Федеральный институт развития образования Центр профессионального образования Современное состояние и перспективы развития профессионального образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Комитет по здравоохранению Санкт - Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования « Фельдшерский.
Advertisements

Ильченко Людмила Ивановна Кузбасский региональный институт развития профессионального образования.
Формирование фондов оценочных средств в соответствии с требованиями ФГОС.
Контрольно-оценочные средства. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального.
Опыт создания комплекта контрольно - оценочных средств по профессии « Сварщик » НПО семинар Северного ТМО Дмитриева Зоя Алексеевна преподаватель спецдисциплин.
Комплект контрольно - оценочных средств по профессиональному модулю ( ККОС ) Профессия НПО Комплект контрольно - оценочных средств по профессиональному.
Проект Положение о формировании фонда оценочных средств Переверзев Владимир Юрьевич, ведущий научный сотрудник ГБРУ НИИРПО к.п.н., доцент
Айзенштат Галина Владимировна. ФГОС ФОС (фонды оценочных средств) КИМ (контрольно-измерительные материалы) КОС (контрольно-оценочные средства) КОЗ (компетентностно-ориентированное.
Шарина А.В. - зам.директора по УР. ГБОУ СПО «Арзамасский коммерческо- технический техникум» НПО (4 профессии) Очная форма обучения СПО (10 специальностей)
Зам.директора по учебной работе Л.Н.Филиппова Зам.директора по учебной работе Л.Н.Филиппова ГБОУ СПО МО «Правдинский лесхоз-техникум»
Контрольно-оценочные средства, ориентированные на проверку сформированных компетенций Федеральный институт развития образования Центр начального, среднего,
Методическое сопровождение внедрения ФГОС НПО/СПО третьего поколения Фейгина Э.Е., кафедра профессионального образования СПБ АППО, доцент 16 марта 2012.
Белоруссова Екатерина Владимировна, преподаватель специальных дисциплин Оценка результатов освоения ОПОП: анализ контрольно-измерительных материалов образовательных.
LOGO Школа педагогического мастерства Рекомендации по методическому обеспечение аудиторных занятий.
Государственный контракт на выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд от«07» ноября 2011 г. 12.Р «Создание и внедрение системы.
Создание фондов оценочных средств как условие реализации требований ФГОС (направление «Экономика» Собянина Л.Ю. КГАОУ СПО "Краевой колледж предпринимательства"
Информационно-методический семинар «Организация оценивания качества освоения основной профессиональной образовательной программы» 8-9 февраля 2012 год.
ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБНОВЛЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПЕРЕХОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Заместитель директора по УВР Климина Е.В. «Институт пищевых технологий и дизайна» – филиал ГБОУ ВПО НГИЭИ.
Транксрипт:

Федеральный институт развития образования Центр профессионального образования Современное состояние и перспективы развития профессионального образования в России доктор педагогических наук, профессор Блинов Владимир Игоревич доктор педагогических наук, кандидат технических наук Пермяков Олег Евгеньевич

Современное состояние и перспективы развития профессионального образования в России Начальное профессиональное образование Среднее профессиональное образование Высшее профессиональное образование Количество образовательных учреждений Количество Федеральных государственных образовательных стандартов Направления подготовки Бакалавриат – 177 Магистратура – программ подготовки специалистов Общий контингент учащихся (студентов) (тыс. чел.) 652, , 8 Численность работников (тыс. чел.) 152,9151, 3 Средняя заработная плата (тыс. руб.)15,221,1 Система подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации характеризуется следующими количественными показателями

Современное состояние и перспективы развития профессионального образования в России Обобщая современные оценки состояния системы профобразования, можно выделить несколько групп ключевых проблем: несбалансированность системы с требованиями рынка труда; низкое качество образовательных программ (включая отсутствие кадрового потенциала, современных учебных материалов) и результатов обучения; информационная закрытость (необходима агрессивная реклама и пропаганда учебного заведения); низкий уровень индивидуализации обучения (согласно ФГОС будут сертифицировать после каждого модуля); отсутствие системы профориентации.

Современное состояние и перспективы развития профессионального образования в России Пути решения: деятельность межрегиональных советов по профессиональному образованию в целях развития региональных систем профессионального образования.; реализация модульных программ и разработка процедур оценивания в профессиональном образовании (рабочая программа-это бизнес-план ОУ); модернизация учебно–методического оснащения образовательного процесса; формирование системы непрерывного организационно-методического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.

Основные направления образовательной политики в сфере профессионального образования в России НОВАЯ КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА Поддержка молодых преподавателей Обмен кадрами с реальным сектором экономики Развитие системы подготовки инженерно- педагогических кадров, кадровый резерв НОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ Специальные механизмы управления образовательными кластерами и сетями Гибкая модель финансирования Система независимой оценки качества профессионального образования (программы, организации, выпускники) НОВАЯ ИНФРАСТУКТУРА Центры прикладных квалификаций Модернизированные колледжи, учебные производства, бизнес- инкубаторы, ресурсные центры коллективного пользования Независимые центры оценки и сертификации квалификаций Комплексная информатизация образовательного процесса НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПРИВЛЕЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ Повышение «планки» в вузах Адресная социальная поддержка и свободный многократный доступ к профессиональным программам по сложным и дефицитным профессиям и специальностям PR системы

Под фондом оценочных средств понимается комплект методических и контрольных материалов, предназначенных для оценивания знаний, умений и компетенций на разных стадиях обучения студентов, а также для аттестационных испытаний выпускников на соответствие (или несоответствие) уровня их подготовки требованиям соответствующего ФГОС по завершению освоения конкретной ОПОП. Пользователями ФОС являются: заместитель директора, преподаватели, мастера производственного обучения, обучающиеся образовательного учреждения

Типы и формы контроля и аттестации Текущий контроль Контрольная работа Лабораторная работа Практическая работа Устный опрос Тесты Рейтинговая и накопительная система Промежуточная аттестация Экзамен; экзамен (квалификационный) Дифференцированный зачет; зачет Итоговая государственная аттестация ВКР

Оценочные средства текущего контроля Форма занятия Форма проведения контрольного мероприятия Разновидность оценочного средства Практическое занятие Контрольная работа Контрольное задание Ролевое задание (деловая игра) Тест (тестирование) Практическое задание (работа в мастерской, на тренажерах и т.п.) Лабораторное занятие Лабораторная работа Задание на выполнение лабораторной работы (измерения, эксперимент, сборка схем, управление процессом, хим.анализ и т.п.) Самостоятельная работа + консультации Домашнее задание Задание на выполнение проекта Реферат Задача (расчетная, поисковая, аналитическая, графическая, программирование и т.п.) Задание на изготовление изделия / продукта и т.п

– Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации – разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей. – ФОС по каждой дисциплине, профессиональному модулю и по ОПОП в целом определяет организацию, планирование результатов самостоятельной работы обучающихся и оценку качества освоения компетенций.

ФОС решает следующие задачи: контроль и управление процессом приобретения обучающимися необходимых знаний, умений, практического опыта и уровня сформированности компетенций, определенных во ФГОС СПО по соответствующему направлению подготовки; контроль и управление достижением целей реализации ОПОП, определенных в виде набора общих и профессиональных компетенций обучающихся; обеспечение соответствия результатов обучения задачам будущей профессиональной деятельности через совершенствование традиционных и внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс техникума.

Методическими основами формирования фонда оценочных средств являются: структурные макеты оценочных средств для проведения текущего, промежуточного и итогового контроля компетенций обучающихся в соответствии с учебным планом ОУ по направлению подготовки; максимальное приближение системы оценивания и контроля компетенций обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности; участие в оценке компетенций обучающихся внешних экспертов (работодателей, преподавателей, читающих смежные дисциплины); использование традиционных и инновационных видов и форм контроля

Фонд оценочных средств по специальностям СПО состоит из комплектов контрольно-оценочных средств (КОС) по каждой учебной дисциплине, профессиональному модулю, учебной и производственной практик, государственной (итоговой) аттестации.

Непосредственным исполнителем разработки комплекта контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине, профессиональному модулю является преподаватель, мастер производственного обучения по соответствующей специальности. Если одна и та же дисциплина с одинаковыми требованиями к ее содержанию преподается по разным специальностям, то по ней создается единый комплект контрольно оценочных средств.

Работы, связанные с разработкой комплекса контрольно-оценочных средств, вносятся в индивидуальные планы преподавателей, мастеров производственного обучения.

Создаваемые комплекты контрольно-оценочных средств должны проходить экспертизу: внешнюю: в качестве внешних экспертов привлекаются представители работодателей, выпускники прошлых лет Экспертиза фонда оценочных средств проводится с целью установления соответствий: требованиям ФГОС СПО; основной профессиональной образовательной программе по направлению подготовки; Итоги экспертизы оформляются экспертным заключением или рецензией. (КОС ПМ, УП, ПП, ИГА требует согласования с работодателем)

Структурными элементами комплекта контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине являются: паспорт комплекта КОС, который включает общие положения, результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке, распределение результатов освоения дисциплины по видам аттестации, распределение оценочных средств по элементам знаний, умений текущего контроля и промежуточной аттестации; спецификация оценочных средств; варианты оценочных средств; критерии формирования оценки по каждому оценочному средству.

По итогам изучения дисциплины проводится зачет, дифференцированный зачет, экзамен. Если зачет: В зачетную книжку выставляется зачет/незачет. Зачет выставляется на основании оценок за практические и/или лабораторные работы и точки рубежного контроля. Если дифференцированный зачёт, экзамен: сдается по билетам, тестовом варианте

Структурными элементами комплекта контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю являются: паспорт комплекта КОС, который включает общие положения, формы контроля и оценивания элементов профессионального модуля, результаты освоения модуля, подлежащие проверке; оценка освоения теоретического курса профессионального модуля (оценка освоения междисциплинарных курсов); оценка по учебной и (или) производственной практике; контрольно-оценочные материалы для экзамена (квалификационного).

Структурными элементами комплекта контрольно- оценочных средств по ГИА являются: общие положения; определение основных показателей оценки результатов для государственной (итоговой) аттестации; спецификация выпускной квалификационной работы; задание на ВКР; календарный план ВКР; рецензия/отзыв руководителя ВКР; оценочный лист.

Печатный экземпляр комплекта контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине, профессиональному модулю, ГИА хранится в составе учебно- методических комплексов преподавателя, мастера производственного обучения

Типы и формы контроля и аттестации Текущий контроль Контрольная работа Лабораторная работа Практическая работа Устный опрос Тесты Рейтинговая и накопительная система Промежуточная аттестация Экзамен; экзамен (квалификационный) Дифференцированный зачет; зачет Итоговая государственная аттестация ВКР

ФОС – скопление всех КОС: - по УД - по ПМ - по УП - по ПП - по ГИА

Главные вопросы оценивания Что мы хотим оценить и почему? По каким критериям должна проходить оценка? (соответствие эталону)

Уровень подготовки студентов оценивается: - при проведении зачета по учебной дисциплине – решением: «зачтено/не зачтено»; - при проведении дифференцированного зачета, экзамена по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу, учебной / производственной практике – в баллах: «5» («отлично»), «4» («хорошо»), «3» («удовлетворительно»), «2» «неудовлетворительно»; - при проведении экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю – решением о готовности к выполнению профессиональной деятельности: «вид профессиональной деятельности освоен/не освоен».

Сравнительная характеристика КОС по дисциплине и по профессиональному модулю ХарактеристикиКОС по УДКОС по ПМ Объект измерениязнания, умениякомпетенции Достижения обучающихсяизмеряютдают качественную оценку Форма оцениванияоцениваются в баллах (по пятибалльной шкале) освоен / не освоен Вид контроля по этапам обучения текущий контроль, промежуточная аттестация по УД текущий контроль по МДК, практике, экзамен квалификационный Функциимотивация, корректировка, стимулирование, оценка, контроль контроль и оценка Формы, методы контроляраздел 4 рабочей программы УД Раздел 5 рабочей программы ПМ

Критерии формирования оценки по каждому оценочному средству Универсальная шкала оценки образовательных достижений Процент результативности (правильных ответов) Качественная оценка уровня подготовки Балл (отметка)Вербальный аналог %5Отлично 80-89%4Хорошо 70-79%3Удовлетворительно менее 70%2Неудовлетворительно

Структура комплекта КОС по ПМ Формы контроля и оценивания элементов профессионального модуля Элемент модуляФорма контроля и оценивания Формы промежуточной аттестации Текущий контроль МДК «наименование» Пример: экзамен Пример: оценка выполнения практических заданий МДК n «наименование»Пример: зачет Пример: тестирование УП.01Пример: дифференцированный зачет Пример: наблюдение и оценка выполнения работ на учебной практике ПП.01 ПМ «наименование»Экзамен (квалификационный)

«Гостиничный сектор» Место – гостиница Sokos, рабочее место по приемке гостей Соискатели 1 человек – работник гостиницы Эксперты из Финляндии (2), от гостиницы (1) Рабочий язык: русский / английский. «Строительный сектор» Место - стройплощадка бизнесс-центра, фирма Лемикяйнен, рабочее место – заливка бетона на площадке погрузчика Эксперты – из Финляндии (2), от Лемикяйнен (1) Рабочий язык: русский / финский. Предпилотные демонстрационные экзамены

Предпилотный демонстрационный экзамен сектор «Строительство» Собеседование с участниками демонстрационного экзамена

Введение в систему квалификаций Финляндии. Общее заседание Собеседование с участниками демонстрационного экзамена

Предпилотный демонстрационный экзамен сектор «Строительство» Оценка при выполнении работ

Преподаватель должен: 1) Довести до студентов систему оценивания (в начале семестра); 2) Разработать комплект демонстрационных заданий (разместить их на сайте, на стенде учебного кабинета, в библиотечно- информационном центре); 3) Подготовить комплект контрольно-оценочных средств для проведения промежуточной аттестации (максимально используя наработанный материал); 4) Сдать комплект КОС на утверждение директору техникума.

Принять к сведению: Рекомендуется использовать компьютерные формы тестирования (можно использовать тесты Интернет- экзаменов); В задаче должно быть не более 20 слов (что сделать, вопрос), условие (что дано) прописывается в Приложении; В колледжах Швеции на экзамене применяют один билет (для обеспечения одинаковых условий для экзаменующихся); В колледжах Финляндии на экзамене применяют пять билетов