Результаты 6 этапа научно-исследовательской работы «Развитие вербализации и опознания эмоций как основа эмоционального интеллекта» При поддержке Федеральной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образовательные программы в области инновационного предпринимательства Директор института аспирантуры и докторантуры проф. Б.И. Бедный
Advertisements

II этап проекта «Проведение сравнительной оценки показателей эффективности региональных систем образования в субъектах Российской Федерации» Государственный.
Программа научно - экспериментальной работы на базе ГБОУ СОШ 1151 г. Зеленограда « Гендерный подход в адаптивной начальной школе»
Первичная инновационная площадка на базе ГБОУ ВПО МГПУ «Формирование социально- профессиональной компетентности студентов в процессе исследовательской.
Карьерный менеджмент как интеграционная основа управления развитием карьеры молодых специалистов СПЭК пленарное заседание Всероссийская научно-практическая.
Практика в структуре ООП ВПО РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СТРУКТУРЫ ОСНОВНЫХ ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ООП ВПО: Приложение 10.Программа учебной практики.
1. Стабильность и положительная динамика высокого уровня и качества освоения обучающимися учебных программ в соответствии с требованиями ФГОС. 2. Подтверждение.
Научно-методическая и опытно- экспериментальная работа по обновлению содержания современного школьного образования З.П.Горбенко.
Отчет по первому этапу выполнения работ по проекту «Разработка и апробация моделей новых форм обучающего и игрового процесса, основанных на использовании.
Заявка на соискание Премии Молодой инноватор-2011 Кандидат : соискатель ученой степени кандидата технических наук ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»
Сергей Кравцов, д.пед.н. доцент, директор Института управления образованием Российской академии образования Тренинговый Центр развитие кадрового потенциала.
Кандидат психологических наук, педагог-психолог «МОУ СОШ 8» г.Ярославль Башкин Михаил Валерьевич ( Направления работы педагога-психолога.
1 Выпускная квалификационная работа Становление коммуникативной компетентности студентов.
Проект «Оценки достижений учащихся через личностные компетенции учащихся»
Тема: Роль методического кабинета в повышении методической компетентности преподавателей педагогического колледжа.
Тимофеева А.Г. *, Фокичева А.А.**, Истомин Е.П.**, Подгайский Э.В**. *ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов.
Организация работы методического кабинета ДОУ как условие непрерывного повышения квалификации педагога.
Программа по профессиональному самоопределению подростков «Формула успеха»
КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ А.А. РЕАНА Выполнил: Шефер Ю.В. группа Ср-314 с ПСО группа Ср-314 с ПСО.
Концепция выявления, развития и профессионального становления интеллектуально одарённой молодежи в Республике Беларусь на этапах «школа – высшее образование.
Транксрипт:

Результаты 6 этапа научно-исследовательской работы «Развитие вербализации и опознания эмоций как основа эмоционального интеллекта» При поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на годы, Мероприятие «Проведение научных исследований молодыми учеными - кандидатами наук» ФГАОУ ВПО Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина Екатеринбург, 2012г.

Список основных исполнителей Руководитель: к.пс.н., доцент Иванова Е. С. Исполнители: ассистент, к.пс.н. Вопнерук Е. А. стажер-исследователь Пашкевич О. В. инженер-исследователь Павлов Ю. Г.

Цель реализации шестого этапа: описать основные тенденции развития эмоционального интеллекта на протяжение возрастного отрезка лет, опираясь на данные трехлетнего лонгитюдного эксперимента и срезовых исследований, осуществленных в ходе выполнения НИР

Задачи шестого этапа Разработка модели эмоционального интеллекта на основании статистического анализа данных по результатам срезовых исследований и лонгитюдного эксперимента, оценка воспроизводимости результатов, получаемых в результате реализации данных программ. Представление результатов работ по НИР на выставках образовательных ресурсов, подготовка к печати в зарубежном журнале статьи по развитию эмоционального интеллекта.

Методы исследования анализ литературы, обобщение и систематизация экспериментальных данных, моделирование на базе эмпирических знаний.

Результаты теоретических исследований шестого этапа: Построение целостной модели, отражающей динамику процессуальных (межличностное управление и понимание эмоций, внутриличностное управление и понимание, экспрессия эмоций) и базовых (вербализации и опознания эмоций) компонентов эмоционального интеллекта с учетом возрастных и гендерных особенностей.

Практические результаты шестого этапа Завершение трехлетнего лонгитюдного эксперимента в сочетании со срезовыми исследованиями позволит дать объективную картину естественной и сформированной динамики эмоционального интеллекта. Описание прогнозируемой траектории развития перечисленных составляющих под влиянием формирующих воздействий у лиц разного пола и возраста. Формулировка принципов построения программ развития эмоционального интеллекта в подростковом, юношеском и молодом возрасте. Полученные данные будут отражены в научной статье для зарубежного журнала.

Результаты теоретических работ по шестому этапу Согласно данным Научной электронной библиотеки, с ключевым словосочетанием «эмоциональный интеллект» на ресурсе в настоящее время представлены 287 русскоязычных публикаций – от тезисов до кандидатских диссертаций, датированных гг. Распределение количества публикаций по годам отражено на рисунке.

Четыре уровня исследовательских работ по эмоциональному интеллекту 1. теоретический анализ моделей эмоционального интеллекта (Н.И. Андреева, 2006, 2009, Люсин Д.В., 2006, Ушаков Д.В., 2004). 2. исследования, направленные на разработку и адаптацию методик измерения эмоционального интеллекта (Овсянникова В.В., Люсин Д.В., 2009, Сергиенко Е. А., Ветрова И. И., 2009). 3. исследования, направленные на поиск корреляций эмоционального интеллекта с различными психологическими характеристиками – от темперамента до гендерной идентичности (Егоров И.А., 2006, Выскочил Н.А, 2009, Степанов И.С., 2008, Овсянникова В.В., 2007, Панкова Т.А., 2010), с учетом возрастных особенностей и сферы деятельности испытуемых. 4. работы преимущественно смежных к психологии исследователей – педагогов, медиков, управленцев, маркетологов, специалистов в сфере рекламы и продаж, которые рассматривают эмоциональный интеллект в качестве полезной объяснительной модели, помогающей понять успешность деятельности в рамках перечисленных областей практической деятельности.

Предпосылки модели естественной и сформированной динамики эмоционального интеллекта 1. Нелинейная возрастная динамика 2. Гетерохронность гендерных различий эмоционального интеллекта 3. Наиболее чувствительны к воздействию традиционных средств социально-психологического тренинга составляющие межличностного эмоционального интеллекта, а также опознание и вербализация эмоций 4. Разработанная и апробированная программа дистанционного развития эмоционального интеллекта доказал свою эффективность за счет активизации базовых компонентов – опознания и вербализации эмоций

Предпосылки модели естественной и сформированной динамики эмоционального интеллекта 5. При оказании формирующих воздействий естественная динамика, наблюдаемая в группе учащихся и студентов, оказывается достоверно менее выражена, чем при системной тренировке как посредством очных тренингов, так и с помощью дистанционного Интернет-тренажера. 6. При оказании формирующих воздействий внутриличностный эмоциональный интеллект и алекситимия продемонстрировали относительную независимость от увеличения базовых компонентов и межличностной составляющей эмоционального интеллекта. 7. После оказания формирующих воздействий испытуемые демонстрируют прогнозируемые положительные и отрицательные интеркорреляции. 8. Наиболее существенную и стабильную положительную динамику в обследованных поло-возрастных группах демонстрирует объем активного словаря эмоций и развитие точности опознания лицевой экспрессии. 9. Максимальную чувствительность к формирующим воздействиям демонстрируют испытуемые подросткового возраста

Авторская модель эмоционального интеллекта эмоциональный интеллект представляет собой один из видов множественного интеллекта (по Г. Гарднеру). эмоциональный интеллект предполагает наличие базовых структурных компонентов. для эмоционального интеллекта можно выделить развитый навык вербализации эмоций (способность сообщать о собственных переживаниях и адекватно номинировать – отражать состояние окружающих людей), наряду с высокой точностью опознания лицевой экспрессии. эти компоненты работают в системе эмоционального интеллекта достаточно автономно, обеспечивая надежность оценки достоверности получаемой респондентом информации. опознание и вербализация эмоций в рамках авторской модели, предлагаемой на основании проверки и анализа статистически значимых экспериментальных данных, выступают в качестве автономных базовых компонентов эмоционального интеллекта. межличностное управление и понимание эмоций, а также внутричностное управление, понимание и экспрессия – это процессуальные компоненты

