Методология и методика внедрения ФГОС третьего поколения Федеральный институт развития образования Центр профессионального образования Эл.адрес Центра.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование основных образовательных программ на основе ФГОС СПО и НПО нового поколения 2 этап: Разработка программ ПМ, при необходимости коррекция БУП.
Advertisements

Формирование основных образовательных программ на основе ФГОС СПО и НПО нового поколения 1 этап: разработка черновых вариантов БУП и учебного плана ПОПОП.
Федеральный институт развития образования. Проблемы и перспективы развития системы гарантии качества высшего образования» «Проблемы и перспективы развития.
Разработка ОПОП Секция 2. Основная профессиональная образовательная программа Обеспечивает реализацию ФГОС с учетом типа и вида образовательного учреждения,
Факторович А.А., кандидат педагогических наук, Федеральный институт развития образования Федеральные государственные образовательные стандарты как основание.
Формирование основных образовательных программ на основе ФГОС СПО и НПО нового поколения.
Федеральный институт развития образования. Создание системы оценки качества при реализации программ прикладного бакалавриата» «Создание системы оценки.
1 О задачах региональных органов управления образованием по внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения.
Формирование основных образовательных программ на основе ФГОС СПО и НПО нового поколения 1 этап: разработка черновых вариантов БУП и учебного плана ПОПОП.
Разработка и экспертиза основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО БЛИНОВ Владимир Игоревич
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО НОВЫМ ФГОС.
Разработка рабочих программ профессионального модуля и учебной дисциплины.
Федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования: основные положения С.А. Ефимова, к.п.н., директор ЦПО Самарской области.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПОП ФГОС СПО СТЖТ – филиал СамГУПС 15 февраля 2012 года.
Распределение вариатива Зачесова Елена Васильевна.
Актуальные вопросы введения ФГОС НПО, СПО Будкина Л.В., зав.кафедрой РПО.
Введение нового поколения ФГОС НПО и СПО Зачесова Елена Васильевна.
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПЕРЕХОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Особенности ФГОС. Новая структура ФГОС: 2 Требования к структуре ОПОП Требования к условиям реализации ОПОП Требования к результатам освоения ОПОП.
Вариативная составляющая основных профессиональных образовательных программ НПО/СПО в Самарской области Светлана Ефимова, директор ЦПО Самарской области,
Транксрипт:

Методология и методика внедрения ФГОС третьего поколения Федеральный институт развития образования Центр профессионального образования Эл.адрес Центра (помощник руководителя)

ФГОСФГОС требования к результатам освоения ООП требования к структуре ООП требования к условиям реализации ООП СИСТЕМА ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 309-ФЗ от 1 декабря 2007г.

освоенные компетенции, обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования От минимума содержания содержание изменчиво содержание одинаковое – результат разный Изменение предмета стандартизации К минимуму результата

Логика разработки минимума результата в ФГОС Профессиональная деятельность Виды ПД ВПД 1ВПД 2ВПД 3… ВПД n ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПД КОМПЕТЕНЦИИ ПО ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПК ПК ПК … ПК n.1- n.3

Изменение алгоритма разработки УП Традиционный вариант (ГОС-2) - распределение часов на элементы ОПОП до разработки программ модулей и дисциплин; - установление четких норм для разработчиков программ. Инновационный вариант (ФГОС) - разработка программ модулей и дисциплин, определение часов на модули и дисциплины в ходе разработки; - согласование установленных объемов нагрузки в результате итераций.

Основные виды ПД ЛОГИКА РАЗРАБОТКИ ОПОП СПО (НПО) ВПД 1 ВПД 2 ВПД 3 ВПД n ПМ 1 ПМ 2 ПМ 3 ПМ n МДК 1.1, МДК 1.2МДК 2.1МДК 3.1 МДК n.1 Профессиональный цикл Дисциплины ОП ОГСЭ цикл (вкл. ФК) ЕН цикл Дисциплины

Разработка чернового варианта БУП УП ОПОП 1 этап разработки Примерное распределение объема времени по циклам и определение «нагрузки» по каждой дисциплине и ПМ (МДК + практика)

ДОПУСТИМЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОСТИ разработка чернового варианта БУП и определение «нагрузки» по каждой дисциплине, ПМ (МДК + практика) ОПОП НПО: 70–85% ОПОП СПО базовой подготовки: 50–65% ОПОП СПО углубленной подготовки: 50–60% Почему???

