Д.э.н., профессор, М.Ю. Махотаева проректор по международной деятельности Псковский государственный университет Европеизация образования в приграничных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
Advertisements

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Принципы проектирования образовательных программ ДПО, предполагающих построение индивидуальных образовательных траекторий М. В. Пономарев, директор Центра.
Концепция подготовки бакалавров педагогического профиля к реализации ФГОС общего образования Китайгородский Михаил Дмитриевич проректор Коми ГПИ
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Москва, МГППУ 2013 Квалификации : Академический бакалавр Прикладной бакалавр.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
НОУ ВПО «Международный юридический институт» Проект Ф-146 «Реализация комплекса мероприятий по созданию сети сертификационных центров оценки профессиональной.
Повышение качества информационной подготовки в профессионально- педагогическом образовании на основе компетентностного подхода НИТО-2013 Богатенков С.А.,
Проблемы соотвествия содержания профессионального стандарта «Педагог» и ФГОС ВО по педагогическим специальностям.
1 Из опыта работы физического отделения института физико-математического, информационно- экономического образования Величко Анна Николаевна, к.п.н., доцент.
О методическом обеспечении стандартов III поколения – ФГОС ВПО Гагулина Наталья Львовна начальник центра качества и НО УП.
Технология модульного обучения Кузнецова И.П., учитель информатики 2007 г.
Актуальные вопросы подготовки специалистов в области стандартизации и метрологии в контексте реформы технического регулирования Проректор по стратегическому.
1 Учебно-методическое объединение ВУЗов Российской Федерации по образованию в области горного дела. Профессор Петров В.Л. Апрель 2012 Особенности разработки.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Требования ФГОС ВПО третьего поколения. Информация о совещании проректоров в МГМУ от г. Г. МОСКВА Проректор по УВ и СР, доцент З.З.Нажмудинов.
Транксрипт:

Д.э.н., профессор, М.Ю. Махотаева проректор по международной деятельности Псковский государственный университет Европеизация образования в приграничных территориях

Понятие европеизации образования Условия обеспечения гармонизации системы высшего образования Широкое распространение однотипных образовательных циклов «бакалавриат - магистратура» Использование одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций Распространение структур обеспечения качества подготовки специалистов Европеизация образования Социально- экономические и социально- политические изменения

Модернизация высшего образования Диверсификация структуры высшего образования Диверсификация содержания высшего образования Направления модернизации образования Многообразие образовательных программ

Роль приграничных регионов в европеизации образования ПРИГРАНИЧНЫЕ РЕГИОНЫ Создание и развитие эффективных экономических, научно- образовательных и культурных связей Продвижение выгод международного сотрудничества в другие регионы страны Стимулирование кооперации в различных сферах жизнедеятельности населения страны Стимулирование межрегионального сотрудничества Приграничные регионы – площадка развития международных связей Повышение роли региональных вузов

Болонский процесс Основные цели Болонского процесса Обеспечение сравнимости и признания дипломов и квалификаций Обеспечение мобильности студентов, преподавателей и сотрудников Рост автономности и конкурентоспособности посредством интеграции интеллектуального потенциала

Псковский государственный университет был создан распоряжением Правительства РФ от г р путем слияния 5 образовательных учреждений: - Псковский педагогический университет имени С.М.Кирова; - Псковский политехнический институт; - Псковский индустриальный техникум; - Псковский колледж строительства и экономики; - Великолукский строительный колледж. 20 января 1786 года Екатерина II Великая издала Указ о создании в городе Пскове классического университета. Через 225 лет Указ выполнен. Путем слияния пяти ведущих образовательных учреждений Псковской области 25 октября 2011 года создан УНИВЕРСИТЕТ. Псковский государственный университет

Система обучения по уровням подготовки

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (бакалавриат, магистратура, специалитет) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ ПедагогическийГуманитарный Экономики и управления Инженерно- технический Естественно- научный НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ Математика Физика Информатика Химия Иностранные языки Филологическое Начального образования Техника Юридическое Психологии Социальные науки Лингвистика Филология Культуры и искусства История Финансы Экономика Менеджмент Государственное и муниципальное управление Механико- машиностроите льное Электромехан ическое Инженерно- строительное Информатика Естественно- географическое Физико- математическое 15 ФАКУЛЬТЕТОВ, 57 КАФЕДР

ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (аспирантура) Физико- математич еские Биологи ческие Технич еские Истори ческие Эконом ические Дискретная математика и математическая кибернетика Физика конденсированного состояния Зоология Технология машиностроения Электромеханика и электрические аппараты Вычислительные машины, комплексы и компьютерные системы Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ Филолог ические Педагог ические Психолог ические Науки о земле Отечественная история Археология Экономическая теория Экономика и управление народным хозяйством Русская литература Русский язык Германские языки Общая педагогика, история педагогики и образования Теория и методика обучения и воспитания Педагогическая психология Экономическая, социальная и рекреационная география Геоморфология и эволюционня география НАУЧНЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ОТРАСЛИ НАУКИ

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Экономики и управления Технический Экономика Менеджмент 16 отделений Строительный Реставрационное Строительство Архитектурное Эксплуатации зданий и сооружений Строительства и эксплуатации автомобильных дорог и аэродромов Радиоаппаратостроение Автоматизации технологических процессов и производств Механикомашиностроительное Энергетики и газового хозяйства Программирования в компьютерных системах Сферы обслуживания Туризм Сфера обслуживания Почтовая связь Технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ

Виды образовательных программ, реализуемых в ПсковГУ дополнительное образование школьников ОбщеобразовательныеПрофессиональные ОсновныеДополнительныеОсновные Дополнительные дошкольного образования начального общего образования стажировки профессиональная переподготовка дополнительное образование лиц независимо от возраста дополнительное образование взрослых среднего (полного) общего образования основного общего образования повышение квалификации послевузовского профессионального образования высшего профессионального образования среднего профессионального образования начального профессионального образования Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности

Образовательные программы В свете принципов БП формирование образовательных программ в университетах Европейских стран осуществляется на основе компетентностного подхода Методология разрабатывалась университетами европейских стран в рамках международного проекта «Настройка образовательных структур в Европе»

Особенности компетентностного подхода По сравнению с традиционными подходами к разработке программ компетентностный подход предусматривает ориентацию на результаты обучения, что обеспечивает значительную гибкость процесса. В его основе лежит понимание того, что различные траектории обучения могут вести к сравнимым результатам, а сравнимые результаты легче поддаются учету в других программах и могут стать основанием для зачисления на программу следующего цикла.

Описание требований к выпускникам Знание и понимание изучаемой области на уровне, поддерживаемом учебниками повышенного уровня сложности Применение знаний и понимание, демонстрируя профессиональный подход в работе или на занятиях Обладание способностью собирать и интерпретировать соответствующие данные Способность донести информацию, идеи, проблемы и решения до специалистов и неспециалистов Способность навыками обучения, позволяющими продолжить учебу с большой степенью самостоятельности Квалификации первого цикла (бакалавр)

Описание требований к выпускникам Знание/понимание, обеспечивающее основу для оригинальности в развитии и применении идей, а также при проведении научных исследований Способность решения проблем в новой среде в более широких контекстах, относящихся к их области обучения Способность интегрировать знания, преодолевая возникающие при этом трудности Способность ясно излагать свои выводы специалистам и неспециалистам Обладание навыками обучения, позволяющими самостоятельно продолжить учебу Квалификации первого цикла (магистр)

Принципы компетентностного подхода Принципы контроля эффективности образовательной программы Принципы формирования образовательной программы Принципы компетентностного подхода Принципы реализации образовательной программы Основа построения образовательных программ

Принципы формирования образовательной программы Необходимость участия работодателей в проведении образовательной политики Формирование требований к результатам освоения основных образовательных программ подготовки студентов в целом и их разделов в виде компетенций Определение компетенций выпускников по программам подготовки бакалавров, магистров и специалистов с учетом основных функций и видов профессиональной деятельности Выделение в структуре учебного плана модулей, позволяющих формировать у обучаемых определенные компетенции Формулировка задачи образования как развитие у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности Принципы формирования образовательной программы

Принципы реализации образовательной программы Внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, Широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий Организация в рамках учебных курсов встреч с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер- классов экспертов и специалистов Создание в рамках образовательного процесса условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем Принципы реализации образовательной программы

Принципы контроля эффективности образовательной программы Обеспечение гарантии качества подготовки бакалавров путем разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей Создание фондов оценочных средств, включающих типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющих оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций Максимальное приближение программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности Принципы контроля эффективности образовательной программы

Структура модуля Вход – цели и задачи модуля, формируемые компетенции, а также требования к начальным знаниям обучаемого Тело модуля, содержащее основной дидактический материал и руководство по его использованию Система выхода, которая позволяет измерить степень достижения целей и задач, а также проконтролировать уровень сформированных компетенций

Типы модулей ТИПЫ МОДУЛЕЙ Основные модули – дисциплины, составляющие ядро профессии Поддерживающие модули - включают дисциплины, предназначенные для формирования и развития инструментальных и системных компетенций Специализированные модули предназначены для расширения и углубления знаний (специализации) в рамках профессии Модули организационных и коммуникационных навыков – включают дисциплины, обеспечивающие формирование межличностных компетенций Модули переносимых навыков (проекты, деловые игры, диссертация). Учебные занятия в рамках данных модулей наиболее приближены к реальной трудовой деятельности

Модульная структура учебного плана МодулиУровень обучения бакалавриат (3-4 года) магистратура (1-2 года) Основной30%20% Поддерживающий25%10% Организационный и коммуникационный 10%- Специализированный10%40% Переносимый25%30% Итого100%

Вариативные модули Базовая часть обеспечивает формирование как универсальных, так и профессиональных компетенций, которые определяются на основе профессиональных стандартов Вариативная часть позволяет осуществить профилизацию квалификационно- компетентностного портрета выпускника с учетом текущих и перспективных потребностей рынка труда, на который ориентирована работа вуза ФГОСы - образовательные стандарты третьего поколения

Соотношение между базовой и вариативной частью может существенно варьироваться в зависимости от модуля образовательной программы. Для общеобразовательных модулей наибольший удельный вес имеют обязательные дисциплины, а для профессионального – вариативные. Данная структура модулей обеспечивает последовательное формирование как общепрофессиональных, так и профильно- специализированных компетенций, в основе которых лежат потребности регионального рынка труда, а также позволяет учесть результаты обучения в рамках программ непрерывного образования Соотношение между обязательными и вариативными модулями

Принципы формирования вариативной части учебного плана Принципы формирования вариативной части Принцип «углубленности» Принцип «дальнейшего обучения» Принцип «расширения кругозора» Принцип «смежности» Принцип «второй специальности»

Проектирование образовательных программ исходя из потребностей бизнеса Этапы проектирования Определение конечных целей, которые должны быть достигнуты в ходе обучения и воспитания Разработка содержательной части и порядка реализации, которые в совокупности составляют программу действий по достижению установленных целей Определение полного перечня дисциплин Обеспечение необходимой целостности образовательной программы Определение соотношения между аудиторной нагрузкой и самостоятельной работой студента Установление целесообразного соотношения между теоретической и практической составляющей Поиск эффективных видов учебных занятий, образовательных технологий и т.д.

Алгоритм разработки образовательных программ в соответствии с методологией проекта TUNING ЭТАПЫ Определение потребности в программе Выделение необходимых ресурсов Описание профиля программы Определение результатов в терминах общих и специальных компетенций Формирование и описание академического содержания Определение соответствующих результатам стратегий и методов обучения и оценки Создание соответствующей системы оценки, обеспечения и повышения качества

Модуль, Результаты обучения Компетенции ABCDEFGHIF Модуль 1XX Модуль 2XXX Модуль 3XXX Модуль 4XXX X = Компетенция, формируемая изучением модуля Матрица компетенций обеспечивает связь между компетентностным подходом и модульной структурой

Спасибо за внимание !