Содержание раздела «Коррекционная работа» в структуре основной общеобразовательно й программы ДОУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Состав рабочей группы: Бичель Н. Г., учитель-дефектолог, руководитель рабочей группы; Крайсман В. А., педагог-психолог;
Advertisements

Реализация Федеральных государственных требований в дошкольных образовательных учреждениях Учитель-дефектолог ГБОУ специальная (коррекционная) НШДС 1822.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района – детский сад комбинированного вида «Жемчужинка»
Развитие и пополните предметно – развивающего пространства группы и ДОУ Взаимодействие участников образовательных отношений в КРР Организация единого.
Федеральный закон «Об образовании» от г. 273 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от года 1155 «Об утверждении.
Рекомендации по написанию основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
Организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках ПМПк ДОУ.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад 87» общеразвивающего вида ( МБДОУ « Д / с 87») ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Ручеек» «Основная образовательная программа ДОУ» г. Бородино,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-дефектолога Капустиной Т.Н. подготовительной группы 1 для детей с задержкой психического развития г. Екатеринбург, 2014 Екатеринбург,
Проектирование образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей Данный раздел содержит специальные условия для получения.
Акинина Ю.Д. ИКП РАО Актуальные проблемы сопровождения ребенка с глубоким нарушением зрения в условиях образовательного учреждения.
Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
Календарно-тематическое планирование учителя-логопеда в условиях модернизации системы образования 1 Пупышева Е.В. – учитель-логопед МДОУ 29 Миллер Т.А.
Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования Организация и функционирование совместной деятельности.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в дошкольных образовательных учреждениях Старооскольского городского.
Окружной семинар «ФОРМЫ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФГТ»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение 4 «Миасский детский сад комбинированного вида «Радуга» ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО.
МБДОУ д/с 39 – это дошкольная образовательная организация, обеспечивающая интеллектуальное и личностное развитие воспитанников дошкольного уровня образования.
Транксрипт:

Содержание раздела «Коррекционная работа» в структуре основной общеобразовательно й программы ДОУ

Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральными государственным требованиями дошкольного образования направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ОПДО.

СтруктурапрограммыСтруктурапрограммы Нормативно-правовая база Цель и задачи коррекционной работы Взаимодействие со специалистами Перечень программ и технологий, обеспечивающих выявление особых образовательных потребностей Формы и приемы коррекционной работы Основные принципы Планируемые результаты Система мониторинга Специальные условия образования для детей с ОВЗ Перечень программ и технологий, обеспечивающих осуществление индивидуально- оринентированной помощи Характеристика контингента

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ И ДОКУМЕНТАЦИОННАЯ ОСНОВА РАЗДЕЛА «КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ» В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МАДОУ ЦРР ДС 85 Закон Российской Федерации от г 12-ФЗ «Об образовании»; Закон Российской Федерации от г., 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 24 марта 2009 г. N 95 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии". Письмо Министерства образования РФ 27/901-6 от г «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения». Письмо Министерства образования и науки от 18 апреля 2008г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами». Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года 655). СанПиН, "Об утверждении СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работ в дошкольных учреждениях"". О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.); Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ) Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении; Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

ЦЕЛЬ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.

ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья; Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей – инвалидов. Разработка и реализация плана индивидуально - коррекционного маршрута ребёнка с ОНР в ДОУ и семье. Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно–речевой работы с детьми с ОНР в соответствии с их индивидуальными и групповыми планами; Оценка результатов помощи детям с ОНР и определение степени их речевой готовности к школьному обучению; Создание условий, способствующих освоению детьми с ОНР основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико– педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом индивидуальных возможностей особенностей детей (в соответствии рекомендациями ПМПК); Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

ПРИНЦИПЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Принцип единства диагностики и коррекции обеспечивает целостность педагогического процесса. Принцип планирования и организации специальной коррекционно-воспитательной работы с учетом структуры дефекта, индивидуальных особенностей детей. Принцип планирования и проведение всех образовательных и коррекционно-воспитательных мероприятий на основе максимально сохранных в своем развитии функций с коррекцией нарушенных функций. Принцип группировки учебного материала в разных разделах программы по темам, которые являются сквозными на весь период дошкольного обучения. Принцип реализации деятельностного подхода к коррекционно-воспитательной работе, т.е. проведение всех видов воспитательной работы - образовательной и коррекционной в русле основных видов детской деятельности. Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности. Принцип компетентностного подхода Принцип учёта психофизического состояния ребенка при определении объёма и характера проводимой с ним работы по освоению образовательной программы. Принцип взаимосвязи в работе специалистов Принцип дифференцированного подхода к коррекционной работе, которая строится с учетом состояния здоровья (первичного дефекта и вторичных отклонений) Принцип приоритетного формирования качеств личности, необходимых для дальнейшей социальной адаптации. Принцип сочетания в коррекционном процессе работы по развитию нарушенных функций и формированию приемов их компенсации. Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения

Основные направления работы сопровождения детей с ОНР Диагностика воспитанников 1 1 Аналитическая работа 2 2 Организационная работа 3 Коррекционно-развивающая работа 6 6 Консультативная работа с педагогами, воспитанниками и родителями 4 Профилактическая работа 5 5

Групповая непосредственно образовательная деятельность Подгрупповая непосредственно образовательная деятельность Индивидуальная коррекционная работа ФормыорганизацииФормыорганизации Формы и приемы организации коррекционно- образовательного процесса

программы и технологии, обеспечивающие выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ 1. Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов. М.: Школьная пресса, с. 2. Альбом для логопеда/ Иншакова О.Б. 2-е изд. испр. и дополн. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, стр. 3. Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет). - СПб.: Детство- пресс, с. 4. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста/ Коноваленко В. В., Коноваленко С. В, Дмитрова Е.Д, Павлова Н. Н., Руденко Л. Г. "Гном-Пресс", Астрель Харвест АСТ, "Генезис" Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Коноваленко В. В., Коноваленко С. В, Дмитрова Е.Д, Павлова Н. Н., Руденко Л. Г. "Гном-Пресс", Астрель Харвест АСТ, "Генезис" Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения: Наглядно-методическое пособие. – СПб.: «Детство-Пресс», 2004 – 72с.

программы и технологии, обеспечивающие формирование лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи 1. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В., Туманова Т.В. и др.2008 г. 2. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, – 224 с. 3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.В. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, – Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа / авт.-сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, с. 5. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Подготовительная группа / авт.-сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, с. 6. Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. (I, II, III периоды) - М.: «Гном-пресс», Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: Детство- пресс, 2007.

программы, технологии, методические и дидактические пособия, обеспечивающие осуществление индивидуально- ориентированной коррекционной помощи детям с ОВЗ 1. Новикова Е.В. Зондовый массаж: Коррекция тонкой моторики руки. Наглядно-практическое пособие. Часть 2. - М.: ГНОМ и Д, с. 2. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии.- М.: АСТ: Астрель, , [1] с.: ил. - (Библиотека логопеда). 3. Дьякова Е.А. Логопедический массаж: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. М: Издательский центр «Академия», с. 4. Самоучитель по логопедии. Полякова М.А. Айрис-пресс Комарова Л.А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях Альбом дошкольника Издательство Гном 2012г. 8 частей. 6. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. М.: Гном и Д с Альбомы по автоматизации звуков В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко; 8. Игры на автоматизацию звуков: «Логопедические лото», «Логопедическое домино», «Паровоз», «Подбери и назови» и т.д.

Режимные моментыСовместная деятельность с педагогом Совместная деятельность детей Совместная деятельность с семьей - Напоминание, - Объяснение, - Обследование, - Наблюдение, - Развивающие игры, - Игра- экспериментирование, - Проблемные ситуации, - Игровые упражнения, - Рассматривание чертежей и схем, - Моделирование. - Показ, - Наблюдение, - Беседа, - Занятия, - Игровые упражнения, - Игры (дидактические, подвижные), - Тематическая прогулка, - Экскурсии, - Посещение сенсорной комнаты, - Проектная деятельность, - Опыты, - Конкурсы, - КВН, - Выставки, - Проблемно-поисковые ситуации, - Мини-музеи. - Игры (дидактические, развивающие, подвижные), - Игры с использованием автодидактических материалов, - Наблюдение, - Интегрированная детская деятельность (включение ребенком полученного сенсорного опыта в его практическую деятельность: предметную, продуктивную, игровую). - Опрос, - анкетирование, - информационные листы, - мастер-класс для детей и взрослых, - семинары, - семинары-практикумы, - ситуативное обучение, - упражнения, - консультации, - досуг, - интерактивное взаимодействие через сайт ДОУ, - просмотр видео, - беседа, - консультативные встречи, - презентации.

Отслеживание динамики развития детей с ОНР и эффективности коррекционной работы План индивидуально- коррекционной работы Перспективное планирование коррекционно- развивающей работы Мониторинговая деятельность

Фамилия, имя ребенка Познавательные процессы Моторная сфера Артикуляционны й аппарат Импрессивная речь Словарь Грамматический строй речи Связная речь Звукослоговая структура слова Звукопроизноше ние Фонематический слух Итоги обследования н.г. к.г н.г. к.г н.г. к.г н.г. к.г н.г. к.г н.г. к.г н.г. к.г н.г. к.г н.г. к.г н.г. к.г н.г. к.г

Специальные условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья Психолого – педагогическое обеспечение: Обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок) Обеспечение психолого-педагогических условий. Обеспечение специализированных условий. Обеспечение здоровье сберегающих условий. Обеспечение участия всех детей с ОНР, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно – развлекательных, спортивно – оздоровительных и иных досуговых мероприятий. Развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития.

Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.

Механизмы взаимодействия Внутренний механизм взаимодействия Социальное партнерство

Таким образом, коррекционно–развивающая работа с детьми с ОНР строится на основе теории интеграции образованных областей, личностно–ориентированного подхода, на принципах соблюдения интересов ребёнка, системности, непрерывности, рекомендательного характера оказания помощи. Правильно организованная предметно–развивающая среда способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка с ОНР. Тесное взаимодействие педагогов и родителей на основе продуманной и налаженной сети интегрированных связей, комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных возрасту и структуре дефекта детей с ОНР, чем достигается эффективность и стабильность результатов. Своевременность принятых мер, сотрудничество специалистов обеспечивают речевое развитие ребёнка с ОНР.

Календарно - тематическое планирование в МАДОУ ЦРР ДС 85 п/п МесяцМесяц Лексические темы общеобразовательных групп Лексические темы групп компенсирующей направленности старшей группы подготовительной к школе группы 1 сентябрьсентябрь Здравствуй, детский сад, День знаний Диагностика 2 Мой город. Диагностика 3 Урожай. Пойдем с тобою в огород. Пойдем с тобою в огород. (Грибы. Ягоды.) 4 Здоровей-ка. Фрукты – радость для ребят! 5 октябрьоктябрь Краски осени Краски осени. 6 Семья. Профессии родителей. Какие они деревья? 7 Народная культура и традиции. Продукты питания.Хлеб - всему голова. 8 Наш быт. Посуда. 9 ноябрьноябрь Осенняя одежда, обувь, головные уборы. 10 Птичий двор. 11 На подворье нашем. 12 Кто как готовится к зиме. Какие звери в лесу?!

п/п МесяцМесяц Лексические темы общеобразовательных групп Лексические темы групп компенсирующей направленности старшей группы подготовительной к школе 13 декабрьдекабрь Здравствуй, зимушка-зима! 14 Город мастеров. Мебель. 15 Новогодний калейдоскоп Игрушки. 16 Новогодний калейдоскоп январьянварь Каникулы. 17 В гостях у сказки. Зимние забавы. Зимние виды спорта. 18 Зимующие птицы. 18 На далеком Севере. Дикие и домашние животные. На далеком Севере. 19 февральфевраль В жаркой Африке. Домашние птицы и их детеныши. В жаркой Африке. 20 Азбука безопасности. Транспорт. 21 Наши защитники. 22 Маленькие исследователи. Одежда, обувь (повторение). Библиотека.

п/п МесяцМесяц Лексические темы общеобразовательных групп Лексические темы групп компенсирующей направленности старшей группы подготовительной к школе 23 мартмарт Зима (обобщение). Ранняя весна. 24 Поздравляем с Женским днем! 25 Быть здоровыми хотим. Я и мое тело. 26 Весна шагает по планете. 27 апрельапрель Город мастеров. Профессии. 28 Встречаем птиц. 29 Этот загадочный космос. Труд людей в природе. Этот загадочный космос. 30 Волшебница вода. Подводный мир морей и океанов. 31 маймай Этот день Победы! 32 Лето. Насекомые. 33 Мир природы. Диагностика 34 До свидания, детский сад. Здравствуй, школа. Диагностика