ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. СИСТЕМНЫЙ РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД Е.Н. Дзятковская ВНИМАНИЕ! Представленные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Advertisements

«Об утверждении федеральных государственных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» Приказ Министерства.
«Создание здоровьесберегающего пространства в условиях сельской школы»
ЦЕНТР ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТИТУТА СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РАО ИНСТИТУТ ПЕДИАТРИИ И РЕПРОДУКЦИИ ЧЕЛОВЕКА НАУЧНОГО ЦЕНТРА.
Проект ФЗ «Об образовании» Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования; Федеральные требования к ОУ.
Сохранение и укрепление здоровья школьников. Проблема сохранения здоровья формирование основ здорового образа, совершенствование физического воспитания.
План: 1. Концепция здоровьесберегающего воспитания и обучения. 2. Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных.
Здоровье – есть динамический процесс сохранения и развития его социально-природных, биологических, физиологических и психических функций, социально- трудовой,
Системный подход к организации оздоровительной работы Здоровьесберегающая педагогика – это готовность и способность школы обеспечить высокий уровень образовательной.
Образование и здоровье школьников. Здоровье Крепкое здоровье Слабое здоровье С т р е с с о р ы Это состояние полного физического, духовного и социального.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа 3 г. Бикина Здоровьесбережение – важное направление в работе школы.
Основная образовательная программа ОУ как основа реализации ФГОС начального общего образования Презентация учителя начальных классов МОУ «СОШ 1 г. Билибино.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
К ТЕОРИИ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ И ЗДОРОВЬЯ Е.Н.Дзятковская ВНИМАНИЕ! Представленные материалы являются интеллектуальной собственностью.
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»
Условия здоровьесбережения Состояние здания и помещений школы: очистители воздуха, освещенность, температурный режим, режим проветривания Безопасная жизнедеятельность,
Г ОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ.
«Моделирование предметной развивающей среды в свете требований ФГТ» Приказ Министерства образования и науки РФ 2151 от года « Об утверждении.
Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской.
Транксрипт:

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. СИСТЕМНЫЙ РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД Е.Н. Дзятковская ВНИМАНИЕ! Представленные материалы – интеллектуальная собственность Института содержания и методов обучения РАО, Научного центра проблем здоровья семьи и репродукции человека СО РАМН, и автора презентации /Дзятковская Е.Н., гг., ПАТЕНТ 2004 года /. При воспроизведении материала в любом виде ССЫЛКИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ!

ТРАДИЦИОННО: БЛОК САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ БЛОК МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ БЛОК ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БЛОК НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ (содержание, методы, средства, формы) СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ НАПОЛНЕНИЕ ?

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКА 2106 ( ) « ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ В ЧАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ» - ЗДОРОВЬЕ ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ (ФИЗИЧЕСКИЕ, ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ, ПСИХИЧЕСКИЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ РЕСУРСЫ ЗДОРОВЬЯ – примеч. автора) - ОУ ДОЛЖНО ГАРАНТИРОВАТЬ ОХРАНУ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ - СОЗДАВАТЬ УСЛОВИЯ – СОЦИАЛЬНЫЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ - УЧИТЫВАТЬ ФАКТОРЫ РИСКА ОУ - УЧИТЫВАТЬ ЛАГ-ФАЗУ НЕГАТИВНОГО ЭФФЕКТА ОТ ФАКТОРОВ РИСКА (ОТДАЛЕННЫЙ ВРЕМЕННО́Й ЭФФЕКТ) - ФОРМИРОВАТЬ ЗНАНИЯ, УСТАНОВКИ, ПРИВЫЧКИ, ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ

8 ГРУПП ТРЕБОВАНИЙ К ОУ 1.ЦЕЛОСТНОСТЬ (психолого-педагогическая и медико-социальная, урочная, внеурочная, внеклассная работа, преемственность по ступеням, с учреждениями здравоохранения, культуры, спорта...) 2. ИНФРАСТРУКТУРА (оборудование для пожарной безопасности, безопасности на дорогах, комплектация медицинского кабинета, исправность пищеблока, канализации, водоснабжения...) 3.РАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (санитарные правила, содержание и методы обучения, формы и средства обучения, двигательная активность, учет индивидуальных особенностей и др.) 4.ФИЗКУЛЬТУРА (разнообразие форм – лечебная, малые формы на уроках, динамические перемены, спортивно-оздоровительные проекты...)

5. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА (просвещение родителей, учителей, местного населения, повышение квалификации учителей, комплектация библиотек, использование для просветительской работы сайта школы...) 6.ПРОФИЛАКТИКА ПРИЕМА ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ 7.КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (методы профилактики, организация питания, коррекционно- развивающая помощь...) 8.МОНИТОРИНГ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ (ценностей, общих показателей здоровья, зрения, опорно-двигатель- ного аппарата, количества травм, пропусков уроков, эффективности оздоровления, удовлетворенность участников образовательного процесса, общественное мнение)

ЗДОРОВЬЕ - САМООРГАНИЗАЦИЯ, САМОРЕГУЛЯЦИЯ АДАПТИРУЕМОСТЬ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ ГОМЕОСТАТИРУЕМОСТЬ ПОИСКОВЫЙ РЕЖИМ СТРЕСС-ЛИМИТИРОВАНИЕ, КОНТРОЛЬ РИСКОВ САМОРАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЕ, ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ, ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ (ЛИЧНОСТНОЕ), НРАВСТВЕННОЕ (НАДЛИЧНОСТНОЕ) ШКОЛЬНЫЕ БОЛЕЗНИ: КОНФЛИКТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЦИПОВ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ – С Ш И Б К А (конфликт)

ШКОЛЬНЫЕ БОЛЕЗНИ: КОНФЛИКТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЦИПОВ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ – ХРОНИЧЕСКИЙ СТРЕСС + БЛОКИРОВАНИЕ ЕСТЕССТВЕННЫХ МЕХАНИЗМОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ – САМОКОМПЕНСАЦИИ СТРЕССОВ (динамия, эмоциональное самовыражение, творчество, адекватная самооценка и самопринятие, поисковый режим деятельности (темп, приемы организации...) питание и др. БОЛЕЗНИ РЕГУЛЯЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ ФАКТОРОВ ЗДОРОВЬЯ МНОГО, МЕХАНИЗМ ПАТОГЕНЕЗА - ОБЩИЙ Управленческий стресс: более 70% ухудшения здоровья школьников

ПЛАСТИЧЕСКИЙ - ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ - ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ЕДИНСТВО ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ОРГАНИЗМА И ЛИЧНОСТИ СОСТОЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА – ИНДИКАТОР ПСИХО-НЕЙРО-СОМАТИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ КАЧЕСТВО ЗДОРОВЬЯ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ 6-9 ЛЕТ: ЛИМИТИРУЕТ ВЕГЕТО-ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ И КОГНИТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ЛЕТ: ЛИЧНОСТНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН (социально-психологическая среда) – ОПАСНОСТЬ - ИСТОЩЕНИЯ РЕСУРСОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА / ЛИЧНОСТИ, - ОСЛАБЛЕНИЯ СТРЕСС-ЛИМИТИРУЮЩИХ МЕХАНИЗМОВ, - ПОВРЕЖДЕНИЯ СИСТЕМ РЕГУЛЯЦИИ (НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ, ЭНДОКРИННОЙ, ИММУННОЙ)

БЕЗОПАСНОСТЬ - РАЗВИТИЕ - ЗДОРОВЬЕ Безопасность - состояние защищенности от опасностей и угроз, - гарантии защищенности, - владение способами управления рисками, - качество жизни, способность и готовность к само- регуляции риска СУБЪЕКТ БЕЗОПАСНОСТИ - способность и готовность прогнозировать риски, контролировать их, проектировать стратегию и тактику безопасного поведения СУБЪЕКТ САМОРАЗВИТИЯ (само-обучения, воспитания, реализации) ТАКАЯ ГОТОВНОСТЬ - психологическая стресс-лимитирующая функция НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ + БЕЗОПАСНОСТЬ УВП И УКЛАДА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ Стресс-лимитирующие механизмы НЕ ТОЛЬКО психологические (личностные), но и организма

РЕСУРСЫ ЗДОРОВЬЯ СОХРАННОСТЬ СИСТЕМЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ (безопасность деятельности – напр., учебной) + РАЗВИТИЕ СТРЕСС-ЛИМИТИРУЮЩИХ МЕХАНИЗМОВ (социальных, психологических, биологических)

СОХРАННОСТЬ СИСТЕМЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ БЕЗОПАСНОСТЬ учебной деятельности Педагогическая технология ? Образовательная технология? Методическая система ?

