Пояснительная записка Данная работа представлена в гуманитарном направлении. Тема урока: «Отечественная война 1812 года». Выбор темы обусловлен юбилеем.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Отечественная война 1812 года. Урок в 8 классе. Учитель: Таранова Елена Александровна. МОУ Лицей 7 г.Саяногорск Республика Хакасия.
Advertisements

Памятный 1812 год. Он связан с нашествием Наполеона. Несколько блестящих побед сделали его одним из самых известных людей Франции. Наполеон стремился к.
Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение 26/VIII/1812.
«Скажи-ка дядя, ведь недаром, Москва спаленная пожаром, Французам отдана?» Лермонтов М.Ю. «Бородино» 26 августа 1812 г. Иллюстрация к стихотворению М.
Его мы очень смирным знали, Когда не наши повара Орла двуглавого щипали У Бонапартова костра... Гроза двенадцатого года Настала - кто тут нам помог? Остервенение.
Война 1812 года. Ребята, я хочу рассказать вам о войне, которая была очень давно – 200 лет назад. Началась эта история во Франции, в конце XVIII века,
26 августа 1812 г.. Бородинская битва – победа Франции или России?
В этом году наша страна отмечает 200-летие Бородинского сражения. Это грандиозное событие обсуждалось в нашем классе. В этом году наша страна отмечает.
Окружающий мир 2 часть 3 класс УМК «Школа 2100» Материал подготовила учитель начальных классов Калинина Любовь Николаевна.
Отечественная война 1812 г. 8 класс © Кузнецов А.В.
« Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спалённая пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят ещё какие! Недаром помнит вся Россия.
Скажи – ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия.
Блудова Г.Г ГОД. Вторжение в Россию наполеоновских войск. 12 июня 1812 г. Великая армия Наполеона (640 тысяч человек), переправившись через Неман,
Дни воинской славы России История России богата знаменательными событиями. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были.
Цель. Закрепить знания детей о том, кто такие защитники Отечества. Познакомить детей с некоторыми моментами истории России, связанными с защитой Отечества,
1812 г. Война с Наполеоном. Выполнили ученики 8 класса.
Бородинская битва. Русская доблесть и слава года.
Отечественная война 1812 года составила:Белобородова В.Г.
Отечественная война 1812 года Урок истории в 8 классе МБОУ Кечасовская СОШ Учитель истории: Горшкова Людмила Адександровна.
Тема История. Война 1812 года. 9 класс". "...не зря Москва французу отдана" 2 Учебные вопросы темы: Как "Бородино" повлияло на ход войны 1812 года? Возможно.
Транксрипт:

Пояснительная записка Данная работа представлена в гуманитарном направлении. Тема урока: «Отечественная война 1812 года». Выбор темы обусловлен юбилеем одного из величайших событий истории России – 200-летием Отечественной войны 1812 года. Данный урок является еще одной возможностью показать героизм и мужество российского народа в борьбе с неприятелем, способствовать формированию патриотического сознания учащихся. Урок предназначен для учащихся 8 класса. В работе использовалась программа Агафонов С.В., Кружалов В.В. История России. XIX век. 8 класс. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», Учебник: Боханов А.Н. История России. XIX век: – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2004.; раздел 2. Внешняя политика Российской империи в начале 19 века.

Урок «Отечественная война 1812 года» Цель урока: познакомить учащихся с одним из ярчайших подвигов российского народа – Отечественной войной 1812 года. Задачи урока: образовательные: -определить причины, характер Отечественной войны 1812 года, соотношение сил; -изучить ход войны: соотношение сил; вторжение Наполеона в Россию; Бородинское сражение; совет в Филях и оставление Москвы; отступление и гибель «Великой армии»; -раскрыть сущность и роль партизанского движения. развивающие: развивать навыки работы с документами, с картой, умение определять и объяснять понятия, сравнивать, делать выводы; продолжить работу по формированию у учащихся художественных, выразительных свойств языка; развивать навыки работы с интерактивными средствами; способствовать развитию навыков работы в группах. воспитательные: воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа.

Тип урока: урок изучения нового материла. Методы, используемые на уроке: работа в группах; опережающее задание; самостоятельная работа с текстом и информацией; сравнение; наглядное обучение; поисковый метод; обобщение; развитие памяти и внимательности. Этапы урока. I. Изучение нового материала. Причины, характер войны, соотношение сил. Вторжение Наполеона в Россию. Бородинское сражение. Совет в Филях и оставление Москвы. Партизанское движение и народное ополчение. Отступление и гибель «Великой армии». II. Закрепление. III. Рефлексия. IV. Домашнее задание.

Оборудование урока: портреты «Герои войны 1812 года»; фрагмент художественного фильма «Кутузов», режиссер В. Петров (1943); учебный фильм «Отечественная война 1812 года»; видеозапись «Генералам двенадцатого года», музыка А. Петрова, стихи М. Цветаевой из к/ф «О бедном гусаре замолвите слово»; увертюра «1812 год» П. И.Чайковского; компьютеры, мультимедийный проектор; контурные карты; интерактивный комплекс «Отечественная война 1812 года».( документы: «Приказы императоров Наполеона и Александра I к армии», воспоминания Н. Муравьева. Занятие проводится в компьютерном классе. Учащиеся сидят за компьютерными столами, в начале урока всем учащимся раздается пакет контурных карт.

Ход урока Организационный момент. Ученик зачитывает отрывок из стихотворения «Бородино»: - Скажи-ка, дядя, Ведь не даром Москва спалённая пожаром Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да говорят ещё какие, Недаром помнит вся Россия Про день Бородина. (М.Ю. Лермонтов) Учитель задает вопрос учащимся: -Знаете ли вы автора данных строк? -Какому историческому событию посвящены эти строки? Учащиеся отвечают на вопросы, используя свои знания по данной теме. Учитель объявляет тему урока: Итак, тема нашего урока «Отечественная война 1812 года». Отечественная война 1812 года - это одно из величайших событий истории нашей страны, когда на защиту свей Родины встал весь российский народ. Поэтому войну 1812 года называют народной, Отечественной. Звучит увертюра «1812 год» П. И. Чайковского. Чайковский - Увертюра 1812 год.mp3Чайковский - Увертюра 1812 год.mp3

1.Причины, характер войны, соотношение сил. Учитель: Давайте еще раз посмотрим на карту и покажем Россию и Францию накануне войны. (карта Европы гг.» из интерактивного комплекса «Отечественная война 1812 года»).Европа Европа Ученики показывают Россию, Францию, территориальные завоевания Франции к началу войны с Россией. Так как ранее учащиеся уже изучили тему «Россия и Франция в начале 19 века», ребята быстро справляются сданным заданием, актуализируя ситуацию в Европе накануне войны. Учитель: Дома вы самостоятельно ознакомились с пунктом «Причины и характер войны». Сейчас с помощью интерактивного комплекса «Отечественная война 1812 года» вы обобщите этот материал. Откройте комплекс и запишите в тетрадях причины войны. Затем заполните таблицу «Соотношение сил».Таблица 1.Соотношение силТаблица 1.Соотношение сил Ученики работают с комплексом и выполняют задания в группах. (по 9 человек)

Дома учащиеся самостоятельно ознакомились с данным пунктом темы, поэтому с помощью материала комплекса они достаточно быстро выполняют данное задание. Затем двое учеников из двух групп представляют результаты работы. Учитель: На основе текста учебника, определите, каков был характер войны для России и Франции. Два ученика от групп заполняют таблицу на доске. Таблица 2.Характер войны Таблица 2.Характер войны

Учитель: Закрепим данный материал с помощью карты «Вторжение наполеоновской армии в Россию в 1812 году» (интерактивный комплекс). Карта Вторжение наполеоновской армииКарта Вторжение наполеоновской армии Ученики показывают на карте расположение армий к началу войны. Это дает возможность тем учащимся, которые не достаточно хорошо справились с заданиями, закрепить информацию. Три ученика выступают с краткими сообщениями о полководцах Барклае де Толли, Багратионе и Кутузове. ГЕРОИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА ГЕРОИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА

2. Вторжение армии Наполеона в Россию. Учитель: 12 июня 1812 года войска императора Наполеона Бонапарта перешли через реку Неман и вторглись на территорию России. Началась Отечественная война 1812 года. «Гроза двенадцатого года» разразилась. (Ученики записывают дату в тетрадь). Прочитайте отрывки из приказов императоров Наполеона и Александра I к своим войскам. Сравните их обращения. Чем они отличаются? Из приказов...Из приказов... Ребята работают с документами. Письменно проводят сравнение. Затем со своими сравнениями выступают двое учеников. Учитель: Сейчас вы посмотрите учебный фильм «Отечественная война 1812 года», где кратко и последовательно излагаются события войны. Вам необходимо внимательно просмотреть фильм для дальнейшей работы. Ученики смотрят фильм. Делают записи в тетрадь. Отечественная война 1812 года.Отечественная война 1812 года.

3. Бородинское сражение. Задание по контурной карте. Отметьте на карте: Бородино. Контурная картаКонтурная карта - Сделайте вывод о соотношении сил накануне Бородинской битвы. Запись на доске и в тетради: 26 августа 1812 года - Бородинское сражение.

4. Совет в Филях. Учитель: Посмотрите фрагмент х/ф «Кутузов» и ответьте на вопросы: -Какой вопрос решался на совете? -Какую позицию занимали Кутузов, Барклай де Толли, другие полководцы? -Чья точка зрения победила? -Объясните позицию Кутузова. Ребята смотрят фрагмент. Делают записи в тетрадь. Затем несколько учащихся отвечают на вопросы. В ходе данного задания у учеников есть возможность высказать свое мнение о решении, принятом Кутузовым. фильм о Кутузовефильм о Кутузове Запись на доске и в тетради: 1 сентября 1812 года - совет в Филях.

