0 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации СОВМЕСТНО С ПРИ ПОДДЕРЖКЕ Дорожная карта по переходу.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Национальная Система Компетенций и Квалификаций (НСКК) Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Р.Ф. Агентства.
Advertisements

Дорожная карта " Создание Национальной системы компетенций и квалификаций " ( НСКК ) Национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного.
0 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Ключевые вопросы, определяющие целевые параметры.
О создании базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификаций рабочих кадров (Совещание 19 марта 2013 г.)
Повышение качества трудовых ресурсов – основа развития инновационной экономики Вице-президент СОСПП, ректор ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» д.г.-м.н., д.э.н., профессор.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
П Л А Н МЕРОПРИЯТИЙ (" ДОРОЖНАЯ КАРТА ") "И ЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ " Распоряжение.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
Особенности организации мониторинга реализации в 2013 году «дорожных карт» изменений в социальной сфере, направленных на повышение эффективности образования.
Восколович Н.А. Экономика общественного сектора Лекция 10
Основные направления развития профессионального образования Российской Федерации (модернизация системы профобразования)
Современные подходы к оценке качества профессионального образования : позиция работодателей Национальное агентство развития квалификаций
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области» АВГУСТОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ СЕКЦИЯ «Региональная.
Формирование и развитие многофункциональных центров прикладных квалификаций (учебных центров профессиональной квалификации) О.Ф. Батрова к.п.н., ведущий.
Оценка эффективности деятельности общеобразовательных учреждений по итогам комплектования-2010 Л.Е. Загребова, руководитель Тольяттинского управления министерства.
Зарубежная трудовая миграция и ее роль в обеспечении потребности в трудовых ресурсах на российском рынке труда Парикова Наталья Владимировна, Младший научный.
О реализации мер по государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций Новосибирск, 25 мая 2015 г.
Транксрипт:

0 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации СОВМЕСТНО С ПРИ ПОДДЕРЖКЕ Дорожная карта по переходу к Национальной Системе Компетенций и Квалификаций (НСКК) Описание дорожной карты Москва | Октябрь 2012

1 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Дорожная карта является результатом комплексного проекта, в котором приняли участие более 100 организаций Методология, анализ, координация Согласование Создание содержания АСИ с поддержкой BCG Федеральные органы исполнительной власти (6) Внешние участники РГ (3200+) Подгруппы и участники РГ (150+ участников) Создание содержания - встречи подгрупп (30+) Валидация содержания внешними участниками, в том числе площадка Witology (25+) Работа с группами: ежедневно Анализ, проверка формулирование и интеграция конечного содержания Работа над исследованием лучших практик Источник: Анализ BCG Сентябрь Октябрь Июль Август Ноябрь Работа с группами и внешними участниками Согласование содержания Разработка методологии и написание карты Работа с большой РГ Разработка методологии и процесса создания карты Встречи большой рабочей группы (5) Совещания экспертов по содержанию (20+) Согласования (7)

2 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Она включает мнения бизнеса, образования и экспертного сообщества Источник: Анализ BCG СтороныУчастники АСИ BCG Федеральные органы исполнительной власти Внешние участники РГ (включая Witology) Подгруппы и участники РГ Направление "Молодые профессионалы" BCG Москва + международные эксперты BCG Бизнес: –ИнтерРАО, РОСНАНО, Кластер ядерных технологий Сколково, Русские машины, Cisco, ОАК, ФИНАМ FM, РВК, Pfizer Образование: –МЭСИ, МШУ Сколково, МГТУ Баумана, МГУ, ОУП ВПО, МФТИ, МГГУ Ассоциации и некоммерческие организации: –АП КИТ, АРУК, ТПП, АРПП, АККОРК, World Skills, ОПОРА, РСПП, Деловая Россия Клепач А.Н. – Минэкономразвития России Ельцова Л.Ю. – Министерство труда и социального развития Российской Федерации Золотарева Н.М. – Минобрнауки России Плоцкий Д.Е. – Минобороны России Осьмаков В.С. – Минпромторг России Мигин С.В. – Росаккредитация Краудсорсинг платформа Witology – частные лица, представители бизнеса, представители образования На данный момент необходимо более активное участие федеральных органов исполнительной власти

3 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Обзор структуры дорожной карты по созданию национальной системы компетенций и квалификаций Общие цели Дорожной карты Поддержи- вающие инструменты Источники высококвали- фицированных специалистов Общиецели 1.Соответствует ли текущая динамика в сфере человеческого капитала перспективным потребностям экономики? 2.Что такое высокопроизводительное рабочее место и высококвалифицированный специалист? 3.За счет каких источников будут создаваться высококвалифицированные кадры для высокопроизводительных рабочих мест? Профессиональное образование 1.Что будет стимулировать инвестиции в повышение квалификации и обучение в течение жизни? 2.Как использовать новые технологии для развития дистанционного обучения? Планирование и мотивация 1.Какие специальности наиболее необходимы для развития экономики 1.Как обеспечить сотрудничество системы образования и работодателей 2.Как усилить общественный контроль за качеством образования? 3.За счет чего увеличить академическую мобильность? Доп. обучениеМиграция 1.Что сделает Россию более привлекательной для квалифицированных специалистов из-за рубежа? 2.Как стимулировать внутреннюю миграцию для развития рынка труда? Стандартизация Сертификация 2.Как обеспечить интерес граждан к приоритетным и дефицитным специальностям? 1.Какие шаги необходимы для исполнения поручения Президента о создании проф. стандартов? 2.Как обеспечить соответствие содержания проф. стандартов реальным запросам работодателей? 1.Как создать независимую систему сертификации компетенций и квалификаций? 2.Как обеспечить спрос на услуги добровольной сертификации компетенций?

4 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации 1. Общие цели Дорожной карты

5 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Содержание Описание текущей ситуации Определение основных целевых индикаторов Общий обзор дорожной карты

6 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации По количественным показателям экономика и образование РФ успешны, качественно они менее конкурентоспособны Место в мировом рейтинге Инновационность Профессионализм руководителей Качество проф. образования и доп. обучения Показатели рейтинга ВЭФ - качественные оценки по результатам опроса руководителей предприятий в различных странах Источник: Отчет ВЭФ , МВФ данные за 2010, анализ BCG Место в мировом рейтинге Охват высшего образования 12 Численность населения 9 Объем ВВП по ППП 9 Позиции РФ в рейтингах по экономическим и демографическим показателям Позиции РФ в рейтинге конкурентоспособности Всемирного Экономического Форума 1

7 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Конкурентоспособность работников РФ снижается с ростом зарплат и отставанием производительности труда Преимущество в стоимости труда (с поправкой на производительность) в % по сравнению с Германией. Year Russia Brazil China India Преимущество другой страны Преимущество Германии Russia Germany Brazil China India Средняя заработная плата (в час) Производительность труда (ВВП по ППС на человека) Year US$ Russia Germany Brazil China India Year US$ Примечания: Германия использована как представитель категории "Западная Европа" Источник: EIU, ILO, анализ BCG

8 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации п 26 (18%) (25%) 24 (17%) п Млн чел 25 (17%) (24%) (16%) 31 (22%) (20%) (23%) 84 (59%) (62%) 30 (21%) 84 (58%) 90 (63%) 28 (19%) 87 (59%) 80 (57%) 29 (20%) Моложе трудоспособного Старше трудоспособного Трудоспособный возраст Демографическая ситуация в РФ приводит к снижению объема рабочей силы и ее старению Трудоспособное население уменьшается Возраст рабочей силы растет До 30 лет %, млн занятых ,239,139,639,9 Средний возраст Примечание: трудоспособный возраст – лет для мужчин, года для женщин Источник: Росстат, анализ BCG

9 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Доля высшего образования растет, среднее и начальное профессиональное образование все менее популярны % %, тыс. выпускников % % 28 % 51 % 22 % % % % % 49 % 31 % 39 % % % % 56 % 23 % % % Включая начальное профессиональное образование Источник: Росстат, анализ BCG Доля высшего образования все выше среди выпускников... 0,3% 33 % 1 12 % % 24 % 27 % %, млн занятых 20 % 6 % 29 % 4 % 20 % 2 % 80 9 % 18 % 29 % % 0.7% 20 % 26 % % 2 % 27 % 25 % % % 15 % % % и среди общего количества работников Основное общее Высшее образование Среднее общее Без основного общего Начальное проф. Среднее проф. Высшее образование Начальное проф. Среднее проф.

