РАЗРАБОТКА УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ (на примере области ИКТ) Филиппович Андрей Юрьевич к.т.н., доцент, зав. Лабораторией проблем.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Введение в PEOPLE CMM Введение в PEOPLE CMM. Что такое People CMM? CMM (Capability Maturity Model) – Модель зрелости предприятия или группы бизнес процессов.
Advertisements

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНСАЛТИНГ Филиппович Андрей Юрьевич Рук. Консалтингового направления СА «Ланит»
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ И ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ИТ Филиппович А.Ю. к.т.н., доцент кафедры.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ И ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ИКТ Филиппович Андрей Юрьевич к.т.н., зав. Лаборатории проблем технического образования Коршунов Сергей.
Интеграция и конвергенция методов моделирования в сфере образования при построении системы управления знаниями в области ИКТ Филиппович Андрей Юрьевич.
ВОЗМОЖНОСТЬ АДАПТАЦИИ И ВКЛЮЧЕНИЯ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ MICROSOFT OFFICIAL ACADEMIC COURSE (MOAC) В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ПОЛИТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ Филиппович Андрей Юрьевич.
ТИПОЛОГИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ Филиппович Андрей Юрьевич к.т.н., доцент, зав. Лабораторией проблем технического образования МГТУ им.
Интеграция авторизованных программ вендоров и академического обучения в области ИКТ А.Ю. Филиппович, к.т.н., доцент заведующий Лабораторией проблем технического.
Национальное агентство развития квалификаций. Национальная система квалификаций Основные элементы Национальной системы квалификаций Профессиональные стандарты.
Современные подходы к оценке качества профессионального образования : позиция работодателей Национальное агентство развития квалификаций
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
КОНЦЕПЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВНЕДРЕНИЯ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ MOAC В ИТ-ПРОГРАММЫ ВУЗОВ НА БАЗЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА Филиппович Андрей Юрьевич к.т.н., доцент кафедры.
Национальная рамка квалификаций Российской Федерации К.п.н. Батрова Ольга Фридриховна.
ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ MOAC В ИТ-ПРОГРАММЫ ВУЗОВ Филиппович Андрей Юрьевич к.т.н., доцент кафедры Систем обработки информации и управления МГТУ.
Профессиональные стандарты : разработка и внедрение проф. Александр Лейбович ген. директор,
Цели и задачи, основные проблемы и механизм профессиональной стандартизации и сертификации в сфере HR Докладчик: Федин В.В., Генеральный директор ФГУП.
Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА Жаркова Е.Н., проректор АКИПКРО по учебно-методической.
КОНЦЕПЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВНЕДРЕНИЯ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ MOAC В ИТ-ПРОГРАММЫ ВУЗОВ НА БАЗЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА Филиппович Андрей Юрьевич к.т.н., доцент кафедры.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Система профессиональных стандартов как основа структуры профессиональных квалификаций Машукова Наталья Дмитриевна директор Центра развития профессиональных.
Транксрипт:

РАЗРАБОТКА УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ (на примере области ИКТ) Филиппович Андрей Юрьевич к.т.н., доцент, зав. Лабораторией проблем технического образования МГТУ им. Н.Э.Баумана Зам. директора МАК ИКТ Исполнительная дирекция МАК ИКТ МГТУ им. Н.Э.Баумана

Филиппович Андрей Юрьевич К.т.н., доцент кафедры ИУ5 МГТУ им. Н.Э.Баумана Ведущий научно-образовательного кластера CLAIM (Computer Linguistics, Artificial Intelligence, Multimedia and more) Член ведущей научной школы России Русская языковая личность (Руководитель - Ю.Н. Караулов) Заведующий Лабораторией проблем технического образования Научно-методического центра «Инженерное образование» Заместитель Исполнительного директора Мультивендорного и академического консорциума в области ИКТ Ведущий рубрики "ИКТ в образовании" информационно-аналитического издания «Качество образования» Консультант по вопросам ИТ-образования (20+ проектов)

ППК «Проектирование основных и дополнительных образовательных программ в сфере ИКТ» Основные темы: Действующая и перспективная нормативно-законодательная база ВПО и ДПО Международные профессиональные стандарты в сфере ИКТ и реализация Болонского процесса Разработка образовательных ИКТ-программ с учетом требований работодателей Учебно-методическое обеспечение ИКТ-дисциплин Формы обучения: Дистанционные занятия (видео-лекции) Очные лекции Участие в работе секций и круглых столов конференции Самостоятельное изучение сборника материалов Самостоятельное изучение сборника материалов

Содержание лекции 1.Компетенции с точки зрения бизнеса: –Какие компетенции и знания нужны компаниям? –Как связать эффективность бизнеса с квалификацией персонала? –Как определить значимость конкретных компетенций? 2.Основные подходы к проектированию компетентностных моделей специалистов : –Бизнес-ориентированный подход - People CMM –Онтологический подход - области знаний –Продукто-ориентированный подход – сертификация ИКТ-вендоров 3.Профессиональные и корпоративные стандарты в ИКТ: –Государственные классификаторы –Национальная рамка квалификаций РФ –Профессиональные стандарты в области ИТ –Опыт разработки корпоративных стандартов

1. взгляд People CMM 1. Компетенции с точки зрения бизнеса - взгляд People CMM

Классификация организаций по уровням зрелости Capability Maturity Model (CMM ) – Модель зрелости предприятия или группы бизнес процессов SW CMM и CMMI – Наиболее популярные стандарты CMM для организаций, работающих в сфере ИКТ People CMM – это стандарт, описывающий правила поэтапного организационного развития и применения практик управления персоналом (HR-практик) Дополнительная информация -

Основные принципы People CMM Компетенции можно измерить и улучшить на различных уровнях: Компетенции можно измерить и улучшить на различных уровнях: –отдельные сотрудники –рабочие группы –структурные подразделения –организация в целом В зрелых организациях компетенции персонала напрямую связаны с эффективностью бизнеса. В зрелых организациях компетенции персонала напрямую связаны с эффективностью бизнеса. Компетенции персонала – ключевой источник стратегического преимущества. Компетенции персонала – ключевой источник стратегического преимущества.

Управляемый (Repeatable) уровень P-CMM Ключевые решения: Внедрение простых практик на уровне отдельных подразделений Внедрение простых практик на уровне отдельных подразделений Персональная ответственность менеджеров за работу его подчиненных, их квалификацию и т.д. Персональная ответственность менеджеров за работу его подчиненных, их квалификацию и т.д. Обучение сотрудников критическим знаниям, умениям и навыкам Обучение сотрудников критическим знаниям, умениям и навыкам Формирование повторяющихся (repeatable) практик для решения бизнес-задач Формирование повторяющихся (repeatable) практик для решения бизнес-задач Эффективность менеджмента != эффективные менеджеры Эффективность менеджмента != эффективные менеджеры Основные проблемы: Перегруженность сотрудников Перегруженность сотрудников Наличие отвлекающих и раздражающих факторов Наличие отвлекающих и раздражающих факторов Непонятность целей и плохая обратная связь Непонятность целей и плохая обратная связь Недостаток квалификации сотрудников Недостаток квалификации сотрудников Плохая коммуникация Плохая коммуникация Низкая эмоциональная вовлеченность персонала Низкая эмоциональная вовлеченность персонала

Определенный (Defined) уровень P-CMM Основные проблемы: Непоследовательность выполнения HR практик в рамках нескольких подразделений и Непоследовательность выполнения HR практик в рамках нескольких подразделений и Незначительный вклад в общую синергию организации Незначительный вклад в общую синергию организации Не стандартизируются рабочие практики, т.к. не идентифицированы общие (пересекающиеся) знания и навыки в различных процессах Не стандартизируются рабочие практики, т.к. не идентифицированы общие (пересекающиеся) знания и навыки в различных процессах Не оптимизируются лучшие практики Не оптимизируются лучшие практики Ключевые решения: Каждой стратегической цели и бизнес- процессу должны быть сопоставлены компетенции Каждой стратегической цели и бизнес- процессу должны быть сопоставлены компетенции Все бизнес-требования привязываются к компетенциям, что позволяет определять ROI Все бизнес-требования привязываются к компетенциям, что позволяет определять ROI Оптимизация процессов и карьерных возможностей на базе компетенций приводит к формированию новой организационной культуры Оптимизация процессов и карьерных возможностей на базе компетенций приводит к формированию новой организационной культуры

Очередность внедрения групп процессов на различных уровнях Предсказуемый уровень Компетентный персонал Компетентный персонал Доверие руководства и делегирование полномочий Доверие руководства и делегирование полномочий Переход от операционного менеджмента к стратегическому управлению Переход от операционного менеджмента к стратегическому управлению Управление работой на основе количественных показателей Управление работой на основе количественных показателей Интеграция работ в единые бизнес-процессы Интеграция работ в единые бизнес-процессы Внедрение стандартов качества становится реальным Внедрение стандартов качества становится реальным Оптимизирующий уровень Оптимизирующий уровень Управление изменениями становится ключевым бизнес-процессом Управление изменениями становится ключевым бизнес-процессом Менеджеры и сотрудники стимулируются для постоянного улучшения работы Менеджеры и сотрудники стимулируются для постоянного улучшения работы Апробируются и внедряются новые практики Апробируются и внедряются новые практики Новации создают конкурентное преимущество Новации создают конкурентное преимущество

Выводы по 1-ому разделу 1.В бизнес-практике активно используются такие понятия, как компетенция организации или подразделения, бизнес-компетенция и др. 2.Ключевой задачей экономики, основанной на знаниях, является определение взаимосвязей между бизнес-компетенциями разного уровня и компетенциями персонала. 3.Согласно P-CMM эффективное решение этой задачи возможно только на третьем уровне зрелости компании и ее кадровых процессов (таких организаций в России очень мало). 4.Измерить значимость компетенции можно только на четвертом уровне зрелости, введя количественные показатели. 5.Также только на этом уровне целесообразно начинать комплексирование различных, в том числе и разнородных, компетенций (т.к. теперь это обосновано «в цифрах»). 6.Для развития организации необходимо «отчуждать» компетенции у персонала и формировать «знаниевые активы»

2. 2. Основные подходы к проектированию компетентностных моделей специалистов

Бизнес-ориентированный подход к проектированию модели специалиста Разработка архитектуры (онтологии) компетенций Разработка архитектуры (онтологии) компетенций Каждой стратегической цели и бизнес-процессу должны быть сопоставлены компетенции Каждой стратегической цели и бизнес-процессу должны быть сопоставлены компетенции Все бизнес-требования привязываются к компетенциям Все бизнес-требования привязываются к компетенциям Ранжирование компетенций в зависимости от их критичности и важности Ранжирование компетенций в зависимости от их критичности и важности Идентификация потребностей в знаниях с помощью компетенций Идентификация потребностей в знаниях с помощью компетенций

