Департамент образования города Москвы Московский институт открытого образования Московский детский эколого-биологический центр Проектный тур Всероссийской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Доклад на тему: « Проектная деятельность в школьной библиотеке» Общепризнано, что современного человека должны отличать ответственность и инициативность,
Advertisements

Критерии оценивания исследовательских работ подготовила учитель математики МБОУ « Архангельская СОШ им. Героя Советского Союза Краснова В. М.» Одинцова.
Научно-практическая конференция в МОУ СОШ 3 г. Черепаново Учебно-исследовательская работа учащихся Учитель иностранного языка Попова Елена Харисовна.
Научно-исследовательская деятельность учащихся Крутилина Юлия Анатольевна, учитель истории МОУ СОШ 287 Г. Заозерска Мурманской области.
Особенности оценивания проектов. Учебный проект Учебный проект учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая.
Представление педагогического опыта работы. Понятие «опыт работы» Целостная характеристика практики решения воспитателем педагогических задач и проблем,
Методическая разработка по естествознанию по теме: Как правильно написать и оформить исследовательскую работу.
Ванеев Александр, председатель ШНО «Интеграл, обучающийся 10 А класса МБОУ «Гимназия 8» г. Шумерля.
Педагогический проект Новосибирский учебно-методический и консультационный центр Learn & Teach.
МЕТОД ПРОЕКТОВ. Основные цели современной системы образования Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого.
Вопросы Конкурса. Вопрос организаторов регионального этапа Конкурса - «Почему «хорошие» работы регионального этапа Конкурса оцениваются как «плохие»?
Формирование ключевых компетентностей через проектно – исследовательскую деятельность Подготовила : учитель начальных классов МКОУ ТСОШ 6 Северова Н. А.
Научно-исследовательская работа учащихся. Методика написания, правила оформления и защиты Косовцова И.В., учитель истории МОУ-СОШ 31 г. Белгорода.
1. Реферат как форма самостоятельной работы студента. 2. Подготовка и основные этапы выполнения курсовой работы (проекта) в высшей школе. 3. Дипломная.
Особенности организации деятельности над исследовательской работы Блажен, кто вырваться на свет Надеется из лжи окружной. В том, что известно, пользы нет,
Метод учебных проектов как средство активизации деятельности учащихся.
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
Методика проведения исследовательской части работы по химии и экологии учитель химии и биологии высшей квалификационной категории Хафизова Э.М.
Деятельностно-ориентированные технологии обучения в начальной школе.
Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
Транксрипт:

Департамент образования города Москвы Московский институт открытого образования Московский детский эколого-биологический центр Проектный тур Всероссийской олимпиады школьников по экологии: особенности подготовки и проведения Д.В. МОРГУН, к.б.н.,к.ф.н. и.о. директора МДЭБЦ, доцент МИОО

Проектные формы работы в структуре олимпиады по экологии Подготовка проектной работы (сентябрь – ноябрь) Проведение заочного конкурса проектов учащихся – декабрь Проектный тур регионального этапа (январь) Доработка проектной работы (для победителей регионального этапа) Проектный тур заключительного этапа

Отличия учебного проекта и учебно-исследовательской работы П – план действий на будущее П имеет социальное и прикладное значение, направленное на улучшение качества окружающей среды и качества жизни П может включать технологическое и экономическое обоснование П направлен на выработку рекомендаций в широкой практической сфере применения УИР – изучение сложившейся к настоящему моменту ситуации УИР может иметь фундаментальное научное значение и стать теоретической основой для П УИР опирается обычно на стандартизованную методику УИР обычно рассчитана на анализ и выводы в специальных областях знания

ЦЕЛИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Цели работы над проектом: - научить самостоятельному достижению намеченной цели; - научить предвидеть проблемы, которые предстоит при этом решить; - сформировать умение работать с информацией, находить источники, из которых ее можно почерпнуть; - сформировать умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт; - сформировать навыки совместной работы и делового общения в группе. ЗНАНИЯ ПЕРЕСТАЮТ БЫТЬ ЦЕЛЬЮ ОБУЧЕНИЯ, А СТАНОВЯТСЯ СРЕДСТВОМ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ КОМАНДНОГО ПРОДУКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Структура проекта 1. Название, обоснование разработки (экологическое, экономическое, социальное). Цель и задачи разработки. Описание распределения авторского вклада. 2. Теоретические основы разрабатываемой модели. 3. Технологическое обоснование. Особенности технического воплощения. 4. Бизнес-план. Обоснование экономической эффективности проекта (по желанию). 5. Описание конкурентных преимуществ проекта. 6. Опыт использования проекта или его элементов (что уже реализовано и какие результаты это дает). 7. Возможности внедрения в массовую практику использования проектной разработки. Рекомендации по внедрению проекта. 8. Оценка рисков проекта, в том числе – экологического риска. 9. Выводы. 10. Приложения к проекту (схемы, расчеты, графики, иллюстрации).

Этапы проектной деятельности учащихся Этапы работы над проектом: - предпроект; - этап планирования работы над проектом; - аналитический этап; - этап обобщения; - презентация полученных результатов.

Этапы проектной работы Предпроект: обмен знаниями по теме, интересами; высказывания пожеланий, вопросов; обсуждение возникших идей; перечисление возможных тем проекта; формулирование темы проекта для группы учащихся; формулирование тем для работы подгрупп. Основная цель этапа планирования получение общего представления о будущем направлении исследовательской работы. Планирование работы над проектом: определение временных рамок, ограничивающих этапы работы; обсуждение вариантов оформления отчетности о выполненной работе; формулирование наиболее актуальных проблем, способных оказать влияние на ход проекта. В ходе планирования педагог лишь изредка вносит коррективы в ход дискуссии по планированию проектной деятельности. Очень важно максимально предоставить инициативу учащимся, оставив себе роль консультанта и помощника. Именно на этом этапе определяются основные проблемы, относящиеся к проведению исследования: Как работать с книгами и журналами? Как правильно оформлять текст? Как проводить анкетирование и тестирование? и.т.д.

Этапы проектной работы Аналитический этап: исследовательская работа учащихся и самостоятельное получение новых знаний; уточнение намеченных цели и задач; поиск и сбор информации через собственные знания и опыт учащихся; обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, приглашенными консультантами и т.д.); изучение специальной литературы, привлечение материалов средств массовой информации, Интернета. Очень важными мероприятиями аналитического этапа являются занятия, связанные с ознакомлением учащихся с алгоритмами специальных способов работы с информацией, таких, как проведение анкетирования, социологи­ ческого опроса, поиска литературы и работы с ней, поиска информации в Ин­ тернете. Одно из занятий аналитического этапа должно быть посвящено обучению умениям конспектировать и реферировать текстовую информацию. По окончании занятия участники проектной группы получают задание: написать сложный план своего будущего проекта и составить список используемой литературы и других источников информации. Далее по ходу аналитического этапа работы проектной группы организуются консультационные встречи с участниками подгрупп. Подведение итогов проделанной работы. Представители каждой из подгрупп отчитываются о проведенных социологических исследованиях, рассказывают о том, в каком состоянии находится работа над текстом проекта. Второй, не менее важной, задачей, которую обсуждают участники - подготовка к презентации.

