Анализ инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета «География» в 2012/2013 учебном.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методические рекомендации по формированию культуры устной и письменной речи в учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего.
Advertisements

Нормативно правовая база проведения аттестации в 2013/2014 учебном году Кодекс Республики Беларусь об образовании Постановление от 1 июля 2013 г. 38 «Об.
Модель системы оценки достижений обучающихся. Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения 24) Обеспечение функционирования системы.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 20 июня 2011 г. 38 Об утверждении Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания.
Изучение инструктивно- методических материалов как одно из важнейших направлений деятельности ШМО.
ЗАПОЛНЕНИЕ КЛАССНОГО ЖУРНАЛА ЕДИНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ. УЧИТЕЛЬ-ПРЕДМЕТНИК, КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ При заполнении классного журнала необходимо помнить, что он.
Единый орфографический режим. Количество тетрадей Определяет следующие процедуры: Стандарты при оформлении записей Регламент проверки тетрадей учителями.
Титульный лист, оглавление, общие сведения об учащихся, список на листе здоровья и год рождения заполняет классный руководитель согласно приказу в начале.
Три вида учебного плана Базисный учебный план Примерный учебный план Рабочий учебный план.
Организация образовательного процесса по учебным предметам «Всемирная история. История Беларуси» в 2014/2015 учебном году Н.П.Шестовец, учитель истории.
ГИА Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, независимо от формы.
1. титульный лист; 2. пояснительная записка; 3. требования к уровню подготовки учащихся; 4. календарно-тематическое планирование (учебно-тематический.
LOGO Add your company slogan Единый орфографический режим Зам.директора по УМР Л.А. Свищикова МБОУ «Школа- интернат с. Кепервеем»
Королева А.А. ГИА 2011 Государственная итоговая аттестация.
Некоторые формы и процедуры оценивания результатов освоения ООП НОО В.Ф. Красноперова, старший преподаватель кафедры начального образования.
Преподавание физической культуры (стандарт 2004).
Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов
«Основные требования к разработке рабочих программ по географии»
Методические рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов.
Методические рекомендации для учителей. Основой образовательной деятельности в образовательном учреждении является учебная программа – нормативный документ,
Транксрипт:

Анализ инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета «География» в 2012/2013 учебном году» Ю. В. Рудецкая

Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования соответствующего вида на изучение учебного предмета «География» установлено следующее количество учебных часов в неделю по классам: Класс Кол-во часов в неделю

В своей педагогической деятельности учителя географии руководствуются: В своей педагогической деятельности учителя географии руководствуются: Учебной программой для учреждений общего среднего образования с белорусским (русским) языком обучения для соответствующего класса из сборника «Учебные программы для учреждений общего среднего образования с белорусским (русским) языком обучения. Человек и мир, V класс. География, VI–XI классы» (Минск: Национальный институт образования, 2012); Примерным календарно-тематическим планированием «География, VI–XI классы, 2012/2013 учебный год» (Минск: Национальный институт образования, Аверсэв, 2012);

В своей педагогической деятельности учителя географии руководствуются: В своей педагогической деятельности учителя географии руководствуются: Нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «География», определяемыми образовательными стандартами общего среднего образования; Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от (Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь 17, 2011 г. Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от (Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь 17, 2011 г.

Согласно санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования» домашние задания должны задаваться учащимся с учетом возможности их выполнения в V–VI классах за 2 часа, VII– VIII классах – 2,5 часа, IX–XI классах – 3 часа (временные нормы указаны с учетом подготовки домашних заданий по всем учебным предметам одного учебного дня).

Учащиеся, при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, за исключением экстернов, проходят текущую, промежуточную и итоговую аттестацию. Текущая аттестация проводится на учебных занятиях с выставлением отметок. Текущая аттестация проводится на учебных занятиях с выставлением отметок. Промежуточная аттестация выражается в выставлении отметок за четверть с учетом результатов текущей аттестации. Выставление отметки за четверть осуществляется как среднее арифметическое отметок на основе результатов тематического контроля с учетом преобладающего или наивысшего (по усмотрению педагога) поурочного балла.