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДИАГНОСТИРУЕМОСТЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ ВОСПРОИЗВОДИМОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ВОСПРОИЗВОДИМОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕЗУЛЬТАТ ВЫСОКОГО УРОВНЯ ЦЕЛОСТНОСТИ СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ЦЕЛЕВОГО, ПРОЦЕССУАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО, ОЦЕНОЧНО-РЕЗУЛЬТАТИВНОГО И КОНТРОЛЬНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ЗВЕНЬЕВ (Т.С. Назарова) СИСТЕМНЫЙ МЕТОД СОЗДАНИЯ, ПРИМЕНЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВСЕГО ПРОЦЕССА ПРЕПОДАВАНИЯ И УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ С УЧЕТОМ ТЕХНИЧЕСКИХ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ЦЕЛЬЮ ОПТИМИЗАЦИИ ФОРМ ОБРАЗОВАНИЯ (ЮНЕСКО) ВОСПРОИЗВОДИМЫЙ СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ЧЕТКОЙ ОРИЕНТАЦИЕЙ НА ДИАГНОСТИЧНО ЗАДАННУЮ ЦЕЛЬ (В.В. Гузеев) Жесткость, эмпиричность

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, ВКЛЮЧАЮЩАЯ: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ ОБУЧЕНИЯ СРЕДСТВА ИХ ДИАГНОСТИКИ НАБОР МОДЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ КРИТЕРИИ ВЫБОРА ОПТИМАЛЬНОЙ МОДЕЛИ В КОНКРЕТНЫХ УСЛОВИЯХ Не жесткий алгоритм ВЫБОР МОДЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ ИЛИ ИХ ПРОЕКТИРОВАНИЕ С ИЗНАЧАЛЬНО ЗАДАННЫМИ СВОЙСТВАМИ БЕЗОПАСНОСТИ, РАЗВИТИЯ, БЕЗ БЛОКИРОВКИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МЕХАНИЗМОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ ?

КАКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (СРЕДИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ) ЯВЛЯЕТСЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ? ЭМПИРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ «О ВРЕДЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ» ОЧЕНЬ ПРОТИВОРЕЧИВЫ. МОЖЕТ БЫТЬ, ЗОТ - ЭТО СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ) ТЕХНОЛОГИИ ? ВНЕПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ? МОЖЕТ БЫТЬ, ЗОТ – ЭТО ТА ЧАСТЬ УВП, КОТОРАЯ НАПРАВЛЕНА НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ? А МОЖНО ЛИ ВЫДЕЛИТЬ ЧАСТЬ УВП, КОТОРАЯ НЕ НАПРАВЛЕНА НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ?

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ - ЦЕЛОСТНАЯ ИЕРАРХИЯ ЦЕЛЕЙ, СОДЕРЖАНИЯ, МЕТОДОВ, ФОРМ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ, АДЕКВАТНАЯ ВНЕШНИМ И ВНУТРЕННИМ УСЛОВИЯМ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА, ОБЛАДАЮЩАЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ФУНКЦИЕЙ ТРЕБОВАНИЯ: ОТКРЫТОСТЬ (внешним, внутренним факторам), АДАПТИВНОСТЬ, САМООРГАНИЗАЦИЯ (сохранение структуры, поддержание режима деятельности, реализация целей), РАЗВИВАЮЩИЙ ХАРАКТЕР, ГИБКОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ БЕЗОПАСНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ – ЗАЛОЖЕННЫЙ В НЕЙ КОНТРОЛЬ НАД РИСКОМ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО СТРЕССА

