Цель урока: Научиться решать логические задачи, если объекты двух классов находятся в отношении взаимно однозначного соответствия с применением таблиц.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Повторение Таблица – универсальное средство представления информации. Для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств, наиболее часто.
Advertisements

Повторение Таблица – универсальное средство представления информации. Для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств, наиболее часто.
Пример 1. Однажды Артеке за круглым столом оказался пятеро ребят из Москвы, Санкт-Петербурга, Новгорода, Перми и Томска: Юра, Толя, Леша, Коля и Витя.
§ 2.6. Табличное решение логических задач § 2.6. Табличное решение логических задач Информатика 7 класс.
Город Среднее значение июльянварь осадки (мм)t-ра ( о С)осадки (мм)t-ра ( о С) Орёл Курск Ижевск Сочи Ялта.
Решение логических задач табличным способом В симфонический оркестр приняли на работу трех музыкантов - Брауна, Смита, Вессона, умеющих играть на скрипке,
Пример 1. Однажды Артеке за круглым столом оказался пятеро ребят из Москвы, Санкт-Петербурга, Новгорода, Перми и Томска: Юра, Толя, Леша, Коля и Витя.
Табличное решение логических задач Классная работа.
РЕШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ 10 м. КАК РЕШАТЬ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ? Разнообразие логических задач очень велико. Способов их решения тоже немало. Но наибольшее.
Способы решения логических задач: 1. С помощью рассуждений. 2. Табличный. 3. Средствами алгебры логики.
Правила оформления таблицы Таблица типа «объекты-свойства» Таблицы типа «объекты-объекты-один» Вычислительные таблицы Решение логических задач ТАБЛИЧНЫЕ.
Основы логики. Обобщающий урок « Я мыслю – значит, я существую !» Р. Декарт.
Табличное решение логических задач. Задача Однажды за круглым столом оказалось пятеро ребят родом из Москвы, Петербурга, Новгорода, Перми и Томска: Юра,
Решение логических задач. Формальный способ решения логических задач: Прочитайте условие и выделите простые высказывания. Обозначьте их латинскими буквами.
Правила оформления таблицы Таблица типа «объекты-свойства» Таблицы типа «объекты-объекты-один» Вычислительные таблицы Решение логических задач ТАБЛИЧНЫЕ.
Табличный номер Общий заголовок таблицы Наименование граф (головка, или верхний заголовок) Наименование строк (боковик, или боковой заголовок) ячейка.
Структура таблицы ПРОГРАФКА СТРОКИ ГРАФЫ (СТОЛБЦЫ) ЗАГОЛОВОК
Обучающий тур дистанционной математической олимпиады «ДООМ – 2010» Старшая возрастная группа © Атанова А.В МОУ ДПОС Центр информационных технологий.
Решение логических задач табличным способом. Задача 1 Света, Марина, Андрей, Кирилл и Юра держат домашних животных. У каждого либо кошка, либо собака,
Табличное решение логических задач. Домашнее задание Маша, Оля, Лена и Валя – замечательные девочки. Каждая из них играет на каком-нибудь музыкальном.
Транксрипт:

Цель урока: Научиться решать логические задачи, если объекты двух классов находятся в отношении взаимно однозначного соответствия с применением таблиц типа ООО и ООН.

Что такое модель? Что такое моделирование? Какие модели называют натурными? Какие модели называются информационными? Какие существуют виды информационных моделей? Какие преимущества обеспечивают табличные модели по сравнению со словесным описанием?

Условно все множество таблиц можно разделить на простые и сложные. ТАБЛИЦЫ ПростыеСложные

Простые таблицы Типы таблиц Сложные таблицы ОСОООООНОСО

Определить тип таблицы: НазваниеСтранаПлощадь (кв. км) Глубина (м) БайкалРоссия ЛадожскоеРоссия МичиганСША Озёра Таблица типа ОС (объекты-свойства)

Определить тип таблицы: Таблица типа ООН (объекты-объекты– несколько) Климат Территория Месяц года июльянварь Осадки (мм) Температура ( 0 С) Осадки (мм) Температура ( 0 С) Тульская обл Курская обл Псковская обл Пермская обл

Определить тип таблицы: Таблица типа ООО (объекты-объекты-один) Предмет Успеваемость I полугодиеII полугодиеГод Литература544 Алгебра555 Физика444 Химия444 Табель успеваемости

Определить тип таблицы: Результаты областной олимпиады по химии Таблица типа ОСО «объекты – свойства - объекты» ФамилияГородШкола Количество баллов 1 задание Сумма ИвановЩёкино ПетроваТула АкимоваЧернь БарсоваАлексин

Производство металла Таблица типа ООН (объекты-объекты– несколько) Определить тип таблицы: Страна Год Всего (млн. т) На душу населения (кг) Всего (млн. т) На душу населения (кг) Россия 3,5145,623 Венгрия 1,2562,365 Германия 2,6344,148 Польша 0,6231,534

Определить тип таблицы: Таблица типа ОС (объекты-свойства) Название государства Площадь (кв.км) Население (тыс.человек) Столица Австрия Вена Венгрия Будапешт Италия Рим Площадь и население государств

Определить тип таблицы: Таблица типа ОСО «объекты – свойства - объекты» Расписание движения поездов по железнодорожной станции г. Пермь поезда Направ- ление ОтправлениеПрибытие днивремястанциявремястоимость купеплацкарт 49 «Урал» Н.Тагил- Москва еж.6.38Киров Н.Новгород Владимир Москва «Кама» Пермь- Москва вт.,пт,вс 12.10Киров Н.Новгород Владимир Москва

Определить тип таблицы: Таблица типа ООО (объекты-объекты-один) Фамилия задания IIIIII Петров544 Иванов555 Павлова444 Сладкова444 Результаты контрольной работы учеников 10 класса

15 Объекты двух классов находятся в отношении взаимно однозначного соответствия, если: 1) в этих классах одинаковое количество объектов; 2) каждый объект первого класса связан заданным свойством только с одним объектом второго класса. В соответствующей таблице типа ООО в каждой строке и каждой графе будет находиться только один «+», фиксирующая наличие связи между объектами. Это свойство можно использовать при решении логических задач.

Пример 1. Однажды Артеке за круглым столом оказался пятеро ребят из Москвы, Санкт-Петербурга, Новгорода, Перми и Томска: Юра, Толя, Леша, Коля и Витя. Москвич сидел между Томичем и Витей, петербуржец – между Юрой и Толей, а напротив него сидели пермяк и Алеша. Коля никогда не был в Санкт-Петербурге, а Юра не был в Москве и Томске, Томич с Толей регулярно переписываются. Определить в каком городе живет каждый из ребят?

Анализ этого текста позволяет выделить два класса объектов: «мальчик» и «город». Нужно установить взаимно однозначное соответствие (выявить пары) между объектами этих классов. Наличие свойства у пары объектов «мальчик живет в городе» будем обозначать « +», а его отсутствие « -». Отметим в таблице свойства пар, следующие из условия задачи: Мальчик Город МоскваСанкт- Петербург НовгородПермьТомск Юра Толя Алёша Коля Витя

Маша, Оля, Лена и Валя замечательные девочки. Каждая из них играет на каком-нибудь музыкальном инструменте и говорит на одном из иностранных языков. Инструменты и языки у них разные. Маша играет на рояле. Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке. Оля играет на виолончели. Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским. Лена не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски. Нужно определить, на каком инструменте играет каждая из девочек и каким иностранным языком она владеет. В задаче рассматриваются объекты классов «девочка» (объекты с именами «Маша», «Оля», «Лена» и «Валя»), «музыкальный инструмент» («рояль», «скрипка», «виолончель», «арфа») и «иностранный язык» («французский», «немецкий», «английский», «итальянский»). Пример 2.

Пары образуются из объектов классов «девочка» «музыкальный инструмент», «девочка» «иностранный язык», «музыкальный инструмент» «иностранный язык», причем между объектами этих классов существует взаимно однозначное соответствие: Девочка Музыкальный инструмент Иностранный язык

В условии задачи явно указано наличие (отсутствие) связи между некоторыми объектами рассматриваемых классов. Можно построить две отдельные таблицы типа ООО для пар «девочка музыкальный инструмент» и «девочка иностранный язык». Более удобно соединить их в одну таблицу. Наличие свойства у пары объектов «девочка играет на музыкальном инструменте» («девочка владеет иностранным языком») будем обозначать «+», а его отсутствие «-». В рассматриваемом примере удобно вначале заполнить верхнюю часть таблицы на основании той информации, что между множеством девочек и множеством музыкальных инструментов существует взаимно однозначное соответствие.

Увлечение Девочка МашаОляЛенаВаля Музыкальный инструмент Рояль Скрипка Виолончель Арфа Иностранный язык Французский Немецкий Английский Итальянский + Итак, Maша играет на рояле; Оля играет на виолончели; Лена не играет на арфе

Увлечение Девочка МашаОляЛенаВаля Музыкальный инструмент Рояль +--- Скрипка --+- Виолончель -+-- Арфа ---+ Иностранный язык Французский Немецкий Английский Итальянский Теперь, учитывая связи, зафиксированные в первой части таблицы, приступим к заполнению ее второй части: Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке. Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским. Виолончелистка не говорит по- итальянски

1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения «Наклоны головы» Вперед – назад Вправо - влево

2. Упражнение общего воздействия «Бокс»

3. Упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук «Рывки руками» «Сжимание кисти в кулак»

4. Упражнение для снятия напряжения с мышц туловища «Наклоны в сторону»

«Вращение глазами» по часовой стрелке против часовой стрелки 5. Упражнения для глаз

Пример 3. В симфонический оркестр приняли на работу трёх музыкантов: Брауна, Смита и Вессона, умеющих играть на скрипке, флейте, альте, кларнете, гобое и трубе. Известно, что: Смит самый высокий; играющий на скрипке меньше ростом играющего на флейте; играющие на скрипке и флейте и Браун любят пиццу; когда между альтистом и трубачом возникает ссора, Смит мирит их; Браун не умеет играть ни на трубе, ни на гобое. На каких инструментах играет каждый из музыкантов, если каждый владеет двумя инструментами?

Имя Инструмент СкрипкаФлейтаАльтКларнетГобойТруба Браун Смит Вессон Так как музыкантов трое, инструментов шесть и каждый владеет только двумя инструментами, получается, что каждый музыкант играет на инструментах, которыми остальные не владеют. Из условия когда между альтистом и трубачом возникает ссора, Смит мирит их следует, что Смит не играет ни на альте, ни на трубе, а из условий играющие на скрипке и флейте и Браун любят пиццу и Браун не умеет играть ни на трубе, ни на гобое следует, что Браун не умеет играть на скрипке, флейте, трубе и гобое. Следовательно, инструменты Брауна альт и кларнет

Имя Инструмент СкрипкаФлейтаАльтКларнетГобойТруба Браун Смит Вессон Из условий Смит самый высокий и играющий на скрипке меньше ростом играющего на флейте следует, что Смит не скрипач. Так как на скрипке не играет ни Браун, ни Смит, то скрипачом является Вессон. Оба инструмента, на которых играет Вессон, теперь определены, поэтому остальные клетки строки "Вессон" можно заполнить «-». Из таблицы видно, что играть на флейте и на гобое может только Смит

Ответ: Браун играет на альте и кларнете, Смит на флейте и гобое, Вессон на скрипке и трубе

Пример 4. Три одноклассника Влад, Тимур и Юра, встретились спустя 10 лет после окончания школы. Выяснилось, что один из них стал врачом, другой физиком, а третий юристом. Один полюбил туризм, другой бег, страсть третьего регби. Юра сказал, что на туризм ему не хватает времени, хотя его сестра единственный врач в семье, заядлый турист. Врач сказал, что он разделяет увлечение коллеги. Забавно, но у двоих из друзей в названиях их профессий и увлечений не встречается ни одна буква их имен. Определите, кто чем любит заниматься в свободное время и у кого какая профессия. ИмяЮраТимурВлад Профессия Увлечение

ИмяЮраТимурВлад Профессия Увлечение Здесь исходные данные разбиваются на тройки (имя профессия увлечение). Из слов Юры ясно, что он не увлекается туризмом и он не врач. Из слов врача следует, что он турист. Туризм Буква "а", присутствующая в слове "врач", указывает на то, что Влад тоже не врач, следовательно врач Тимур. Врач В его имени есть буквы "т" и "р", встречающиеся в слове "туризм", следовательно второй из друзей, в названиях профессии и увлечения которого не встречается ни одна буква его имени Юра. Юра не юрист и не регбист, так как в его имени содержатся буквы "ю" и "р". Физик Бег Юрист Регби

Домашнее задание §2.6 (стр ) 2, 3 (с.74) в тетради.

Зеленая - Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой работал на уроке получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось на уроке. Желтая - Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно. Красная - Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, к ответам на уроке я не был готов.

Источники 1. (картинки) 1. Информатика и ИКТ : учебник для 7 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, – Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, с.: ил

Учитель информатики МОУ «СОШ 2» г. Саранск Республика Мордовия, 2011 г.