Возможности внедрения полученных результатов в реальном секторе экономики тренировка навыков опознания лицевой экспрессии представителей социономических профессий (педагоги, психологи, врачи, специалисты охранных предприятий и таможенных служб, МВД, специалисты по проверке достоверности нформации), профориентация и профконсультирование для специалистов сферы «человек-человек», развитие профессионально важных качеств: способности опознавать эмоции у специалистов различных уровней: профайлеры, специалисты по имиджу, продавцы-консультанты, топ-менеджеры, менеджеры по кадрам, менеджеры по работе с клиентами, психологи-тренеры, психологи- консультанты; развитие способности адекватно выражать эмоции артистов сцены, эстрады телевидения; развитие способности осознавать и вербализировать собственные эмоции у представителей социономических профессий с целью профилактики эмоционального выгорания.

Возможности внедрения полученных результатов в реальном секторе экономики Апробированные в ходе выполнения НИР программы очных тренингов по развитию эмоционального интеллекта были представлены экспертной комиссии Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги и получили сертификацию. Часть данных программ была включена в практическое руководство, разработанное в рамках НИР для педагогов-психологов образовательных учреждений, для психологов-тренеров с целью создания этими специалистами более эффективных практико-ориентированных активных форм обучения (тренинги, деловые игры, анализы случаев и пр.), учитывающих специфику сильных и слабых аспектов эмоционального интеллекта на разных возрастных этапах у представителей мужского и женского пола. Учет выявленных входе НИР психологических особенностей испытуемых старшего школьного, студенческого, молодого возраста позволяет данным специалистам более успешно формировать важные личностные компетенции, связанные с навыками межличностного общения, осознанной регуляцией своих чувств и переживаний окружающих, расширять лексический запас эмотивных кодов эмоций, объективируют представления о многообразии эмоциональных явлений, в результате чего профилактируется алекситимия, повышается гармоничность и эффективность межличностных контактов, что положительно повлияет на качество жизни нашего общества целом, будет способствовать улучшению межличностных, межгрупповых и межрасовых взаимоотношений.

Возможности внедрения полученных результатов в образовательном процессе результаты исследования могут использоваться в качестве иллюстративных примеров при раскрытии содержание таких базовых курсов и курсов по выбору как: «Общая психология. Раздел «Эмоции», «Дифференциальная психология», «Гендерная психология», «Психофизиология эмоций», «Развитие эмоций в онтогенезе», «Невербальное поведение», «Когнитивная психология», читаемых студентам департамента психологии УрФУ, а также курса «Психология общения», читаемого на различных факультетах и специальностях данного вуза. Собранные данные теоретических и экспериментальных этапов позволяют углубить содержание разрабатываемого междисциплинарного курса по выбору с рабочим названием «Вербальные и авербальные знаки эмоций», который был бы интересен не только студентам факультета психологии, но и студентам-лингвистам, студентам социологического, культурологического факультетов, студентам, специализирующимся по управлению персоналом, менеджменту и социальной работе. Также разработанный и апробированный Тренажер опознания и вербализации эмоций полезен в качестве практической базы для магистрантов, слушающих курс «Основы профайлинга», для слушателей Института переподготовки кадров УрФУ в рамках таких курсов как «Коммуникативная компетентность педагога», «Возрастная психология». использование электронного ресурса для диагностики и тренировки испытуемых, привлечение пользователей за счет постоянно обновляемой базы данных оригинальных тематических статей, ссылок, публикации основных теоретических и исследовательских результатов НИР, создает условия для повышения коммуникативной компетентности и культуры общения различных категорий населения. Разработка дополнительных модулей ресурса, направленных на углубленное развитие навыков опознания и вербализации эмоций, могут быть положены в основу дистанционных курсов подготовки специалистов в сфере «человек-человек».

Целевые индикаторы и показатели 1. Подготовлена к печати статья в научный зарубежный журнал «The new model of emotional intelligence» 2. Подготовлена к печати монография объемом 11 авторских листов: «Эмоциональный интеллект: опыт экспериментального исследования, проблемы, решения» 3. Участие в Региональной образовательной выставке «Образование через всю жизнь. Абитуриент-2013» октября 2012 г. Челябинск

Таким образом, научно-технический отчет по 6 этапу включает: Страниц – 58 Рисунков - 1 Разделов - 5 Использованных источников – 26 Приложений - 1