Распределение вариатива Рекомендуется Не рекомендуется вводить новые дисциплины\ модули; вводить новые МДК; увеличивать время на существующие дисциплины, МДК использовать на промежуточную аттестацию с учетом времени (в форме экзаменов)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВАРИАТИВА НА ПРАКТИКУ ! ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО ПРИ ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ (ЗАКАЗ РАБОТОДАТЕЛЯ, КОТОРЫЙ ОПЛАЧИВАЕТ РАБОТОДАТЕЛЬ) БЕЗ ЦЕЛЕВОГО ЗАКАЗА МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТОЛЬКО ЧАСЫ ПРАКТИКИ, УКАЗАННЫЕ ВО ФГОС Профессиональный модуль «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих / должностям служащих» является обязательным элементом ОПОП и должен быть реализован в рамках объемов времени, отведенных на освоение программы на основе соответствующих ФГОС СПО. Часы на практику выделяются из общего фиксированного объема времени, отведенного на учебную и производственную практику (указаны в тексте ФГОС). Аудиторная нагрузка на освоение МДК может быть израсходована как из обязательной, так и из вариативной части ОПОП.

Спорные моменты формирования УП Как установить число аттестаций??? Новые возможности- «плавающая» сессия – нет риска перегрузок 8 экзаменов, 10 зачетов в год Может ли быть контроль единственным стимулом к обучению? Можно Увеличит ь ? Нужно увеличить ? Принципы: -дидактической целесообразности; - оптимальной достаточности Рекомендуется сокращать, используя рейтинговые и накопительные системы

2 этап разработки ОПОП. Логика разработки программы ПМ Раздел 1. Заполнение паспорта программы ПМ Раздел 2. Результаты освоения ПМ Раздел 5. Контроль и оценка результатов Раздел 3. Структура и примерное содержание ПМ Раздел 4. Условия реализации программы ПМ Коррекция п. 1.3 Коррекция УП ОПОП Расчет часов УП ОПОП Сверка БУП Коррекция программы ПМ

Результаты (освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки Проводить внеурочные занятия Знание методов обучения Демонстрация умения проводить внеурочные занятия Устный опрос Оценка работы на практических занятиях и на практике КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ профессионального модуля ?! Оцените формулировки показателей Какие правила мы соблюдаем, выбирая показатели?

Деление ПМ на разделы формирование конкретной ПК или группы ПК соотнесение с предметом деятельности различные места прохождения практики наличие нескольких междисциплинарных курсов В зависимости от особенностей содержания конкретного модуля разделы профессионального модуля могут быть сопоставлены с одним или несколькими МДК Факторы Когда и зачем целесообразно деление ПМ на разделы??

3 этап разработки ОПОП. Программы учебных дисциплин 1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ОПОП - КОМАНДНЫЙ ПРИНЦИП от планирования учебных курсов до итоговой аттестации - СОБЛЮДЕНИЕ АЛГОРИТМА РАЗРАБОТКИ ОПОП - СИНХРОНИЗАЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ - ИНТЕГИРИРОВАННЫЙ ХАРАКТЕР ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПОЛНОЕ ОВЛАДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ способность видеть проблему, формулировать задачу, находить (выбирать) способ ее решения, в том числе при недостатке знаний и практических умений ПРОБЛЕМА УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ПО МДК ПРОБЛЕМА КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Механизмы взаимодействия с работодателями НОВЫЕ ПОДХОДЫ К РАСПИСАНИЮ (ИОТ) ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Нормативно-правовое обеспечение реализации ПМ необходимы документы ОУ, определяющие: систему работы рабочей группы по реализации модуля и должностные обязанности координатора группы; систему оплаты труда всех членов рабочей группы, в том числе совместителей и специалистов, работающих по договору; систему организации практического обучения в рамках модуля, в том числе, с привлечением ресурсов предприятий-партнёров; систему оценивания результатов обучения по профессиональному модулю

После утверждения и регистрации в Министерстве юстиции все стандарты размещены в открытом доступе на официальном сайте Министерства образования и науки РФ код доступа – и в депозитарии ФГУ ФИРО код доступа – Также тексты ФГОС размещены в базах данных справочно-правовых систем (например, ДОСТУП К ТЕКСТАМ ФГОС

Нормативно-методическое сопровождение введения ФГОС metodicheskoe-soprovojdenie-vvedeniya-fgos/ Повышение квалификации разработчиков программ, экспертов и преподавателей razrabotchikov-programm-ekspertov-i-prepodavatelej/ Концепция прикладного бакалавриата / ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Контакты , Москва, ул. Черняховского, д. 9 Тел.: (499)

КОНТАКТНОЕ ЛИЦО Зачесова Елена Васильевна ПИСЬМО МОН РФ «О РАЗЪЯСНЕНИЯХ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕБНОГО ПЛАНА ОПОП НПО, СПО» 20 ОКТЯБРЯ 2010 ГОДА СОБЛЮДЕНИЕ % ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОСТИ ИЗ РЕКОМЕНДАЦИЙ МИНОБРНАУКИ РФ ПО ФОРМИРОВАНИЮ БУП НПО, СПО

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА Центр начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования; руководитель отдела, д.п.н. Елена Анатольевна Рыкова Раб.тел. 8(499) ПРОФИЛЬНОСТЬ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРОФ.ПОДГОТОВКОЙ

Спасибо за внимание! за внимание!