Личностно - ориентированное обучение на уроках русского языка и литературы Жирнова Надежда Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ с.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Заместитель директора по УВР Берсенева Ю.В.. Современное общество требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального.
Advertisements

« Личностно - ориентированный подход к учащимся с различными учебными возможностями » МОУ СОШ с УИОП 16 Мартынова Т.Н. – руководитель кафедры.
Е.Н. Степанов, профессор Псковского областного ИПКРО.
Семинар заместителей директоров по учебной работе Тема: «Развитие ведущих учебных умений в условиях личностно- ориентированного обучения через использование.
Согласно концепции личностно ориентированного обучения, каждый ученик – индивидуальность, активно действующий субъект образовательного пространства, со.
Организация личностно ориентированного обучения. Личностно ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу ставится личность ученика, ее самоценность,
Личностно ориентированная модель образования Учитель МОУ СОШ 1 Шмальц С.И.
«Помоги мне сделать это самому» М. Монтессори. Личностно-ориентированный подход – это система взаимосвязанных понятий, идей, способов действий обеспечивать.
- - создать условия для развития способностей, заложенных в каждом ребенке; - помочь школьнику осознать себя личностью; - пробудить потребность в познании.
«Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности» мастер – класс учителя математики Косик Л.М. МОУ Голицынской сош 2 «Личностно-ориентированный.
Личностно – ориентированный подход в развитии математических способностей.
Е.Н. Степанов, профессор Псковского областного ИПКРО.
Личностно- ориентированное обучение и воспитание школьника.
Личностно-ориентированное обучение как один из факторов повышения качества воспитания и образования Заместитель директора по УМР Н.А. Атаманчук.
Современный этап развития школы характеризуется возрастающей творческой активностью учителя. Мы являемся свидетелями своеобразного «взрыва» педагогических.
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Организация учебно- воспитательного процесса в условиях интеграции традиционного и личностно- ориентированного образования.
Основные особенности ЛОРТ Учитель: Т.П.Безобразова, МОУ Павловская СОШ им.А.К.Васильева, 2010 г.
Презентация на тему: Личностно-ориентированное обучение
Транксрипт:

Личностно - ориентированное обучение на уроках русского языка и литературы Жирнова Надежда Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ с. Новополеводино» Саратовской области Балаковского района

Почему отдано предпочтение этой технологии обучения? Во-первых, ЛО технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных способностей.Во-первых, ЛО технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных способностей. Во- вторых, учащийся в рамках этой технологии не просто субъект, он - цель образовательной системы.Во- вторых, учащийся в рамках этой технологии не просто субъект, он - цель образовательной системы. В-третьих, вместо традиционной фронтальной работы - разнообразие форм учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.В-третьих, вместо традиционной фронтальной работы - разнообразие форм учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

Важнейшие вопросы ЛО обучения Как сделать уроки русского языка и литературы личностно-ориентированными? Как сделать так, чтобы личность другого человека, его внутренний мир стали для учеников величайшими ценностями? Как научить их понимать себя, другого человека? Вот важнейшие вопросы, ответы на которые помогут нам, педагогам, понять своих воспитанников.

Основные задачи ЛО обучения: формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации их субъектного опыта;формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации их субъектного опыта; оказание помощи учащимся в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;оказание помощи учащимся в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов; содействие ребенку в формировании положительной Я-концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания и самостроительства.содействие ребенку в формировании положительной Я-концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания и самостроительства.

Основная цель ЛО обучения Разбудить душу ученика, его способность сочувствовать, сопереживать, заставить задуматься о своем предназначении в жизни, создать формулу успеха.Разбудить душу ученика, его способность сочувствовать, сопереживать, заставить задуматься о своем предназначении в жизни, создать формулу успеха.

Принципы ЛО обучения: принцип самоактуализации; принцип индивидуальности; принцип субъектности; принцип выбора; принцип творчества и успеха; принцип веры, доверия и поддержки.

В рамках ЛО обучения как самостоятельные технологии можно выделить: разноуровневое обучение, сотрудничество, коллективное взаимообучение, модульное обучение. Эти технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьника, содержанию обучения различной сложности.

Признаки личностно- ориентированного подхода 1. Учет потребностей ученика. 2. Диагностическая основа обучения (что ученик уже знает по подготовительным темам). 3. Адресная коррекция знаний (что и где нужно повторить). 4. Сотрудничество и сотворчество. 5. Создание ситуаций выбора. 6. Учет физиологии и забота о здоровье учащегося. 7. Приспособление методик к учебным возможностям ученика (с разными группами по- разному). 8. Стимулирование развития и саморазвития. 9. Рефлексия (самооценка, самоанализ).

