Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5 им.Н.О.Кривошапкина» (с углубленным изучением отдельных предметов) городского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Национальная программа поддержки и развития чтения Составитель: Галеева И.Ш., методист ГМЦ.
Advertisements

Общешкольный экспериментальный проект «ЧИТАЮЩАЯ ШКОЛА»
Содержание воспитательной системы в условиях введения ФГОС.
Основные характеристики нового стандарта Команда МОУ Нижнекужебарскоая СОШ.
Перспективы использования ресурса дополнительного образования в современной школе Корюкина Татьяна Геннадьевна, заместитель директора.
Да здравствует Заветная мечта по программе «Большое чтение» Автор проекта: Румянцева Н. А. – заведующая библиотекой МОУ СОШ 21 г. Шарья.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Междуреченская средняя общеобразовательная школа.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Создание модели методического сопровождения перехода ОУ НОО на новые федеральные государственные образовательные стандарты, создание предпосылок для реализации.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «МОСТЫ В БУДУЩЕЕ» Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 84 с углубленным изучением отдельных предметов.
Проект « Калейдоскоп » развитие читательской культуры всех участников воспитательного процесса Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная.
Новая методическая литература Информационный обзор Невьянский городской округ управление образования центр развития образования и инженерно – технического.
Патриотическое воспитание «Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» «Человек только тогда становится гражданином,
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Рейтинговая накопительная система (РНС): реализация воспитательного потенциала То, что не оценивается отметкой, является неважным.
Программа: Федеральный государственный образовательный стандарт в контексте государственной политики образования Зав. лабораторией общественно-гуманитарного.
1.6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся Духовно-нравственное.
Принципы организации внеклассной работы по иностранному языку Принцип связи обучения с жизнью Принцип коммуникативной активности учащихся Принцип учета.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ 11 Московская область, г. Железнодорожный, ул. Колхозная, 9. телефон
Комплексно-целевая программа Дата утверждения: решение педагогического совета от 30 ноября 2007 года Муниципальная общеобразовательная средняя школа 17.
Транксрипт:

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5 им.Н.О.Кривошапкина» (с углубленным изучением отдельных предметов) городского округа «город Якутск» Кафедра методики преподавания русского языка и литературы СВФУ им. М.К.Аммосова КОНЦЕПЦИЯ поддержки и развития чтения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Основания для разработки Концепции. В основу разработки Концепции поддержки и развития чтения в школе 5 им.Н.О.Кривошапкина положено осознание того, что: чтение – национальная ценность, ключ к успешной жизни в глобальном информационном обществе; детское чтение – интеллектуальный ресурс страны, главный резерв развития человеческого потенциала; чтение является одним из важнейших и наиболее результативных способов формирования сознания, духовного мира человека; чтение – доступный канал освоения социального опыта, культурных ценностей, национальных традиций; чтение – основа получения значимой учебной информации, профессиональных знаний; чтение обеспечивает поддержание и усвоение родного языка и языков межкультурных коммуникаций; чтение – средство осуществления учеником своих жизненных планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества; развитие чтения – неотъемлемая часть работы педагогического коллектива по реализации школьной Концепции формирования менталитета детей и подростков на духовном наследии А.С.Пушкина (2008г.); поддержка и развитие чтения – приоритет социальной политики России, Республики Саха (Якутия), городского округа «город Якутск».

Современная ситуация с чтением. Проблемы. В духовной жизни российского общества чтению всегда принадлежало особое место, высоким было назначение писателя, долгие годы тезис: «Книга – учебник жизни» - предопределял ведущее значение художественной литературы в системе образования, в культурной сфере. Наша страна считалась «самой читающей» в мире, в школе литература традиционно занимала главные позиции. Однако в последние десятилетия читательская ситуация кардинально изменилась. Проблемы чтения учащихся, места книги в системе образования и воспитания школьников явственно обозначились в наши дни в контексте значительного падения общей культуры, смены ценностных ориентиров в обществе. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного в 2009 году ВЦИОМ: из 1600 респондентов – 35% не читают вообще или читают крайне редко, 42% - читают редко, от случая к случаю, 1% - затруднились с ответом, только 22% читают практически ежедневно. Регулярный мониторинг читательских интересов школьников нашей республики, проводимый органами управления образования, педагогами, студентами-филологами СВФУ (прежде ЯГУ), также констатирует резкое падение интереса к книге вообще, в частности – к классическим произведениям. снижается культурный статус чтения; об этом свидетельствуют: значительное увеличение количества школьников, вообще не читающих или читающих лишь от случая к случаю; невзыскательность вкуса и предпочтений в области чтения – выбор профессиональной, художественной, массовой литературы свидетельствует об их упрощении; возрастание сугубо развлекательной составляющей чтения; стремление школьников – в особенности младших – свести к минимуму затраты интеллектуальных усилий при чтении. В круге чтения учеников преобладает массовая литература (триллеры, фэнтэзи, детективы, любовные повести и романы), практически отсутствует поэзия; свободное, досуговое чтение заметно вытесняется чтением деловым («для получения оценки», «для получения информации»); как следствие заметно снизился уровень владения языком.

Современная ситуация с чтением. Проблемы. Результаты анкетирования 5-классников в 2011 году: - Любишь ли ты читать? Да – 50%, нет – 4%, не очень – 46%. - Записан ли ты в библиотеку: школьную – 44%, городскую – 37%. - Сколько книг в семейной библиотеке? Менее 50 книг – 52%, более 50 книг – 48%. - Читаешь ли ты электронные книги? Да – 27%, нет – 73%. -Какие книги ты предпочитаешь читать? 1 место – манга, анимэ, 2 место - ужасы, 3 место – фантастика, 4 место – про ровесников. Данные региональных исследований свидетельствуют о том, что педагоги слабо ориентируются в литературном поле, привлекательном для подрастающего поколения, в читательских предпочтениях своих подопечных и не всегда эффективно используют книгу и чтение в образовательно-воспитательном процессе. Существует также и проблема выбора школьников в отношении информационных ресурсов; в ее решении все большее значение приобретает интеллектуальная составляющая, предполагающая формирование читательской и информационной компетентности. В «Национальной программе поддержки и развития чтения прямо указывается: «Возрастающий дефицит конструктивных идей и знаний в российском обществе (на фоне нарастания других острых общественных проблем) усиливается резким снижением у населения России интереса к чтению. Современная ситуация с чтением в России характеризуется как системный кризис читательской культуры. Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением».

Современная ситуация с чтением. Проблемы. Безусловно, пути выхода из читательского кризиса неоднозначны, но главным звеном в этом сложном процессе является возрождение системы педагогического руководства формированием грамотного читателя в школе, системы, основанной на разумном сочетании методических традиций, лучшего опыта учителей нашей республики, российской и зарубежной школы с современными образовательными технологиями. Кроме того, необходимо изучение уже созданных и функционирующих региональных, муниципальных, школьных региональных и муниципальных программ, реализующих основные положения национальной программы поддержки и развития чтения, таких, как: «Читающая Хакасия», «Целевая программа поддержки и развития чтения в Калининградской области на годы», «Концепция поддержки и развития детского и юношеского чтения в Челябинской области», «Программа мероприятий по поддержке и пропаганде чтения в городе Москве», «Программа поддержки и развития в Санкт- Петербурге на годы». Особую важность для продвижения чтения в школе представляет изучение опыта локальных программ нашего региона: Читающая Олёкма», «Читающий Ленский район», «Читающий Хангаласский улус», а также участие в проекте «Читающая Якутия».

Основной круг проблем, связанных с поддержкой и развитием чтения в школах, объективно распределяется по двум группам. Проблемы, которые невозможно решить внутри отдельного образовательного учреждения: Репертуар издаваемой книжной продукции для детей и юношества, ее полиграфическое качество как в масштабах страны, так и в республике оставляет желать много лучшего: недостаточно переиздаются классические произведения российских и зарубежных авторов и иллюстраторов, не хватает книг о школе, о сверстниках, серии ЖЗЛ и подобных изданий. В школах республики необходимы произведения регионального компонента – переводы классиков и современных якутских писателей, книги представителей малых народов Севера, русских писателей - наших земляков, авторов, представляющих «якутский текст» в российской литературе. В системе профессиональной подготовки филологов совершенствованию читательской компетенции студентов, подготовке их и руководству чтением школьников пока еще отводится весьма скромное место, причем объем этого аспекта образовательного процесса неизбежно сокращается в связи с переходом на двухуровневое высшее образование. Финансирование школьных и многих общедоступных библиотек, бедность их книжных фондов, отсутствие возможности выписывать периодические издания в полном объеме, внедрять информационные технологии приводит к тому, что ученики часто игнорируют библиотеки.

Основной круг проблем, связанных с поддержкой и развитием чтения в школах объективно распределяется по двум группам. Локальные проблемы образовательного учреждения. Неравномерность культурного уровня, а, следовательно, уровня читательской культуры учащихся в зависимости от микрорайона школы. Билингвизм учеников в последние десятилетия из-за притока мигрантов постепенно превращается в полиэтническое сообщество. У учащихся–билингвов закономерно сокращено время на чтение произведений даже программных, на русском языке. Двухсменные занятия не позволяют в полной мере развернуть исследовательскую и проектную деятельность школьников, связанную с созданием устойчивой читательской среды. Не в полной мере используются ИТК. «Пушкинское начало» внеурочной работы далеко не всегда связывается с читательской средой.

Основные задачи концепции заключаются в следующем: Возвращение интереса к чтению; Формирование грамотного читателя; Воспитание личности (приобщение к вечным нравственным ценностям, социализация, профессиональное самоопределение, совершенствование культурологической, речевой, коммуникативной, информационной компетенций; Обновление круга чтения; Создание в школе устойчивой читательской среды. Принципы реализации концепции: Системность; Преемственность; Вариативность; Разумное сочетание методических традиций и современных образовательных и воспитательных подходов; Учет особенностей учащихся – возрастных, гендерных, этнопсихологических, индивидуальных; Интегративность – интеграция действий преподавателей всех предметов, школьного библиотекаря, родителей под руководством словесников.

СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА ЧТЕНИЕМ ШКОЛЬНИКОВ. Первым этапом системы является мониторинг читательских интересов, проводимый регулярно в следующих формах: анкетирование; индивидуальные и групповые беседы; посещение учащихся на дому с целью изучения домашних библиотек, выявление читательской атмосферы семьи; изучение читательских дневников, в том числе компьютерных, сочинения–отзывы, сочинения-рецензии о самостоятельно прочитанных книгах. На основании количественного и качественного анализа полученных данных, выявления эволюции читательских предпочтений, круга и мотивов чтения осуществляется перспективное планирование работы на учебный год в тематический план включаются темы уроков внеклассного чтения, уточняется их место, корректируются основной список для внеклассного чтения, а также дополнительные индивидуальные читательские маршруты для отдельных учеников. Этап рекомендации мотивирует учеников на чтение. Главная задача его – заинтересовать детей и подростков; основная составляющая устных рекомендаций - эмоциональное слово учителя (старшего ученика, родителя), подкрепленное фрагментарным чтением, компьютерными презентациями, показом книги. Контроль чтения к урокам внеклассного чтения проводится в форме тестов, викторин, литературных диктантов, предварительных сочинений. Все уроки внеклассного чтения проводятся только на основе блоков опережающих домашних заданий, чаще с включением нетрадиционных элементов, обязательными условиями являются личностно - деятельностный характер заданий, включение выразительного чтения, использование внешней наглядности (компьютерная техника, интернет), игровые моменты в основной школе, элементы проблемного обучения, проблемные вопросы в старших классах. Письменные работы на основе самостоятельно прочитанных книг могут как предшествовать урокам внеклассного чтения, так и проводиться после них: читательские отзывы, аннотации, подготовка компьютерных презентаций – в основной школе, рецензии, мини-хрестоматии критических отзывов, сочинения-обзоры в старших классах.

СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА ЧТЕНИЕМ ШКОЛЬНИКОВ. Внеурочные мероприятия являются главным средством создания школьной читательской среды: литературные выставки, читательские конкурсы, утренники, вечера, также нетрадиционные мероприятия, как «ночь в библиотеке» для старших (опыт Франции), литературные реконструкции (по аналогии с историческими, опыт Англии и Германии), телемарафоны. Разработка и реализация Концепции осуществляются во исполнение: 1. Миссии школы 5: подготовка высокообразованных конкурентоспособных выпускников – носителей духовности, нравственности, патриотизма, навыков межкультурного взаимодействия, идей обновления на основе сохранения и приумножения региональных и российских традиций, способных к реализации своего потенциала, знаний и компетенций в личной и общественной жизни, в осознанно избранной профессиональной деятельности, готовых к непрерывному самообразованию и саморазвитию. 2. Концепции поддержки и развития чтения в Республике Саха (Якутия). 3. Концепции формирования менталитета детей и подростков на духовном наследии А.С.Пушкина (принята в 2008 г.). 4. Программы формирования базовых национальных ценностей России (принята в апреле 2010 г.).

