Эффективные формы и методы работы со старшеклассниками при подготовке к ЕГЭ Презентация учителя русского языка и литературы МОУ СОШ 16 В.С.Коробкиной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лексика русского языка делится на группы в зависимости от Лексического значения слова однозначные слова многозначные слова Смысловых связей между словами.
Advertisements

Виды грамматических ошибок автор: учитель русского языка и литературы МОУ-СОШ 36 Г.Белгорода Свечаревская С.А.
Вид ошибки Примеры Ошибочное словообразование Трудолюбимый Ошибочное словообразование формы существительного Не хватает время Ошибочное образование формы.
ЕГЭ по русскому языку в 2015 году в новом формате Часть 1: особенности структуры специфика подготовки.
Виды грамматических ошибок Автор: Заметалина Е.В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 12 Белоглинского района Краснодарского края.
Обобщение изученного по теме «Лексика» 10 класс. Выполнила: Бабакина Н.И. МОУ «СОШ 55» города Магнитогорска.
Сочинение на лингвистическую тему. Цель проверки – умеет ли ученик видеть языковые явления в тексте, определять их специфику, роль и связь с позицией.
Готовимся к промежуточной аттестации 5 класс. Задания по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» 1. Найдите правильный ответ фонетического разбора слова.
Нестандартные олимпиадные задания Учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ 56 УИМ» г.Магнитогорска Галина Г.Р.
Обобщающий урок по теме Лексика и фразеология. Лексикология - это раздел науки о языке, в котором изучается слово, как основная единица языка и его словарный.
Лексика и фразеология. Выполнила: учитель русского языка и литературы Базаркина Н.А.
ПОДГОТОВКА К ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗАДАНИЕ В-1. ЗАДАНИЕ В1 ориентирует на выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой.
О русском по-русски Выполнила Шабаева Р.Х РАЗДЕЛЫ ЯЗЫКА ФОНЕТИКА ЛЕКСИКА СЛОВООБРАЗОВАНИЕ МОРФОЛОГИЯ КОТ В МЕШКЕ.
Львиная доля времени на уроках русского языка уходит на формирование орфографической и пунктуационной грамотности учащихся. Однако, когда дело доходит.
Лексика и фразеология Особенности лексического состава языка. 10 класс.
Семинар для учителей русского языка и литературы «Проведение промежуточного муниципального мониторинга образовательных достижений учащихся 9-х классов.
В ИДЫ ЗАДАНИЙ ЧАСТИ 2 ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Для подготовки к ГИА 1 Фирстова С. В.
Лексика Синонимы (лексические, стилистические, синтаксические) Антонимы (контекстуальные) Омонимы (омоформы, омофоны, омографы) Паронимы Однокоренные слова.
Культура речи и языковая норма Орфоэпическая разминка: 1. В каком слове ударение на 2 слоге? 1) свекла 2) жалюзи 3) оптовый 4) мельком 2. В каком слове.
Результаты ДКР в 8, 10-х классах. Диагностические контрольные работы в Шалинском городском округе проводились в соответствии с приказом Министерства общего.
Транксрипт:

Эффективные формы и методы работы со старшеклассниками при подготовке к ЕГЭ Презентация учителя русского языка и литературы МОУ СОШ 16 В.С.Коробкиной.

С чего начать? Что делать? Как делать? От чего отказаться? Каким формам и методам преподавания отдать предпочтение?

Уроки планирую с учетом специфики КИМов. Детей надо учить: классифицировать классифицировать сопоставлять сопоставлять систематизировать систематизировать рассуждать рассуждать обобщать обобщать делать выводы делать выводы

Характеристика русской лексики Слова с точки зрения количества значений однозначные Метеорит, парабола, разогнуть, ртуть многозначные Стол, рука, разрешить, хлеб прямое значениепереносное значение по сходству - метафора: глазное яблоко по смежности – метонимия: внимательная аудитория Часть называется по целому или целое по части – синекдоха: студент нынче не тот пошёл 1.Не путайте многозначные слова и омонимы: полные и частичные; 2.Различайте слова – паронимы

Лексика с точки зрения происхождения исконно русская мать, видеть, дерево, ласковый заимствованная квартира, барабан, фрукт Лексика с точки зрения употребления общеупотребительнаяограниченная в употреблении диалектизмы: Курень, кочет, гутарить, инда (даже) социальными группами лиц – жаргонизмы: предки (родители) людьми определенных профессий: кегль (размер шрифта)

Лексика с точки зрения активного и пассивного запаса лексика активного запасалексика пассивного запаса устаревшая новая неологизмы историзмы: вышли из употребления архаизмы: заменились более современными синонимами: длань-ладонь индиви- дуальные (авторские) глаза звездились (К. Федин) обще- языковые СМИ Лексика с точки зрения стилистической окраски нейтральная: институт, дом, бежать, общество книжная: Дерзновенный разговорная: домик, жадина

Эффективная форма работы - игра А3. В каком предложении вместо слова ЖИЛОЙ нужно употребить ЖИЛИЩНЫЙ? А12. Укажите значение слова ПЛЕМЕНА в седьмом (7) предложении. А31. Какое слово (из предложения 20) НЕ ЯВЛЯЕТСЯ многозначным?

Лексическое лото терпимостьжилой жилищный терпение байкеримпресарио драйверинаугурация оксюморонметафора метонимиялитота рисковатьповысить требование преувеличи- вать лодырничать ПаронимыФразеология Термины Иноязычная лексика

Моделирование элемента урока метать бисермахнуть рукой ящик Пандорыпритча во языцех градацияоксюморон аллегориялитота брендпацифист филантропреспондент доверительныйнаследие наследстводоверчивый

Работа с текстом – эффективная форма работы при закреплении темы «Лексика» и при подготовке к ЕГЭ Примерные задания: выписать из текста однозначные слова выписать из текста однозначные слова выписать многозначные слова выписать многозначные слова классифицировать лексику текста с точки зрения стилистической окраски (нейтральная, книжная, разговорная) классифицировать лексику текста с точки зрения стилистической окраски (нейтральная, книжная, разговорная) найти тропы и фигуры, которые есть в тексте, определить их найти тропы и фигуры, которые есть в тексте, определить их

Задания по орфографии Выписать и сгруппировать слова по видам орфограмм: безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением непроверяемая безударная гласная в корне непроверяемая безударная гласная в корне чередование гласных в корне чередование гласных в корне Сгруппируйте слова по видам орфограмм. Сколько групп получилось?

Сопоставительно-определительного характера задания по синтаксису и пунктуации Текст (1) Сейчас у меня нет и в помине той радостной тяги в город которая была в юности. (2) Наоборот я всё чаще и чаще чувствую что мне не хватает дедушкиного дома. (3) Но дедушкиного дома уже нет старые умерли а молодые переехали в город. (4) А когда он был все не хватало времени бывать там чаще. (5) И вот там никого нет и мне кажется что я ограблен что мой главный корень обрублен.

Ключ 1.Сейчас у меня нет и в помине той радостной тяги в город, которая была в юности. [ = ], ( с.сл =) Наоборот, я всё чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома. [ Вв.сл., - = ], (что = ) Но дедушкиного дома уже нет: старые умерли, а молодые переехали в город. [ = ] : [ - = ], а [ - = ] А когда он был, все не хватало времени бывать там чаще. (когда - =), [ = ] И вот теперь там никого нет, и мне кажется, что я ограблен, что мой главный корень обрублен. [ = ], и [ = ], ( что - =), ( что - =). - 4

Какое предложение текста наиболее полно выражает основную мысль? Какое предложение текста наиболее полно выражает основную мысль? Какой (ие) тип (ы) речи представлен (ы) в тексте? Какой (ие) тип (ы) речи представлен (ы) в тексте? В каком предложении использован фразеологизм? В каком предложении использован фразеологизм?

Виды работы с текстом: достраивание недостающих элементов дискретного текста достраивание недостающих элементов дискретного текста свободный диктант свободный диктант сочинение по данному началу сочинение по данному началу работа с деформированным текстом работа с деформированным текстом редактирование редактирование комплексный анализ комплексный анализ создание собственного текста на основе данного создание собственного текста на основе данного

Языковая норма Общая культура человека её признаки языковая норма культура речи обязательность общеупотребительность устойчивость

Языковые нормы лексические лексические фразеологические фразеологические словообразовательные словообразовательные грамматические (морфологические, синтаксические) грамматические (морфологические, синтаксические) орфографические орфографические пунктуационные пунктуационные стилистические стилистические орфоэпические орфоэпические

Морфологические нормы – нормы образования форм частей речи Трудности 1.Р.п. Мн.ч. Сущ. -2 скл. + ов ев (домов, помидоров) -1 скл. + некоторые сущ. 2 скл. + простынь, грузин Образуй форму Р.п. мн.ч. от существительных: чулки, граммы, апельсины, солдаты, носки, партизаны Проверь себя Чулок, граммов, апельсинов, солдат, носков, партизан.

Некоторые глаголы не образуют форму 1 лица: затмить, победить, ощутить, убедить, чудить. Надо использовать описательную форму: могу ощутить…

Лексические нормы – умение употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и лексической сочетаемостью Не смешивайте паронимы в речи. Анализируйте их значение. надеть - на кого-либо одеть – кого-либо Надел кольцо на палец. Он одел её в меха. Работа с паронимами понятный – доступный пониманию понятливый – легко усваивающий что-то

Распространенные грамматические ошибки: в предложениях с однородными членами в предложениях с однородными членами нарушение норм управления и согласования (описывать о поездке) нарушение норм управления и согласования (описывать о поездке) при построении причастного и деепричастного оборотов при построении причастного и деепричастного оборотов в выборе союзов, союзных слов при построении сложных предложений в выборе союзов, союзных слов при построении сложных предложений

Исправьте грамматические ошибки Он хотел вникнуть и познать все тайны природы Ряд студентов возражали… Когда я опомнился. Была уже ночь Мне постоянно не хватает время Распоряжение выполняется согласно приказа. 1. Нарушены нормы управления. Он хотел вникнуть во все тайны природы и познать их. 2. Нарушены связи между главными членами предложения. Ряд студентов возражало. 3. Нарушение границ предложения. Когда я опомнился, была уже ночь. 4. Ошибка в образовании формы слова. Мне всегда не хватает времени. 5. Нарушение норм управления. …выполняется согласно (чему) приказу

Самостоятельная работа Исправьте грамматические и лексические ошибки и лексические ошибки 1. Участковый указал о том, что нужно соблюдать тишину в доме. 2. Дорожка покрыта проваливающимся снегом под ногами. 3. Гуманитарный поступок нашего товарища вызвал восхищение. 4. Она охотно отдала бы эту праздничную жизнь за жизнь в деревне. 5. Книга научила меня уважать друзей, которую я прочитал в детстве.

Мониторинг ЗУН учащихся 11 класса (контроль знаний при подготовке к ЕГЭ)

Индивидуальный мониторинг. Объём выполнения заданий ЕГЭ по уровням А, В, С (Бабенко Евдокия)

Если хотим правильно воспитать человека и дать прочные знания, то мы тоже должны развиваться. Помните: знание – сила, но лишь тогда, когда в нем прорастает человек.