РАЗВИТИЕ СТРЕСС-ЛИМИТИРУЮЩИХ МЕХАНИЗМОВ (социальных, психологических, биологических) ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА, УКЛАД ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНФРАСТРУКТУРА

УКЛАД ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ: САМОРЕГУЛЯЦИЯ, КОНТРОЛЬ РИСКОВ, БЕЗОПАСНОСТЬ И РАЗВИТИЕ, ПОИСКОВЫЙ ХАРАКТЕР – ПОЛИПОЗИЦИО- НИРОВАНИЕ КАК ВСЕ СОБРАТЬ ВОЕДИНО И РАССТАВИТЬ АКЦЕНТЫ? ПОНЯТЬ МЕХАНИЗМЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ - ИМПЕРАТИВ В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ РАБОТЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ - МОДЕЛИ... ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ...

НЕРВНАЯ СИСТЕМА ЭНДОКР. СИСТЕМА ИММУННАЯ СИСТЕМА нейрогумо- ральная регуля ция общий адапта- ционный синдром специфический и неспецифический иммунитет ОСНОВНОЙ КОНТУР АДАПТИВНЫЙ КОНТУР ЗАЩИТНЫЙ КОНТУР взаимодействие управляемых структур изменение взаимодействия управляемых структур сохранение взаимодействия управляемых структур при перегрузках, сбоях в работе УСТОЙЧИВО РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СИСТЕМЫ: УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ПО ПРИНЦИПУ ПРИРОДНОГО АНАЛОГА СТРОЯЩИЕСЯ СТАНЦИИ НОВЫЕ ПЕРЕХОДЫ СИСТЕМА ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ ТУННЕЛЕЙ, ПЕРЕХОДОВ, СТАНЦИЙ, ПАРК ПОЕЗДОВ, КАДРЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГРАФИКОМ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ НЕ КУРИТЬ ! МИЛИЦИЯ ПЕРЕХОД ЗАКРЫТ С 12 ДО 16 ЧАС СИСТЕМА СЛУЖБ МЕТРОПОЛИТЕНА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АНАЛОГ ВОСПИТАНИЯ АНАЛОГ РАЗВИТИЯ - количественного (функционального) - качественного (стадиального) АНАЛОГ ОБУЧЕНИЯ (ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ) (присвоение культурных ценностей, культурного опыта) МЕДПУНКТ

ОСНОВНОЙ БЛОК – прямые, обратные, перекрестные связи; союзнические, партнерские, нейтальные, конкурентные (более 100 вариантов) ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ БЛОК – познание и самопознание, субъектность, индивидуализация, творчество и др. стресс-лимити- рующие, дифференциация и интеграция ЗАЩИТНЫЙ БЛОК - профилактика помех, перегрузок, коррекция (Я-концепция, семья...) самокомпенсация, ситуации успеха, самоорганизация адаптация, саморазвитие самосохранение

ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ – познавательное, личностное, общекультурное развитие и саморазвитие РУКОВОДИТЕЛИ – цель образования, объективные законы воспроизводства культуры, законы познавательного, личностного и общекультурного развития, теория познания ИСПОЛНИТЕЛИ - субъекты образовательного процесса, содержание, методы, средства, формы обучения, деятельность преподавания и обучения СИСТЕМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

ЗАКОНЫ ОТКРЫТЫХ, САМООРГАНИЗУЮЩИХСЯ, САМОРЕГУЛИРУЮЩИХСЯ СИСТЕМ - ОБЩИЕ Реализация этих законов обеспечивает НАДЕЖНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЖИВУЧЕСТЬ АДАПТИРУЕМОСТЬ УСТОЙЧИВОСТЬ РАЗВИТИЯ

ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОТКРЫТЫХ, САМООРГАНИЗУЮЩИЙХСЯ СИСТЕМАХ (биологических, социальных, технических) 1.ПРИНЦИП РЕГУЛЯЦИИИ ПРОТИВОРЕЧИЙ (ДВОЙНОГО УПРАВЛЕНИЯ): познание логическое – образное, индуктивное – дедуктивное, абстрактное – конкретное, информации о мире – его предметов, через действие – через восприятие, эмоционально положительно – негативно, симультанно - сукцессивно ПРИНЦИП РАСШИРЕНИЯ ВЫБОРА (ПОЛЯ РАЗНООБРАЗИЯ) чем больше вариантов выбора активности – тоньше регуляция, больше шансов найти оптимальное решение (темп обучения, мультисенсорность, поли- позиционность, направления творческого самовыражения... )