15 признаков эффективной школы (с точки зрения развития чтения)

Организационно-педагогическое сопровождение Совершенствование читательской и методической компетентности учителей. Регулярные обзоры книжных и журнальных новшеств (художественных, научно- популярных). 1 раз в четвертьБиблиотека. Учителя- предметники Конкурсы на лучшую рекомендацию книги для учеников. 1 раз в четвертьБиблиотека. Учителя- предметники Семинары по руководству чтением учащихся.2 раза в годуКафедра методики преподавания русского языка и литературы СВФУ. Приобщение к чтению детей и подростков в урочной системе/на уроках. Уроки свободного чтения в начальных, 5-6 классах (например, «Книга из корзины», «Книга с этажерки моей бабушки», «Из старинного сундука», «Журналы, забытые на даче»…). 1 раз в четверть, в полугодие Учителя- предметники «Библиографическая насыщенность» всех уроков литературы («скрытые», тайные рекомендации для индивидуального дополнительного чтения). постоянноУчителя литературы, начальных классов Элементы интеграции с литературой на уроках истории, иностранных языков. Согласно образовательной программе учителя Учителя- предметники Включение сведений о круге чтения, о роли книги в жизни выдающихся ученых на уроках естественно-математического цикла. Согласно образовательной программе учителя. Учителя- предметники.

Организационно-управленческое сопровождение Приобщение к чтению детей и подростков в урочной системе/на уроках. Особое акцентирование значения чтения в жизни писателей, поэтов. Согласно образо- вательной прог- рамме учителя. Учителя литера- туры, учителя начальных классов. Создание системы уроков внеклассного чтения по циклам: «Литература родного края», «В начале жизни школу помню я», «Родительский дом – начало начал…», «Недаром помнит вся Россия», «Сороковые – роковые», «Друзья наши меньшие», «О моих сверстниках», «Природа и люди», «Жизнь замечательных людей», «О юности, о счастье, о любви…», «Страна поэзия», «В мире фантастики и фэнтези», «Сказки народные и литературные». Согласно образовательной программе учителя. Учителя литературы, учителя начальных классов. Приобщение родителей к руководству чтением Лекции и семинары для родителей по приобщению к чтению в семье (отдельно для начальной, основной и средней школы). Сентябрь, апрель Преподаватели кафедр ПИ СВФУ Обмен опытом родителей по руководству чтением детей (внутри класса). Два раза в годуКлассные руководители Интерактивная выставка – смотр семейных библиотек. НоябрьМедиатека

Организационно-управленческое сопровождение Создание в школе устойчивой читательской среды. Мониторинг (количественный и качественный) читательских интересов. РегулярноУчителя словесники Мониторинг состояния руководства чтением учащихся. Один раз в годАдминистрация Внутришкольные конкурсы на лучшую компью- терную презентацию самостоятельно прочи- танной книги, на лучший читательский компьютерный дневник, на лучшую рекламу книги, на цикл иллюстраций, на лучший читательский отзыв. Март-апрельНМК РЯ и Л Стимулирование чтения на родном якутском языке, на родных языках национальных диаспор. ПостоянноВоскресная языковая школа Встречи с писателями, поэтами ПостоянноУчителя словесники Заочные и очные экскурсии по литературным местам города и республики Согласно образо- вательной прог- раммы учителя Учителя, классные руководители Читательские конференции по 5-7, 7-8, 9-10 и 11 классам АпрельНМК РЯ и Л Запуск акций: Час чтения День чтения Книга вышла погулять (буккроссинг) Книга о школе, школа о книге Библиомарафон Читающая семья От электронного пособия – к тематической интернет-площадке В течение годаНМК РЯ и Л

АКЦИИ по реализации Концепции поддержки и развития чтения в школе Книга вышла погулять- буккроссинг Я рекомендую Школа о книге, книга о школе Читающая семья От электронного пособия к тематической интернет-площадке Час чтения День чтения Библио- марафон Чтение на родном языке