Понятие компетенции с позиции кадровых служб это поведение на рабочем месте. Это то, что люди делают, и то, что отражается в их действиях, т.е. качественный уровень деятельности. это поведение на рабочем месте. Это то, что люди делают, и то, что отражается в их действиях, т.е. качественный уровень деятельности. базовое качество индивидуума, имеющее причинное отношение к эффективному и/или наилучшему на основе критериев исполнению в работе или других ситуациях базовое качество индивидуума, имеющее причинное отношение к эффективному и/или наилучшему на основе критериев исполнению в работе или других ситуациях это рабочее поведение, значимое для эффективного выполнения работы организации в целом, в которой индивид (кандидат, исполнитель) должен проявить определенные знания, умения, поведенческие навыки, гибкие способности и профессионально-важные качества личности. это рабочее поведение, значимое для эффективного выполнения работы организации в целом, в которой индивид (кандидат, исполнитель) должен проявить определенные знания, умения, поведенческие навыки, гибкие способности и профессионально-важные качества личности. 1.Спенсер Л. М., Спенсер С. М. Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы // Перевод с англ., М.: Издательство ГИППО, – 384 с. 2.Уиддет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям. М., Durand T. Strategizing innovation: competence analysis in assessing strategic change // Heene A. & Sanchez R. Competence-Based Strategic Management. Chichester, 1997.

Структура и пример описания компетенции Компетенция «Ориентация на клиента» Краткое описание: ориентирован на потребности клиентов. Направляет индивидуальные и/или групповые усилия на программы и услуги соответствующие их ожиданиям. ориентирован на потребности клиентов. Направляет индивидуальные и/или групповые усилия на программы и услуги соответствующие их ожиданиям. Ключевые индикаторы (behaviors): Поддерживает доверительные отношения с клиентами Поддерживает доверительные отношения с клиентами Своевременно отвечает на запросы и жалобы Своевременно отвечает на запросы и жалобы Разрешает конфликтные (спорные ситуации) в интересах компании и клиента Разрешает конфликтные (спорные ситуации) в интересах компании и клиента Отслеживает потребности клиентов Отслеживает потребности клиентов Предвосхищает возможные потребности и запросы клиентов и учитывает их в своей работе Предвосхищает возможные потребности и запросы клиентов и учитывает их в своей работе [ ] 1.Краткое описание 2.Индикаторы (behaviors) 3.Уровни владения Структура компетенции:

Пример системы управления компетенциями Возможность описания связи между учебными программами и библиотекой корпоративных компетенций (знаниями и навыками) Возможность описания связи между учебными программами и библиотекой корпоративных компетенций (знаниями и навыками) Формирование индивидуального плана обучения и развития в ходе оценочной процедуры Формирование индивидуального плана обучения и развития в ходе оценочной процедуры Настройка библиотеки компетенций Настройка библиотеки компетенций Настройка профилей должностей Настройка профилей должностей Настройка библиотеки KPI Настройка библиотеки KPI

Модели специалистов и процессные компетенции Типы компетентностных моделей специалистов (КМС): Базовые и адаптированные Базовые и адаптированные Центральные и региональные Центральные и региональные Квалификационный атлас (КА) - совокупность образовательных портфолио должностных лиц организации Квалификационный атлас (КА) - совокупность образовательных портфолио должностных лиц организации Потребности обучения = КМС – КА Потребности обучения = КМС – КА Процессные компетенции Знание, владение конкретными бизнес-процессами, описывающими должностные инструкции и функциональные обязанности (конкретизированные знания, умения, навыки и личные качества). Знание, владение конкретными бизнес-процессами, описывающими должностные инструкции и функциональные обязанности (конкретизированные знания, умения, навыки и личные качества). Текущие и футуристические Текущие и футуристические Общие и продуктовые Общие и продуктовые

Онтологический подход проектирования модели специалиста 1.Кругозор 2.Знания 3.Умения 4.Навыки 5.Личные качества 6.Классиф. хар-ки 1.Краткое описание 2.Индикаторы (behaviors) 3.Уровни владения 4.Кластерные характеристики компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области результаты обучения – усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции результаты обучения – усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции [ФГОС ВПО] Восходящий подход состоит в структурировании элементов знаний в определенной предметной области и формировании «знаниевых блоков», которые обобщенно называют компетенциями. Восходящий подход состоит в структурировании элементов знаний в определенной предметной области и формировании «знаниевых блоков», которые обобщенно называют компетенциями.

Компетентностный подход. Ключевые понятия КомпонентыОписание 1. КругозорИметь представление о предмете, процессе, явлении. Способность его выделить, назвать, привести пример (теоретическое экстенсиональное декларативное знание). 2. ЗнанияЗнать, понимать содержание предмета, процесса, явления. Способность дать определение через структуру и связи с другими понятиями (теоретическое интенсиональное декларативное знание). 3. УменияУметь решать задачи, выполнять действия, владеть методиками (теоретическое процедурное знание). 4. НавыкиИметь навыки по решению задач, применения знаний и умений на практике (опытное, практическое знание). 5. Личные качества Личностные характеристики, необходимые для наиболее эффективной работы в определенной ситуации. 6. Свойства,Служебная информация, необходимая для структурирования компетенции и представления их в виде онтологий или других иерархических структур.

Компетентностный подход. Ключевые понятия Компетенция Компетенция Результаты обучения Результаты обучения Учебный модуль Учебный модуль Кредитная системы, зачетные единицы Кредитная системы, зачетные единицы Компетентностная модель специалиста Компетентностная модель специалиста Компетентностные модели учебно-методических комплексов Компетентностные модели учебно-методических комплексов Система (матрица, онтология) компетенций Система (матрица, онтология) компетенций Образовательное портфолио Образовательное портфолио Траекторный подход Траекторный подход

Термины ФГОС ВПО зачетная единица – мера трудоемкости образовательной программы зачетная единица – мера трудоемкости образовательной программы компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области результаты обучения – усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции результаты обучения – усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции модуль – совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин (курсов), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения модуль – совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин (курсов), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения

Источники формирования компетенций в учебном процессе

Основные проблемы составления моделей компетенций Нехватка квалифицированных специалистов (инженеров по знаниям) по извлечению и структурированию знаний Нехватка квалифицированных специалистов (инженеров по знаниям) по извлечению и структурированию знаний Трудность составления системы непересекающихся компетенций Трудность составления системы непересекающихся компетенций Непонимание производственных потребностей Непонимание производственных потребностей Трудности процесса извлечения знаний Трудности процесса извлечения знаний Субъективность профессионального видения экспертов Субъективность профессионального видения экспертов

Продукто-ориентированный подход проектирования модели специалиста Компетентность – корректное и эффективное использование продукции (технологии, сервиса) вендора Компетентность – корректное и эффективное использование продукции (технологии, сервиса) вендора Сертификация – система проверки и подтверждения компетентности специалистов, а также правильности (эффективности) реализации бизнес-процессов Сертификация – система проверки и подтверждения компетентности специалистов, а также правильности (эффективности) реализации бизнес-процессов Сертификация в ИКТ – акцент на практических навыках по использованию продуктов и технологий Сертификация в ИКТ – акцент на практических навыках по использованию продуктов и технологий Рост сложности ИКТ и повышение уровня зрелости компаний требуют увеличения мультипродуктовых, мультивендорных, вендоро-независимых компетенций и теоретических фундаментальных знаний. Рост сложности ИКТ и повышение уровня зрелости компаний требуют увеличения мультипродуктовых, мультивендорных, вендоро-независимых компетенций и теоретических фундаментальных знаний.

Индустриальная сертификация. Результаты исследования IDC Повышение производительности рабочей группы напрямую связано с увеличением числа ее сотрудников, имеющих сертификацию. Повышение производительности рабочей группы напрямую связано с увеличением числа ее сотрудников, имеющих сертификацию. Наиболее высокие показатели отмечаются в тех рабочих группах, в которых сертифицированные специалисты по соответствующим технологиям составляют от 40 до 55 % от общего числа сотрудников. Наиболее высокие показатели отмечаются в тех рабочих группах, в которых сертифицированные специалисты по соответствующим технологиям составляют от 40 до 55 % от общего числа сотрудников. 75% менеджеров считают, что сертификация важна для повышения производительности труда рабочей группы. 75% менеджеров считают, что сертификация важна для повышения производительности труда рабочей группы. 66% менеджеров считают, что сертификация улучшает уровень обслуживания и поддержки, предоставляемых конечным пользователям и клиентам. 66% менеджеров считают, что сертификация улучшает уровень обслуживания и поддержки, предоставляемых конечным пользователям и клиентам.

Зачем нужна индустриальная сертификация? В.О. Индустриальная Сертификация Внимание, Значение Возраст, карьера Частности и детали Общие принципы и закономерности Признание SME [ Константин Леонтьев, Архитектор инфраструктурных решений Microsoft Consulting Services, 2009 ]

История сертификации Microsoft ДатаСобытие 1992 годПоявление сертификации Microsoft 1996 годПоявление первой специализации +Internet 1999 годРазделение сертификации по версиям продуктов 2002 годПоявились промежуточные уровни MCAD, MCSA 2005 годНачало сертификации нового поколения MCA, Performance Base Tests годПубличное появление сертификации MCM 31 марта 2009 года Переход на новую структуру сертификации Microsoft

Обзор нового поколения сертификации Microsoft Четкая специализация по техническим направлениям Четкая специализация по техническим направлениям 5 уровней иерархии: 5 уровней иерархии: –3 уровня рядовых специалистов –2 уровня специалистов высшей категории Привязка к типичным ролям в ИТ-организациях Привязка к типичным ролям в ИТ-организациях Performance Based тесты Performance Based тесты Защита компетенций на высших уровнях Защита компетенций на высших уровнях

Соответствие сертификации и карьеры Внимание, Значение Стаж, карьера Частности и детали Начинающий сотрудник, студент Профессионал Руководитель группы Руководитель проектов Общие принципы и закономерности 0-3 года опыта MCP, MCDST, MCAS 2-5 года опыта MCTS, MCSA 4-8 лет опыта MCITP, MCSE, MCT лет опыта MCM, MCA

Развитие системы оценки компетентности Architect Series Лидеры крупных проектов, Руководители направлений/департаментов специалистов по всему миру Master Series Глубокие технические эксперты, руководители групп по всему миру Professional Series Ведущие специалисты по всему миру Technology Series Инженеры/администраторы – по всему миру Desktop Support Series Начинающие специалисты/студенты –

People CMM Компетентностный подход нужно внедрять на 3-ем уровне зрелости People CMM Компетентностный подход нужно внедрять на 3-ем уровне зрелости ФТС России, 2006 г. Онтология ИТ-компетенций не нашла применения, т.к. сотрудники не владеют продуктовыми компетенциями ФТС России, 2006 г. Онтология ИТ-компетенций не нашла применения, т.к. сотрудники не владеют продуктовыми компетенциями РосЕвроБанк, 2007 г. Сотрудники сертифицированы по продуктам вендоров, разработана собственная система ИТ-компетенций, но на рынке отсутствуют необходимые курсы и тесты РосЕвроБанк, 2007 г. Сотрудники сертифицированы по продуктам вендоров, разработана собственная система ИТ-компетенций, но на рынке отсутствуют необходимые курсы и тесты Microsoft, МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2008 г. Инициированы проекты разработки интегрированных программ обучения Microsoft, МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2008 г. Инициированы проекты разработки интегрированных программ обучения Практический опыт создания систем ИТ-обучения на базе компетенций

Выводы по 2-ому разделу 1.Бизнес-ориентированный подход к проектированию модели специалиста требует создания перечня компетенций, которые по возможности объединяются в иерархическую систему и привязываются к бизнес- функциям компании. 2.В HR-практиках под компетенцией подразумевается поведение на рабочем месте, которое оценивают с помощью индикаторов (behaviors) и уровней владения (компетентностью). 3.В образовательной среде под компетенцией чаще понимают совокупность «знаниевых единиц» (дидактический модуль), которую выделяют некоторым образом в модели предметной области (онтологии). 4.Крайне сложно увязать образовательные компетенции с бизнес- функциями (процессными компетенциями) из-за различной структуры их организации и других факторов. 5.В системах сертификации ИКТ-вендоров используется смешанный подход, и они могут быть использованы как «мостик» для увязывания различных систем компетенций 6.Большинство систем сертификаций недостаточно развиты и открыты, соответствуют решению проблем на 2-ом уровне зрелости

3. 3. Профессиональные и корпоративные стандарты в сфере ИКТ

Взаимосвязь различных стандартов

Нормативные документы Документы Минздравсоцразвития РФ Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР); Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР); Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС, ЕКСД); Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС, ЕКСД); Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС); Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС); Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ). Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ). Документы РСПП и НАРК ( Макет и Положение о профессиональном стандарте Макет и Положение о профессиональном стандарте Методика разработки ПС Методика разработки ПС Национальная рамка квалификаций Национальная рамка квалификаций Каталог национальных квалификаций Каталог национальных квалификаций Независимая система оценки результатов обучения и сертификации квалификаций персонала Независимая система оценки результатов обучения и сертификации квалификаций персонала

Национальная рамка квалификаций РФ Ур-нь Широта полномочий и ответственность (общая компетенция) Сложность деятельности (характер умений) Наукоемкость деятельности (характер знаний) 1 Действия под руководством. Индивидуальная ответственность Выполнение стандартных практических заданий в известной ситуации Применение простейших фактологических знаний с опорой на обыденный опыт. Получение информации в процессе краткосрочного обучения (инструктажа) на рабочем месте или краткосрочных курсов 2Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности только при решении хорошо известных задач. Индивидуальная ответственность Решение типовых практических задач. Выбор способа действий из известных по инструкции. Корректировка действий с учетом условий их выполнения Применение фактологических знаний с опорой на практический опыт. Получение информации в процессе профессиональной подготовки

Национальная рамка квалификаций РФ Ур-нь Широта полномочий и ответственность (общая компетенция) Сложность деятельности (характер умений) Наукоемкость деятельности (характер знаний) 3 Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности только при решении хорошо известных задач или аналогичных им. Планирование собственной деятельности, исходя из оставленной руководителем задачи. Индивидуальная ответственность Решение типовых практических задач. Выбор способов действий из известных на основе знаний и практического опыта. Корректировка действий с учетом условий их выполнения Применение практико- ориентированных профессиональных знаний с опорой на опыт. Получение информации в процессе профессиональной подготовки 4 Деятельность под руководством, сочетающаяся с самостоятельностью при выборе путей ее осуществления из известных. Планирование собственной деятельности и/или деятельности других, исходя из поставленных задач. Наставничество. Ответственность за решение поставленных задач Деятельность, предполагающая решение различных типов практических задач, требующих самостоятельного анализа рабочей ситуации и ее предсказуемых изменений. Выбор путей осуществления деятельности из известных. Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности Применение профессиональных знаний и информации, их получение в процессе профессионального образования и практического профессионального опыта

Национальная рамка квалификаций РФ Ур-нь Широта полномочий и ответственность (общая компетенция) Сложность деятельности (характер умений) Наукоемкость деятельности (характер знаний) 5 Самостоятельная деятельность. Постановка задач в рамках подразделения. Участие в управлении выполнением поставленных задач в рамках подразделения. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения Деятельность, предполагающая решение практических задач на основе выбора способов решения в различных условиях рабочей ситуации. Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности Применение профессиональных знаний, полученных в процессе профессионального образования и практического профессионального опыта. Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач 6 Самостоятельная профессиональная деятельность, предполагающая постановку целей собственной работы и/или подчиненных. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации Деятельность, направленная на решение задач технологического или методического характера, предполагающих выбор и многообразие способов решения. Разработка, внедрение, контроль, оценка и коррекция компонентов профессиональной деятельности Синтез профессиональных знаний и опыта (в том числе, инновационных). Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации

Национальная рамка квалификаций РФ Ур-нь Широта полномочий и ответственность (общая компетенция) Сложность деятельности (характер умений) Наукоемкость деятельности (характер знаний) 7 Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения на уровне крупных институциональных структур и их подразделений Деятельность, предполагающая решение задач развития, разработки новых подходов, использования разнообразных методов (в том числе, инновационных) Синтез профессиональных знаний и опыта. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области и/или на стыке областей. Определение источников и поиск информации, необходимой для развития деятельности 8 Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения и ответственности на уровне крупных институциональных структур Деятельность, предполагающая решение проблем исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности управляемых процессов Создание и синтез новых знаний междисциплинарного характера. Оценка и отбор информации, необходимой для развития деятельности 9 Определение стратегии, управление сложными социальными, производственными, научными процессами. Ответственность за результат в масштабе отрасли, страны, на международном уровне Деятельность, предполагающая решение проблем методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности сложных социальных, производственных, научных процессов Создание и синтез новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотраслевого характера. Оценка и отбор информации, необходимой для развития деятельности. Управление содержанием информационных потоков

Национальная рамка квалификаций РФ Пути достижения квалификации соответствующего уровня 1 Практический опыт и/или краткосрочное обучение (инструктаж) на рабочем месте и/или краткосрочные курсы при наличии общего образования не ниже начального общего 2 Практический опыт и/или профессиональная подготовка (краткосрочные курсы на базе образовательного учреждения или корпоративное обучение) при наличии общего образования не ниже основного общего 3 Практический опыт / или профессиональная подготовка (курсы на базе образовательного учреждения по программам профессиональной подготовки до одного года или корпоративное обучение) при наличии общего образования не ниже среднего (полного) общего или начальное профессиональное образование без получения среднего (полного) общего образования на базе основного общего образования 4 Начальное профессиональное образование с получением или на базе среднего (полного) общего образования и практический опыт или профессиональная подготовка (курсы на базе образовательного учреждения по программам профессиональной подготовки до одного года и дополнительные профессиональные образовательные программы), практический опыт 5 Среднее профессиональное образование с получением или на базе среднего (полного) общего образования или начального профессионального образования, практический опыт 6 Как правило, бакалавриат. в отдельных случаях возможно среднее профессиональное образование с получением или на базе среднего (полного) общего образования, практический опыт 7 Магистратура (на основе освоенной программы бакалавриата), практический опыт. Специалитет (на основе освоенной программы среднего (полного) общего образования), практический опыт. Бакалавриат и дополнительное профессиональное образование (программы МВА и др.), практический опыт 8 Послевузовское образование (программы, ведущие к получению степени кандидата наук и/или практический опыт). Освоенная про­грамма подготовки магистра или специалиста, дополнительное профессиональное образование (программы МВА и др.), практический опыт 9 Послевузовское образование (в том числе степень кандидата наук и практический опыт или степень доктора наук и практический опыт) и/или дополнительное профессиональное образование или практический опыт и общественно- профессиональное признание на отраслевом, межотраслевом, международном уровне

CATS – Дескрипторы уровней Уровень 8 Сделать значительный и оригинальный вклад в специализированную область исследований, демонстрируя овладение методологий и умение вести критически диалог с коллегами. … … Уровень 5 Генерировать идеи через анализ концепций на абстрактном уровне, уметь пользоваться специализированными навыками, формулировать ответы на ясно изложенные и абстрактные проблемы. Уровень 4 Разработать ясный, точный подход к приобретению обширной базы знаний. Использовать ряд специализированных навыков и оценивать информацию для того, чтобы суметь спланировать стратегию исследования. Находить решения для неожиданных проблем. … … Уровень 1 Использовать небольшой диапазон прикладных знаний, умений и базовое понимание в предсказуемых и структурированных контекстах, диапазон которых ограничен Поступлени е Вспомнить и продемонстрировать элементарное понимание в нескольких (не многих) областях знаний

CATS – Требования по кредитам для квалификаций ВО Квалификация Квал. уровень по HEQF Минимальное кол-во кредитов Диапазон уровней Число кредитов на высшем уровне Максимум кредитов на самом низком уровне POSTGRADUATE (PG) Профессиональн ый докторат D540 Уровни (6),7,8 Мин 360 кредитов на уровне 8 Макс 30 на уровне 6 Степень магистраМ180Уровни (6),7 Мин 150 на уровне 7Макс 30 на уровне 6 Интегрированная степень магистра М 480 Уровни (3),4,5,6,7 Мин 120 на уровне 7Макс 30 на уровне 3 GRADUATE Graduate diplomaH120 Уровни (3,4,5),6 Мин 90 кредитов на уровне 6 Макс 30 кредитов на уровне 3 Graduate Certificate H60 Уровни (3,4,5),6 Мин 40 кредитов на уровне 6 Макс 20 кредитов на уровне 3 БакалаврI240 Уровни (3),4,5 Мин 90 кредитов на уровне 5 Макс 30 на уровне 3

Профессиональные стандарты (квалификационные требования) Профессиональный стандарт – это многофункциональный нормативный документ, систематизирующий трудовые функции, выполняемые работниками, и требования к необходимым для этого компетенциям. Носит рекомендательный внутриотраслевой статус Для координации деятельности по разработке ПС в различных отраслях создано Национальное агентство развития квалификаций (НАРК) при РСПП Область применения ПС: решение широкого круга задач в области управления персоналом (рекрутинг, разработка должностных инструкций, тарификация должностей, грейдирование, формирование мотивационных схем, разработка стандартов предприятий, отбор кадрового резерва и планирование карьеры, пр.) оценка квалификации, сертификация работников и выпускников учреждений профобразования Формирование государственных образовательных стандартов и программ всех уровней профессионального образования

Структура Профессиональных стандартов (1) общие сведения о содержании данного вида трудовой деятельности (в рамках ВЭД); требования к профессиональному образованию и опыту работы, наличие особых условий допуска к работе; вертикально интегрированная отраслевая рамка квалификаций; описание структурных единиц вида трудовой деятельности (трудовых функций) по квалификационным уровням; требования к компетенциям работников по каждой трудовой функции; виды сертификатов, выдаваемые на основе данного профессионального стандарта.