3. ПРИНЦИП МНОГООБРАЗИЯ СВЯЗЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ и ИСПОЛНИТЕЛЕЙ МЕЖДУ СОБОЙ и С ОБЪЕКТОМ УПРАВЛЕНИЯ союзнические, партнерские, нейтральные, конкурентные – но не конфликтные! прямые, обратные, перекрестные, сочетание жестких и гибких звеньев управления 4. ПРИНЦИП ДУБЛИРОВАНИЯ ФУНКЦИЙ (надежность) 5.ПРИНЦИП КОМПЕНСАЦИИ (Штерн, Адлер, Выготский; принцип Ле-Шателье – Брауна). Сам дефект - стимул для самокомпенсации. 6.ПОИСКОВЫЙ РЕЖИМ ВО ВСЕХ ЗВЕНЬЯХ УПРАВЛЕНИЯ (флуктуации, свободные колебания, ритмы, творчество, право на эксперимент, самовыражение, личные цели, индивидуальную образовательную траекторию, адаптацию педтехнологии к конкретным условиям, контингенту и т.д.)

ИСХОДНЫЙ, ГЕНЕТИЧЕСКИЙ, ПРИНЦИП ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЛЮБОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРИНЦИП ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ ЗАКОНЫ ОБРАЗОВАНИЯ 1. ЗАКОН СЕМИОТИЧЕСКОЙ НЕОДНОРОДНОСТИ: любая образовательная система состоит из множества противоположно организованных знаковых областей и определенного числа интеграционных механизмов (образование – знаковый сложно организованный текст, по принципу семиотической биполярности, как перевод из одной знаковой системы в другую, перевод осуществляется с помощью дидактических средств. ИНТЕГРАЦИЯ – соединение нескольких знаковых областей и Осуществление между ними УСЛОВНО-АДЕКВАТНЫХ ПЕРЕВОДОВ 2. ЗАКОН СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБЩЕЕ? СПЕЦИФИЧЕСКОЕ?

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЭКОЛОГИЯ КАК МЕТОДОЛОГИЯ ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА, СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ, ЗДОРОВЬЯ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ С ЗАДАННЫМИ СВОЙСТВАМИ СИСТЕМА «ЖИВОЕ – СРЕДА» КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ФУНКЦИИ САМОПОЗНАНИЕ, САМОУПРАВЛЕНИЕ ЗАПРОС НА БЕЗОПАСНЫЙ И РАЗВИВАЮЩИЙ ХАРАКТЕР МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК – СРЕДА» БЕЗОПАСНОСТЬ – РАЗВИТИЕ – ЗДОРОВЬЕ ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ, ЗДОРОВЬЯ РЕСУРСЫ ЗДОРОВЬЯ, в т.ч. КОНТРОЛЬ ЗА РИСКАМИ АКТИВНОСТЬ, ТВОРЧЕСТВО...

ЧЕЛОВЕК – АКТИВНОСТЬ – СРЕДА МЕТОДИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ГИГИЕНА МЕДИЦИНА, ПСИХОЛОГИЯ СТРУКТУРА РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ЭКОСИСТЕМНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ «человек в информационной среде» АКТИВНОСТЬ – УЧЕБА, ОБЩЕНИЕ, СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА СРЕДА - КОММУНИКАТИВНАЯ, ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ, ПРЕДМЕТНАЯ, СОЦИО-КУЛЬТУРНАЯ

ВНИМАНИЕ! Представленные материалы – интеллектуальная собственность Института содержания и методов обучения РАО, Научного центра проблем здоровья семьи и репродукции человека СО РАМН и автора презентации /Дзятковская Е.Н., гг.., ПАТЕНТ 2004 года /. При воспроизведении материала в любом виде ССЫЛКИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ!