СТРУКТУРА И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ КАК КОМПОНЕНТОВ РЕЗУЛЬТАТА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
Advertisements

Формирование универсальных учебных действий как одно из условий повышения качества образования.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
К ОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. У НИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Коммуникативные УУД Познавательные УУД Личностные УУД Регулятивные УУД.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Универсальные учебные действия как результат начального образования.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Универсальные учебные действия. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Коммуникативные универсальные учебные действия. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Коммуникативная деятельность – взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование.
Семинар Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников Формирование универсальных учебных действий гимназия «Пеленг» 2012.
Программа формирования универсальных учебных действий для начального общего образования.
МОУ «Буторлинская школа» Универсальные Универсальные У чебные У чебные Действия Действия учитель математики учитель математики А.В.Миронова А.В.Миронова.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Реализация программы развития школы «Школа социального успеха» Школа при Посольстве России в Турции Подготовила – Попова Е.И. Материалы методического совещания.
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Транксрипт:

СТРУКТУРА И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ КАК КОМПОНЕНТОВ РЕЗУЛЬТАТА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАЧЕСТВО РЕЗУЛЬТАТА КАЧЕСТВО ПРОЦЕССА Приращение в личностных ресурсах обучающихся, которые могут быть использованы в различных сферах деятельности Процесс может быть хорош, но цели не те ( за ЗУНами терялась личность, развитие которой – цель и смысл образования )

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Приращения в личностных ресурсах обучаемых: -Мотивационных (ценностные ориентации- личностный результат); -Инструментальных (универсальные способы деятельности – метапредметный результат); -Когнитивных (знания, умения, навыки – предметный результат)

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПРЕДМЕТНЫЕ – конкретные элементы социального опыта, изучаемого в рамках учебного предмета МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ – способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях (универсальные способы деятельности) ЛИЧНОСТНЫЕ – система ценностных отношений к себе, другим, процессу обучения и его результатам

ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ОБРАЗОВАНИЯ Проектирование вариативных психолого- педагогических технологий формирования универсальных учебных действий

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД (С.Е.Шишов) ПРОБЛЕМНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ (Занков Л.В.) ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (В.Д.Шадриков, В.И.Слободчиков, И.С.Якиманская) СМЫСЛОВАЯ ПЕДАГОГИКА ВАРИАТИВНОГО РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (А.Г.Асмолов, В.В.Рубцов, Е.А.Ямбург) КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД (А.А.Вербицкий) СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД (Л.С.Выгодский, А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин)

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях (универсальные способы деятельности); способы деятельности «второго порядка», обеспечивающие формирование навыков регуляции деятельности и поведения.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ Выделяются не по критерию их большей сложности по сравнению с предметными, а по направленности, по их предмету (знания, способы деятельности и коммуникации или знание о знании, деятельность по управлению деятельностью или коммуникацией); Состав операций и действий предметных и метапредметных результатов может совпадать

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДМЕТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕ -на уровне основных психических процессов (восприятие, память, мышление); - в предметно- практическом (эмпирическом, наглядно- чувственном) мышлении -на уровне метаинтеллектуальных процессов (управление деятельностью, выявление значений и смыслов, моделирование); - в абстрактном (понятийном) мышлении

СОСТАВ ОПЕРАЦИЙ (ДЕЙСТВИЙ) ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Восприятие, память, мышление Метаинтеллектуальные процессы -Установление ассоциаций; -Структурирование перцептивных действий; -Упорядоченное сканирование; -Мнемические действия (группировка, классификация, систематизация, аналогии, перекодирование, построение мнемических схем: опорных пунктов и связей между ними, мнемотехнические приемы, достраивание запоминаемого материала, сериация), повторение -Формирование гипотезы; -Целеполагание; -Принятие решения; -Планирование; -Программирование; -Контроль; -Саморефлексия; -Понимание; -Выяснение значений и смыслов; -Интерпретация; -Аргументирование; -Доказательство; -Моделирование; -Опосредование