Разработка системы дополнительных квалификаций в сфере ИКТ Выпускник получает диплом бакалавра, доп. квалификацию и набор сертификатов ИКТ-вендоров: Выпускник получает диплом бакалавра, доп. квалификацию и набор сертификатов ИКТ-вендоров: + Формула дополнительной квалификации: Формула дополнительной квалификации: Специалист = бакалавр + доп. квалификация Профстандарт => ФГТ на доп. квалификацию Вендор => Пр. ООП для доп. квалификации

Структура Профессиональных стандартов (2) Характеристики квалификационного уровня: возможные наименования должностей; обобщенное описание выполняемой трудовой деятельности; возможные места работы и условия труда; требования к профессиональному образованию и обучению работника; необходимость сертификатов, подтверждающих квалификацию; требования к практическому опыту работы; особые условия допуска к работе. Описание трудовых функций: Основные трудовые действия; Средства и предметы труда; Другие характеристики квалификационного уровня: (Нестандартность, Ответственность, Самостоятельность, Необходимые знания и умения.

Российские профессиональные стандарты в сфере ИТ проект поддержали 12 компаний: АйТи, Verysell, IBM, IBS, Intel, 1С, Лаборатория Касперского, Microsoft, Прогноз, R-Style, Техносерв А/С, Яндекс утверждены на заседании Комиссии РСПП 17 июня 2008 г. сроком на один год опубликованы на сайтах АП КИТ и Минкомсвязи РФ и изданы книгой 1Программист 2Системный архитектор 3 Специалист по информационным системам 4Системный аналитик 5Системный администратор 6 Менеджер информационных технологий 7 Менеджер по маркетингу и продажам в сфере ИТ 8 Специалист по информационным ресурсам 9Администратор баз данных ? Специалист в области информационной безопасности apkit.ru/committees/education/meetings/standarts.php

Структура текущих стандартов в сфере ИТ Краткое описание содержания профессии Общие требования по уровням квалификации Необходимый образовательный ценз (по каждому квалификационному уровню) Перечень должностных обязанностей (для каждого квалификационного уровня) Перечень умений и навыков, требуемых для выполнения каждой должностной обязанности (для каждого квалификационного уровня) Перечень знаний, требуемых для выполнения каждой должностной обязанности (для каждого квалификационного уровня) Требования к практическому опыту (количество лет) Требования к необходимости сертификации (подлежит/не подлежит) Требования к состоянию здоровья (особые требования есть/нет) Свойства личности, необходимые для соответствия должности [apkit.ru/committees/education/meetings/standarts.php]

Квалификационные уровни профстандартов в сфере ИТ [apkit.ru/committees/education/meetings/standarts.php] Квалиф. уровниОпределение видов ответственности Начальный уровень Отсутствуют требования к профессиональным знаниям и умениям Профессиональные знания и умения приобретены или в результате обучения, или в процессе работы Рабочие задания рутинные, предопределенные Рабочее задание руководит работником, ответственность косвенная Уровень 1 (НПО, СПО) Профессиональные знания и умения приобретены в результате обучения Работа под чьим-либо руководством, или самостоятельно Умение справляться с ограниченными рабочими заданиями Ответственность в пределах своего рабочего задания Уровень 2 (Бакалавр) Профессиональные знания и умения приобретены в результате обучения Работа под чьим-либо руководством или самостоятельно Умение справляться с разнообразными рабочими заданиями Ответственность в пределах своего рабочего задания Часто требуется сотрудничество с другими работниками в составе рабочей группы Уровень 3 (Специалист, магистр) Профессиональные знания и умения приобретены в результате обучения и опыта работы Сложная работа выполняется самостоятельно Ответственность в пределах своего рабочего задания Часто требуется сотрудничество с другими работниками в составе рабочей группы или осуществление руководства рабочей группой На работника возложена определенная ответственность и он имеет некоторую автономность в принятии решений

