (методические рекомендации) Учитель русского языка и литературы Решетникова Галина Николаевна МОУ: Побединская средняя.
Динамическое наблюдение за ребенком выработка адекватных мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку индивидуальных условий для развития.
Влияние дозировки домашнего задания на умственное переутомление учащихся как один из основополагающих аспектов создания здоровьесберегающих условий в образовательном.
Как задать домашнее задание? Галяутдинова А. И., учитель биологии школы 175 Советского района.
Системно-деятельностныйподход Учитель Ученик планирует организует контролирует организует корректирует контролирует корректирует анализирует.
Родительское собрание « Как готовить домашнее задание » Редкий родитель не сталкивается с проблемой приготовления уроков дома. - Родительское собрание.
Организация самостоятельной деятельности учащихся.
Домашнее задание Занятие в школе может только доставить ограниченному рассудку и как бы вдолбить в него все правила, добытые чужим пониманием, но способность.
Роль домашнего задания в самообразовании школьника.
Родительское собрание на тему «Выполнение домашнего задания - залог успешной учёбы»
Транксрипт:

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР « ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ УЧЕБНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ»

План семинара Организация домашней работы в образовательном учреждении. (Березка В.А). Из опыта работы. Выступления педагогов: Иванова О.А, Наследникова Л.И, Старостина С.Н. Вопросы для обсуждения. Вывод: виды домашних заданий, условия эффективности домашних заданий. Методический рекомендации к организации д\з. Результаты анкетирования. Решение методического семинара.

Что такое домашнее задание? Домашняя работа учащихся – особый вид индивидуальной самостоятельной работы, который проходит без руководства учителя. Домашняя учебная работа приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей, учит планировать время, воспитывает чувство ответственности, инициативу и активность школьника, создает благоприятные условия для углубления знаний, развития способностей и интересов.

Вопросы для обсуждения 1. Какие виды домашних заданий наиболее выполняемы учащимися? 2. Какие виды домашних заданий Вы используете на своих уроках? 3. Каким образом Вы учитываете индивидуальные способности и интересы учащихся, задавая домашнее задание? 4. Какую цель преследуете, задавая домашнее задание? 5. Как проводите контроль за выполнением домашних заданий учащимися? 6. Каким образом домашнее задание влияет на качество образования отдельного ученика ?

Для чего нужны домашние задания Домашнее задание - это средство углублённого усвоения знаний, умений и навыков Домашнее задание - это средство формирования самостоятельности в учебно- познавательной деятельности: -воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности; -овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы

Для чего нужны домашние задания Домашнее задание – это стимулирование познавательного интереса учащихся, желания знать как можно больше по предмету или по теме формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей; формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).

Функции домашних заданий: Закрепление и углубление теоретических знаний; Дальнейшее формирование навыков и умений; Применение знаний в стандартных и творческих условиях; Подготовка к усвоению нового учебного материала.

Виды домашних заданий. К урокам изучения нового материала 1) Заучивание материала учебника и его пересказ; 2) Доработка материалов урока составлением рисунков, чертежей, знакомство с материалом, намеченным к изучению на следующем уроке; 3) Сбор материалов из дополнительных источников.

Вида домашних заданий. К урокам обобщения 1) Ответы на специально поставленные вопросы учителя; 2) Подготовка к ответу по заданию и плану, данному учителем; 3) Самостоятельное составление плана ответа по какой-то теме или подготовка по этому плану; 4) Выделение в тексте основного и второстепенного материала; 5) Самостоятельное доказательство того или иного частного положения или доказательство, аналогичное тому, которое давалось в классе при измененных буквах или положения чертежа; 6) Подборка дополнительного материала по теме.

Виды домашних заданий. К урокам обучения 1) Практические работы (изготовление пособий, карточек, таблиц ); 2) Решение задач, аналогичных классным; 3) Решение задач нестандартных; 4) Решение задач с межпредметными связями; 5) Самостоятельное составление задач; 6) Самостоятельное изучение несложного материала.