СОСТАВ ОПЕРАЦИЙ (ДЕЙСТВИЙ) ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Предметно-практическое мышление Мышление в понятиях -Предметное манипулирование; -Различение; -Сопоставление; -Сравнение; -Анализ; -Синтез; -Обобщение; -Выяснение функционального назначения -Анализ; -Абстрагирование; -Синтез; -Различение; -Интеллектуализация понятий; -Сопоставление; -Сравнение; -Раскрытие отношений; -Обобщение; -Классификация; -Систематизация; -Определение; -Рассуждение; -Суждение; -Умозаключение; -Обоснование; -Категоризация; -Кодирование; -Идентификация

ЗНАНИЯ (существуют в двух видах) Общие схемы вещей, которые обуславливают новое их видение и новое мышление о них Конкретные факты и законы изучаемой области, конкретный материал науки

СТИХИЙНОСТЬ РАЗВИТИЯ УУД НАХОДИТ ОТРАЖЕНИЕ В ОСТРЫХ ПРОБЛЕМАХ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ: значительный разброс успеваемости; несформированность учебно-познавательных мотивов; низкая любознательность и инициатива значительной части учащихся; трудности произвольной регуляции учебной деятельности; низкий уровень общепознавательных и логических действий; трудности школьной адаптации; рост отклоняющегося поведения.

МЕТАСТРУКТУРЫ (универсальные учебные действия) Сформированные, позволяют человеку правильно оценивать ситуацию и принимать эффективные решения Не сформированные не позволяют эффективно действовать, человек реализует в деятельности стратегии ухода от проблемы, сопротивления и т.д.

ФГОС ступеней обучения – преемственность и развитие Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования преемственность развитие

Метапредметные результаты ФГОС НОО ФГОС НОО освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями ФГОС НОО ФГОС НОО освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями ФГОС ООО освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории ФГОС ООО освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ) Познавательные – общеучебные: -самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; -поиск и выделение необходимой информации; -структурирование знаний; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания; -выбор наиболее эффективных способов решения задач; -рефлексия способов и условий действий; -смысловое чтение; -постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; -моделирование (графическая или знаково-символическая форма предъявления информации); -преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих эту модель.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ) Познавательные – логические: -анализ объектов с целью выделения признаков; -синтез; -выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; -подведение под понятие, выведение следствий; -установление причинно-следственных связей; -построение логической цепи рассуждений; -доказательство; -выдвижение гипотез и их обоснование. Познавательные – постановка и решение проблем: -формулирование проблем; -самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ) Познавательные исследовательские действия (поиск информации, исследование); сложные формы опосредования познавательной деятельности; переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение); формирование элементов комбинаторного мышления как одного из компонентов гипотетико- дедуктивного компонента; работа с научными понятиями и освоение общего приема доказательства как компонента воспитания логического мышления.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Условия формирования. Включение учащихся в исследовательскую деятельность, предполагающую: 1. Создание условий для возникновения вопросов и проблем у учащихся (стимулирование творческого звена мыслительного процесса). 2. Рефлексия мыслительного процесса, достижение высокого уровня понимания решения. 3. Обеспечение эмоционального благополучия детей. 4. Удовлетворение познавательной потребности. 5. Удовлетворение потребности в межличностном общении. 6. Развитие способности к самоуправлению своей деятельностью – рефлексивной саморегуляции. 7. Дифференциация и индивидуализация содержания обучения. 8. Дифференциация и индивидуализация помощи учителя учащимся.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛАОСНОВНАЯ ШКОЛА 1. Общий прием решения задач – модельное учебное действие для системы познавательных действий. Общий прием решения задач включает: знание этапов решения (процесса), методов (способов решения), а так же владение предметными знаниями: понятиями, определениями терминов, правилами, формулами, логическими приемами и операциями. Компоненты общего приема: 1) анализ текста задачи (семантический, логический, математический); 2) перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств; 3) установление отношений между данными и вопросом; 4) составление плана решения; 5) осуществление плана решения; 6) проверка и оценка решения задачи. 1. Навыки исследовательской деятельности: - постановка проблемы, создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы; - выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования; - планирование исследовательских (проектных) работ и выбор необходимого инструментария; - поиск решения проблемы, проведение исследований (проектных работ) с поэтапным контролем и коррекцией результатов; - представление (изложение) результатов исследования или продукта проектных работ, его организация с целью соотнесения с гипотезой, оформление результатов деятельности как конечного продукта, формулирование нового знания.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛАОСНОВНАЯ ШКОЛА 2. Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные УУД: - кодирование/замещение (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов); - декодирование/считывание информации; - умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношения между предметами или частями для решения задач; - умение строить схемы, модели и т.д. 2. Навыки понимания текстов (грамотность чтения): - общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла (определение главной темы, общей цели или назначения текста; умение выбирать из текста или придумать к нему заголовок; сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснить порядок инструкций, предлагаемых в тексте; сопоставить основные части графика или таблицы; объяснить назначение карты, рисунка; обнаружить соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом и т.д.); - нахождение информации (умение пробежать текст глазами, определить его основные элементы и заняться поиском необходимой информации, порой в самом тексте выраженной в иной (синонимической) форме, чем в вопросе;