10 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Пропорция специальностей изменилась, многие работают не по специальности или с понижением квалификации Взрывной рост обучения по гуманитарным специальностям Частая работа не по специальности, на менее квалифицированных позициях 1. По данным исследования ВШЭ и Росстат 2009 г. 2. Без разбивки на высшее/среднее проф. обр. Источник: Росстат, ВШЭ, анализ BCG тыс выпускников ВУЗ , % x3x3 +82% x5x5 Естественно-научные и технические Социально-гуманитарные 50 0 Работники с высшим обр. 100 % работников Работники со средним спец. обр % % 60 По специальности (включая смежные профессии) Повышение - до рук-ля и/или высш. квалиф. для ср. спец. Понижение - до ср. квалиф., сферы услуг и докум., рабочих Не по специальности, с сохранением уровня квалификации Швеция США Доля работающих по специальности в Швеции и США 2

11 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации При это бизнесу не хватает рабочих и специалистов средней квалификации Структура открытых вакансий по требуемому уровню квалификации, средний и крупный бизнес, 2010 г. 1. Включая работников сферы услуг и подготовки документации Примечание: средний уровень квалификации – выпускники среднего проф. образования, квалифицированные рабочие – выпускники начального проф. образования Источник: Росстат, анализ BCG 100 % вакансий Всего вакансийВсего вакансийВсего вакансийВсего вакансий 100 Неквалиф. рабочиеНеквалиф. рабочиеНеквалиф. рабочиеНеквалиф. рабочие 14 Квалиф. рабочиеКвалиф. рабочиеКвалиф. рабочиеКвалиф. рабочие 28 Спец-ты ср. уров. квалиф.Спец-ты ср. уров. квалиф.Спец-ты ср. уров. квалиф.Спец-ты ср. уров. квалиф.Спец-ты ср. уров. квалиф.Спец-ты ср. уров. квалиф.Спец-ты ср. уров. квалиф.Спец-ты ср. уров. квалиф.Спец-ты ср. уров. квалиф Спец-ты высш. уров. квалиф.Спец-ты высш. уров. квалиф.Спец-ты высш. уров. квалиф.Спец-ты высш. уров. квалиф.Спец-ты высш. уров. квалиф.Спец-ты высш. уров. квалиф.Спец-ты высш. уров. квалиф.Спец-ты высш. уров. квалиф.Спец-ты высш. уров. квалиф. 23 Руково- дителиРуково- дителиРуково- дителиРуково- дители 4

12 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Сотрудничество бизнеса с СПО снижается, основная форма взаимодействия с образованием - стажировки Сотрудничество с техникумамиСотрудничество с училищами % предприятий Сотрудничество с ВУЗами % предприятий Ярмарка вакансий Конкурс Преподавание Проф. стандарты Прямой договор на подготовкуПрямой договор на подготовкуПрямой договор на подготовкуПрямой договор на подготовку Финансирование Стажировка Другое Доп. стипендия Источник: Мониторинг экономики образования ВШЭ, анализ BCG Доля предприятий, сотрудничающих с учреждениями начального и среднего проф. образования снижается Стажировки являются наиболее популярным видом сотрудничества, но уровень вовлечения предприятий низок Техникумы ВУЗы Училища

13 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Миграция из-за рубежа дает относительно небольшой прирост рабочей силы, мобильность внутри страны снижается Россия получает приток рабочей силы за счет миграции из-за рубежа Однако мобильность внутри страны снижается тыс. чел 1,200 1,100 1, Прирост Выбывшие Прибывшие тыс. чел. (прибывших) 2,600 2,400 2,200 2,000 1,800 1,600 1,400 1,200 1, Между регионами Внутри региона Источник: Росстат, анализ BCG

14 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Дорожная карта НСКК должна задать траекторию развития человеческого капитала для достижения целей страны D A 2012 Желаемый вектор развития B Целевые индикаторы успеха (основные КПЭ): Общие КПЭ Количество высокопроизво- дительных рабочих мест Доля выскоквали- фицированных специалистов Позиция России в рейтинге ВЭФ Отдельные КПЭ по направлениям (напр. доля выпускников ВПО и СПО, трудоустренных по специальности и т.п.) Процессные показатели, позволяющие отследить выход не целевую траекторию: Принятие необходимых нормативно-правовых актов Запуск пилотов и т.п. Необходимо в первую очередь сфокусироваться на измеримых результатах в среднесрочный период С Показатели успеха на среднесрочной перспективе: Положительная динамика по основным КПЭ Дополнительные процессные показатели, напр. охват развертывания новых инициатив

15 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Содержание Описание текущей ситуации Определение основных целевых индикаторов Общий обзор дорожной карты

16 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Цели карты покрывают обеспечение кадрами 25 млн. высокопроизв. рабочих мест, создание этих мест – вне охвата Цели ДК на основе Указов Президента Задачи по достижению целейОхват ДК НСКК Создание или модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест (ВПРМ) к 2020 г. Увеличение числа высококвалифицированных работников (ВКР) до одной трети числа квалифицированных работников к 2020 г. Определение ВПРМ и создание системы сбора статистики Обеспечение притока инвестиций и их эффективности Развитие предпринимательства и улучшение организации труда Обеспечение квалифицированных и компетентных кадров Определение ВКР и создание системы сбора статистики Обеспечение механизмов повышения квалификации Создание стимулов для повышения квалификации Охвачены другими картами НПИ + косвенное влияние НСКК

17 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Производительность ВПРМ должна быть выше средней производительности основных конкурентов в 2020 г Бразилия Тыс. долларов на работника (в ценах 2011 г. по паритету покупательной способности 1 ) Россия 39 – предлагаемая мин. производительность ВПРМ (900 тыс. руб. в ценах 2011 г.) США Япония Германия Китай 23 Индия – средневзвешенная производительность по прогнозу на 2020 г. по 7 странам (прогноз) 2011 (оценка) 1. На основе паритета покупательной способности по расчетам Всемирного банка за 2005 г., скорректированного на уровень инфляции 2. Инновационный сценарий Минэкономразвития России Источник: Economic intelligence unit, Минэкономразвития России, анализ BCG Прогноз производительности труда по ведущим экономикам мира

18 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Для бюджетного сектора производительность не показательна – предлагается использовать зарплату Разделы ОКВЭД Раздел А Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство Раздел В Рыболовство, рыбоводство Раздел С Добыча полезных ископаемых Раздел D Обрабатывающие производства Раздел E Производство, передача и распределение электроэнергии, газа и воды Раздел F Строительство Раздел G Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования Раздел Н Гостиницы и рестораны Раздел I Транспорт и связь Раздел JФинансовая деятельность 1 Раздел K Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 1 Раздел L Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение Раздел M Образование Раздел N Здравоохранение и предоставление социальных услуг Раздел О Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг Раздел Р Деятельность домашних хозяйств Подход к оценке ВПРМ Возможна оценка количества ВПРМ по производи- тельности Предлагаемый подход: к определению ВПРМ для разделов L- P и малого бизнеса: зарплата, в три раза превышающая минимальный доход среднего класса по определению Всемирного банка (доход не менее 4 тыс. долларов США в год в ценах 2000 г. по ППС) т.е. не менее 12 тыс. долларов США в год в ценах 2000 г. (по ППС) т.е. не менее 30 тыс. рублей в месяц в ценах 2011 г. 1. Предварительно расчет произведен на основе заработной платы Источник: Росстат, World bank Global economic prospects 2007 report, анализ BCG

19 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Образование, доп. обучение и миграция напрямую создают кадры для ВПРМ, прочие направления - косвенно Дерево создания кадров для ВПРМ в гг. (накопительным итогом) 25 млн. ВПРМ 0,7-1 млн. квалифицированных мигрантов 4,5-6 млн. выпускников проф. образования Не менее18-20 млн. высококвалифици- рованных работников (прошедших сертификацию) млн. охваченных стандартами млн., охваченных гос. програмами карьерного ориентирования Формальное доп. обучение – до млн. чел. в год Неформальное образование – более 5-7 млн. чел. в год Основные допущения Рост притока мигрантов в со 160 тыс. до 360 тыс. в год Увеличение % трудоустраивающихся на ВПРМ с 10% до 45% Всего 11 млн. выпускников проф. обр-ния Рост % трудоустраивающихся на ВПРМ с 20% до 70% Занято в формальном секторе (средние и крупные предприятия) – 28 млн. чел. Охват формального доп. обучения – 50% Всего занятых – 66 млн. чел., (в том числе в неформальном секторе 38 млн. чел) Охват неформ. обр.– не менее 7,5-10% Всего занятых – 66 млн. чел. Охват стандартами – 35-40% Всего население в возрасте лет – 79 млн. сел Охват карьерного планирования – 25% 1. Предполагается, что для поддержания высокого профессионального необходимо постоянное (ежегодное) доп. обучение (в т.ч. самостоятельное) Источник: Анализ BCG

20 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Сектор Число занятых 2011 (тыс. чел.) Производитель ность 2011 (тыс. руб на ч-ка) ВПРМ 2011 (тыс. чел.) ВПРМ 2011 (%) Число занятых 2020 (тыс. чел.) Производит ель-ность 2020 (тыс. руб на ч-ка) ВПРМ 2020 (тыс. чел.) ВПРМ 2020 (%) Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство % % Рыболовство и рыбоводство % % Добыча полезных ископаемых % % Обрабатывающие производства % % Производство и распределение электроэнергии, газа и воды % % Строительство % % Оптовая и розничная торговля; ремонт % % Гостиницы и рестораны % % Транспорт и связь % % Финансовые услуги % % Операции с недвижимостью, аренда и предоставление услуг % % Гос.управление и обеспечение безопасности; соц. страхование % % Образование % % Здравоохранение и предоставление социальных услуг % % Предоставление прочих услуг % % Итого % % Структура создания ВПРМ по отраслям (на основе предлож. критериев и инновационного сценария Минэкономразвития) 1. Предварительно расчет произведен на основе заработной платы Источник: Росстат, Минэк, анализ BCG Справочно

21 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Рост ВВП от создания и модернизации ВПРМ составит 24 трлн. рублей, что позволит увеличить его до 81 трлн.к 2020г. Источник: Росстат, Минэкономразвития России, Анализ BCG (73%) Прочий рост 2 Рост за счет создания и модернизации ВПРМ ВВП ВВП (64%) ВВП трлн. руб. в ценах 2011г. 25 млн. наиболее производительных работников прочие работники Средняя производительно сть по экономике в год на человека 1191 тыс. руб.797 тыс. руб.

22 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Определение ВКР: работники, обладающие подтвержденными проф. компетенциями сверх базовых Структура компетенций: Базовые профессиональные компетенции: являются результатом профессионального образования обычно являются условием или необходимым требованием для осуществления определенной профессии подтверждаются дипломом или аттестатом Дополнительные профессиональные компетенции: могут являться результатом дополнительного формального или неформального обучения являются основой конкурентоспособности на рынке труда и могут быть требованием к занятию определенных должностей подтверждаются профессиональными сертификатами "Прорывные" профессиональные компетенции: являются результатом саморазвития в инновационной среде ("центры превосходства") являются залогом глобальной конкурентоспособности обычно не имеют формального подтверждения "Прорывные" компетенции: Дополнительные компетенции и квалификации Базовые компетенции и квалификации Квалифицированные работники (имеют аттестаты или дипломы НПО. СПО или ВПО) Высококвалифициро- ванные работники (имеют дополнительные профессиональные сертификаты) Определение может быть уточнено после разработки Национальной рамки квалификаций

23 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Содержание Описание текущей ситуации Определение основных целевых индикаторов Общий обзор дорожной карты

24 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Укрупненная дорожная карта (текущая версия) Создание инфраструктурыРазвертываниеПолная реализация эффектов Стандартизация Сертификация Образование Создание механизмов и программ для стимуляции внутренней миграции Создание предложения сертификационных услуг Создание нормативно-правовой и технической базы Повышение квалификации и переподготовка Миграция Планирование Стимулирование спроса на сертификацию Создание и внедрение классификатора рынка труда (2012) Создание нормативно-правовой базы и механизмов институциональной поддержки Создание механизмов и инфраструктуры для эффективного привлечения ВКС и КС Создание нормативно-правовой базы для привлечения ВКС и КС Усиление механизмов контроля качества образования Стимулирование сотрудничества ОУ с работодателями Развитие доп. образования через интернет Стимулирование развития программ доп. образования и переподготовки Создание единого федерального портала НСКК Профессиональное ориентирование и развитие школьников и молодежи Мотивация абитуриентов для получения НПО и СПО Предварительно Повышение качества преподавательского состава Стимулирование повышения академической мобильности Создание системы мониторинга спроса и предложения Источник: Рабочая группа НСКК, Анализ BCG

25 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации КПЭ дорожной карты (I) КПЭ2012 г. (оценка)2015 г.2020 г. 0. Общие КПЭ дорожной карты 0.1.Количество высокопроизводительных рабочих мест в экономике 12 млн.17 млн.25 млн Доля высококвалифицированных работниковНе более 16%22%33% 0.3. Позиция России по ранжированию стран по версии Всемирного экономического форума: Качеству профессионального образования и переподготовки Профессионализм руководителей Инновационности Планирование и мотивация Охват населения программами профессиональной ориентации4 млн.8 млн.20 млн. 2. Образование 2.1 Доля выпускников НПО, ВПО и СПО, трудоустроенных на ВПРМ Доля выпускников НПО, СПО, ВПО трудоустроенных по специальности течение 1 года после выпуска (%) 20% 43% 35% 50% 70% 2.2 Общий объем финансирования ОУ со стороны бизнеса,10%15%30% 2.3 Количество ВУЗов, входящих в первую сотню в мире по репутации у работодателей Количество международных патентов, полученных на базе российских образовательных учреждений в приоритетных отраслях 1%4%7% 2.5 Количество программ обучения по новым специальностям01050

26 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации КПЭ дорожной карты (II) КПЭ2012 г. (оценка)2015 г.2020 г. 3. Дополнительное обучение 3.1 Доля людей в экономически активном населении, завершивших обучение на программах доп. образования в течение года (не менее 24 часов) 16%30%50% 3.2 Количество поисковых запросов по тематике повышения квалификации в поисковых системах на пользователя 0,22(Яндекс и Google)0,440, Доля расходов на дополнительное обучение от общих затрат на персонал 0,3%1%2% 4. Миграция 4.1 Доля ВКС в общем притоке мигрантов из-за рубежа (исходя из текущего определения ВКС) 0,7%1,5%2,5% 4.2. Количество госслужащих и работников гос. сектора с международным образованием или сетификатами Не определеноВ три раза относительно текущего уровня В десять раз относительно текущего уровня 5. Стандартизация 5.1 Доля экономически активного населения, занятого в областях деятельности, покрытых проф. стандартами 0%20%40% 5.2 Количество проф. сообществ, разработавших и внедривших проф. стандарты и системы сертификации Оценка и сертификацияТекущее значение2015 г.2020 г. 6.1 Доля работников, получивших сертификаты в отраслях с добровольной сертификацией Не определено, оценочно 10% 15%30%

27 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Приоритетные мероприятия и результаты (1) Образование Основные мероприятияРезультат 2.1 Стимулировать взаимодействие бизнеса и ОУ за счет вычета инвестиций бизнеса в ОУ и программы переподготовки сотрудников из налогооблагаемой базы 2.2. Ввести образовательный капитал абитуриентов как систему финансирования образовательных учреждений(ОУ) с целью повысить качество образования и сфокусировать его на создании кадров, востребованных на рынке труда 2.9. Регламентировать полномочия попечительских советов, в том числе: –Назначение ректоров и управляющего персонала –Планирование деятельности ОУ –Утверждение состава (ГАК) Создать единый ЕГЭ для выпускников ВУЗов Привлечение дополнительного финансирования для ОУ Дополнительный стимул для взаимодействия образования с бизнесом Увеличение инвестиций бизнеса в повышение квалификации и переподготовку сотрудников Образовательный капитал создает конкуренцию на рынке за "ресурсы" (абитуриентов) между ОУ и тем самым стимулирует улучшение качества образования Повышение качества образования за счет прозрачности механизмов управления и планирования в ОУ Повышение качества образования за счет создания единого механизма измерения качества образования выпускников

28 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Приоритетные мероприятия и результаты (2) Миграция Сертификация 4.3. Передать решения по допуску иностранной рабочей силы на уровень субъектов Федерации 6.7 Создать и внедрить Электронный реестр сертифицированных специалистов и "электронная трудовая книжка" Основные мероприятияРезультат Доп. образование и переподготовка 3.1. Создать федеральные электронные университеты Качественное образование становится более доступным по всей стране Более гибкая система принятия решений Повышается прозрачность рынка труда

29 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Развилки и открытые вопросы (1) Образование Как должна финансироваться система ОУ? –Финансирование в привязке к КПЭ по трудоустройству –В привязке к образовательному капиталу, которые получают будущие студенты по результатам ЕГЭ и олимпиад –Текущая схема финансирования Какой должна быть общественная аккредитация программ образования? –Обязательная (заменяет гос. аккредитацию) –Добровольная Образовательный капитал Система образовательного капитала стимулирует конкуренцию за студентов у государственных ОУ,рыночный механизм повышения качества образования Риск недофинансирования малопопулярных, но важных для экономики специальностей Обязательная аккредитация Дополнительный инструмент для активного участия работодателей и проф. сообществ в контроле образования Широкий охват Коррупционные риски Уменьшение самостоятельности ВУЗов и скорости внедрения новых обр. программ Развилки Предлагаемое решение и его плюсы и минусы

30 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Система с центральными сертификационными органами Лучше контроль качества центров по сертификации Потенциально более высокая забюрократизоанность процесса Развилки и открытые вопросы (2) Миграция Стандартизация Сертификация Каким образом субъекты федерации должны взаимодействовать с федеральными органами исполнительной власти по вопросам миграции? –Согласовывать кол-во привлекаемых мигрантов –Только уведомлять ФОИВы Кто будет создавать проф. стандарты? –Государство за счет бюджета через привлечение подрядчиков –Профессиональные сообщества Как будет осуществляться сертификация? –Через систему, где в каждой отрасли есть центральный сертификационный орган с сетью центров сертификации –Независимыми сертификационными центрами Развилки Предлагаемое решение и его плюсы и минусы Доп. образование и переподготовка В каких отраслях государство должно финансировать доп. образование? –Только в бюджетных отраслях –Во всех отраслях Финансирование только в бюджетных отраслях Снижается финансовая нагрузка на гос-во Нет коррупционных рисков вне бюджетных отраслей Льготы могут быть недостаточным стимулом для развития программ повышения квалификации Уведомлять Возможность быстрого и эффективного принятия решений на локальном уровне Нет возможности преследовать интересы страны в целом Проф. сообщества Стандарты создаются бизнесом исходя из с интересов и потребностей бизнеса Риск неполного покрытия отраслей проф. стандартами

31 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации 2. Профессиональное образование

32 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Финансирование с учетом среднего ЕГЭ абитуриентов Участие в управлении, аттестационных и экзаменационных комиссиях Участие в финансировании (совместно с гос-вом) Заказы на НИОКР Интеграция практики в образовательный процесс Заключение соглашений о целевой подготовке Профессиональное образование: переориентация системы на обеспечение конкурентоспособности экономики Абитуриенты и учащиеся Органы исполнительной и законодательной власти Возможность участия в разработке обр. программ и стандартов Образовательные учреждения (ОУ) Цель: Переориентация системы образования и доп. подготовки на обеспечение глобальной конкурентоспособности выпускников, российской продукции и услуг Методические центры Работодатели и проф. сообщества Разработка обр. программ и стандартов Заключение соглашений о целевой подготовке (с гос. участием в финансировании) Создание компетенций через интеграцию практики Источник: Результаты обсуждения в подгруппах, анализ BCG

33 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Мероприятия дорожной карты в блоке "Образование" (I) Создание инфраструктурыРазвертываниеПолная реализация эффектов Стимулирование сотрудничества ОУ с работодателями Предварительно 3 6 Корректировка системы государственного софинансирования целевой подготовки специалистов по заказу работодателей создание нового механизма на основании трехсторонних договоров Введение системы образовательного капитала, выдаваемого всем выпускникам государственных и частных школ по результатам ЕГЭ и олимпиад; Привязка финансирования ОУ не к количеству обучающихся а к объему набора Корректировка государственных программ по субсидированию образовательных кредитов 4 7 Корректировка законодательства в части права компаний размещать в ВУЗах заказы на НИОКР в упрощенном порядке 8 Упрощение процедур совместного создания новых образовательных учреждений бизнесом и образовательными учреждениями или органами власти Источник: Рабочая группа НСКК, Анализ BCG Введение льгот и гос. гарантий для бизнеса осуществляющего поддержку образовательных учреждений (ОУ) Разрешение проведения модулей образовательной программы вне ОУ Стимулирование создания и развития малых инновационных предприятий

34 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Мероприятия дорожной карты в блоке "Образование" (II) Создание инфраструктурыРазвертываниеПолная реализация эффектов 14 9 Расширение полномочий попечительских советов - назначение ректоров и состава ГАК, планирование Предварительно Усиление механизмов контроля качества образования 10 Внедрение обязательной практики публикации в открытом доступе в сети Интернет выпускные квалификационные работы бакалавров, специалистов, магистров, кандидатов и докторов наук 11 Введение КПЭ связанного с кол-вом иностранных студентов Выделение для них грантов и введение упрощенного визового режима Развитие системы учебно-методических центров по разработке образовательных программ с участием бизнеса и проф. сообществ и на их базе: Приведение обр.программ в соответствие с проф. стандартами и разработка новых программ с привлечением международных экспертов Изменения в нормативно- правовую базу обязывающие ОУ указывать в дипломе место выпускника в общем рейтинге Источник: Рабочая группа НСКК, Анализ BCG Проведение гос. экзаменов для выпускников на независимых внешних площадках Замена гос. аккредитации общественно-профессиональной, проводимой аккредитованными Рособрнадзором объединениями работодателей или проф. сообществ

35 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Мероприятия дорожной карты в блоке "Образование" (III) Создание инфраструктурыРазвертываниеПолная реализация эффектов 23 Предварительно Повышение качества преподавательс кого состава Создание практики учета преподавателей-практиков отдельно при сборе статистики 21 Введение КПЭ для ВУЗов по соотношению научно- преподавательского и административного персонала 19 Введение коэффициентов повышения оплаты труда для ППС публикующегося в и-нете Источник: Рабочая группа НСКК, Анализ BCG 18 Повышение уровня оплаты для преподавателей, имеющих более пяти лет практического опыта работы с учетом результатов аттестации работодателями Предоставление целевого финансирования для доступа к базам международных исследований и периодики для студентов, преподавателей и сотрудников вузов и НИИ 20 Создание программ поддержки профессорско-преподавательского состава (ППС) активно занимающегося инновационной деятельностью Реформирование системы научных степеней и приближение набора квалифицирующих мероприятий к международным стандартам 16 Разработка механизмов аттестации преподавателей Система КПЭ для ППС, обязать членов ученых советов раскрывать свои доходы. 17

36 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Мероприятия дорожной карты в блоке "Образование" (IV) Создание инфраструктурыРазвертываниеПолная реализация эффектов Предварительно Изменение системы бюджетных мест и создание программ обмен студентами для стимулирования сотрудничества ОУ для создания совместных образовательных программ на базе разных регионов Стимулирование повышения академической мобильности Введение финансирования для иногородних и иностранных преподавателей и студентов обеспечение их доступным жильем в том числе через строительство кампусов и предоставления жилья молодым ученым 29 Источник: Рабочая группа НСКК, Анализ BCG Создание системы государственных грантов на обучение за рубежом при условии возвращения студента в Россию после обучения и работы на протяжении не менее 5 лет внутри страны Перепрофилирование региональных ВУЗов в узкопрофильные ОУ Создание прозрачной и публичной системы рейтингов ОУ на базе крупного Российского издания 30 31

37 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Частное финансирование ВО в России растет недостаточно быстро, в результате его доля сокращается 1. Оrganization for Economic Cooperation and Development Источник: OECD 2011, ВШЭ 2010, Анализ BCG. Частное и бюджетное финансирование ВО страны OECD 1 Расходы на студента в $ (2011) 15,000 10,000 5, % Бюджетное финансирование Частное финансирование ,717 69% 31% ,719 70% 30% ,439 75% 25% ,736 77% 23% Расходы на студента в $ (2011) +23% Бюджетное финансирование 0 36% 2007 Частное финансирование ,758 64% 4,647 58% 42% ,061 56% 44% ,299 52% 48% 15,000 3,000 9,000 6,000 12,000 Частное и бюджетное финансирование ВО в РФ Справочно