Этапы проектной работы Этап обобщения: систематизация, структурирование полученной информации и интеграция полученных знаний; построение общей логической схемы выводов для подведения итогов (в виде рефератов, докладов, конференций, видеофильмов, спектаклей, стенгазет, журналов, презентации в Интернете и т.д.). Задача педагога на этом этапе предоставить учащимся максимальную самостоятельность и помочь проявить творческую активность в выборе форм представления результатов проекта; стимулировать формы, которые дают возможность раскрыться каждому ученику. На итоговое занятие этапа все участники приносят свои наработки. После небольшого краткого отчета о результатах проделанной работы принимается решение закончить работу над проектом и приступить к написанию выступления по материалам работы каждой из подгрупп. Целью является создание в письменной форме краткого по содержанию документа, включающего характеристику целей проведенного исследования, применявшихся методов и полученных результатов, а также сообщение о намерении продолжить исследование, если такое намерение предусматривалось авторами. По окончании работы над проектом учащиеся подводят итоги и отвечают на следующие вопросы: Выполнил ли я то, что задумал? Что было сделано хорошо? Что было сделано плохо? Что было выполнить легко, в чем я испытывал трудности? Кто мог бы сказать спасибо мне за этот проект? Ответы на все эти вопросы помогают ребятам подготовиться к презентации своего проекта во время проектной недели и достойно выступить перед экспертным советом.

Этапы проектной работы Презентация полученных результатов: осмысление полученных данных и способ достижения результата, обмен полученной информацией, а также накопленным опытом в классе или группе учащихся; обсуждение и совместная презентация участниками результатов работы надо проектом; совместная презентация результатов на различных конкурсах проектов. Подготовка и обобщение материала для презентации, как правило, вызывают новые вопросы и побуждают учащихся к дискуссиям. Здесь может быть подвергнут критике ход исследований, самостоятельно выявлены ошибки, до­пущенные в ходе работы над проектом. Задача педагога объяснить участникам проектной группы основные правила ведения дискуссии и делового об­щения; стремиться выработать навыки конструктивного отношения к критике своих суждений другими и к наличию в группе многих точек зрения на решение проблемы. Таким образом, метод проектов основывается на принципе обучения посредством деятельности, рассматривая ее как вид созидательной работы, в которой ученик выступает активным участником. В основе него лежит не информационный подход, ориентированный на развитие памяти, а деятельностный, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей (понимания, рефлексии, конструирующего воображения, способности к целеполаганию), необходимых для исследовательской деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТАМ (РЕКОМЕНДАЦИИ С САЙТА КАФЕДРЫ mioo.edu.ru) Титульный лист проекта содержит ту же информацию, что и реферата и оформляется аналогичным образом. Введение - это раздел рукописи, в котором излагаются причины и непосредственный повод для осуществления деятельности в рамках проекта. Объем введения -1-2 с. Обязательными компонентами введения являются информация об актуальности проекта, о его цели и задачах. Актуальность проекта - это обоснование целесообразности и значимости осуществления проекта на указанную тему со ссылкой на мнение известных исследователей или убедительные факты. Тема проекта - это свёрнутое описание предмета деятельности. Цель проекта - это свёрнутое описание предполагаемого результата. Задачи проекта - это краткое описание действий, которые необходимо предпринять для достижения цели проекта. Формулировка цели и задач, как правило, начинается с глагола в повелительном наклонении. Например: «изучить», «проанализировать», «раскрыть», «выявить», «обосновать», «разработать», «апробировать», «показать», «определить», «охарактеризовать», «провести анализ» и других. Цель и задачи должны быть сформулированы чётко, лаконично, конкретно и понятно. Число задач зависит от содержания темы и цели проекта. Обычно - не более пяти. Задачи нумеруются.