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛАОСНОВНАЯ ШКОЛА 3. Основным показателем развития знаково- символических УУД в начальной школе является овладение моделированием: - предварительный анализ текста задачи; - перевод текста на знаково- символический язык; - построение модели; - работа с моделью; - сопоставление результатов, полученных на модели с реальностью. 2. Навыки понимания текстов (грамотность чтения): - интерпретация текста (умение сравнить и противопоставить заключенную в нем информацию разного характера, обнаружить в нем доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных посылок, вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста); - рефлексия содержания текста (умение связать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, найти доводы в защиту своей точки зрения, что подразумевает достаточно высокий уровень умственных способностей, нравственного и эстетического развития учащихся); - рефлексия на форму текста (умение оценивать не только содержание текста, но и его исполнения, что подразумевает достаточное развитие критичности мышления и самостоятельности эстетических суждений).

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ) Личностные – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях: -личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; -смыслообразование (установление связи между целью деятельности и ее мотивом, какое значение и какой смысл для меня имеет обучение); -нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания.

ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Структура. Смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения, Я- концепция и самооценка, моральное сознание и ориентировка учащихся в сфере нравственно- этических отношений.

ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Условия формирования. Организация деятельности учащихся через отбор и структурирование учебного содержания, организация ориентировочной деятельности учащихся и учебного сотрудничества. Раскрытие перед учащимися личностного смысла самого процесса учения (для чего и ради чего они учатся), значимость учения в школе для реализации профессиональных планов, социальной карьеры, межличностных и ролевых отношений в социальной практике взрослой жизни. Организация как предметной учебной деятельности учащихся, так и системы социальных взаимодействий и учебного сотрудничества. Организация рефлексии учащимися своего отношения к учению, его результатам, самому себе как сущностному «продукту» преобразующей учебной деятельности. Проектирование новых типов учебной деятельности и учебного сотрудничества учащихся, задающих новые уровни мотивации.

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД основная школа (ПОЧЕМУ?) «Моральное мышление развивается в связи с изменением когнитивных способностей человека, с развитием структур операционального интеллекта и его социального опыта» Л.Кольберг «Предметом формирования должны стать действия, понимаемые как способы решения определенного класса задач. Для этого необходимо выделить и построить такую систему условий, учет которых не только обеспечивает, но даже и «вынуждает» ученика действовать правильно и только правильно, в требуемой форме и с заданными показателями» П.Я.Гальперин