Для проведения текущей и промежуточной аттестации учащихся устанавливаются следующие виды контроля: поурочный и тематический. Поурочный контроль результатов учебной деятельности учащихся осуществляется в устной, письменной и практической формах или в их сочетании посредством проведения индивидуального, группового и фронтального опроса, собеседования с использованием вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно- методических пособиях, дидактических материалах. Тематический контроль результатов учебной деятельности учащихся осуществляется посредством проведения опроса, самостоятельных работ, собеседования, защиты рефератов, тестирования и других способов контроля. Тематический контроль результатов учебной деятельности учащихся осуществляется посредством проведения опроса, самостоятельных работ, собеседования, защиты рефератов, тестирования и других способов контроля. Контрольные работы по учебному предмету «География» не проводятся

Итоговая аттестация по учебному предмету «География» по завершении обучения и воспитания на II ступени выражается в выставлении отметки за год с учетом результатов промежуточной аттестации и динамики индивидуальных учебных достижений учащихся на конец учебного года; на III ступени общего среднего образования – в выставлении итоговой отметки с учетом годовой и экзаменационной (если учащийся сдавал выпускной экзамен по учебному предмету). Выпускной экзамен по географии (по выбору учащегося) в 2012/2013 учебном году будет проводиться в устной форме по билетам, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь Итоговая аттестация по учебному предмету «География» по завершении обучения и воспитания на II ступени выражается в выставлении отметки за год с учетом результатов промежуточной аттестации и динамики индивидуальных учебных достижений учащихся на конец учебного года; на III ступени общего среднего образования – в выставлении итоговой отметки с учетом годовой и экзаменационной (если учащийся сдавал выпускной экзамен по учебному предмету). Выпускной экзамен по географии (по выбору учащегося) в 2012/2013 учебном году будет проводиться в устной форме по билетам, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь

В помощь учителям географии готовятся к изданию контрольно-измерительные материалы рекомендуется использовать при при организации самостоятельной работы учащихся, осуществлении тематического контроля для получения сведений об исходном уровне знаний иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших на постоянное или временное проживание либо временно проживающих на территории Республики Беларусь на законных основаниях, и граждан Республики Беларусь, пребывавших на территории иностранных государств, для решения вопроса о продолжении обучения в учреждениях образования Республики Беларусь в соответствии с пунктом 16 Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования при проведении аттестации учащихся, осваивающих географию индивидуально в соответствии с индивидуальным учебным планом. В помощь учителям географии готовятся к изданию контрольно-измерительные материалы рекомендуется использовать при при организации самостоятельной работы учащихся, осуществлении тематического контроля для получения сведений об исходном уровне знаний иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших на постоянное или временное проживание либо временно проживающих на территории Республики Беларусь на законных основаниях, и граждан Республики Беларусь, пребывавших на территории иностранных государств, для решения вопроса о продолжении обучения в учреждениях образования Республики Беларусь в соответствии с пунктом 16 Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования при проведении аттестации учащихся, осваивающих географию индивидуально в соответствии с индивидуальным учебным планом.

В целях формирования культуры устной и письменной речи учащихся рекомендуется учителям географии: 1. уделять внимание на учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятиях полноценному восприятию обучаемыми учебного текста, осмыслению и пониманию логики изучаемого; 2. учить работать с книгой, электронными и иными источниками информации, пользоваться справочной литературой, каталогами и картотекой, подбирать источники информации по определенной теме, правильно оформлять результаты самостоятельной работы с источниками информации, составлять тезисы, конспекты и т.д.; 3. проводить систематическую работу по обогащению словарного запаса обучаемых, ознакомлению с терминологией географии, обращая особенное внимание на правильность и точность определений географических терминов и понятий;

В целях формирования культуры устной и письменной речи учащихся рекомендуется учителям географии: 4. формировать умения составлять диаграммы, схемы, аналитические и обобщающие таблицы, описывать, характеризовать, сравнивать, анализировать учебный материал, вести диалог, дискуссию, проводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения; 5. следить за аккуратным ведением тетрадей, грамотным оформлением записей в них; 6. повышать культуру устной и письменной речи, логичность их высказываний, тактично исправлять ошибки в соответствии с нормами литературного языка, на котором осуществляется обучение и воспитание в учреждении общего среднего образования.

Для выполнения всех видов обучающих и практических работ во время учебных занятий в учреждении образования и дома учащемуся необходимо иметь одну тетрадь и одну контурную карту. Разрешается использовать тетради на печатной основе, но их применение не является обязательным. В тетрадях для обучающих работ учащиеся могут выполнять самостоятельные работы, которые проводятся в рамках поурочного и тематического контроля. К обучающим работам по географии, которые проводятся в письменной форме, относятся задания, в т.ч. тестовые и с использованием настенных карт, атласов, контурных карт, практические работы, задачи, составление планов-конспектов, опорных схем, таблиц, диаграмм, схем, оформление отчетов о результатах наблюдений, экскурсий. Для выполнения всех видов обучающих и практических работ во время учебных занятий в учреждении образования и дома учащемуся необходимо иметь одну тетрадь и одну контурную карту. Разрешается использовать тетради на печатной основе, но их применение не является обязательным. В тетрадях для обучающих работ учащиеся могут выполнять самостоятельные работы, которые проводятся в рамках поурочного и тематического контроля. К обучающим работам по географии, которые проводятся в письменной форме, относятся задания, в т.ч. тестовые и с использованием настенных карт, атласов, контурных карт, практические работы, задачи, составление планов-конспектов, опорных схем, таблиц, диаграмм, схем, оформление отчетов о результатах наблюдений, экскурсий.

Каждое учреждение общего среднего образования определяет единый образец надписи на обложке тетради Тетрадь Сшытак для работ по географиидля работ учащегося 6 «Б» классапа геаграфіі гимназии 71 г. Гомелявучня 8 «А» класа Петрова Виталиясярэдняй школы 2 г. Наваполацка Фёдарава Аляксандра Тетрадь Сшытак для работ по географиидля работ учащейся X «А» классапа геаграфіі лицея 1 г. Могилевавучаніцы VIII А класа Дроздовой СветланыЗасульскай сярэдняй Школы Фёдаравай Аляксандры

По усмотрению учителя с внешней стороны страницы рабочей тетради могут отводится поля, если они используются для рабочих пометок. Дата выполнения всех видов обучающих и практических работ записывается цифрами на внешней стороне страницы (на поле тетради, если они отводятся). Например: При выполнении обучающих работ на учебных занятиях в учреждениях общего среднего образования слова «Классная работа» в рабочей тетради не пишутся, а записывается тема учебного занятия на той же строке, на которой записана дата. При выполнении практических работ после слов «Практическая работа» записывается ее номер и тема. Например: Практическая работа Ориентирование на местности. Определение азимутов и направлений по заданным азимутам с помощью компаса Слова «Домашняя работа» в рабочей тетради для обучающих работ записываются на той же строке, на которой записана дата выполнения соответствующей работы По усмотрению учителя с внешней стороны страницы рабочей тетради могут отводится поля, если они используются для рабочих пометок. Дата выполнения всех видов обучающих и практических работ записывается цифрами на внешней стороне страницы (на поле тетради, если они отводятся). Например: При выполнении обучающих работ на учебных занятиях в учреждениях общего среднего образования слова «Классная работа» в рабочей тетради не пишутся, а записывается тема учебного занятия на той же строке, на которой записана дата. При выполнении практических работ после слов «Практическая работа» записывается ее номер и тема. Например: Практическая работа Ориентирование на местности. Определение азимутов и направлений по заданным азимутам с помощью компаса Слова «Домашняя работа» в рабочей тетради для обучающих работ записываются на той же строке, на которой записана дата выполнения соответствующей работы

При выполнении различных видов работ учащиеся должны: соблюдать красную строку, писать аккуратно, разборчивым почерком, пользоваться шариковой ручкой с пастой синего или фиолетового цвета. при выполнении рисунков, таблиц, графиков, схем и заданий на контурной карте учащиеся могут использовать простой и цветные карандаши. При выполнении различных видов работ учащиеся должны: соблюдать красную строку, писать аккуратно, разборчивым почерком, пользоваться шариковой ручкой с пастой синего или фиолетового цвета. при выполнении рисунков, таблиц, графиков, схем и заданий на контурной карте учащиеся могут использовать простой и цветные карандаши.

