Формы, методы и приёмы со слабоуспевающими и учениками Заместитель директора по УВР Кожара Л. А. Формы, методы и приёмы со слабоуспевающими и неуспевающими.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работа с учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию.
Advertisements

Работа со слабоуспевающими учащимися Педсовет уч.г. МОКУ ООШ д. Папулово Лузского района Кировской области.
Методы и приёмы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке английского языка учитель английского языка МБОУ «Масловопристанская СОШ» Чепурных.
Активизация работы с одаренными детьми и организация целенаправленной работы со слабоуспевающими уч-ся через индивидуальные задания.
Работа с учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию Педагогический совет МОУ ООШ 2 г.Новоузенск г.
Почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать.
Низкий уровень умственного развития; Несформированность учебных навыков; Дефицит внимания с гиперактивностью;
Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечению какого - либо значительного.
Индивидуальная работа на уроке с «трудными» учащимися.
Работа со слабоуспевающими учащимися по повышению качества знаний на уроках английского языка в начальной школе Учитель английского языка МБОУ СОШ150:
Выступление учителя начальных классов МОУ СОШ 5 г. Щербинки Рудаковой И. В. на городской научно- практической конференции учителей и руководителей ОУ (декабрь,
МОУ «Солнечнинская СОШ» уч. год Зам директора по УМР Заланская Е.Ю.
Выполнила Мироненко О.В., учитель английского языка.
Организация учебной дисциплины с учётом психологических особенностей учащихся Мартын Елена Александровна учитель начальных классов МБОУ СОШ 4.
ШКОЛА УСПЕШНОГО УЧЕНИКА ПРОБЛЕМНАЯ ГРУППА ОКРУГА.
Организация работы со слабоуспевающими учащимися на уроке. Подготовила учитель русского языка и литературы МКОШИ 2 Мязина Татьяна Александровна.
Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Ценностно- смысловые.
Работа со слабоуспевающими учащимися Сикеотова Л.Г. Учитель изобразительного искусства МОУ Раменская СОШ 1.
УЧИТЕЛЬ 1 КАТЕГОРИИ ГИМНАЗИИ 3 КОРНИЕНКО ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА.
Тема педагогического совета: «Причины неуспеваемости и пути её преодоления» КГУ ОШ 96 Психологи: Кенжекова Л.Д Орынбаева А.М.
Транксрипт:

Формы, методы и приёмы со слабоуспевающими и учениками Заместитель директора по УВР Кожара Л. А. Формы, методы и приёмы со слабоуспевающими и неуспевающими учениками Заместитель директора по УВР Кожара Л. А.

Специалисты отмечают, что негативные Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально- изменения экологической и социально- экономической ситуации в стране экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно- ухудшают соматическое и нервно- психическое здоровье школьников, а в психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ перегруженности школьных программ значительно возрастает число значительно возрастает число неуспевающих. неуспевающих.

Причины неуспеваемости: Причины неуспеваемости: особенности организма школьника; особенности организма школьника; особенности личности школьника; особенности личности школьника; бытовые условия; бытовые условия; гигиенические условия в школе; гигиенические условия в школе; особенности воспитания в семье; особенности воспитания в семье; особенности обучения и воспитания в школе; особенности обучения и воспитания в школе; причины недостатков бытовых условий; причины недостатков бытовых условий; причины недостатков гигиенических условий в школе; семье; причины недостатков гигиенических условий в школе; семье; условия, порождающие недостатки воспитания в семье условия, порождающие недостатки воспитания в семье

Особенности неуспевающих учащихся Особенности неуспевающих учащихся низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития отсутствие познавательного интереса отсутствие познавательного интереса не сформированы элементарные организационные навыки не сформированы элементарные организационные навыки учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника дети, в основном, из асоциальных семей дети, в основном, из асоциальных семей адекватной самооценки со стороны учащихся адекватной самооценки со стороны учащихся частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта отсутствие отсутствие

Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам: 1. Низкий уровень умственного развития. Причины: Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам: 1. Низкий уровень умственного развития. Причины: Педагогическая запущенность. Педагогическая запущенность. Частые заболевания. Частые заболевания. Пропуски занятий. Пропуски занятий. Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга. Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.

Проявляется: Проявляется: Не умеет устанавливать причинно- следственные связи. Не умеет устанавливать причинно- следственные связи. Учитывать все признаки предмета или явления. Учитывать все признаки предмета или явления. Видеть общее и. д. Видеть общее и. д.

2. Несформированность учебных навыков. Ребенок не умеет учиться: 2. Несформированность учебных навыков. Ребенок не умеет учиться: работать с текстом; работать с текстом; выделять главное, существенное; выделять главное, существенное; не может организовать свое время и распределить усилия и т. д. не может организовать свое время и распределить усилия и т. д.

3. Дефицит внимания с гиперактивностью. Характеризуется: 3. Дефицит внимания с гиперактивностью. Характеризуется: отвлекаемостью; отвлекаемостью; подвижностью; подвижностью; неусидчивостью и т. д. неусидчивостью и т. д.

Как повысить работоспособность: Как повысить работоспособность: Разнообразить виды деятельности. Разнообразить виды деятельности. Проветривать кабинет. Проветривать кабинет. Проводить физкультминутки. Проводить физкультминутки. Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности. Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.

Виды работ со слабоуспевающими учениками Виды работ со слабоуспевающими учениками Карточки для индивидуальной работы. Карточки для индивидуальной работы. Задания с выбором ответа. Задания с выбором ответа. Деформированные задания. Деформированные задания. Карточки - тренажеры. Карточки - тренажеры. Творческие задания. Творческие задания. карточки-информаторы, карточки-информаторы, карточки-конспекты карточки-конспекты

Учитель должен: Учитель должен: Знать психическое развитие ребёнка: Знать психическое развитие ребёнка: - восприятие (каналы –слуховой, визуальный) - внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное) - память (вербальная, невербальная) - восприятие (каналы –слуховой, визуальный) - внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное) - память (вербальная, невербальная) Стремиться понять и принять каждого ребёнка Стремиться понять и принять каждого ребёнка Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке

Уметь встать на позиции ученика Уметь встать на позиции ученика НЕТ насмешливому тону! НЕТ насмешливому тону! Уметь вести непринуждённый диалог Уметь вести непринуждённый диалог Стремиться к внешней занимательности Стремиться к внешней занимательности Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план) Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план) Учить работать со словарями и другим справочным материалом Учить работать со словарями и другим справочным материалом

В обучении применять В обучении применять При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект (работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитию психических процессов) При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект (работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитию психических процессов) Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!) Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!) Применять частую смену видов деятельности на уроке Применять частую смену видов деятельности на уроке Многократно проговаривать и закреплять материал урока Многократно проговаривать и закреплять материал урока

В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами: В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами: Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.

Как же наиболее рационально организовывать работу учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий? Можно предложить следующие рекомендации Как же наиболее рационально организовывать работу учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий? Можно предложить следующие рекомендации 1.Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся). 1.Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся). 2.Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности. 2.Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности. 3.Индивидуальные дифференцированные задания. 3.Индивидуальные дифференцированные задания. 4.Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель). 4.Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель). 5.Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек. 5.Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.

Групповая форма работы Групповая форма работы Класс разбивается на несколько групп по 4 человека. Дети в группы организованы с разным уровнем развития: средний–низкий, высокий–средний. В группе назначается старший, который помогает учителю в организации работы, проставляет оценки. Все группы получают задания. Задания выполняют все в группе, при этом идет обсуждение, опрос друг друга, решение задачи различными способами с последующим обсуждением и т.д. Каждый участвует в работе, вносит свой посильный вклад; сильный объясняет слабому, каждый поднимается на ступеньку выше. Затем группа должна защитить перед классом свое решение. Выслушав все группы или часть групп, учащиеся приходят к общему выводу. Класс разбивается на несколько групп по 4 человека. Дети в группы организованы с разным уровнем развития: средний–низкий, высокий–средний. В группе назначается старший, который помогает учителю в организации работы, проставляет оценки. Все группы получают задания. Задания выполняют все в группе, при этом идет обсуждение, опрос друг друга, решение задачи различными способами с последующим обсуждением и т.д. Каждый участвует в работе, вносит свой посильный вклад; сильный объясняет слабому, каждый поднимается на ступеньку выше. Затем группа должна защитить перед классом свое решение. Выслушав все группы или часть групп, учащиеся приходят к общему выводу.

Для разнообразия учебных будней учителя часто используют разнообразные формы и жанры урока. Например: Для разнообразия учебных будней учителя часто используют разнообразные формы и жанры урока. Например: урок-игра урок-игра урок-спектакль урок-спектакль урок-путешествие урок-путешествие урок-детектив урок-детектив урок-сказка урок-сказка урок-концерт урок-концерт

Также можно применять метод проектов Также можно применять метод проектов Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся. Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся.

"Интонация" Учитель пишет на листках бумаги названия какого-либо "Интонация" Учитель пишет на листках бумаги названия какого-либо чувства, эмоции, раздает листки учащимся. Задача чувства, эмоции, раздает листки учащимся. Задача учащихся - произнести заданную фразу (прочитать текст) учащихся - произнести заданную фразу (прочитать текст) с нужной интонацией. Остальные учащиеся должны с нужной интонацией. Остальные учащиеся должны догадаться, какие чувства и эмоции были вложены в догадаться, какие чувства и эмоции были вложены в данную фразу. Игра позволяет расширить диапазон данную фразу. Игра позволяет расширить диапазон интонационной выразительности, помогает участникам интонационной выразительности, помогает участникам обнаружить, насколько адекватно воспринимаются их обнаружить, насколько адекватно воспринимаются их интонации большинством, как можно использовать интонации большинством, как можно использовать тональность в обучении. Иностранный язык - работа с тональность в обучении. Иностранный язык - работа с лексическим материалом, работа над выразительным лексическим материалом, работа над выразительным чтением. чтением.

"Разговор больших пальцев" Работа в парах, учитель задает темы "Разговор больших пальцев" Работа в парах, учитель задает темы общения: пальцы знакомятся, ссорятся, общения: пальцы знакомятся, ссорятся, ищут возможность помириться, мирятся. ищут возможность помириться, мирятся. Упражнение на развитие выразительности Упражнение на развитие выразительности языка через жесты, импровизацию, языка через жесты, импровизацию, концентрацию на собственных ощущениях. концентрацию на собственных ощущениях.

Решение проблемных ситуаций на уроках: Четвертная оценка- «спорная» Четвертная оценка- «спорная» Предварительная четвертная оценка- «2» Предварительная четвертная оценка- «2» Ученик не посещает уроки без уважительной причины Ученик не посещает уроки без уважительной причины Ученик никогда не делает д/з Ученик никогда не делает д/з Ученик не работает на уроке и не внимателен Ученик не работает на уроке и не внимателен Ученик на учёте: ТЖС, СОП, ВШУ Ученик на учёте: ТЖС, СОП, ВШУ

Для решения проблемы, связанной с неуспеваемостью, десять правил работы с неуспевающими школьниками: Верьте в способность любого ученика, старайтесь передать и ему эту веру. Помните, что для ученика необходим период вживания в материал. Не торопите его, научитесь ждать. Каждый урок – продолжение предыдущего, каждый вносит нечто новое в изучаемую тему. Вселяйте слабым веру в то, что они всё запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания. Одно решили с учителем, другое – сообща с учителем, третье – каждый индивидуально. Не воспринимайте работу с неуспевающими примитивно. Надо постоянно добиваться развития памяти, логики, мышления, эмоций, интереса к учению. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изученного выбрать главное, изложить его, повторить, закрепить. Обобщение – главная составляющая любой методики. Научитесь управлять классом, сочетать фронтальную работу на уроке с индивидуальной. Помните, что через некоторое время группа слабоуспевающих, в свою очередь, расколется на способных, средних и слабоуспевающих.