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД основная школа (ПОЧЕМУ?) Система поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина включает три подсистемы: 1) условия, обеспечивающие построение и правильное выполнение учеником нового способа действия; 2) условия, обеспечивающие «отработку», т.е. воспитание желаемых свойств способа действия; 3) условия, позволяющие уверенно и полноценно переносить выполнение действий из внешней предметной формы в умственный план. П.Я Гальперин выделил шесть этапов формирования умственных действий. Вместе с тем он обращал внимание на то, что суть не в поэтапности, а в полной системе условий, позволяющей однозначно определить и ход процесса, и его результат.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА I. Самоопределение ОСНОВНАЯ ШКОЛА I. Самоопределение 1.1. Основы гражданской идентичности личности: - чувство сопричастности своей Родине, народу и гордости за них, ответственности человека за благосостояние общества; - осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России Представления о картине мира культуры как порождении трудовой предметно-преобразующей деятельности человека: - представления о мире профессий, их социальной значимости и содержании Я-концепция и самооценка личности: - адекватная позитивная осознанная самооценка и самопринятие Самосознание и мировоззрение, ценностные ориентации и личностные смыслы, включая гражданскую идентичность (когнитивный, эмоционально-ценностный и деятельностный компоненты) Я-концепция и идентичность личности: - усвоенный и принимаемый образ Я во всем богатстве отношений личности к окружающему миру; - чувство адекватности и стабильности владения личностью собственным Я независимо от изменений Я и ситуации; - способность личности к полноценному решению задач, возникающих на каждой из возрастных стадий развития Активная (субъектная) позиция в учебной деятельности, дифференцированность, адекватность, надежность самооценки.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА II. Смыслообраование ОСНОВНАЯ ШКОЛА II. Смыслообраование 2.1. Ценностные ориентиры и смыслы учебной деятельности на основе: - познавательных интересов, учебных мотивов; - мотивов достижения и социального признания; - мотива, реализующего потребность в социально- значимой и социально- оцениваемой деятельности Система учебной деятельности, обобщенность, устойчивость и избирательность познавательных интересов в иерархии мотивационной системы, принятие познавательным мотивом функций побуждения и смыслоолбразования Целеполагание – постановка конечных и промежуточных целей учебной деятельности Доведение работы до конца, стремление к завершенности учебных действий, преодоление препятствий, концентрация и сосредоточение на работе.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА III. Нравственно-этическая ориентация ОСНОВНАЯ ШКОЛА III. Саморазвитие морального сознания - понимание единства и целостности образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всех народов, толерантность; - ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, проявление этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; - знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность); - выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм; 3.1. Активная (субъектная) позиция в осуществлении собственного морального выбора на основе когнитивных способностей, рефлексии Умение выражать эмоциональное отношение к ситуации, проявление самостоятельности и чувства взрослости.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА III. Нравственно-этическая ориентация ОСНОВНАЯ ШКОЛА III. Саморазвитие морального сознания - моральная самооценка; - доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; - эмпатия и сопереживание, эмоционально-нравственная отзывчивость; - установка на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимость и умение противостоять действиям, влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей; - проявление чувства прекрасного и этических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой Активная (субъектная) позиция в осуществлении собственного морального выбора на основе когнитивных способностей, рефлексии Умение выражать эмоциональное отношение к ситуации, проявление самостоятельности и чувства взрослости.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ) Регулятивные – обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности: - целеполагание; -планирование; -прогнозирование; -контроль; -коррекция; -оценка; -саморегуляция.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Структура. Целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе, планирование и организация деятельности, целеобразование, самоконтроль и самооценивание, действие во внутреннем плане.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Условия формирования. Организация учебного сотрудничества ученика с учителем. Наилучшим методом организации такого сотрудничества является совместное планирование, осуществление, обсуждение и оценивание самостоятельной работы. Учитель должен планировать свое взаимодействие с учеником, ориентируясь на необходимость: 1. Инициации внутренних мотивов учения школьников. 2. Поощрения действий самоорганизации и делегирования их учащемуся при сохранении учителем за собой функции постановки общей учебной цели и оказания помощи в случае необходимости. 3. Использования групповых коллективных форм работы.

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД основная школа (ПОЧЕМУ?) Регуляционная основа деятельности связана с построением внутреннего плана действий как представления о цели, способах и средствах деятельности. Общение является необходимым условием развития саморегуляции. Из совместной деятельности, сорегуляции и содействия вырастают саморегуляция и самоуправление. Теоретической основой выделения условий, обеспечивающих формирование контроля действий является теория П.Я.Гальперина, трактующая внимание как идеальную сокращенную форму контроля, формируемую на основе овладения средствами его организации. Структура действия оценки включает следующие компоненты: объект оценки, критерий оценки, сравнение объекта оценки с критерием оценки, отображение в знаково-символической форме результата оценивания. Оценка выполняет функцию предоставления сведений учащемуся об успешности его учебной деятельности. Формирование оценки в учебной деятельности основано на анализе учащимися собственной деятельности, что наилучшим образом может быть организовано в сотрудничестве. Показателями развития регулятивных УУД могут служить параметры структурно-функционального анализа деятельности, включая ориентировочную, контрольную и исполнительную части действия (П.Я.Гальперин).