Квалификационные уровни профстандартов в сфере ИТ [apkit.ru/committees/education/meetings/standarts.php] УровниОпределение видов ответственности 4 К профессиональным знаниям, умениям и опыту прибавляется профессиональные навыки Умение самостоятельно справляться с различными рабочими заданиями, некоторые из которых являются сложными и нестандартными На работника возложена определенная ответственность и автономность в принятии решений Предполагается способность к работе в коллективе, ответственность за его работу Часто требуется сотрудничество с другими работниками в составе рабочей группы или руководство рабочей группой 5 Высокий уровень профессиональных знаний Навыки планирования работы подразделения Передача приобретенных профессиональных знаний и умений другим Умение справляться со сложными и нестандартными рабочими задачами На работника возложена ответственность за распределение ресурсов и за работу других Умение и способности руководить 6 Знание фундаментальных основ профессиональной деятельности Навыки стратегического планирования, умение и способности руководить Умение справляться с многочисленными сложными и разнообразными задачами при меняющихся ситуациях Умение управлять и ответственность за распределение ресурсов и за результат деятельности Высокая самостоятельность и ответственность за реализацию стратегии, анализы, решения и их осуществление 7 Знание фундаментальных основ экономической и управленческой деятельности Навыки стратегического планирования Управление ресурсами для достижения стратегических целей Полная самостоятельность и ответственность за стратегию, анализы, решения и их осуществление Умение применять совокупность фундаментальных принципов при широком и часто непредсказуемом разнообразии обстоятельств. Велика персональная ответственность за распределение значительных ресурсов и за результат деятельности

Квалификационные уровни профстандартов в сфере ИТ [apkit.ru/committees/education/meetings/standarts.php]

Примеры ПС ИКТ 2.0 [Ольга Жеребина (фирма «1С»). Использование профстандартов при разработке ФГОС, образовательных и учебных программ,

Примеры ПС ИКТ 2.0 [Ольга Жеребина (фирма «1С»). Использование профстандартов при разработке ФГОС, образовательных и учебных программ,

Примеры ПС ИКТ 2.0 [Ольга Жеребина (фирма «1С»). Использование профстандартов при разработке ФГОС, образовательных и учебных программ,

Корпоративные стандарты Основное назначение корпоративных стандартов Создание эффективной системы непрерывного обучения Ключевые вопросы: Кого учить? - Какие имеются категории специалистов, использующие ИТ? Чему учить? – Какие направления ИТ-обучения необходимы организации? Как распределить портфель учебных программ по категориям специалистов? Как добиться независимости содержания программ и компетенций от конкретных производителей? Как выбрать внешние учебные курсы и составить эффективную программу обучения?

Кого учить? – Категории специалистов, использующие ИТ

Структура портфеля учебных программ Тип учебной программыНаправление обучения Основы информационных технологий для организации. Базовая компьютерная компетентность. Спецкурсы для руководителей. Краткосрочные концептуальные курсы для руководителей. Курсы, проводимые компаниями- разработчиками ПО. Отраслевые ИТ для руководителей. Функциональные отраслевые ИТ. Эксплуатация отраслевых ИТ. Авторизованное обучение и авторские курсы внешних учебных центров и вузов. Авторизированные или авторские курсы по неспециализированному ПО. Курсы по управлению, проектирова- нию, разработке и внедрению ИТ. Курсы для преподавателей. Преподавание информационных технологий. Руководители Инструкторы Пользователи Эксп. ИТ специалисты Неэксп. ИТ- специалисты

Как добиться независимости содержания программ и компетенций от конкретных производителей?

Пример организации технической компетенции Укрупненные роли ИТ-специалистов Атомарные компетенции Курсы Специализация OracleСпециализация Microsoft *

Карта курсов по MS SQL Server

Общие характеристики разработанной онтологии ИТ-компетенций 2 области знаний (общие и технические компетенции) 2 области знаний (общие и технические компетенции) 10 ролей (направлений деятельности) в области ИТ 10 ролей (направлений деятельности) в области ИТ 4 уровня для каждой роли 4 уровня для каждой роли 98 компетенций, распределенных по ролям и уровням. 98 компетенций, распределенных по ролям и уровням. 500 индикаторов (behaviors), распределенных по пяти уровням компетенций 500 индикаторов (behaviors), распределенных по пяти уровням компетенций 700 учебных курсов, развивающих компетенции 700 учебных курсов, развивающих компетенции 20 карт-схем курсов для формирования и оптимизации треков обучения по конкретным ИТ 20 карт-схем курсов для формирования и оптимизации треков обучения по конкретным ИТ

Выводы по 3-му разделу 1.С точки зрения стандартизации целевых компетенций наиболее проработанными являются системы сертификаций ИКТ-вендоров 2.Для сближения целей обучения с потребностями бизнеса наибольшую ценность играют корпоративные стандарты 3.Международные профессиональные стандарты (SFIA, AITTS, GAHFA и др.) являются как правило результатами обобщения корпоративных стандартов, реже программ сертификаций (CompTIA) или образовательных стандартов. 4.Ключевым понятием стандартов является квалификационная (EQF, НРК) и отраслевая (e-CF) рамки квалификаций, которые могут быть спроецированы на уровни осваиваемых компетенций. 5.Отечественные классификаторы компетенций, ПС и КТ (в области ИКТ) находятся в стадии развития и носят противоречивый характер. 6.Несмотря на недостаточную проработанность соотв. документы носят нормативный характер, поэтому могут и должны учитываться при разработке образовательных программ. 7.Соответствие различным стандартам может быть реализовано по матричному принципу.

Рекомендуемые модули для дальнейшего изучения 1.Международные профессиональные и образовательные стандарты в области ИКТ 2.Встраивание учебных курсов ИКТ- вендоров в программы ВПО и ДПО 3.Опыт реализации многосторонних партнерств в сфере ИКТ-образования

Контактные данные Адрес Исполнительной дирекции МАК ИКТ: , г. Москва, 2-я Бауманская, д.5 Тел.: 8(499) Факс.: 8(499) Сайт: Филиппович Андрей Юрьевич Заместитель директора МАК ИКТ Зав. Лаборатории проблем технического образования МГТУ им. Н.Э.Баумана