«Психологическое сопровождение введения Федеральных государственных требований в практику работы дошкольных образовательных учреждений». Зубарева Эльвира.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОУ «Начальная общеобразовательная школа 13» Организация коррекционно- развивающей работы в условиях внедрения ФГОС.
Advertisements

ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Роль психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в свете современных образовательных реформ Овсова Т.Н. Директор МБОУ «ООШ 5» МБОУ.
Родительское собрание на тему: «Деятельность педагога- психолога в детском саду»
Уроки психологии Медико-психолого- педагогическое сопровождение Здоровьесберегающие технологии Логопедия Школьная программа «Здоровье» Духовно-нравственное.
« Психолого-педагогическая поддержка личностно-ориентированного обучения и воспитания». Проблема школы:
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Психолого-педагогическое сопровождение как образовательная технология.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с общим недоразвитием речи.
Боловнева Татьяна Анатольевна, заместитель заведующей МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад 7 «Елочка», года.
Итоговый педсовет «Результативность работы МБДОУ «ЦРР - детский сад «Теремок» за учебный год.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ.
Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
Ежегодный самоанализ деятельности службы практической психологии в системе образования МР Малютина Ю.П., социальный педагог ЦДиК «Консилиум»
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ.
Психолого-педагогическое сопровождение участников учебно-воспитательного процесса как средство создания комфортного образовательного пространства.
Пугачева Лариса Викторовна - педагог-психолог, первая квалификационная категория, стаж работы 10 лет.
Задачи психологической службы в школе: -сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, защита прав и достоинств ребенка; - создание.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ. Понятие о преемственности Преемственность - это как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка,
Транксрипт:

«Психологическое сопровождение введения Федеральных государственных требований в практику работы дошкольных образовательных учреждений». Зубарева Эльвира Викторовна, методист ИМЦ

Понятийный аппарат Под психологическим сопровождением понимается система организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для всех субъектов образовательного учреждения

Задачи педагога-психолога в связи с внедрением ФГТ - Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физических и психических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника - Организация психологического сопровождения педагогов, воспитанников, родителей на этапе внедрения ФГТ; - Обеспечение преемственности в психологическом сопровождении формирования УУД у детей дошкольного и младшего школьного возраста; - Умение осуществлять мониторинг развития индивидуально- личностных характеристик воспитанников; - Организация психологического сопровождения дополнительных образовательных программ; - Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико- педагогической помощи таким детям; - Создание психологически безопасной образовательной среды.

Факторы риска и возможные пути их разрешения п/п Фактор рискаВозможные пути их решения в процессе психологического сопровождения Педагоги 1Разный уровень готовности педагогов ДОУ к изменениям в связи с введением ФГТ Выявление профессиональных затруднений педагогов. Организация психологических тренингов, семинаров 2Недостаточный уровень самообразования педагогов Повышение психологической культуры, формирование потребности в психологических знаниях и желания использовать их в собственной деятельности и развитии 3Психологические барьеры: антиинновационный, внутриличностный, барьеры творчества Активизация рефлексивной позиции через психологический анализ (путем посещения) НОД, совместной деятельности педагога с детьми. Индивидуальные консультации по преодолению психологических барьеров 4Психологическая и профессиональная неготовность педагога к реализации требований ФГТ Диагностика психологической готовности педагогов к инновационной деятельности. Поддержка рефлексивно- деятельностного подхода педагогов в экспериментальной деятельности. Помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений

Администрация ДОУ Недостаточная мотивация педагогов Консультирование администрации по вопросам мотивации педагогов к экспериментальной деятельности Сложности в организации психологически безопасной среды в образовательном учреждении Разработка системы социальных, педагогических, психологических мероприятий для создания психологически безопасной, развивающей образовательной среды Сложности в анализе эффективности инновационной деятельности педагога Разработка мониторинга эффективности оказанного педагогического воздействия Нехватка кадрового обеспечения в ДОУ, отсутствие необходимых специалистов (педагога-психолога) Опора на ключевых специалистов, распределение нагрузки и ответственности между разными специалистами. Родители (законные представители) воспитанников Негативное отношение родителей к изменениям в связи с введением ФГТ Привлечение родителей к воспитательно- образовательному процессу через активные и совместные виды деятельности. Психологическое просвещение родителей.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в воспитательно – образовательном процессе является обеспечение его нормального развития (в соответствии с нормой развития в определенном возрасте).

Задачи психолого-педагогического сопровождения: психологическое сопровождение интеллектуального, личностного и нравственного развития воспитанников; предупреждение возникновения проблем развития ребенка; помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями и др. организация, при необходимости, развивающих и коррекционных мероприятий со всеми субъектами образовательного процесса; психологическое обеспечение дополнительных образовательных программ; развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) воспитанников, родителей, педагогов.

Виды деятельности по психолого- педагогическому сопровождению профилактика; диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг); консультирование (индивидуальное и групповое); развивающая работа (индивидуальная и групповая); коррекционная работа (индивидуальная и групповая); психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры администрации ДОУ, педагогов, родителей; экспертиза (дополнительных образовательных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов ДОУ).

Диагностика Диагностика познавательной сферы (мышление, внимание, восприятие, память, воображение) - групповая и индивидуальная; Диагностика эмоциональной сферы (проявления агрессивного поведения, страхи, тревожность, эмоциональная отзывчивость) - групповая и индивидуальная; Диагностика готовности к школе (мотивационная готовность, интеллектуальная, коммуникативная) - групповая и индивидуальная; Диагностика прохождения периода адаптации к детскому саду вновь поступивших детей; Диагностика детско-родительских отношений (межличностные отношения в семье, родительские отношения, определение психологической атмосферы в семье) - индивидуальная и групповая Диагностика педагогов (изучение степени эмоционального выгорания, изучение психологического климата, изучение творческого потенциала педагогов, самоанализ профессиональных затруднений) - групповая и индивидуальная.

Коррекционно-развивающая работа Может быть направлена: - на активизацию познавательной деятельности и социально- трудовую адаптацию воспитанников; - повышение уровня умственного развития детей; - формирование у них отдельных высших психических функций (памяти, внимания, восприятия и т. д.); - овладение воспитанниками знаниями об окружающем мире, формирование у них опыта практического обучения и навыка самостоятельного поиска информации; - коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития детей.

Правила здоровьесбережения при коррекционно- развивающем сопровождении организация перерывов с использованием релаксационных упражнений, упражнений на укрепление опорно- двигательного аппарата, упражнений для глаз; регулирование степени утомляемости ребенка за счет планирования порядка предъявления заданий по степени сложности (разминочная и заключительная части занятия должны быть более легкими, чем основная часть); выбор оптимального темпа работы в соответствии с личностными особенностями ребенка; контроль соблюдения ребенком правильной осанки, положения ручки и тетради, расстояния от глаз до рассматриваемого объекта и т. д. ; использование разнообразных дидактических, наглядных и игровых материалов, адекватных возрасту и уровню развития ребенка

Консультации Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) родителей и педагогов.

Профилактическая работа Психопрофилактическая работа направлена на развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей, развитию познавательных и творческих способностей у детей, развитию эмоциональной сферы. Работу с детьми можно проводить в форме тренинговых упражнений, предпочтение отдавать групповым играм. Работа с педагогами направлена на профилактику эмоционального выгорания, повышение эффективности в работе с детьми и родителями, профессиональный и личностный рост. Здесь можно спланировать консультации, тренинги, совместные встречи с родителями и детьми и т.д. Работа с родителями предполагает профилактику дезадаптивного поведения в семье, формирование доброжелательных доверительных отношений с ребёнком, направленность на формирование полноценной личности.