САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕНСИВНОЙ ГРУППОВОЙ ПОДГОТОВКИ, ИЛИ ЗАЧЕМ ВЗРОСЛОМУ ЧЕЛОВЕКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Петрова Марина генеральный директор и ведущий бизнес-тренер компании ООО«Лидер Бизнес Групп». Эксперт в вопросах развития личности и карьерного роста.
Содержание Проблема рынка потребителя Психотехнология Реальные исследования Выводы
Преимущества образования взрослых людей Ведущая роль самого обучаемого в процессе обучения Стремление к самореализации Обладание жизненным опытом Устойчивая мотивация.
Сложности в образовании взрослых людей Сформировавшиеся комплексы Фильтры восприятия Механизмы сопротивления (барьеры и защита) Устоявшиеся представление о самом процессе образования и т.п.
Цели бизнес образования Под целями бизнес образования понимается: Передача знаний Выработка умений Развитие личности, активизирующее потенциальные возможности потребителя.
Существующие проблемы бизнес образования Отсутствие адекватных методов, техник и средств, активизирующих развитие потребителя. Низкая скорость внедрения инновационного опыта в существующий образовательный процесс.
Предлагаемое решение Дифференциация образования по 2 направлениям: Компетентностное, которое подразумевает общее системное профессиональное образование. Психологическое, которое направлено на осознание и раскрытие потенциала потребителя, достижения им результатов в личностной и профессиональной сферах.
Современное бизнес-образование Это сложный процесс, сочетающий обучающую и психологическую направленность, и позволяющий не только систематизировать опыт, но и стимулировать дальнейшее развитие.
Активизация потенциала потребителя Психотехнологии позволяют: Систематизировать жизненный и профессиональный опыт Диагностировать реальные достижения Провести ревизию возможностей Осмысление групповой оценки Осознание самооценки
Интенсивная групповая подготовка Преимущества: Групповая работа активизирует познавательные процессы Минимизирует противоречия индивидуальной формы усвоения знания и общественного способа его существования Создание условий для совместной мыслительной деятельности Переход от информационного обучения к обучению, стимулирующему самостоятельность мышления для преобразования социо-культурного опыта в личностные смыслы и качества
Самоактуализация В данном исследовании самоактуализация рассматривается как новообразование, которое обеспечивает знание человека о самом себе, адекватную оценку своих возможностей, способность к самонаблюдению и рефлексии, к оптимальному взаимодействию с окружающим миром при наличии внутреннего локуса контроля, потребности в самопознании и саморазвитии.
Авторская программа «ТОП-менеджер за 90 дней» Особенности: Данная программа - результат многолетней тренерской работы М. Г. Петровой Апробация в разных этнокультурных и социально- экономических условиях (Латвия, Украина, Россия, Республике Казахстан, Голландии) Создание различных модификаций данной программы для представителей различных групп, имеющих выраженные ментальные особенности. Главная идея программы связанна с самореализацией личности как в профессиональной, так и в личной сферах жизни. Данная образовательная программа ориентирована на управляемое становление самоактуализации личности.
Управляемое становление самоактуализации Образовательная программа позволяет: Расширить фильтры восприятия Осмыслить существующую структуру комплексов Выработать новое позитивное отношение к любому жизненному опыту как к процессу самореализации и самопознания Уменьшить механизмы сопротивления Сформировать современное отношение к образовательному процессу как процессу самовыражения и гармоничного развития всех аспектов личности
Исследование Цель исследования состояла в установлении особенностей людей, выбирающих тренинг как форму и пространство ее проявления и развития, и влиянии технологии на САК и изменения личностного профиля. В исследование приняли участие162 человека, возраст от 23 до 56 лет (средний возраст 34,6 лет), 37% мужчин и 63% женщин, 89,9% с высшим образованием.
Результаты. Самоактуализация. Сдвиг в сторону увеличения Сфера чувств (сензитивность к себе и спонтанность) Самовосприятие (самоуважение и самопринятие) Отношение к познанию (познавательные потребности и креативность) Компетентности во времени Независимость Точность и тонкость самопонимания Уважение себя Стремление к приобретению новых знаний Гармоничное, не дискретное восприятие времени Независимость ценностей и поведения от внешних обстоятельств Склонность к внутренней ответственности
Результаты. Характерологический профиль личности Изменение профиля Коммуникативная сфера личности Эмоциональная сфера личности Экстравертированность проявилась более интенсивно Тревожность после тренинга значительно уменьшилась
Результаты. Итоги. 1.Образовательная программа способна инициировать стремление к самоактуализации. 2.Механизмом запуска выступают: Рост адекватной положительной самооценки и самоуважения, который основан на рефлексивности, внутренней «честности» и осознанности по отношению к себе. Снижение напряженности защитного поведения в адрес Я.
Самоактуализирующаяся личность Психологический тип Эмоционально устойчивый Развитые интеллектуальные способности Наличие энтузиазма, смелости Пониженное чувством вины Умеренная напряженность
Выводы Поиском дополнительного образования занимаются люди с высокими потребностями в подтверждении своих скрытых потенциальных возможностей Необходимо ориентировать бизнес образование на социально активных людей, которым важна самореализация, гармоничное развитие Определить новую задачу образовательных программ, как ориентация на целостное развитие личности, успешного в различных сферах жизни. Особенности новой модели бизнес образования: гибкость, мобильность, краткосрочность, индивидуальность в групповом формате обучения, поэтапный подход.
Послесловие Мы предлагаем всем заинтересованным лицам присоединяться к изучению портрета современного потребителя бизнес образования. Это позволит внести изменения в качество подготовки инновационных образовательных программ, больше ориентированных на ожидания современного потребителя.
Спасибо за внимание