Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы через проблемный подход в обучении.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Литература ст. преподаватель кафедры ФО Сверкунова Е. В.
Advertisements

Предмет «Литература» в свете Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
Специфика курса литературы в старших классах. Монографическая тема В центре МТ писатель и его произведения, одно или несколько из которых изучаются текстуально.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Междуреченская средняя общеобразовательная школа.
Использование технологии исследования на уроках русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 1 с углублённым изучением английского.
Использование технологии исследовательской деятельности для активизации познавательных и творческих способностей учащихся на уроках русского языка.
Дифференциация обучения на уроках литературы Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МАОУ СОШ 3 Поповой Е.В.
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 125 с углубленным изучением математики» г. Снежинск Учитель истории и обществознания.
Проблемное обучение как способ развития у обучающихся практических навыков использования знаний и повышения уровня усвоения учебного материала Муниципальное.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности ( технология работы с текстом в начальной школе) Педсовет г. Атаманчук Н.В.
Художественное и нравственно- философское осмысление русской литературы XX века 11 класс Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.
Подготовили: учителя МСОШ 2. Создать условия для развития ключевых компетенций учащихся начальных классов посредством применения в образовательном процессе.
Методическая система учителя биологии высшей квалификационной категории Полетаевой Елены Александровны 2010г МКОУ ОСОШ 2 МКОУ ОСОШ 2.
Художественное образование в условиях реализации стандартов второго поколения Составитель: С.И. Линник-Ботова.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Каменская средняя общеобразовательная школа 1 с углублённым изучением отдельных предметов имени.
Сравнительный анализ программ по русскому языку 4-5 классов. Учитель начальных классов ДМФМШ 17 Билан З.М.
Барданова Нина Ананьевна Учитель русского языка и литературы МОУ «Важинская СОШ 6» п. Важины Подпорожского района В 1979 году закончила Саратовский государственный.
Транксрипт:

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы через проблемный подход в обучении

Цель работы: показать эффективность технологии проблемного обучения, способствующей развитию познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности учащихся, становлению личности ученика, дающей возможность выпускникам школы использовать усвоенные знания, умения в реальной жизни для решения практических задач. Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы через проблемный подход в обучении

Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся; освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико- литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе; совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации. СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цели моей педагогической деятельности Модуль 1. Создание необходимых условий для обучения и воспитания школьников. Модуль 2. Внедрение в процесс изучения литературы в 5-11 классах методов и приемов проблемного обучения. Модуль 3. Формирование ключевых компетенций. Модуль 4 (результативный): воспитание «человека культуры», обладающего высоким уровнем самосознания, самостоятельностью суждений; человека толерантного, способного ориентироваться в мире духовных ценностей, личности с развитыми креативными способностями.

Задачи педагогической деятельности: задачи, ориентированные на формирование осознанной мотивации; задачи, связанные с повышением уровня усвоения ЗУН; задачи, связанные с активизацией творческих способностей: видение и формулирование проблемы выдвижение гипотезы решение проблемной ситуации анализ полученных результатов; задачи, ориентированные на развитие рефлексивной культуры учащихся.

Сочетание традиций и новаторства. Создание благоприятных условий. Организация учебного процесса. Система творческих заданий. Возможность прогнозировать результаты. Новизна опыта

Ведущая идея – развитие личности, способной к творчеству и самостоятельности в поиске решений практических жизненных задач через современный урок литературы.

Система по развитию индивидуальных творческих способностей учащихся, мотивированных на учебу: гуманно-личностный (субъект – субъективный) подход к ребенку; формирование у ученика положительной «Я - концепции»; активизирующий и развивающий дидактический комплекс; управление системой малых (2-3 ученика) групп; дифференцированное и индивидуальное обучение; проблемно-поисковые, творческие, игровые методы обучения; переход от педагогики требований к педагогике отношений; формирование навыков самоконтроля.

Принципы: принцип научности; личностно-деятельностный принцип; принцип креативности; принцип вариативности; принцип практической ориентации; принцип интегрированности; принцип проблемности.

Методы и приемы проблемного обучения Монологический: прием проблемного изложения; прием обнаружения противоречий. Рассуждающий (показательный): прием логического рассуждения; прием предположения. Диалогический: прием создания проблемной ситуации; Прием экспресс-дискуссии; прием ролевой дискуссии.

Методы и приемы проблемного обучения Монологический: прием проблемного изложения; прием обнаружения противоречий. Рассуждающий (показательный): прием логического рассуждения; прием предположения. Диалогический: прием создания проблемной ситуации; прием экспресс-дискуссии; прием ролевой дискуссии.

М. Горький «На дне» «Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой» (Беранже). «Пожалуй, и в наши дни на проходе через томительную жгучую неизвестность, горькое да упреждающее словцо куда полезнее усыпительных гуслей» (Л.Леонов).

Методы и приемы проблемного обучения Монологический: прием проблемного изложения; прием обнаружения противоречий. Рассуждающий (показательный): прием логического рассуждения; прием предположения. Диалогический: прием создания проблемной ситуации; прием экспресс-дискуссии; прием ролевой дискуссии.

М. Горький «Старуха Изергиль» Чей жизненный путь – Ларры или Данко – напоминает вам судьбу Изергиль? Какова авторская позиция?

Методы и приемы проблемного обучения Эвристический: эксперимент; творческое заседание; мини-исследование. Исследовательский: сопоставление; интегрирование; тематический отбор информации.

«Гранатовый браслет» А.И. Куприна и рассказы М. Горького о любви Работа в группах

Формы педагогической деятельности Урок-диалог Урок с включением морально-этической проблемы Урок сравнительно - обобщающего характера Урок межпредметной направленности Урок «В творческой лаборатории писателя» Урок версионного характера.

Урок версионного характера Что такое праведность? Кого и почему на Руси называли праведниками? Применимо ли это понятие к героям А.Солженицына, М.Шолохова, Н.Лескова?

Средства обучения Интригующее, удивляющее, эмоциональное начало урока Проблемные вопросы и проблемные ситуации Художественное творчество (или создание художественных решений).

Урок – составление книги открытого сердца «Многим…» (поэтическое слово А.А. Ахматовой)

Средства обучения Интригующее, удивляющее, эмоциональное начало урока Проблемные вопросы и проблемные ситуации Художественное творчество (или создание художественных решений) Анализ поэтического текста (восприятие, оценка).

План анализа поэтического текста (восприятие, оценка). ЧИТАЙТЕ НЕ ТОРОПЯСЬ 1. Дата написания и публикации. 2. Место, занимаемое в творчестве поэта. 3. Творческая история (выбор жанра). 4. Основная тема. 5. Смысл названия. 6. Лирический сюжет и его движение (если есть). 7. Композиция. Наличие обрамления. Основные структурные части. 8. Основные настроения, тональность стихотворения. 9. Ведущие лейтмотивы. Опорные слова, их передающие. 10. Лирический герой (если есть). 11. Позиция автора (восторг, негодование, элегическая грусть, полемика) и передача его переживаний. 12. Языковые выразительные средства, поэтический синтаксис. 13. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа. 14. Отзывы критиков о стихотворении. 15. Звучание стихотворения в наши дни.

Средства обучения Интригующее, удивляющее, эмоциональное начало урока Проблемные вопросы и проблемные ситуации Художественное творчество (или создание художественных решений) Анализ поэтического текста (восприятие, оценка) Курс лекций для учащихся 11 класса Разноуровневый контроль знаний (система тестов, 2-3 уровня).

Выступление на заседании творческой группы «Современные педагогические технологии»

Результаты роста мотивации(участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах) на примере учащихся 9 класса НазваниеКлассУровеньКол-во участников Всероссийская олимпиада по предметам (русский язык и литература) 7Школьный7 Всероссийская олимпиада по предметам(русский язык и литература) 7Муниципальный2 XXXII Турнир им.М.В.Ломоносова (лингвистика) 7Всероссийский___ VI Международная олимпиада по основам наук (русский язык) 7Всероссийский___ Игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» (2009) 7Всероссийский___

Результаты роста мотивации(участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах) на примере учащихся 9 класса Всероссийская олимпиада по предметам (русский язык и литература) 9Школьный12 Всероссийская олимпиада по предметам (русский язык и литература) 9Муниципальный3 XXXIV Турнир им.М.В.Ломоносова (лингвистика) 9Всероссийский3 VIII Международная олимпиада по основам наук (русский язык) 9Всероссийский4 Игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» (2011) 9Всероссийский3

Результаты роста мотивации учащихся(посещение факультативов, элективных курсов) КлассКол-во учащихся Кол-во учащихся, посещающих факультатив, курс Процентное соотношение % , , , , ,7

Анализ контрольных работ по русскому языку КлассI полугодиеII полугодие Успе в. Кач-во знани й Успе в. Кач-во знаний Успе в. Кач- во знани й Успе в. Кач-во знаний

Позитивная динамика качества знаний ПредметКлассУспеваемость %Качество знаний % Русский язык Литература Русский язык Литература Русский язык Литература Русский язык Литература

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа 5 им.Н.Островского ПОРТФОЛИО Мущининой Ольги Клинцы, 2010

Участие в конкурсах и олимпиадах Мущининой Ольги,учащейся 9 класса НазваниеПредметУровеньРезультатДата 1VII Международ ная олимпиада по основам наук Русский язык Международ ный Дипломант финального этапа VIII Международ ная олимпиада по основам наук Русский язык Международ ный Конкурс сочинений «Моя родина» Русский языкШкольныйПобедитель среди учащихся 5-9 классов Октябрь Игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» Русский языкВсероссийски й 11 ноября XXXIV Турнир им.М.В.Ломон осова (лингвистика) ЛингвистикаВсероссийски й Сентябрь 2011