5. Партизанское движение. Учитель: Объясните, кто такие партизаны? Учащиеся предлагают варианты ответов. Краткие сообщения учащихся о выдающихся партизанах Отечественной войны 1812 года: Д. Давыдов; Давыдов.docДавыдов.doc Г. Курин. Курин.docКурин.doc

6.Отступление и гибель «Великой армии». Учащиеся работают в группах (4 человека). 1 группа. Отметьте на контурной карте: Контурная карта Тарутино; Малоярославец; Можайск; Тулу; Калугу. Участники группы отмечают карте заданные объекты, используя информацию, поученную из просмотренного фильма, по необходимости пользуются учебником. 2 группа проверяет, по необходимости исправляет. 2 группа. Отметьте на контурной карте: 1. р. Березина; 2. Отступление французской армии. Участники группы отмечают на доске заданные объекты, используя информацию, поученную из просмотренного фильма, по необходимости пользуются учебником. 1 группа проверяет, по необходимости исправляет. Работа с документом. Прочитайте документ и ответьте на вопросы: ДокументДокумент -Что осложняло отступление французов?

II. Закрепление. Учитель: Закрепим изученный материал в ходе викторины. Сейчас вы разделитесь на две команды. Каждая команда выполняет задания викторины в интерактивном комплексе. Побеждает команда, первая выполнившая задания викторины. Задания викторины построены таким образом, что перейти к следующему заданию можно только правильно ответив на предыдущее, поэтому учителю не нужно проверять каждое задание. ВикторинаВикторина Ученики выполняют задание. Учитель: объявляет победителя. А сейчас подведем итоги нашего урока. Ученики делают вывод и итоги изучения темы. Звучит аудиозапись «Генералам двенадцатого года». Романс НастенькиРоманс Настеньки Учитель выставляет оценки за работу на уроке.

III. Рефлексия. Заполнение анкеты. Если не позволяет время, то анкета дается на дом. Почему война называется Отечественной? Какие чувства вызвала у вас данная тема? Что запомнилось больше всего? Что вы знали раннее об этой войне? Какие вопросы вы бы хотели узнать подробнее? IV. Домашнее задание. Читать параграф 8. В интерактивном комплексе разгадать кроссворд. КроссвордКроссворд Ответы записать в тетрадь. Ответить письменно на вопросы: В чем народный характер Отечественной войны 1812 года? Каково значение Отечественной войны 1812 года?

1 группа. Франция 2 группа. Россия Таблица 1. Соотношение сил

Ученик от 1 группы. Франция Ученик от 2 группы. Россия Таблица 2. Характер войны

Из приказа Наполеона к своим войскам:Наполеона «Солдаты! Вторая польская война началась. В Тильзите Россия поклялась в вечной дружбе с Францией и обязалась воевать с Англией. Сегодня она нарушила свои обязательства! Она не дает объяснения своего странного поведения, пока французские орлы снова не отойдут назад за Рейн, бросив наших далеких союзников на ее милость. На своем опыте она узнает, что ей суждено. Она нас ставит перед выбором: бесчестье или война. Выбор не может вызвать сомнений. Так пойдем вперед, перейдем Неман, внесем войну на ее территорию. Вторая польская война будет славной для французского оружия, как и первая. Но мир, который мы заключим, будет обеспечен; он положит конец этому гибельному влиянию, которое Россия уже пятьдесят лет оказывает на Европу». Из приказа Александра к своим войскам:Александра «Большая часть моего царствования прошла в войнах. Я не ослепляюсь мечтами; я знаю, в какой мере император Наполеон великий полководец, но на моей стороне, как видите, пространство и время. Не остается нам ничего иного, как, призвав на помощь Свидетеля и Защитника правды, Всемогущего Творца Небес, поставить силы наши против сил неприятельских. Не нужно мне напоминать вождям, полководцам и воинам нашим о их долге и храбрости. В них издревле течет громкая победами кровь славян. Воины! Вы защищаете веру, отечество, свободу. Я с вами. На зачинающего Бог. Я не положу оружия, доколе ни единого неприятельского солдата не останется в царстве моем».

Н. Муравьев «Зима 1812 года была жестокая. Термометр Реомюра иногда показывал 31 градус. Холода эти, может быть, предохраняли нашу армию от заразительных болезней, производимых тлением тел. Но так как много трупов оставалось еще под снегом, то весной, когда сделалась оттепель, они стали гнить и произвели эпидемию, которая опустошила те губернии, через которые неприятель отступал. Пехотинцы страдали от голода и холода. Число трупов увеличивалось множеством французских офицеров и солдат, более похожих на тени, нежели на живых людей, которые брели в сильнейшие морозы, голые, босые, среди отошедших своих товарищей и к ним по пути валились. На редком из них были мундиры, большей частью они покрывались, чем попало. У многих были на головах ранцы, вместо шапок, у иных оставались кирасирские каски с длинными конскими хвостами; сами же кирасиры были голые и накрывались рогожей или обвивались соломой».