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД основная школа (ПОЧЕМУ?) Регуляторный опыт, необходимый для становления способности саморегуляции, включает: ценностный опыт; опыт рефлексии; опыт привычной активации (подготовка, адаптивная готовность, ориентированная на определенные условия работы, усилия и уровень достижений); операциональный опыт (общетрудовые, учебные знания и умения, опыт саморегуляции); опыт сотрудничества в совместном решении задач.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛАОСНОВНАЯ ШКОЛА 1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка): - способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - преодоление импульсивности, непроизвольности; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителями и сверстниками; - умение адекватно воспринимать оценки и отметки; - умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность; - умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. 1. Способность личности к целеполаганию и построению жизненных планов во временной перспективе: - наличие целей для каждой из сфер жизнедеятельности; - содержательная наполненность и конкретность целей; - определенность временного интервала достижения целей; - проявление активности в достижении поставленных целей.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛАОСНОВНАЯ ШКОЛА 2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей: - целеустремленность и настойчивость в достижении целей; - готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегия овладения); - формирование основ оптимистического восприятия мира. 2. Развитие регуляции учебной деятельности: 2.1. Саморегуляция учебной деятельности: цели деятельности, модели значимых условий, программы исполнительских действий, критерии успешности, оценка и коррекция результатов; 2.2. Самоэффективность: - представление о своих возможностях достижения цели определенной сложности; - степень уверенности в своей возможности осуществить определенную деятельность; - перенос убеждений в своей самоэффективности, сформированных в одной сфере деятельности, на другие сферы; 2.3. Самоорганизация: целеполагание, анализ ситуации, самоконтроль, волевые усилия.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛАОСНОВНАЯ ШКОЛА 3. Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний: - системная организация личностных особенностей.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ) Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; -постановка вопросов; -разрешение конфликтов; -управление поведением партнера; -умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Структура. Межличностное общение (ориентация в личностных особенностях партнера, его позиции в общении и взаимодействии, учет разных мнений, овладение средствами решения коммуникативных задач, воздействие, аргументация и пр.), действия, направленные на кооперацию – совместную деятельность (организация и планирование работы в группе, в том числе умение договариваться, находить общее решение, брать инициативу, разрешать конфликты), действия, обеспечивающие формирование личностной и познавательной рефлексии.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Условия формирования. Внедрение разнообразных форм сотрудничества и общения в контексте как учебной, так и внеучебной деятельности: парная и групповая работа, дискуссии, проектная деятельность.

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД основная школа (ПОЧЕМУ?) Одной из наиболее существенных причин низкого уровня сформированности развития речи является традиционное обучение, при котором происходит: 1) отрыв речи от реальной действительности в ее предметно- преобразующей материальной или материализованной форме; 2) преждевременный отрыв речи от ее исходной коммуникативной функции, связанный с обучением в форме индивидуального процесса при минимальном присутствии в начальной школе учебного сотрудничества между детьми. Невозможно совершенствовать речь учащихся вне связи с ее исходной коммуникативной функцией – функцией сообщения, адресованному реальному партнеру, заинтересованному в общем результате деятельности, особенно на начальном этапе обучения.

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД основная школа (ПОЧЕМУ?) Коммуникация рассматривается не узко прагматически как обмен информацией, например, учебной, а в своем полноценном значении. Другими словами, она рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др. Со-действие и со-трудничество выступают как реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становления личности; В контексте школьного обучения представляется продуктивным рассматривать коммуникативное развитие с точки зрения умения ставить и решать коммуникативные речевые задачи. Как и всякая иная задача, коммуникативная задача имеет цель, предмет, условия, средства и способ решения, продукт и результат. К основным группам задач относят описание, объяснение, доказательство и убеждение, освоение которых школьниками растянуто во времени.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛАОСНОВНАЯ ШКОЛА 1. Коммуникация как взаимодействие: - понимание относительности оценок или выборов, совершаемых людьми. 1.Коммуникация как взаимодействие Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией – это умение: - слушать и слышать друг друга; - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; - представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; - спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое; - вступать в диалог, а так же участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛАОСНОВНАЯ ШКОЛА 1.Коммуникация как взаимодействие Способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия предполагает: - понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной; - готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции; - умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор; - умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛАОСНОВНАЯ ШКОЛА 2. Коммуникация как кооперация: - способность к согласованию усилий по достижению общей цели; - ориентация на партнера по деятельности; - умение договариваться, находить общие решения; - умение аргументировать свое предположение, умение убеждать и уступать; - способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов; - умение брать на себя инициативу в организации совместного действия, осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь. 2. Коммуникация как кооперация: 2.1. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – это: - определение цели и функций участников, способов взаимодействия; - планирование общих способов работы; - обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; - способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); - способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность); - разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов решения конфликта, принятие решений и его реализация; - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение убеждать.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛАОСНОВНАЯ ШКОЛА 2. Коммуникация как кооперация: 2.2. Работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы) – это умение: - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; - интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; - обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе; - переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ ее условий.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛАОСНОВНАЯ ШКОЛА 2. Коммуникация как кооперация: 2.3. Следование морально-этическим и психологическим типам общения и сотрудничества – это: - уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого; - адекватное межличностное восприятие; - готовность адекватно реагировать на нужды других; в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности; - стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания, способность к эмпатии.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛАОСНОВНАЯ ШКОЛА 3. Коммуникация как условие интериоризации: - способность речевого отображения (описания, объяснения) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности – прежде всего в форме громкой социализированной речи. 3. Коммуникация как условие интериоризации: 3.1. Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности – это: - использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира; - речевое отображение (описание, объяснение) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической или иной деятельности как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения), служащей этапом интериоризации - процесса переноса во внутренний план в ходе усвоения новых умственных действий и понятий.

УУД И УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ основная школа Поддержка стремления подростков к самореализации и утверждению нового статуса взрослости, овладение учащимися проектированием как способом познания мира требует изменения формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества: от классно- урочной к лабораторно-семинарской и к лекционно- лабораторной, исследовательской

Эмпирическое знание Вырабатывается при сравнении предметов и представлений о них, что позволяет выделить в них одинаковые, общие свойства; Отражает внешние свойства предметов; Конкретизируется подбором иллюстраций, примеров, входящих в соответствующий формально выделенный класс; Фиксируется в слове-термине Теоретическое знание Возникает на основе анализа роли и функций некоторого отношения вещей внутри расчлененной системы; Отражает внутренние отношения и связи предметов; Конкретизируется путем выведения и объяснения частных проявлений системы из ее всеобщего основания; Фиксируется в способах умственной деятельности ТИПЫ ЗНАНИЯ

УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УУД Создание педагогических условий для включения обучающихся в учебную деятельность, моделирующую на языке наук и с помощью всей системы форм, методов и средств обучения, традиционных и новых предметное, социальное и ценностное содержание целостной деятельности

ТЕХНОЛОГИИ (ПОДХОДЫ) ФОРМИРОВАНИЯ УУД Технологии развивающего обучения: Технология деятельностного метода Л.Г.Петерсон; Концепция В.В.Давыдова; Концепция Л.В.Занкова; Личностно-ориентированное обучение. Технологии компетентностного подхода: Технология проектного обучения; Технология «критического мышления»; Технология «Дебаты»; Технология «Портфолио»; Технология ТРИЗ; Исследовательские методы обучения; Игровые методы обучения; Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа). Технологии системно-деятельностного подхода: Технологии модульного-блочного обучения; Технология КСО; Технология лекционно-семинарского обучения.

РЫБАКИНА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА Доцент кафедры современных технологий и качества образования ЦРО г.о.Самара, к.п.н. Эл. почта: