Публичный отчет МАДОУ ЦРР д/с 40 За 2011-2012 уч. год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование представлений о здоровом образе жизни; Внедрение в программу работы здоровьесберегающих технологий; Совершенствование двигательных навыков;
Advertisements

Использование здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий в педагогическом процессе Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение.
Анализ образовательной ситуации выявил следующие противоречия: -между декларируемой на общественном уровне необходимостью активизации двигательной активности.
Публичный доклад Заведующей МБДОУ Пляскиной М.С. Общая характеристика МБДОУ детский сад общеразвивающего вида МБДОУ детский сад функционирует с 1935 года,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Верхнетроицкий детский сад Тверская область Кашинский район Д.Верхняя Троица Ул. Центральная.
Педагогические кадры: Состав: Воспитатели – 12 Учитель-логопед – 1 Педагог-психолог – 1 Инструктор по физкультуре – 1 Музыкальный руководитель – 1 Воспитатель.
«Система управления физкультурно- оздоровительной деятельности в МБДОУ Д/С 14 «Ромашка»»
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Маловский детский сад 6 «Буратино» Организация обеспечения социальной адаптации детей дошкольного.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 17 «Журавушка» Основная образовательная Программа (соответствует ФГОС ДО)
«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ГРУППАХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ» Приоритетное направление МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида 126» -
Охрана жизни и здоровья детей, укрепление физического и психического здоровья; Развитие познавательных процессов и морально-волевых качеств ребенка; Художественно-эстетическое.
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Детский сад общеразвивающего вида 553 Год основания , Москва, улица Кременчугская,
Педагога-психолога Алёны Вячеславовны Фаткуллиной.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 2» представляет… Юридический адрес: Индекс: Ленинградская.
МБДОУ д/с 39 – это дошкольная образовательная организация, обеспечивающая интеллектуальное и личностное развитие воспитанников дошкольного уровня образования.
«Создание условий для физического развития детей в ДОУ». Подготовила: Насонова Ольга Валерьевна - инструктор по физкультуре МБДОУ д/с общеразвивающего.
Организация летней оздоровительной площадки для детей не посещающих ДОУ МДОУ «Центр развития ребенка – Бардымский детский сад 4»
Обновление содержания и повышение качества дошкольного образования в современных условиях.
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия ; - обеспечение равных возможностей полноценного.
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада 34 «Теремок» г. Балаково Саратовской.
Транксрипт:

Публичный отчет МАДОУ ЦРР д/с 40 За уч. год

Общая характеристика образовательного учреждения. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад 40 открыто в 1956 году, как учреждение общеразвивающего вида. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад 40 открыто в 1956 году, как учреждение общеразвивающего вида. С 2008 года работает как учреждение общеразвивающего вида с осуществлением образовательной деятельности воспитанников (лицензия серия А , регистрационный ДДО-0203 от года, г. выдана бессрочная лицензия на право ведения образовательной деятельности). С 2008 года работает как учреждение общеразвивающего вида с осуществлением образовательной деятельности воспитанников (лицензия серия А , регистрационный ДДО-0203 от года, г. выдана бессрочная лицензия на право ведения образовательной деятельности). В 2008 году данному учреждению после успешного прохождения аттестации присвоен статус «муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад первой категории 40» (лицензия серия АА , регистрационный 401 от года). В 2008 году данному учреждению после успешного прохождения аттестации присвоен статус «муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад первой категории 40» (лицензия серия АА , регистрационный 401 от года). В ноябре 2011 года учреждение приобрело статус автономного учреждения. В ноябре 2011 года учреждение приобрело статус автономного учреждения.