Итоговые (обозначенные в учебной программе звёздочкой) практические работы проверяются к следующему учебному занятию (при большом количестве тетрадей – через один-два учебных занятия) у каждого учащегося, и отметки выставляются в классный журнал и дневники учащихся. Обучающие работы проверяются выборочно, однако они должны быть проверены у каждого учащегося VI–ХІ классов не менее одного раза в месяц. При проверке обучающих и практических работ учитель зачёркивает ошибку, записывает правильный вариант выполнения задания ручкой с красными чернилами или пастой красного цвета, а также исправляет допущенные учащимися орфографические, грамматические, пунктуационные и иные ошибки.

ДатаЗмест вучэбных заняткаўДамашняе заданне Географическая оболочка§2, вопросы 1–3, страница 13 (или §2 вопр. 1–3, стр. 13) Практическая работа 1 Анализ географического проявления широтной зональности по тематическим картам (или Пр. раб. 1 Анализ географического проявления широтной зональности по тематическим картам) Повторение. § Проблемы сохранения природного разнообразия на Земле §13. Повторение. Вопросы 1 - 7, страница 45 (или §13. Повторение. Вопр. 1 – 7, стр. 45) Обобщающее повторение, самостоятельная работа Общие закономерности природы Земли (или Обобщ. повтор., сам. раб. Общие закономерности природы Земли) Показатели уровня социально-экономического развития стран. Практическая работа 2* Анализ статистических данных, построение графиков и диаграмм (или Показатели уровня социально-экономического развития стран. Пр. раб. 2*) §21, вопросы 1, 2, страница 70 (или §21, вопр. 1, 2, стр. 70) Обобщающее повторение, опрос (или тестирование, защита рефератов и др.) Современное население мира и его хозяйственная деятельность (или Обобщ. повтор., опрос Современное насел. мира и его хоз. деятельность)

В 2012/2013 учебном году при осуществлении образовательного процесса используются следующие учебные пособия и пособия для учащихся: учебные пособия: «Начальный курс географии» / Пачатковы курс географіі для 6 класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения авторов И.П. Галая, Б.Н. Крайко, Е.И. Галай (Минск: Народная асвета, 2010). «Атлас. Начальный курс географии» / Атлас. Пачатковы курс географіі для 6 – 7 классов общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения / под ред. И.П. Галая (Минск: РУП «Белкартография», 2011). учебные пособия: «Начальный курс географии» / Пачатковы курс географіі для 6 класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения авторов И.П. Галая, Б.Н. Крайко, Е.И. Галай (Минск: Народная асвета, 2010). «Атлас. Начальный курс географии» / Атлас. Пачатковы курс географіі для 6 – 7 классов общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения / под ред. И.П. Галая (Минск: РУП «Белкартография», 2011). пособия для учащихся: «Контурные карты. Начальный курс географии, 6 класс» авторов И.П. Галая, И.Н. Гавриленко, Е.И. Галай (Минск: РУП «Белкартография», 2010, 2011, 2012). пособия для учащихся: «Контурные карты. Начальный курс географии, 6 класс» авторов И.П. Галая, И.Н. Гавриленко, Е.И. Галай (Минск: РУП «Белкартография», 2010, 2011, 2012).

В 2012/2013 учебном году при осуществлении образовательного процесса используются следующие учебные пособия и пособия для учащихся: учебные пособия: «Начальный курс географии» / Пачатковы курс географіі для 7 класса учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения авторов З.Я. Андриевской И.П. Галая (Минск: Издательский центр БГУ, 2011); «Атлас. Начальный курс географии» / Атлас. Пачатковы курс географіі для 6 – 7 классов общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения / под ред. И.П. Галая (Минск: РУП «Белкартография», 2011). учебные пособия: «Начальный курс географии» / Пачатковы курс географіі для 7 класса учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения авторов З.Я. Андриевской И.П. Галая (Минск: Издательский центр БГУ, 2011); «Атлас. Начальный курс географии» / Атлас. Пачатковы курс географіі для 6 – 7 классов общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения / под ред. И.П. Галая (Минск: РУП «Белкартография», 2011). пособия для учащихся: «Контурные карты. Начальный курс географии, 7 класс» авторов И.П. Галая, Е.И. Галай (Минск: РУП «Белкартография», 2010, 2011, 2012). пособия для учащихся: «Контурные карты. Начальный курс географии, 7 класс» авторов И.П. Галая, Е.И. Галай (Минск: РУП «Белкартография», 2010, 2011, 2012).

В 2012/2013 учебном году при осуществлении образовательного процесса используются следующие учебные пособия и пособия для учащихся: учебные пособия: «География материков и стран» / Геаграфія мацерыкоў і краін для 8 класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения авторов Е.А. Зыль, П.С. Лопуха, Н.В. Науменко, Н.Л. Стрехи / под общ. ред. П.С. Лопуха (Минск: Народная асвета, 2009); «Атлас. География материков и стран» / Атлас. Геаграфія мацерыкоў і краін для 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения / под общ. ред. П.С. Лопуха (Минск: РУП «Белкартография», 2008). учебные пособия: «География материков и стран» / Геаграфія мацерыкоў і краін для 8 класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения авторов Е.А. Зыль, П.С. Лопуха, Н.В. Науменко, Н.Л. Стрехи / под общ. ред. П.С. Лопуха (Минск: Народная асвета, 2009); «Атлас. География материков и стран» / Атлас. Геаграфія мацерыкоў і краін для 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения / под общ. ред. П.С. Лопуха (Минск: РУП «Белкартография», 2008). пособия для учащихся: «Контурные карты. География материков и стран, 8 класс» авторов П.С. Лопуха, Е.А. Зыль, Л.Н. Тетерко (Минск: РУП «Белкартография», 2010, 2011, 2012). пособия для учащихся: «Контурные карты. География материков и стран, 8 класс» авторов П.С. Лопуха, Е.А. Зыль, Л.Н. Тетерко (Минск: РУП «Белкартография», 2010, 2011, 2012).

В 2012/2013 учебном году при осуществлении образовательного процесса используются следующие учебные пособия и пособия для учащихся: учебные пособия: «География материков и стран» / Геаграфія мацерыкоў і краін для 9 класса учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения авторов Н.В. Науменко, Н.Л. Стрехи / под ред. Н.В. Науменко (Минск: Народная асвета, 2011); «Атлас. География материков и стран» / Атлас. Геаграфія мацерыкоў і краін для 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения / под общ. ред. П.С. Лопуха (Минск: РУП «Белкартография», 2008). учебные пособия: «География материков и стран» / Геаграфія мацерыкоў і краін для 9 класса учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения авторов Н.В. Науменко, Н.Л. Стрехи / под ред. Н.В. Науменко (Минск: Народная асвета, 2011); «Атлас. География материков и стран» / Атлас. Геаграфія мацерыкоў і краін для 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения / под общ. ред. П.С. Лопуха (Минск: РУП «Белкартография», 2008). пособия для учащихся: «Контурные карты. География материков и стран, 9 класс» авторов П.С. Лопуха, Г.З. Озема (Минск: РУП «Белкартография», 2010, 2011, 2012). пособия для учащихся: «Контурные карты. География материков и стран, 9 класс» авторов П.С. Лопуха, Г.З. Озема (Минск: РУП «Белкартография», 2010, 2011, 2012).

В 2012/2013 учебном году при осуществлении образовательного процесса используются следующие учебные пособия и пособия для учащихся: X класс: учебные пособия: «География Беларуси» / Геаграфія Беларусі для 10 класса учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения авторов М.Н. Брилевского, Г.С. Смолякова, (Минск: Народная асвета, 2012); «Атлас. География Беларуси» / Атлас. Геаграфія Беларусі для 10 класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения / научный руководитель Р.А. Жмойдяк (Минск: РУП «Белкартография», 2009). X класс: учебные пособия: «География Беларуси» / Геаграфія Беларусі для 10 класса учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения авторов М.Н. Брилевского, Г.С. Смолякова, (Минск: Народная асвета, 2012); «Атлас. География Беларуси» / Атлас. Геаграфія Беларусі для 10 класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения / научный руководитель Р.А. Жмойдяк (Минск: РУП «Белкартография», 2009). пособия для учащихся: «Контурные карты. География Беларуси, 10 класс» / Контурныя карты. Геаграфія Беларусі, 10 клас авторов М.Н. Брилевского, Г.С. Смолякова (Минск: РУП «Белкартография», 2009, 2010, 2011, 2012). пособия для учащихся: «Контурные карты. География Беларуси, 10 класс» / Контурныя карты. Геаграфія Беларусі, 10 клас авторов М.Н. Брилевского, Г.С. Смолякова (Минск: РУП «Белкартография», 2009, 2010, 2011, 2012).

В 2012/2013 учебном году при осуществлении образовательного процесса используются следующие учебные пособия и пособия для учащихся: учебные пособия: «Общая география» / Агульная геаграфія для 11 класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения авторов В.С. Аношко, Б.Н. Крайко, Е.Н. Мешечко, П.И. Рогача (Минск: Народная асвета, 2009); «Атлас. Общая география» / Атлас. Агульная геаграфія для 11 класса учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения авторов В.С. Аношко, Т.А. Федорцовой (Минск: РУП «Белкартография», 2010, 2011). учебные пособия: «Общая география» / Агульная геаграфія для 11 класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения авторов В.С. Аношко, Б.Н. Крайко, Е.Н. Мешечко, П.И. Рогача (Минск: Народная асвета, 2009); «Атлас. Общая география» / Атлас. Агульная геаграфія для 11 класса учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения авторов В.С. Аношко, Т.А. Федорцовой (Минск: РУП «Белкартография», 2010, 2011). пособия для учащихся: «Контурные карты. Общая география. 11 класс» авторов Г.З. Озема, А.Н. Шавеля (Минск: РУП «Белкартография», 2010, 2011, 2012). пособия для учащихся: «Контурные карты. Общая география. 11 класс» авторов Г.З. Озема, А.Н. Шавеля (Минск: РУП «Белкартография», 2010, 2011, 2012).

Для изучения учебного предмета «География» на повышенном уровне на факультативных занятиях изданы следующие учебно-методические комплексы (учебные программы, дидактические материалы для учащихся, методические рекомендации для учителей): VI-VII классы: «Путешествия по географической карте» авторов О.В. Кадацкой, Г.З. Озема, О.В. Сарычевой, А.Н. Шавеля (Минск: Аверсэв, 2011, 2012); VIII класс: «По странам и континентам» авторов Е.А. Зыль, О.П. Рабушко (Минск: Аверсэв, 2011, 2012); IX класс: «Евразия – материк контрастов» авторов Н.В. Науменко, Н.Л. Стрехи (Минск: Аверсэв, 2011, 2012); X класс «Земля белорусская» автора П.С. Лопуха (Минск: Аверсэв, 2011, 2012); XI класс «География и современность» авторов П.С. Лопуха, Ю.А. Гледко, (Минск: Аверсэв, 2011, 2012).

Пусть будет меньше праздников, чем будней, Но тот, кто стал учителем, поймет: Какое счастье быть полезным людям, Учить Его Величество Народ! Нести Ему дар мудрости и знанья, И доброты своей сердечный свет. Нет на земле ответственней призванья Почётнее и радостнее нет. Бессмертными идеями очерчен Пусть будет труд Ваш честен до конца! И Вам тогда откроются навстречу Сограждан юных чистые сердца! И пронесут они как эстафету, Как память об учителе своём Стремленье краше сделать землю эту, Планету, на которой мы живём!