Виды домашних заданий К урокам контроля и проверки знаний 1) Письменные ответы на вопросы; 2) Домашняя контрольная работа; 3) Решение нестандартных задач.

Условия эффективности домашнего задания Домашнее задание должно быть посильным и доступным пониманию учащихся. Оно должно быть связано с классным занятием, но не точной копией выполненного в классе. Объем домашнего задания по СанПиН : 2-3 класс - 1,5 часа; 4-5 класс - 2 часа, 6-8 класс - 2,5 часа, 9-11 класс - до 3,5 часов; Домашние задания не должны быть однообразными и шаблонными. Обязательно должен быть инструктаж по выполнению домашнего задания. Домашнее задание может быть фронтальным, дифференцированным и индивидуальным. Должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности.

Условия эффективности домашнего задания Домашнее задание должно быть ясным задание должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что делать и как делать(владеть алгоритмом действий при выполнении домашнего задания Задание должны быть согласованы с заданиями по другим предметам, т.к. наблюда- ется перегруженность

Условия эффективности домашнего задания Домашнее задание должно быть интересным задание не должно быть однообразным и однотипным; -задание должно иметь трудность; -задание должно способствовать проявлению способностей ученика; -задание должно развивать мышление ученика (должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания в новых ситуациях и т. п. )

Условия эффективности домашнего задания Домашнее задание должно быть проверено Вместе с домашним заданием должны четко определяться сроки его исполнения; При помощи контроля учитель воспитывает у учащихся старательность, исполнительность и аккуратность в работе

Уровни домашнего задания 1-й уровень – задание на выполнение обязательного минимума. Его цель – закрепление знаний. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику. 2-й уровень – тренировочные задания. Они направлены на отработку умений и доведения их до автоматизма. Это домашнее задание выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. 3-й уровень – творческие задания. Их цель – добывание новых знаний, подготовка к их восприятию; развитие творческих способностей. Эти задания выполняются учениками на добровольных началах.

Способы подачи домашнего задания Выполнить Д. З. по заданному образцу (на карточке - решение задачи, аналогичной домашней (для слабого ученика)) Самостоятельно изучить материал учебника. Составить план ответа, определить главное в изучаемом материале (при ответе у доски планом можно пользоваться) Выполнить определённую часть коллективного домашнего задания (класс разделить на группы по 5-6 человек приблизительно одинаково готовых к работе по данной теме, каждой группе дать задание)

Способы подачи домашнего задания Выполнить задание на выбор (решить из упражнений те, что можете решить, но не менее …) Выполнить задание по карточке (для слабых учащихся): - с пропусками, которые нужно заполнить - с ошибками, которые нужно исправить - с неоконченными решениями. Выполнить индивидуальные дополнительные задания (или вместо домашнего задания - слабым ученикам)

Способы подачи домашнего задания Выполнить задание по чертежу - составить и решить задачу, аналогичную классной (средним ученикам) - решить задачу по данным чертежа (она аналогична классной) (слабым ученикам) - составить возможные задачи к этому чертежу, достраивая, если нужно недостающие элементы (сильным ученикам) Необязательные самостоятельные работы, которые выбирают ученики для внеклассной работы (например, сроком на неделю) Выполнить самостоятельную работу по применению усвоенных знаний в новых ситуациях или по исправлению ошибок, допущенных в контрольной работе

Взаимосвязь классной и домашней работы а) содержание и приемы выполнения домашнего задания являются продолжением и закреплением классных заданий и упражнений; б) подготовка к домашней работе проводится в классе – разъясняются цель, учебная задача, способы выполнения и контроля задания. Установлено, что успешность выполнения домашнего задания зависит от того, как подробно дан инструктаж характера и последовательности операций, какими памятками рекомендовал пользоваться учитель; в) обеспечивается систематический контроль и самоконтроль учащегося за ходом и результатами домашней учебной работы

Способы проверки домашнего задания Фронтальная проверка выполнения письменного задания; Выборочная проверка письменного задания; Фронтальный опрос по заданию; Выполнение аналогичного задания; Опрос с вызовом к доске; Опрос по индивидуальным карточкам; Проверка с помощью сильны учащихся еще до начала урока; Взаимоконтроль учащихся при работе в парах; Самопроверка выполненного задания.

Способы проверки домашнего задания 1. У доски ученик решил домашний пример a) Фронтально опрашивается, на основании чего вытекает справедливость выполненного после записи условия преобразования, затем - следующего и т.д. b) На доске запись решения примера, аналогичного домашнему. Решение закрыто. Фронтально опрашивается порядок выполнения задания с постепенным открытием хода решения (то же с помощью сигнальных карточек «Светофор»)

Способы проверки домашнего задания Выяснено, что … не выполнен или выполнен неверно у многих учащихся a) Выполняется этот пример у доски учителем с помощью учащихся, к которым учитель адресует свои наводящие вопросы; b) Аналогичный пример выполняется опять же у доски вызванным учеником. Запись по просьбе учителя комментируют с места ученики. 3. У доски ученик записывает решение задачи или примера. На каком-то этапе его останавливает учитель и просит продолжить решение другого ученика и т.д.

Факторы, влияющие на качество самостоятельной домашней работы учащихся Чтобы домашняя работа была эффективной необходимо создать для этого благоприятные условия. Факторы, которые влияют на успешность выполнения домашней работы можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

Факторы, влияющие на качество самостоятельной домашней работы учащихся К внешним факторам относятся: правильный режим работы; оборудование места для занятий; определение оптимального порядка приготовления уроков. К внутренним факторам относятся: умение регулировать собственное поведение; умение быстро включаться в работу

Методические рекомендации к организации домашних заданий. Для того чтобы стимулировать личностное развитие ребенка, давайте индивидуальные, особые задания. Для развития определенных качеств личности должно быть многообразие домашних заданий. Домашнее задание нельзя задавать по звонку или после звонка. Сообщайте его тогда, когда оно наиболее удачно вписывается в логику урока. Дифференцированные домашние задания (для группы учащихся) Добивайтесь, чтобы не сделанная в срок работа обязательно была выполнена позже. Не наказывайте провинившихся учеников домашним заданием. Следите за тем, чтобы не допустить перегрузки домашними заданиями. Осуществляйте проверку домашних заданий своевременно.

Результаты анкетирования 1. В течение какого времени вы выполняете домашнее задание? 2. Я с удовольствием готовлю домашние задания по следующим предметам: 3. Какие формы домашних заданий для меня наиболее привлекательны? 4. Какая форма проверки домашних заданий для меня наиболее предпочтительна: конспектирование, заучивание наизусть, решение задач, подготовка тезисов для устного ответа, выполнение творческих работ, подготовка доклада, переписывание текстов, ответ у доски, черчение, рисование, другое. 5. По каким предметам много задают домашних заданий? 6. По каким предметам задают наиболее интересные домашние задания? 7.По каким предметам я всегда знаю, как делать домашние задания? 8. Причины невыполнения домашних заданий: не знаю,как делать, трудно, непонятно, пугает большой объем, не хватает времени, уверена, что не спросят, не получается, не нашел материала, не записал домашнее задание, не нравится предмет, не понимаю объяснений учителя, лень, усталость, плохое самочувствие.

Решение методического семинара Рекомендовать педагогам использовать различные виды д\з, учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, использовать различные формы подачи и проверки д\з. Используя имеющийся опыт работы учителей, на заседаниях ШМО рассмотреть рекомендации по способам подачи д\з и способам контроля за его выполнением. Педагогу-психологу предложить рекомендации учащимся и их родителям по подготовке д\з. Классным родителям провести классные часы и родительские лектории о роли д\з.