В 2011 – 2012 учебном году в детском саду функционировало В 2011 – 2012 учебном году в детском саду функционировало 6 групп: первая младшая - 1 вторая младшая группа -1, вторая младшая группа -1, средняя группа - 1 средняя группа - 1 старшая группа – 1, старшая группа – 1, подготовительная группа - 1, подготовительная группа - 1, разновозрастная логопедическая группа -1 разновозрастная логопедическая группа -1

Структура управления детским садом. Учредителем ДОУ является Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград». Учредителем ДОУ является Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград». Непосредственное управление учреждением осуществляет заведующая. Непосредственное управление учреждением осуществляет заведующая. Направления работы ДОУ, принимаемые решения обсуждаются и согласовываются с наблюдательным советом, на общем собрании трудового коллектива, педагогическом совете, родительском комитете. Направления работы ДОУ, принимаемые решения обсуждаются и согласовываются с наблюдательным советом, на общем собрании трудового коллектива, педагогическом совете, родительском комитете.

Кадровый состав ДОУ. В Центре развития ребёнка работает творческий высококвалифицированный развивающийся педагогический коллектив. Образовательный процесс осуществляют 22 педагога. Состав педагогических кадров, в основном, остается стабильным на протяжении многих лет. В Центре развития ребёнка работает творческий высококвалифицированный развивающийся педагогический коллектив. Образовательный процесс осуществляют 22 педагога. Состав педагогических кадров, в основном, остается стабильным на протяжении многих лет. В 2011 – 2012 учебном году образовательное учреждение было укомплектовано согласно штатному расписанию: В 2011 – 2012 учебном году образовательное учреждение было укомплектовано согласно штатному расписанию: Заведующая – Семченко Галина Николаевна, специалист высшей квалификационной категории. Заведующая – Семченко Галина Николаевна, специалист высшей квалификационной категории. Заместитель заведующей по воспитательно-методической работе. Заместитель заведующей по воспитательно-методической работе. Педагог – психолог – высшая категория. Педагог – психолог – высшая категория. Учитель-логопед – высшая категория. Учитель-логопед – высшая категория. Музыкальный руководитель - первая категория. Музыкальный руководитель - первая категория. Инструктор по физической культуре – высшая категория. Инструктор по физической культуре – высшая категория. Педагог дополнительного образования по ИЗО – высшая категория. Педагог дополнительного образования по ИЗО – высшая категория. Воспитатели – от второй до высшей категории. Воспитатели – от второй до высшей категории.

Качественный состав педагогов Сведения об образовании Сведения об образовании Высшее -13 Среднее-спец. -9 Стаж работы педагогов Стаж работы педагогов До 5 лет -5 5 – 10 лет – 20 лет -7 Свыше 20 лет - 6

Образовательная и воспитательная деятельность. Основные направления работы ДОУ. Основные направления работы ДОУ. Цель нашего учреждения – воспитать из каждого ребенка социально зрелую личность, готовую к самоопределению, способную к адаптации и самореализации на каждой ступени своего развития. Цель нашего учреждения – воспитать из каждого ребенка социально зрелую личность, готовую к самоопределению, способную к адаптации и самореализации на каждой ступени своего развития. Для этого в рамках «Образовательной программы ДОУ» педколлектив проводил работу по следующим направлениям: Для этого в рамках «Образовательной программы ДОУ» педколлектив проводил работу по следующим направлениям: Формирование компетентности родителей в вопросах физического и психического воспитания и оздоровления воспитанников ДОУ; Формирование компетентности родителей в вопросах физического и психического воспитания и оздоровления воспитанников ДОУ; Формирование у детей познавательных интересов, потребности узнавать новое, через активное использование в занятиях по формированию математических представлений современных образовательных технологий; Формирование у детей познавательных интересов, потребности узнавать новое, через активное использование в занятиях по формированию математических представлений современных образовательных технологий; Воспитание доброжелательности, эмпатии, положительного взаимодействия со сверстниками и взрослыми путем вовлечения их в игру. Воспитание доброжелательности, эмпатии, положительного взаимодействия со сверстниками и взрослыми путем вовлечения их в игру.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Создан сайт ДОУ. Создан сайт ДОУ. Телевизор и видеомагнитофон с набором видеокассет для организации занятий и бесед с детьми на музыкальных занятиях, занятиях по экологии, обеспечению безопасности, ознакомлению с окружающим, сборники лучших отечественных мультфильмов; для использования в работе педагогических советов, организации видеопоказов фрагментов работы с детьми для педагогов и родителей Телевизор и видеомагнитофон с набором видеокассет для организации занятий и бесед с детьми на музыкальных занятиях, занятиях по экологии, обеспечению безопасности, ознакомлению с окружающим, сборники лучших отечественных мультфильмов; для использования в работе педагогических советов, организации видеопоказов фрагментов работы с детьми для педагогов и родителей Приобретено электронное пианино, 4 музыкальных центра для организации музыкального сопровождения на физкультурных занятиях, музыкально-театрализованной деятельности. Приобретено электронное пианино, 4 музыкальных центра для организации музыкального сопровождения на физкультурных занятиях, музыкально-театрализованной деятельности. Диапроекторы для показа диафильмов, диафильмы и экраны для показа в достаточном количестве. Диапроекторы для показа диафильмов, диафильмы и экраны для показа в достаточном количестве. Мультимедийное оборудование. Мультимедийное оборудование. Фото и видеоаппаратура. Фото и видеоаппаратура.

Условия для реализации образовательного процесса В помещениях ДОУ был проведен косметический ремонт: музыкального зала, физкультурного зала, 2-х групп, лестничного марша. В помещениях ДОУ был проведен косметический ремонт: музыкального зала, физкультурного зала, 2-х групп, лестничного марша. Капитально отремонтирован пищеблок, с приобретением оборудования. Капитально отремонтирован пищеблок, с приобретением оборудования. Построены веранды на 3 группы и проведено благоустройство участков.

Развивающая предметная среда детского сада функционально моделирует развитие детской деятельности, она комфортна, соответствует требованиям СанПина и программе, в нее входят: развивающие игровые материалы, материалы для творческой деятельности, свободного экспериментирования в различных средах, многофункциональные, традиционные, народные и любимые игрушки; она содержит также разнообразные мягкие модули, предметы - трансформеры, современные конструкторы и детскую библиотеку. Развивающая предметная среда детского сада функционально моделирует развитие детской деятельности, она комфортна, соответствует требованиям СанПина и программе, в нее входят: развивающие игровые материалы, материалы для творческой деятельности, свободного экспериментирования в различных средах, многофункциональные, традиционные, народные и любимые игрушки; она содержит также разнообразные мягкие модули, предметы - трансформеры, современные конструкторы и детскую библиотеку. Современные информационные технологии органично включены в развитие познавательной и игровой деятельности детей (создана оптимальная модель взаимодействия в работе с обучающими компьютерными программами, развивающими дидактическими играми, свободной игрой и творческим конструированием). Современные информационные технологии органично включены в развитие познавательной и игровой деятельности детей (создана оптимальная модель взаимодействия в работе с обучающими компьютерными программами, развивающими дидактическими играми, свободной игрой и творческим конструированием).

Образовательная деятельность ДОУ. Основная программа МАДОУ ЦРР Детский сад 40 Комплексная базисная программа развития ребенка-дошкольника «Детство», цель которой – развитие ключевых компетентностей ребенка. Основная программа МАДОУ ЦРР Детский сад 40 Комплексная базисная программа развития ребенка-дошкольника «Детство», цель которой – развитие ключевых компетентностей ребенка. Программа способствует становлению личности ребенка через раскрытие его индивидуальных особенностей. Программа направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, на формирование основ базовой культуры личности, на всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, а также на подготовку ребенка к жизни в современном обществе. Программа способствует становлению личности ребенка через раскрытие его индивидуальных особенностей. Программа направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, на формирование основ базовой культуры личности, на всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, а также на подготовку ребенка к жизни в современном обществе.

В своей работе педагоги используют следующие парциальные программы: - «Юный эколог» С.Н.Николаева; - «Юный эколог» С.Н.Николаева; - «Математика в детском саду» В.П.Новикова; - «Математика в детском саду» В.П.Новикова; - «Развитие речи» О.С.Ушакова; - «Развитие речи» О.С.Ушакова; - «Цветные ладошки»И.А.Лыкова; - «Цветные ладошки»И.А.Лыкова; - «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста » Р. Б. Стеркина, О.Л.Князева ОБЖ; - «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста » Р. Б. Стеркина, О.Л.Князева ОБЖ; - «Физкультура для малышей» Литвинова; - «Физкультура для малышей» Литвинова; - «Здоровый дошкольник» С.П.Громова; - «Здоровый дошкольник» С.П.Громова; - «Музыкальные шедевры» О. П. Радынова; - «Музыкальные шедевры» О. П. Радынова; - «Камертон» Э. П. Костина; - «Камертон» Э. П. Костина; - «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»О.Л.Князева, М. Д.Маханева; - «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»О.Л.Князева, М. Д.Маханева; - «Коррекционно-развивающие занятия с детьми ОНР» Н.Нищева - «Коррекционно-развивающие занятия с детьми ОНР» Н.Нищева

Мероприятия по режиму дня. Время работы ДОУ с 7.00 до Время работы ДОУ с 7.00 до Утренний прием детей, игры, индивидуальная работа. Утренняя зарядка. Завтрак. Непосредственная образовательная деятельность. 2-ой завтрак. Дневная прогулка. Обед. Дневной сон. Воздушные и водные процедуры, игры. Полдник. Утренний прием детей, игры, индивидуальная работа. Утренняя зарядка. Завтрак. Непосредственная образовательная деятельность. 2-ой завтрак. Дневная прогулка. Обед. Дневной сон. Воздушные и водные процедуры, игры. Полдник. Непосредственная образовательная деятельность. Непосредственная образовательная деятельность. Игры, самостоятельная и художественная деятельность, труд. Игры, самостоятельная и художественная деятельность, труд. Вечерняя прогулка. Вечерняя прогулка. Игры, самостоятельная и художественная деятельность. Игры, самостоятельная и художественная деятельность.

Финансовое обеспечение функционирования и развития образовательного учреждения Успешное функционирование невозможно без грамотного распределения денежных средств ДОУ. Успешное функционирование невозможно без грамотного распределения денежных средств ДОУ. Оно состоит из бюджетного и внебюджетного финансирования. Оно состоит из бюджетного и внебюджетного финансирования.

Использование бюджетных средств ( 9 месяцев) Использование бюджетных средств всего ,0 В том числе на заработную плату: ,51 На приобретение основных средств: Установка веранд , ,0 Приобретение материальных запасов: -питание -мягкий инвентарь -моющие - посуда , , Ремонтные работы394400,0 Налоги земельный, на окружающую среду ,07 Прочие работы и услуги (вывоз мусора, медосмотры, БТИ, энергоаудит, подписка, канцтовары, дератизация, ремонт систем отопления, пожарная сигнализация) ,05 Коммунальные услуги482110,83

Использование внебюджетных средств ( 9 месяцев) Использование внебюджетных средств всего ,57 В том числе на заработную плату:322434,94 На приобретение основных средств: (холодильники, забор, шкафы пожарные с рукавами, весы, шкафы кухонные) ,5 Приобретение материальных запасов: -питание -дезпрепараты -стройматериалы , , , ,0 Налоги земельный, на окружающую среду 200,0 Прочие работы и услуги (энергоаудит, обслуж. л/с, технадзор 24000,0

Охрана и укрепление здоровья детей. Укрепление здоровья является одним из основных направлений работы детского сада. В штате ДОУ имеется 1 ставка медсестры. Укрепление здоровья является одним из основных направлений работы детского сада. В штате ДОУ имеется 1 ставка медсестры. На основании договора с детской поликлиникой 5 детский сад обслуживается врачом - педиатром. На основании договора с детской поликлиникой 5 детский сад обслуживается врачом - педиатром. В детском саду имеется медицинский блок, который был капитально отремонтирован,(получена лицензия на осуществление доврачебной медицинской помощи от г. ФС , бактерицидные облучатели - ионизаторы для очищения воздуха (стационарные). В детском саду имеется медицинский блок, который был капитально отремонтирован,(получена лицензия на осуществление доврачебной медицинской помощи от г. ФС , бактерицидные облучатели - ионизаторы для очищения воздуха (стационарные).

