Работать с Другим Иванова Ю.Ю., Анохина Л.Н. МОУ «СОШ 38»
Понятие «работа» употребляется нами как синоним «деятельности», как работа тела и души, физическое и духовное усилие субъекта во имя какой- то цели.
Положения: Психическая деятельность есть отражение внешней предметной осмысленной деятельности (П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев). Высокомерное отношение к человеку, завышенное восприятие себя и своей роли, пренебрежение культурными нормами приводит всякий раз к тому, что взаимодействие подменяется манипуляцией, принуждением, подавлением личности.
Взаимное влияние приводит к взаимодействию. Взаимодействие следует рассматривать как результат воздействия одного из субъектов, результат, выражающийся: Во-первых, в сохранении субъектности всех участников общения; во-вторых, в процессуальной стороне их взаимного влияния; в-третьих, в соответствии этого взаимодействия социально-культурным нормам.
Работа с Другим требует традиционных этических форм поведения всех участников совместной деятельности. Этикет – щадящий буфер и фактор благоприятного группового климата, предотвращающий возможные психологические столкновения, раздражения, невольные обиды, подозрения, неудовлетворенные претензии.
Педагог забывает о культурных формах взаимодействия и «прикосновения» к личности, а дети зеркально отражают его поведение.
Только на уроках иностранного языка: мы слышим имена при обращении друг к другу; благодарность за момент общения; мы обнаруживаем этические усилия детей, производимые не только ради лексического освоения, но и ради добрых взаимоотношений.
Формы работы педагога с группой: урок; субботник; прогулка; концерт; диспут; собрание; выпуск стенгазеты; конкурс; экзамен.