Глава 1: Обзор литературы по теме проекта. Обзор литературы - это теоретическая основа проекта, которая является результатом анализа, обсуждения и уточнения содержания понятий по теме, представленная в форме рукописи. Ориентировочный объём 1-й главы страниц. Содержание 1-й главы: краткая история изучения экологической проблемы и информации о ней, масштабы информационного поиска, то есть о том, за какой период времени был проведён поиск (5, 10, 15 лет и т.д.) Глава завершается выводами, в которых кратко описывается важность рассматриваемой в литературе проблемы. Глава 2. Основная часть. Описание исследовательской и природоохранной деятельности в рамках проекта. Назначение 2-й главы: описание результатов деятельности и их обсуждение. Содержание 2-й главы: описание объектов, этапов работы, материалов и оборудования, последовательности и содержания деятельности, методики выполнения работ и обработки полученных данных; а также результатов, которые могут быть представлены в виде таблиц, графиков, схем и их обсуждение. Глава завершается выводами по главе, в которых кратко описывается важность проведённых работ. Выводы - это раздел рукописи, в котором в сжатом виде описываются основные результаты исследовательской и природоохранной деятельности. Объём раздела - одна страница. Число выводов определяется числом задач проекта и содержанием результатов проектной деятельности. Выводы должны быть краткими, чёткими, лаконичными, конкретными и соответствовать цели и задачами проекта. В выводах должен быть представлен результаты собственной деятельности. Заключение - это раздел рукописи, в котором описано отношение автора проекта к рассмотренной проблеме и перспективы продолжения работы в данном направлении. Объём раздела - не более одной страницы. Список литературы (библиография) - это раздел рукописи, в котором описаны источники информации, использованные при выполнении проекта. Сведения об информационных источниках представляются в соответствии с общепринятыми требованиями. Число ссылок на источники информации определяется характером работы. Приложения - это раздел рукописи, в котором представлен материал, не вошедший в основное содержание рукописи, но имеющий прямое отношение к проекту.

Наиболее популярные экологическое проекты Проекты по ресурсосбережению в ОУ и в быту Проекты по озеленению ОУ, района, города Проекты по разработке экотропы или охраняемых природных территорий Проектирование учебно-опытного участка Проекты по использованию энерго- и материалоемких ресурсов Проекты по сокращению негативного воздействия загрязнителей на различные экосистемы (или среды обитания)

Подходы к трактовке экологической тематики в работах школьников Первую составляют собственно «экологические» работы. Экология в них понимается традиционно («узко») как «наука, изучающая взаимоотношения живых организмов между собой и окружающей средой» согласно одному из определений Биологического энциклопедического словаря (Гиляров, 1998) или как «наука о закономерностях формирования, развития и устойчивого функционирования биологических систем разного ранга (организмов, популяций и экосистем) в их взаимоотношениях с условиями среды» (Шилов, 1997). Сходное определение приведено в советских школьных учебниках разных лет (Полянский и др., 1977, 1980), в «Биологическом словаре для поступающих в ВУЗы» (Ксенофонтова, 1992). Предмет исследований данной группы работ экология какого-либо вида или группы видов, изучение различных экосистем.

Подходы к трактовке экологической тематики в работах школьников Работы второй группы характеризуются одним из двух следующих признаков: в них экология либо смешивается с другими науками (например, с медициной и гигиеной, литературой или краеведением), либо трактуется исключительно как способ оценки состояния окружающей среды и обоснование форм природоохранных мероприятий. В обоих случаях происходит искажение общепринятого понятия, что позволяет говорить о «квазиэкологической» тематике. В «квазиэкологических» работах превалирует антропоцентристский подход к проблеме исследования и к экологии в целом. Формулировки тем этой группы работ обычно абстрактны, гораздо шире их концептуальной основы, а в ряде случаях содержание почти не соответствуют заявленной тематике.

Подходы к трактовке экологической тематики в работах школьников Как правило, работы второй группы позиционируются как социально значимые исследования, осваивают популярные в современной педагогике межпредметные связи или ставят глобальные, заведомо невыполнимые цели. Однако при этом подобные работы обычно не имеют отношения к экологии в строгом смысле этого понятия, и, чаще всего, на пути объективной реализации таких изысканий встает проблема отсутствия необходимой технической базы и оснащения. Обычно «квазиэкологические» работы превращаются в реферативные обзоры, в которых отсутствует исследовательский метод и содержится констатация общеизвестных постулатов.