38 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Объем частного финансирования в РФ можно увеличить за счет привлечения внебюджетных средств Источники финансирования бюджетных ВУЗов в США и России Источники финансирования частных ВУЗов в США и России Внебюджетные средства % от общего бюджета (2011) Бюджетные ВУЗы РФ Средства населения Бюджетные средства 42% 55% 29% 27% Бюджетные ВУЗы США 17% 31% % от общего бюджета (2011) Внебюджетные средства 1 Бюджетные средства Средства населения Частные ВУЗы РФ 51% 14% 35% Частные ВУЗы США 91% 1% 8% 1. Включают доходы от заказов на НИОКР, исследований и услуг частным организациям и лицам, пожертвования и возврат на инвестиции год. Источник: OECD, Institute of Educaiton Sciences, ВЭШ, Анализ BCG 1. Включают доходы от заказов на НИОКР, исследований и услуг частным организациям и лицам, пожертвования, возврат на инвестиции и прочие внебюджетные доходы. Справочно

39 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Пример: внебюджетные средства составляют значительно большую часть доходов ведущих ОУ в США нежели в России 25% Млн. долл. (2011) 4,000 3,000 2,000 1,000 0 Harvard 3,777 18% 0% 32% 7% 5% 18% 20% MIT 1 3,396 13% 15% 16% 3% 43% 10% ВШЭ 299 8% 2% 43% 23% Прочее Возврат на инвестиции Эндаумент Безвозмездные поступления Федеральное финансирование Исследования Средства населения 1. ВЭШ не указывает доходы и размер эндаумента в финансовых отчетах. 2.Федеральное финансирование исследований показано совместно с частным финансированием исследований т.к. MIT не предоставляет более детальных данных. 3. Возврат на инвестиции указан как 0 за 2011 год. Источник:MIT, Harvard, ВЭШ, Анализ BCG Справочно

40 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Существует несколько моделей гос. финансирования направленных на повышение эффективности образования в ВУЗах Условия для выполнения Источник: исследование МГУУ, Интервью с экспертами BCG, Анализ BCG Система контроля Целевая численность студентов в определенных программах Целевое число зачетных единиц результатов Выполнение специальных задач Конкретные цели в контрактах Для студентов 3 года работы на компанию зарегистрированную в Сингапуре Выплаты по кредиту должны начаться в течение 2 лет с окончания обучения Ежегодный внутренний аудит университетов, проводимый под руководством "Национального ревизионного управления" Налоговая служба, работодатель. Прохождение студентом "контрольных точек" (постоянное продолжение учебы и выпуск) Определенный уровень зарплаты Аудит университетов государством Контракт Заключаются контракты, где в общем виде оговариваются задания для вузов на три года Госкредиты студентам с условиями выплаты привязанными к зарплате как форма дополнительного прогрессивного налога Пример Контракт включает цели связанные с задачами государства в образовании Государственные гранты с условием работы в Сингапуре на местную компанию Государство так же предлагает субсидированные кредиты Традиционное инженерное образование преобразовано в прикладные программы, тесно связанные с промышленностью. Предоставление поддержки инженерным школам в подготовке предложений. Выполнение целей конкретного проекта. Мониторинг "Фондом инженерного образования" Страна Швеция Австралия Сингапур Модель Кредиты и ваучеры Проектное финансиров ание Сингапур Ministry of Manpower – следит за выполнением обязательств студентом Египет Справочно

41 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Процент выпускников с ВО устроенных по специальности в ОЭСР выше чем в РФ на 36% % работников Испания59% 41% Израиль63% Канада66% Польша69% США70% Великобритания72% OECD77% Австралия77% Турция78% Финляндия81% Германия83% Россия Источник: OECD, Росстат, Анализ BCG

42 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Возможность сохранять права на изобретение стимулирует патентуемые разработки на базе ВУЗов 0.2% 0.3% 4.1% 0%0% 4%4% 2%2% 0.2% % патентов Швеция 6%6% СШАИталия 8%8% Франция Источник: OECD, Росстат, Анализ BCG В США ВУЗы сохраняют права на патенты, даже если они разработаны на средства внешних гос. организаций. ИталияШвеция % патентов 8%8% 6%6% 4%4% 2%2% 0%0% США 3.0% 4.2% 5.8% 6.2% Франция В Швеции профессор имеет привилегию на владение патентом Доля патентов которыми владеют ВУЗы Доля патентов на изобретения разработанные на базе ВУЗов

43 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Среднее кол-во студентов на ВУЗ 1 в России ниже чем в большинстве развитых стран 26,000 6,000 Бразилия 2,650 Франция 2,052 Индия Австралия 26,024 Великобритания 5,221 США 4,987 3,101 Россия 2,708 ГерманияКанада 4,064 4,238 Голландия 2,000 4,000 28,000 Кол-во студентов (2011) 1. Очное образование 2011 год. Источник: Institute of Applied Economic and Social Research, University of Melbourne, Bloomerg, Nuffic, The Chronicle, Анализ BCG Справочно

44 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Средний размер широкопрофильных ВУЗов в России значительно меньше чем в странах с ведущими системами образования 1 3, ,000 15,000 14,000 12,000 11,000 10,000 Кол-во студентов (2011) 16,000 1,433 1,000 0 США 7, Германия 9,000 8,000 7,000 6,000 4,000 5,000 3,000 2,000 15,556 Франция ,176 Россия 1,557 Среднее количество студентов в ВУЗахКоличество ВУЗов 1. "Широкопрофильные" – ВУЗы предлагающие широкий выбор курсов в несколькоих проф. областях. Пример: большинство университетов являются широкопрофильными ВУЗами. "Узкопрофильные" – ВУЗы предлагающие преимущественно курсы связанные с одной профессиональной областью. Пример: архитектура, дизайн, IT, строительство. 2.Сделано допущение, что соотношение узко и широкопрофильных ВУЗов идентично для государственных и негосударственных ВУЗов в РФ Источник: CHEPS, European Comission, OECD, The Chronicle, Статистика Российского Образования, Анализ BCG Кол-во ВУЗов (2011) 3,000 2,000 1, % Германия % 80% Франция % 90% Россия 50% 1, % 2,864 США 63% ШирокопрофильныеУзкопрофильные Широкопрофильные Одним из потенциальных решений может быть сокращение числа широкопрофильных ВУЗов Справочно

45 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Модель фокуса ВУЗов обычно определяется не только запросами местного бизнеса, но и целями государства ВУЗы с фокусом на прорывных отраслях экономики Узкоспециализирова нные технические и гуманитарные ВУЗы Узкопрофильные "проектные" ВУЗы финансируемые государством Singapore Institute of Technology Worchester Polytechnic Institute Kansas City Art Institute Rede Nacional de Combustao Страна Пример ВУЗа Факторы и стороны определяющие модель Сингапур США Бразилия Медицина Инженерные науки Дизайн и медиа Инженерные науки Дизайн и медиа Инженерные науки Исследования в сфере источников энергии: ископаемых и альтернативных Фокус ВУЗа Источник: Полугодовой отчет RNC, Анализ BCGhttp:// Фактор: необходимость развивать определенные отрасли в экономике Инициатор: Государство Фактор: Запрос местного бизнеса на определенные профессии Инициатор: Некоммерческие частные организации Фактор: необходимость решать определенные ключевые задачи для развития страны Инициатор: Государство Справочно

46 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации 3. Дополнительное обучение

47 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Дополнительное обучение: переориентация системы на обеспечение конкурентоспособности экономики Работники Цель: Трансфер лучших международных практик повышения человеческого капитала в систему дополнительного обучения Источник: Результаты обсуждения в подгруппах, анализ BCG Работодатели Проведение программ доп. обучения для сотрудников Образовательные учреждения (ОУ) Электронный университет Федеральный уровень Минтруд Стимулирование работодателей на создание и внедрение программ доп. обучения Минобр Проведение программ доп. обучения в том числе через интернет Стимулирование развития дистанционного доп. обучения Стимулирование развития программ доп. обучения на базе ОУ Создание механизма оценки квалификаций и планирования переподготовки госслужащих Перевод части программ доп. обучения гос служащих в интернет Развитие и распространение образовательных технологий в сфере доп. обучения

48 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Мероприятия дорожной карты в блоке "Дополнительное обучение" Создание инфраструктурыРазвертываниеПолная реализация эффектов Развитие доп. образования через интернет Разработка и запуск пилота федерального электронного университета Отмена минимального порога продолжительности обучения для программ переподготовки Перевести реализацию части модулей программ дополнительного обучения гос. служащих в интернет Предварительно Стимулирование развития программ доп. образования и переподготовки Введение налоговых льгот для организаций, которые занимаются пов. квалификации и переподготовкой сотрудников 5 Создание механизма комплексной оценки и мониторинга квалификаций и кадрового потенциала государственных и муниципальных служащих, который используется для принятия кадровых решений и потребности в переподготовке 4 Источник: Рабочая группа НСКК, Анализ BCG 6 Создание долгосрочной программы развития перспективных образовательных технологий, включая стимулирование исследований и реализацию перспективных бизнес-проектов в сфере дополнительного образования

49 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации В развитых странах больше 25% работников в год получают доп. образование, в России только 16% 5% 3 47% 1 Япония 35%Финляндия 32%Германия 29%Канада 26%OECD 23%Австралия Корея % 10 19% Россия 15%Греция 11% 40 22% Турция США 20%Великобритания 0 11% 2 Польша16% Испания % работников Данные на 1989 год. 2. Доп. образование, доп. подготовка. 3. Курсы целевого назначения Источник: OECD, Росстат, Анализ BCG Справочно

50 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Процент который составляет переподготовка от годовых издержек на рабочую силу % работников OECD 1.7% Венгрия 1.9% Канада 2.2% Греция 2.4% Финляндия 2.6% Великобритания 2.6% Испания 2.7% Германия 2.7% Польша 3.3% США 4.0% Источник: OECD, Росстат, Анализ BCG Справочно

51 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации В мировой практике присутствуют модели как обязательной, так и добровольной аккредитации курсов доп. обучения Источник: Анализ BCG Обязательный контроль качества доп. обучения Обязательный контроль качества доп. обучения Регулирование всех предоставляющих обучение организаций (за исключением внутренних, собственных обучающих организаций в компаниях, а также организаций, предоставляющих обучение как форму досуга) Возможность составления карты всех образовательных организаций и их включения в схему квалификаций Защита потребителя на сложном, быстроразвивающемся рынке В настоящее время государство сталкиваются с проблемами обеспечения высокого качества регулирования Высокий уровень забюрократизированности Контроль качества совместно осуществляется: Земельными комитетами и ТПП Образовательными учреждениями Федеральным Институтом Проф.Образования (BIBB) Добровольный контроль качества доп. обучения Добровольный контроль качества доп. обучения Регулируются только образовательные организации осуществляющие подготовку по национальной проф. квалификации. Правительство предоставляет услуги и создает стимулы к использованию нац. проф. стандартов Стимулирует развитие бизнеса, который не желает осуществлять подготовку по гос. стандарту Низкий/более низкий уровень бюрократии Пока отсутствуют факторы, обеспечивающие прозрачность рынка (напр., знаки качества и т.д.), из-за чего потребителям сложно принимать информированные решения В настоящее время регуляторы сталкиваются с проблемами обеспечения высокого качества регулирования/привлекательных стимулов В случае подготовки не по национальной проф. квалификации, ответственность за контроль качества берут на себя только образовательные учреждения Регулирование Контроль качества Справочно Предлагаемая модель

52 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации 3. Миграция

53 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Оператор по развитию ЖСК ЖСК Выделяет земельные участки Сертификация иностранных специалистов Потенциальные иммигранты Единый реестр по спросу и предложению Создание и модерация реестра Создает определение ВКС Аккредитация центров Жители России Создает целевые показатели Уведомление о потребностях Упрощенный/ внеквотный доступ на рынок труда ВКС, надзорно-контр. функции в том числе и на территории РФ Участие в создании и аккредитация Информация о текущих и перспективных потребностях Миграция: привлечение дефицитных компетенций из-за рубежа, циркуляция умов и повышение внутренней мобильности Цель: Организация селективного потока компетенций для повышения конкурентоспособности отечественного рынка труда Орган по сертификаци и при центре Минэк Заказ на услуги по орг. набору и сертификации Работодатели Закрытие потребностей Субъекты РФ Центры содействия миграции Источник: Результаты обсуждения в подгруппах, анализ BCG Профсоюзы 4х- стороняя площадка Эксперты ( в том числе образование) Федеральный уровень Региональный уровень 6 МинтрудФМСМинздравМинобр Информация по спросу и предложению в конкретных странах Муниципалитеты Потребность жилищной инфраструктуры Фонд «РЖС» Содействие Работа Жилье Развитие ЖСК

54 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Мероприятия дорожной карты в блоке "Миграция" Создание инфраструктурыРазвертываниеПолная реализация эффектов Создание нормативно- правовой базы Создание единого унифицированного механизма оказания гос. услуг вне зависимости от места регистрации Внесение дополнительного критерия для ВКС в 115 ФЗ Создание сертификационных центров на базе Центров содействия миграции Упрощение процедур признания зарубежных дипломов и сертификатов 5 Предварительно Создание механизмов и инфраструктуры для эффективного привлечения ВКС и КС Создание механизмов и программ для стимуляции внутренней миграции 3 Перенос решений по квотам для КС и ВКС мигрантов с федерального на региональный уровень 7 6 Стимулирование программ доступного жилья для повышения мобильности населения Источник: Рабочая группа НСКК, Анализ BCG 8 Создание и запуск федеральной программы по привлечению ведущих мировых экспертов и профессионалов в гос. компании и ОУ Упрощение регулирования и создание механизмов поддержки дистанционной занятости Стимулирование участия работодателей в строительстве кооперативного жилья 9

55 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Для обеспечения притока высококвалифицированых мигрантов необходима прозрачная система с четкими определениями Определение Источник: www. europeanunionbluecard.com; анализ BCG US Department of Homeland Security, World Economic Forum Примечание: BCG не предоставляет юридических, бухгалтерских или налоговых услуг, читатели отчета ответственны за получение юридических, бухгалтерских, налоговых советов касательно законов, регуляторов, положений, соглашений и других тем, которые могут повлиять на информацию, содержащуюся в отчете Работодатель участвует в спец. программе Высококвал. мигрантов Зарплата выше определенного уровня или ограниченный список профессий Упрощенный механизм получения разрешения на работу Претендентам необходимы –контракт на трудоустройство –образовательная квалификация 1 –зарплаты в 1,5 раз выше средней зарплаты страны Работодатель "лоббирует " интересы мигранта. Инициатива исходит от компаний. Иммигранты могут легко перевезти семью в страну работы Доступ на рынок труда/иммиграция Ограничения и механизмы Разрешения на работу СШАИндия Система основывается на приглашении от работодателя Квота 65,000 в год Определяется по ограниченному списку профессий и квалификаций Сложная процедура, 70 разнообразных типов виз Участие государства в привлечении ограничено (лотерея). Инициатива исходит от компаний Оценка квалификаций производится компанией. Нет рамки стандартов ЕС На данный момент система не прозрачная, нет свободного доступа к информации для мигрантов и компаний Нет четких механизмов определения высоквалиф. мигрантов Нет отдельной упрощенной системы для высококвалифицированных мигрантов Ограниченное взаимодействие между отраслевыми союзами и гос-вом Нет системы стандартов и сертификации для оценки квалификаций иммигрантов Система основывается на приглашении от работодателя и системе квотирования Справочно

56 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации 4. Планирование и мотивация

57 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Планирование и мотивация: планирование потребности в компетенциях и ориентация участников рынка Учащиеся и работники Минэк Работодатели и отраслевые ассоциации Статистика и информация о перспективных потребностях Мониторинг ВПРМ Прогноз спроса и предложения компетенций Стратегия человеческого капитала Методическая поддержка и внедрение систем по проф. ориентированию для школьников Разработка программ поддержки талантливой молодежи Создание системы проф. ориентирования Популяризация приоритетных профессий Включение проф. ориентирования в образовательный процесс Образовательные учреждения Цель: Обеспечение связи между стратегическими приоритетами государства, потребностями бизнеса, интересами профессионального сообщества и существующим предложением компетенций и квалификаций Источник: Результаты обсуждения в подгруппах, анализ BCG Минтруд Минобр Центры карьеры и занятости Федеральный уровень Предоставление программ проф. ориентирования

58 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации 1. Укрупненная дорожная карта "Планирование и мотивация" Создание инфраструктурыРазвертываниеПолная реализация эффектов Создание системы мониторинга спроса и предложения 1 2 Определение приоритетных профессий и создание программы и медиа-продуктов для их популяризации Мониторинг трудоустройства выпускников и работников на ВПРМ Введение в школах системы проф. ориентирования на основе единого федерального портала НСКК, для школьников 5-11 классов и их родителей 6 Профессиональ ное ориентирование и развитие школьников и молодежи Мотивация абитуриентов для получения начального и среднего проф. образования Создание программы развития талантливой молодежи Разработка стратегии человеческого капитала и ежегодного прогнозирования спроса и предложения на рынке труда Источник: Рабочая группа НСКК, Анализ BCG Создать инфраструктуру для развития программ проф. ориентации Предварительно

59 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Во многих странах система планирования карьеры ориентирована не только на студентов, но и на школьников Включение проф. ориентации в школьное расписание Проф. ориентация – обязательный предмет в 7-9 классах в рамках обязательной программы 2 урока в неделю в 7-9 классе, 1 час в неделю в старших классах Учащиеся в колледжах получают 1,5 недели консультаций по планированию карьеры Муниципалитеты отвечают за процесс и направляют школы (содержание, методика и т.д.) Развитие навыков управления карьерой у учащихся Программа "выбор в действии" требует от студентов создавать и поддерживать образовательный и профессиональный план, а в 7-12 классах заполнять ежегодные планы Школы обязаны назначить учителей советниками (по крайней мере в 7-11 классах) Советники отвечают за групповые обсуждения по крайней мере на 30 минут в неделю с учащимися (12-20 человек) В начальном проф. обр. увязан рабочий опыт и карьерные консультации Австралийская программа обучения учащихся на рабочих местах для лиц от 13 до 19 Связывает студентов начального проф. образования с работодателями для получения структурированного опыта обучения на рабочем месте Деятельность, которая расширит знания и возможности для построения карьеры и дальнейшего образования Поддерживает школы и молодежь, помогая советникам по вопросам карьеры Направленность на молодых безработных "Прямое обучение": колл-центр доступен 365 дней в году для расширения доступа к образованию Дает информацию и карьерные консультации звонившим У оператора есть доступ к онлайн-базе данных по полумиллиону образовательных и тренинговых курсов Источник: политика карьерных консультаций "Bridging the gap", анализ BCG Справочно

60 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации 5. Стандартизация

61 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Образов. учреждения Стандартизация: модель разработки, регистрации и внедрения профессиональных стандартов Цель: Разработка профессиональными сообществами профессиональных стандартов, обеспечивающих накопление и развитие компетенций и личной ответственности Источник: Результаты обсуждения в подгруппах, анализ BCG Общественный совет при ФОИВ Работодатели 2. Совместная разработка проф. стандартов 3. Внесение проф. стандартов на экспертизу 5. Регистрация стандартов, прошедших экспертизу 1. Утверждение классификатора профессий и методики разработки стандартов 6. Внедрение проф. стандартов в образовательные программы и систему сертификации Проф. сообщества Минтруд Росаккредита ция Минобр Работники 7. Транслирование требований стандартов 4. При наличии возражений – возвращение на доработку Федеральный уровень

62 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Мероприятия дорожной карты в блоке "Стандартизация" Создание инфраструктурыРазвертываниеПолная реализация эффектов Создание нормативно- правовой базы и механизмов поддержки 1 3 Создание нормативно- правовой базы для разработки и использован ия проф. стандартов Создание и внедрение классификатора рынка труда и разработка дорожной карты по переходу к новой классификации (ноябрь 2012) Создание институциональных механизмов поддержки развития проф. сообществ 4 Предварительно Создание и внедрение классификатора 2 Разработка ФЗ о профессиях и квалификациях Источник: Рабочая группа НСКК, Анализ BCG

63 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Модель системы проф. стандартов в мировой практике определяется уровнем участия государства Модель: Государство Пример: Ирландия Агентство по национальным квалификациям (гос. орган), учитывая мнения представителей бизнеса Институты, аккредитованные Агентством по национальным квалификациям (занимается созданием сертификатов) Сингапур Южная Корея Модель: Гос-во + бизнес Пример: Канада Профессиональная некоммерческая организация –Обязана получить аккредитацию от гос-ва Независимые организации и ассоциации (пример: The Canadian Council of Professional Certification, Canadian Association of IT Professionals) США Модель: Бизнес Пример: Германия Стандарты формируются на уровне ТПП и земельных советов Государство принимает и утверждает предложенные стандарты Региональные центры проф. образования при земельных комитетах и ТПП Регулирование и стандарты от Федерального Института Проф.Образования (BIBB) Нидерланды Дания Источник: Icon institute, Occupational Standarts in Germany, Standards Council of Canada, CSA Group, центр изучение профессионального образования, CCPC, CIPS) Другие примеры Стандартизация Сертификация Справочно

64 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Нерегулируемая модель может быть наиболее эффективна, но требует развитой системы независимых проф. сообществ Модель: Государство Единая рамка и система позволяет измерять /прогнозировать качество образования Не гибкая система, бизнес не может быстро и эффективно вносить новые стандарты Сертификация соответствует национальной рамке квалификаций, высокий контроль качества Модель: Гос-во + бизнес Стандарты отвечают непосредственным требованиям бизнеса Максимально простая процедура разработки новых стандартов Сертификация производится ассоциациями привязанными к конкретным отраслям Есть конкуренция сертифицирующих организаций Модель: Бизнес Стандарты отвечают непосредственным требованиям бизнеса Сертификация производится органами представляющими интересы бизнеса Источник: Icon institute, Occupational Standarts in Germany, Standards Council of Canada, CSA Group, центр изучение профессионального образования Стандартизация Сертификация Справочно

65 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Создание профессиональных стандартов может осуществляться практически без участия государства Источник: агентство по кадрам и развитию навыков, анализ BCG Аналитики независимого института рассматривают запросы пользователей, бизнеса, агентств статистики Аналитики находят пробелы, изменения, новые профессии Аналитики изучают литературу, исследования отраслей, проф. стандарты, сайты компаний, рекламу Интервью с работодателями, наблюдение и интервью с работниками, экспертные интервью, опросы работодателей Исследования на аутсорсинге или своими силами Аналитики готовят черновые варианты, эксперты по классификации проводят доп. анализ Предложения отсылаются в стат. службу для анализа эффекта и эффективности внедрения и т.д. Обсуждение и изменение предложений, одобрение экспертной комиссией Запрос от представителей отрасли или проф. сообщества Исследование Рассмотрение и одобрение Запрос Рассмотрение и анализ Пересмотр Пересмотр периодически для отражения изменений технологии, организации, терминологии. Обычный цикл – 5 лет параллельно с переписью Процесс разработки проф. стандартов в Канаде Справочно

66 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Создание стандартов и аккредитация может делегироваться локальным институтам после создания единой рамки-Испания Стандарты созданы в рамках новой классификации Функции создания стандартов, утверждения и аккредитации распределены между разными ФОИВами –Проф.с стандарты создают методологические центры при ФОИВах, но предложения вносятся отраслевыми советами Проф. стандарты обязательны во всех отраслях Жесткий регламент – стандарт покрывает все требования к профессии Основные решения по НСКК Реформа системы НСКК Министерство образования, культуры и науки разработало и утвердило Национальный каталог профессиональных квалификаций Королевским декретом 375/999 в 1999 учрежден Национальный институт квалификаций Аккредитацией, утверждением и созданием стандартов и программ обучения занимаются Институты проф. квалификаций в автономных областях, большая часть полномочий передана из центра локальным институтам Принят Закон «О квалификациях и профессиональном образовании» Результаты Каталог создавался при активном участии и с учетом интересов бизнеса Единая рамка позволила свести в одну 3 системы проф. образования Созданы условия для признания неформального обучения Предложения по новым стандартам вносятся бизнесом В процессе разработки стандарт может измениться и не учесть все необходимые требования бизнеса Бизнес не имеет возможности контролировать качество Программы обучения создаются с недостаточным участием бизнеса Излишняя бюрократизация в отраслях где в этом нет необходимости Недостаточно гибкий механизм, чтобы отвечать требованиям работодателей в отраслях где появляются новые профессии ( (IT и Биотехнологии) Источник: Центр изучения проблем профессионального образования Справочно

67 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Отсутствие регулирования позволяет удовлетворить запросы бизнеса, даже если стандарты создаются гос-вом -Филиппины Стандарты созданы в рамках новой классификации Функции создания стандартов, утверждения и аккредитации находятся в одном ФОИВе - TESDA –Проф.с стандарты создает TESDA Проф. стандарты обязательны в приоритетных отраслях Стандарты имеют вариативную и базовую части Основные решения по НСКК Реформа системы НСКК В 2006 создана национальная рамка квалификаций (Philippines National Qualifications Framework -PNQF) Введена единая система аккредитации. Орган отвечающий за регистрацию и аккредитацию Technical Education and Skills Development Authority (TESDA) ведет реестр, отвечает за сертификацию и аккредитацию сертифицирующих организаций Принят Закон «"Technical Education and Skills Development Act of 1994" TESDA определяет "критические профессии и приоритетные отрасли" и процесс создания стандартов. В рамку заложены только базовые стандарты и требования к работнику Результаты Классификатор создавался при активном участии и с учетом интересов бизнеса Основа для создание образовательных программ, в том числе программ с интеграцией практики Участие бизнеса в разработке стандартов ограничено Бизнес не имеет возможности контролировать качество Программы обучения создаются с недостаточным участием бизнеса У работодателей есть выбор и возможность работать по удобной им системе стандартов –Есть возможность создавать свои стандарты на основе базовых –Работодатель решает работать по государственным стандартам с гос. аккредитацией или работать по своим стандартам Источник: APEC, TESDA Справочно

68 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Система НСКК может не отвечать всем интересам бизнеса при задействовании его только в создании стандартов - Сингапур Стандарты созданы в рамках новой классификации Функции создания стандартов, утверждения и аккредитации распределены между разными ФОИВами –Проф.с стандарты создают ФОИВы при координации с проф. сообществами Проф. стандарты обязательны во всех отраслях –Жесткий регламент – стандарт покрывает все требования к профессии Основные решения по НСКК Реформа системы НСКК Создана рамка для проф. стандартов Workforce Skills Qualifications (WSQ) Аккредитацией, утверждением и созданием программ обучения занимаются аккредитованные центры (ATOs or CET Centres ) Созданием стандартов занимается Workforce Development Agency Разработан Singapore Workforce Skills Qualifications Framework Результаты Рамка создавалась при активном участии и с учетом интересов бизнеса Участие бизнеса в разработке стандартов и программ обучения ограничено Бизнес не имеет возможности контролировать качество Излишняя бюрократизация в отраслях где в этом нет необходимости Недостаточно гибкий механизм, чтобы отвечать требованиям работодателей Источник: Malasian Qualification Agency, Ministry of National Development, Ministry of Workforce Справочно

69 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации 6. Сертификация

70 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Сертификация: распознавание и обозначение компетенций, создание "валюты", обращающейся на рынке труда Цель: Создание условий для капитализации компетенций и квалификаций человека на рынке труда ГЧП: Гос- во,ТПП и проф. сообщества Работодатели Минтруд Работник Использование сертификатов в качестве маркера компетенций на рынке труда Учет проф. стандартов Учет сертифицирующих организаций и сертификатов Ведение реестра сертифицированного населения Минэк Отраслевые ФОИВы Контроль наличия сертификатов в отдельных сферах Стимулирование спроса на сертификаты Источник: Результаты обсуждения в подгруппах, анализ BCG Сертификация Банки и страховые компании Квалификации учитываются при расчете ставок кредитов и страховки Органы по сертификации Федеральный уровень

71 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Мероприятия дорожной карты в блоке "Сертификация" Создание инфраструктурыРазвертываниеПолная реализация эффектов Создание условий для использования сертификатов компетенций и квалификаций в расчете ставок банками и страховыми компаниями Создание нормативно- правовой и технической базы Создание предложения сертификационн ых услуг Стимулирование спроса на сертификацию Включение требования сертификации для участие в конкурсе на замещение должностей Создание перечня профессий и стран, сертификаты которых признаются в России Стимулирование деятельности зарубежных сертифицирующих организаций на территории РФ Разработка мер гос. поддержки систем сертификации, реализация пилотов систем сертификации Разработка схемы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти по вопросам сертификации и создание взаимосвязанных реестров Регламентация механизма аккредитации для систем сертификации Создание условий для аккредитации 10+ отечественных сертифицирующих организаций за рубежом 3 Создание новых условий закупки для гос. сектора(сертификация) Создание и внедрение автоматизированной информационной системы "электронная трудовая книжка" Предварительно Источник: Рабочая группа НСКК, Анализ BCG

72 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Приложение: подход к приоритизации мероприятий

73 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Мы приоритизировали мероприятия в зависимости от их потенциального эффекта и сложности внедрения НизкийВысокий Эффект на заполнение 25 млн. высокопроизв. рабочих мест Сложное Простое Сложность внедрения Источник: работа РГ, Анализ BCG "Локомотивы" Приоритет в коммуникации "Разменные мероприятия" Возможный отсев в ходе согласования Влияние на количество высокопроизводительных работников на рынке труда: Высокий– добавляет >50 тыс. в год Низкий – добавляет менее 50 тыс. или имеет косвенное влияние на количество высокопроизводительных рабочих мест Критерии: Простое –вовлечено не более 2 ФОИВов, –есть общее согласие – не более 3 подмероприятий – срок реализации не более 3 лет Сложное –вовлечено 3+ ФОИВов –несогласие по вопросу –большое кол-во подмероприятий – срок реализации 4+ года "Спорные мероприятия" Приоритет в согласовании "Проходные мероприятия" Согласование в текущем режиме

74 Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Предварительные результаты приоритизации мероприятий Низкий Высокий Эффект на заполнение 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест Сложное Простое Сложность внедрения 1. МИП – малые инновационные предприятия Источник: работа РГ, Анализ BCG 2.2. Введение системы образовательного капитала 2.9. Назначение ректоров и формирование ГАК попечительскими советами 4.3. Передача решений по квотам для мигрантов в регионы 4.4. Сертификационные центры для мигрантов 5.4. Механизмы развития проф. сообществ 6.4. Гос. поддержка систем сертификации компетенций Засчитывать модули электрн. образования Перенос отраслевых ОУ к предприятиям 3.3. Отмена минимальных часов переподготовки 3.6. Развитие технологий доп. обучения 4.1. Дополнительный критерий для допуска ВКС 4.2. Признание зарубежных дипломов 4.6 Законодательство для дистанционной занятости 4.8. Стимулирование ЖСК 4.9. Гос. услуги вне зависимости от места житл-ва 5.1.Новый классификатор профессий 6.1.Регламентация порядка аккредитации систем сертификации 6.3. Признание иностранных сертификатов 6.5. Стимулирование иностранных сертифицирующих организаций 6.8. Сертификация обязательна при замещении должностей в гос.службе Сертификация учитывается банками и страховыми компаниями 1.1,1.2, Система проф. ориентации для школьников и профессионалов 2.1. Вычет вложений бизнеса в ОУ из налогооблагаемой базы 2.3. Доступность кредитов для образования Независимое проведение гос. экзаменов 3.1. Электронный федеральный университет 3.2. Переподготовка гос. служащих через интернет 3.4.Льготы бизнесу занимающемуся повышением. квалификаций сотрудников 4.7. Стимулирование строительства арендного жилья 5.2.ФЗ о профессиях и квалификациях 5.3.Порядок разработки проф. стандартов проф. сообществами 6.7. Электронная трудовая книжка 4.5. Привлечение иностранных экспертов в гос. компании и образование 6.6. Аккредитация российских сертифицирующих орг. за рубежом 6.9. Требование сертификации персонала при гос. закупках 1.3 Программа развития талантливой молодежи 1.6. Программы популяризации профессий 2.4. Проведение модулей программ обучения вне ОУ 2.6. Гос. заказ на НИОКР в ОУ в упрощенном порядке 2.8. Механизмы для создания новых форм ОУ Замена гос. аккредитации общественной Указывать место выпускника в общем рейтинге Публикация дипломных и диссертаций 2.16 Механизмы аттестации преподавателей Раскрытие доходов членов ученых советов 2.18 Доступ к базам международных исследований Создание программ поддержки ППС инноваторов Повышение зарплаты преподавателям-практикам Повышение зарплаты для ППС, публикующих курсы в интернете КПЭ-соотношение преп. и админ. персонала в ОУ Реформа научных степеней Стимулирование академической мобильности для преподавателей и студентов 2.27.Перепрофилирование ВУЗов в узкопрофильные Программа глобального образования Прозрачная система рейтингов ОУ 2.5. Гос. софинансирование целевой подготовки 2.7. Стимулирование МИП в ОУ Система методических центров занимающаяся созданием программ с привлечением иностранных специалистов и приведение обр. программ в соответствие с проф. стандартами (общественная аккредитация) Привлечение зарубежных студентов Совместные программы обр. учреждений Инструментарные мероприятия 1.4. Стратегия человеческого капитала 1.5. Мониторинг трудоустройства выпускников и ВПРМ Отдельный учет преподавателей практиков 3.5. Механизм комплексной оценки гос. служащих 6.2 Единый портал с реестрами по сертификации Предварительно