В ДОУ обеспечивался должный уровень физического развития детей, использовались различные формы организации оздоровительных мероприятий: В ДОУ обеспечивался должный уровень физического развития детей, использовались различные формы организации оздоровительных мероприятий: закаливающие процедуры, которые проводятся под контролем старшей медсестры; закаливающие процедуры, которые проводятся под контролем старшей медсестры; 2 раза в год в детском саду проводятся антропометрические измерения детей. В соответствии с ними подбирается ростовая групповая мебель для детей. В целях своевременного выявления отклонений в здоровье воспитанников проводится ежегодный мониторинг состояния здоровья детей, анализ заболеваемости и посещаемости; 2 раза в год в детском саду проводятся антропометрические измерения детей. В соответствии с ними подбирается ростовая групповая мебель для детей. В целях своевременного выявления отклонений в здоровье воспитанников проводится ежегодный мониторинг состояния здоровья детей, анализ заболеваемости и посещаемости; воспитатели систематически проводили физкультурные занятия, спортивные досуги, закаливание, гимнастику после дневного сна и другие мероприятия. воспитатели систематически проводили физкультурные занятия, спортивные досуги, закаливание, гимнастику после дневного сна и другие мероприятия. Медработник поликлиники 5 проводила необходимые профилактические прививки и диспансеризацию детей. Медработник поликлиники 5 проводила необходимые профилактические прививки и диспансеризацию детей.

С целью снижения заболеваемости проводятся профилактические и закаливающие мероприятия: С целью снижения заболеваемости проводятся профилактические и закаливающие мероприятия: утренний прием на улице( в теплое время), утренний прием на улице( в теплое время), утренняя гимнастика (в теплое время на улице), утренняя гимнастика (в теплое время на улице), солнечные ванны (в летнее время), солнечные ванны (в летнее время), контрастные воздушные ванны, контрастные воздушные ванны, сон при свободном доступе свежего воздуха, сон при свободном доступе свежего воздуха, физкультурные занятия (в теплое время на воздухе), физкультурные занятия (в теплое время на воздухе), прогулки, прогулки, физические упражнения, спортивные и подвижные игры, физические упражнения, спортивные и подвижные игры, точечный массаж, точечный массаж, полоскание рта после каждого приема пищи, полоскание рта после каждого приема пищи, сухое обтирание, сухое обтирание, обливание рук и умывание холодной водой, обливание рук и умывание холодной водой, гимнастика пробуждения, гимнастика пробуждения, дыхательная гимнастика, дыхательная гимнастика, физкультурные занятия с использованием массажёров и тренажеров, физкультурные занятия с использованием массажёров и тренажеров, упражнения для коррекции осанки, упражнения для коррекции осанки, упражнения для профилактики плоскостопия упражнения для профилактики плоскостопия

Анализ заболеваемости Анализ заболеваемости Результативность реализации здоровьесберегающих технологий при осуществлении воспитательно-образовательного процесса можно проследить по динамике показателей таблицы: Показатели за 2 учебных года 2010 г г. Число дней функционирования Заболеваемость в детоднях на 1 ребенка 15,011,5

Взаимодействие с родителями. Повышение педагогической и психологической грамотности родителей через активное включение в деятельность детского сада направлено на выполнение социального заказа родителей, учредителей, общества. Мы стараемся формировать доверительные отношения и привлекать родителей к созданию единого пространства развития ребенка. Повышение педагогической и психологической грамотности родителей через активное включение в деятельность детского сада направлено на выполнение социального заказа родителей, учредителей, общества. Мы стараемся формировать доверительные отношения и привлекать родителей к созданию единого пространства развития ребенка. Детский сад проводит Дни открытых дверей, общие родительские собрания, осуществляет работу по интеграции общественного и семейного воспитания дошкольников. В связи с этим в этом учебном году были проведены родительские собрания в нетрадиционной форме, семинары-практикумы, мастер-классы. Родители активно участвуют во всех совместных мероприятиях и творческих акциях, организованные ДОУ, комитетом по образованию. Детский сад проводит Дни открытых дверей, общие родительские собрания, осуществляет работу по интеграции общественного и семейного воспитания дошкольников. В связи с этим в этом учебном году были проведены родительские собрания в нетрадиционной форме, семинары-практикумы, мастер-классы. Родители активно участвуют во всех совместных мероприятиях и творческих акциях, организованные ДОУ, комитетом по образованию.

Основными направлениями взаимодействия с семьями являются: Изучение потребностей родителей в образовании детей; Изучение потребностей родителей в образовании детей; Просвещение родителей для повышения их правовой и педагогической культуры. Просвещение родителей для повышения их правовой и педагогической культуры. Включение родителей в совместную деятельность с ДОУ. Включение родителей в совместную деятельность с ДОУ. Интеллектуально-игровая поддержка семьи. Интеллектуально-игровая поддержка семьи.

В этом году родители принимали активное участие в подготовке и проведении детских утренников, тематических вечерах, викторинах, КВНах, смотрах-конкурсах, выставках (например, «Улыбка осени», «Мастерская Деда Мороза», «Зимняя сказка», «Аты-баты, шли солдаты», «Весенняя фантазия», познавательно-игровые досуги, «Малые олимпийские игры». В этом году родители принимали активное участие в подготовке и проведении детских утренников, тематических вечерах, викторинах, КВНах, смотрах-конкурсах, выставках (например, «Улыбка осени», «Мастерская Деда Мороза», «Зимняя сказка», «Аты-баты, шли солдаты», «Весенняя фантазия», познавательно-игровые досуги, «Малые олимпийские игры».

Безопасность С 2010 по 2012г. безопасность воспитанников, работников учреждения в целом рассматривалось с точки зрения обеспечения безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера. С 2010 по 2012г. безопасность воспитанников, работников учреждения в целом рассматривалось с точки зрения обеспечения безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера. Пожарная безопасность. Здание оснащено автоматической системой пожарной сигнализации, прибором автоматического вывода сигнала о пожаре на пульт 01, первичными средствами пожаротушения в количестве, соответствующим нормативным требованиям, разработаны планы эвакуации воспитанников и действий персонала в случае возникновения пожара, один раз в год проводится учебная эвакуация воспитанников и инструктаж работников, проведен контроль состояния электрооборудования, и работоспособности пожарного водопровода. Здание оснащено автоматической системой пожарной сигнализации, прибором автоматического вывода сигнала о пожаре на пульт 01, первичными средствами пожаротушения в количестве, соответствующим нормативным требованиям, разработаны планы эвакуации воспитанников и действий персонала в случае возникновения пожара, один раз в год проводится учебная эвакуация воспитанников и инструктаж работников, проведен контроль состояния электрооборудования, и работоспособности пожарного водопровода.

Антитеррористическая безопасность. В соответствии с нормативными документами обновлен Паспорт безопасности учреждения, разработаны схема эвакуации и оповещения работников в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Перед началом учебного года осуществлена проверка здания на предмет обнаружения взрывчатых средств, ежедневно проводится контроль состояния территории. В соответствии с нормативными документами обновлен Паспорт безопасности учреждения, разработаны схема эвакуации и оповещения работников в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Перед началом учебного года осуществлена проверка здания на предмет обнаружения взрывчатых средств, ежедневно проводится контроль состояния территории.