Основные темы конкурсных работ Общая экология: -Изучение популяционных показателей -Оценка видового разнообразия (на основе фаунистических списков и конспектов флоры) -Организмы и популяции под воздействием факторов среды Экология человека: -Воздействие факторов среды на человека, выраженные в биомедицинских статистических показателях Социальная экология: -Средовое влияние на население города (большинство работ основано на социологических опросах в пределах школы) Экологический мониторинг -Биоиндикационные исследования воды, воздуха, почвы -Биотестирование водоемов -Физико-химический мониторинг

Наиболее популярные темы Энерго- и водосбережение в быту и школе Анализ состава загрязнителей водоемов Уборка листьев в городе Санитарные условия в школе (элементы «экологического паспорта» школы) Проектирование пришкольного участка Реагенты, применяемые для уборки снега и против гололеда, и их влияние на городскую среду Экопросветительские (информационные) проекты для широкой аудитории

Интересные темы работ Изучение влияния факторов среды на онтогенез скворцов по данным видеорегистрации (учебное исследование) Использование новых тест-объектов для определения физико- химических свойств воды (учебное исследование) Получение альтернативного топлива в лабораторных условиях (учебное исследование с проектными рекомендациями)

Тематика работ победителей 11 кл. – «Изучение влияния автотранспорта на рост и развитие древесных насаждений» (учебно-исследовательская) 10 кл. – «Влияние постоянных электрических полей на выживаемость и репродуктивную способность Daphnia magna. Разработка методики изучения влияния электрических полей на гидробионтов» (учебно- исследовательская) 9 кл. – «Оценка качества реки Чермянки по фитопланктону» (учебно-исследовательская)

Тематика работы Победи -тель При- зер Общая экология133 Социальная экология 2 Урбоэкология210 Экологический мониторинг 17 Экология человека 10 Общий итог372 Корреляция тематики и призовых мест

Оценка рукописи: фрагменты Проекты, содержание которых не соответствуют экологической проблематике, не оцениваются. Макс. оценка - 26 шкала оценки рукописи проекта Показатели Градация Баллы 1. Обоснованность темы проекта – целесообразность аргументов, подтверждающих актуальность темы проекта обоснована; аргументы целесообразны2 обоснована; целесообразна часть аргументов 1 не обоснована, аргументы отсутствуют0 2. Конкретность, ясность формулировки цели, задач, а также их соответствие теме проекта конкретны, ясны, соответствуют2 неконкретны, неясны или не соответствуют 1 цель и задачи не поставлены0 3. Инструментальность гипотезы – обеспечивает гипотеза или нет достижение цели проекта инструментальна, целесообразна2 инструментальность сомнительна1 явно нецелесообразна или отсутствует0

Оценка рукописи: фрагменты 4. Значимость работы для оценки возможного экологического риска в рассматриваемой области приведена оценка экологического риска 2 оценка экологического риска частична 1 нет оценки экологического риска 0 5. Значимость работы для снижения возможного экологического риска в рассматриваемой области предлагаются мероприятия для снижения 2 снижение риска рассматриваются фрагментарно 1 снижение риска не рассматривается 0

Оценка рукописи: фрагменты 7. Доступность методик для самостоятельного выполнения автором проекта (учащимся или учащимися) выполнимы самостоятельно 2 выполнимы под наблюдением специалиста 1 выполнимы только специалистом 0

Оценка рукописи: фрагменты 9. Логичность и обоснованность эксперимента (/наблюдения), обусловленность логикой изучения объекта эксперимент логичен и обоснован2 встречаются отдельные неувязки1 эксперимент не логичен и не обоснован0 10. Наглядность (многообразие способов) представления результатов – графики, гистограммы, схемы, фото использованы все возможные способы2 использована часть способов1 использован только один способ0 11. Дискуссионность (полемичность) обсуждения полученных результатов с разных точек зрения, позиций приводятся и обсуждаются разные позиции2 разные позиции приводятся без обсуждения1 приводится и обсуждается одна позиция0 12. Оригинальность позиции автора – наличие собственной позиции (точки зрения) на полученные результаты позиция автора полностью оригинальна2 автор усовершенствует позицию другого исследователя 1 автор придерживается чужой точки зрения0

Оценка рукописи: фрагменты 13. Соответствие содержания выводов содержанию цели и задач; оценивание выдвинутой гипотезы соответствуют; гипотеза оценивается2 частично; гипотеза только упоминается1 не соответствуют; гипотеза не оценивается0 14. Конкретность выводов и уровень обобщения – отсутствие рассуждений, частностей, общих мест, ссылок на других. выводы конкретны (не резюме!)2 отдельные выводы неконкретны1 выводы неконкретны0

Оценка доклада: фрагменты (макс. оценка – 18) 2. Структурированность (организация) сообщения, которая обеспечивает понимание его содержания структурировано, обеспечивает2 структурировано, не обеспечивает1 не структурировано, не обеспечивает0 3. Культура выступления – чтение с листа или рассказ, обращённый к аудитории рассказ без обращения к тексту2 рассказ с обращением тексту1 чтение с листа0 4. Доступность сообщения о содержании проекта, его целях, задачах, методах и результатах доступно без уточняющих вопросов2 доступно с уточняющими вопросами1 недоступно с уточняющими вопросами 0 5. Целесообразность, инструментальность наглядности, уровень её использования целесообразна2 целесообразность сомнительна1 не целесообразна0 6. Соблюдение временного регламента сообщения (не более 7 минут) соблюдён (не превышен)2 превышение без замечания1 превышение с замечанием0

Оценка доклада: фрагменты ди с к у с с и я 7. Чёткость и полнота ответов на дополнительные вопросы по существу сообщения все ответы чёткие, полные2 некоторые ответы нечёткие1 все ответы нечёткие/неполные0 8. Владение специальной терминологией по теме проекта, использованной в сообщении владеет свободно2 иногда был неточен, ошибался1 не владеет0 9. Культура дискуссии – умение понять собеседника и аргументировано ответить на его вопросы ответил на все вопросы2 ответил на б ó льшую часть вопросов 1 не ответил на б ó льшую часть вопросов 0

Типичные проблемы, отмеченные жюри Глобальная постановка проблемы, не реализуемая на практике Подмена экологического содержания проблемами медицины, гигиены, нутрициологии, социологии, геополитики Реферирование теоретического материала без прикладного выхода Слабо развитое экологическое мировоззрение, недостаточное владение общеэкологическими понятиями

Примеры работ с отсутствием или слабо выраженным экологическим компонентом Мониторинг умственной работоспособности школьников Страхи в жизни человека Экология в моей жизни (художественное эссе) Фено- и геногеография кошек Вред курения в жизни подростков Виды топлива (техническая характеристика) Роль Интернета в жизни школьников

Организационные проблемы на стадии приема работ Введение квоты для участников регионального этапа (недостаточная информированность учителей) Наличие рукописи проекта как условие участия в региональном этапе (недостаточная информированность учителей) Установленные сроки приема рукописи неудобны (слишком короткий период, после каникул)

Методические проблемы на стадии экспертизы Многие работы не соответствовали требованиям к оформлению и содержанию конкурсной работы. У многих участников не было требований к содержанию и оформлению работ Критерии оценки рукописи не полностью соответствуют форме (жанру) работы Оценка за рукопись должна быть пропорциональной оценке за выступление

Корреляция результатов подготовки и участия в олимпиаде

Подготовка к олимпиаде

Формы подготовки По пятницам с 17 до 19 в МДЭБЦ Установочные интерактивные лекции и семинары Подготовка к выполнению тестовых заданий Индивидуальная подготовка проекта или исследовательской работы Помимо групповых занятий проведена программа тьюторского обучения по индивидуальным планам. За каждым из учащихся был закреплен тьютор, сопровождающий выполнение проектной работы

Подготовка включает 4 раздела: Общая экология Социальная экология Концепция устойчивого развития Экология Московского региона Все материалы и презентации к лекциям на сайте mgsun.ru (страницы «Материалы к олимпиаде по экологии»)