Особенности работы учителя в личностно- ориентированных группах Использование таких форм, которые позволяют раскрыть субъективный опыт ученика (с учетом практической направленности).1. Использование таких форм, которые позволяют раскрыть субъективный опыт ученика (с учетом практической направленности). 2. Атмосфера повышенного интереса.2. Атмосфера повышенного интереса. 3. Ученик имеет право на неправильный ответ.3. Ученик имеет право на неправильный ответ. 4. Оценка деятельности учащегося не по итогу, а по процессу достижения результатов.4. Оценка деятельности учащегося не по итогу, а по процессу достижения результатов. 5. Создание ситуаций общения, диалога.5. Создание ситуаций общения, диалога. 6. В начале урока – тема, цели, методы работы, понятия.6. В начале урока – тема, цели, методы работы, понятия. 7. Эмоциональный настрой (что понравилось).7. Эмоциональный настрой (что понравилось). 8. Рациональное домашнее задание.8. Рациональное домашнее задание.

Данная технология позволяет использовать различные типы уроков: урок-диалог (доминирующий тип) урок-размышление урок- игра урок-презентация урок-защита проекта

Нетрадиционные методы, применяемые на ЛО уроках : метод экспрессии; приёмы метода : образные разговоры, написание мини-сочинений. исследовательский метод, форма работы - групповая. метод проблемного изложения.

Психологический климат урока - это необходимый элемент личностно- ориентированной технологии.

Вывод Большинство из нас чаще запоминает не то, чему нас учат, а то, КАК нас учат. Важно, не какой объём знаний ребёнок получил на уроке, а то, КАК он его получил. Одно дело, если эти знания вбиты ценой стресса, если ребёнок сидел на уроке и боялся посмотреть на учителя, потому что у них конфликт или потому что его не признают в классе. И совсем другое дело, если он учился с удовольствием, если, кроме знаний, он получил положительный эмоциональный заряд.

Библиографический список Афанасьева Н. Личностный подход в обучении [Текст] /Н. Афанасьева // Школьный психолог. Пр. к П.С.. – – 32. – С. 6–10. Берестовицкая С. Личностно ориентированный урок литературы [Текст] /С. Берестовицкая //Литература. Пр. к П.С.. – – 17. –С. 3–6. Горелик И.Ф. Педагогический анализ личностно ориентированного урока [Текст] /И.Ф. Горелик, Е.Н. Степанов // Завуч. – – 3. –С. 115–117. Горелик И.Ф. Характерные черты личностно ориентированного урока [Текст] /И.Ф. Горелик, Е.Н. Степанов // Завуч.– – 6. –С. 130–131. Дорохина Г.В. Личностно ориентированная ситуация на уроке литературы в 9-м классе по теме А была ли отповедь, или несколько слов в защиту Евгения Онегина [Текст] /Г.В. Дорохина //Завуч. – – 2. – С. 44–55. Лукьянова М.И. Методика анализа личностно ориентированного урока по предметам основной школы [Текст] /М.И. Лукьянова, Н.А. Разина, Т.Н. Абдуллина //Завуч. – – 2. – С. 13–22. Лукьянова М.И. Теоретико–методологические основы организации личностно ориентированного урока [Текст] /М.И. Лукьянова //Завуч. –2006. – 2. – С. 5–12. Лукьянова, М.И. Нетрадиционные методы, обеспечивающие создание на уроке личностно ориентированной ситуации [Текст] / М.И. Лукьянова //Завуч. – – 2. – С. 35–43. Маер Н.В. Личностно ориентированная ситуация на уроке литературы в 8-м классе по теме: Значение эпизода кулачного боя на Москве – реке в поэме М.Ю. Лермонтова Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова [Текст] /Н.В. Маер //Завуч. – – 2. – С. 43–44. Никодимова Е.А. Внедрение личностно ориентированных технологий [Текст] / Е.А. Никодимова, Г.И. Ненилина //Школьные технологии. – – 6. – С. 124–132. Создание педагогических условий личностно ориентированного образования: Муниципальная лингвистическая гимназия 3 г.Улан-Удэ [Текст] // Управление школой. Пр. к П.С.. – – 6. – С. 7–10. Степанов Е. Личностно ориентированный подход в педагогической деятельности [Текст] / Е.Степанов // Воспитание школьников. – – 2. – С. 2–5. Узрютова Г.И. Конспект урока литературы в 11–м классе по теме Он не заслужил света, он заслужил покой (Размышление над финалом романа М.А. Булгакова Мастер и Маргарита) [Текст] /Г.И. Узрютова //Завуч. – – 2. – С. 72–79. Фридман Л.М. Концепция личностно-ориентированного образования [Текст] /Л.М. Фридман // Завуч. – – 8. – С. 77–87. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования[Текст] /И.С. Якиманская. – М.: Сентябрь, – 176 с. Якиманская И. Личностно- ориентированная школа: критерии и процедуры анализа и оценки ее деятельности [Текст] /И Якиманская //Директор школы. – – 6. – С. 27–36.