Кафедра нормальной физиологии КрасГМУ Проф. Ю.И. Савченков ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА..
Advertisements

Отличие условных от безусловных рефлексов Безусловные рефлексы 1.Являются врожденными 2.Безусловные рефлексы являются видовыми 3.Являются постоянными.
Научение Выполнила студентка НИЭПП факультета психологии группы П-83 Коровина Анастасия Александровна.
Тема: Механизмы обучения Физиология ВНД и сенсорных систем.
Высшая нервная деятельность Поведение. Высшая нервная деятельность(ВНД) Деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая наиболее.
1.Психологическая характеристика внимания. Механизмы внимания. 2.Современные теории внимания. 3.Виды внимания и особенности их проявления.
ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ. * Двигательная активность человека имеет очень широкий диапазон - от мышечных координаций до тонких движений пальцев.
Психические процессы.. Психические процессы – это одна из групп психических явлений, условно выделяемых в целостной структуре психики.
Учебные вопросы: 1. Понятие и структура психики. 2. Психические процессы как основа функционирования личности.
Психические процессы: внимание и память 1. Характеристика и функции внимания 2. Виды и свойства внимания 3. Память и представления. Основные мнемические.
Целенаправленное поведение. Рефлекторная модель работы мозга Принцип доминанты Теория функциональных систем Понятие мотивации Целенаправленные системы.
Учебный проект «Механизм образования условного рефлекса» Хрисанова А.П. Мамедова Г.Д. Истилеева А.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. Картина мира у человека складывается благодаря функционированию познавательных процессов Картина мира у человека складывается.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. Картина мира у человека складывается благодаря функционированию познавательных процессов ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ: ОЩУЩЕНИЕ.
Педагог-психолог Гринцевич Елена Николаевна ГУО «Средняя школа 7 г.Жлобина»
Выполнили: Оля Гусева и Кристина Салмина. * Критерий того, что зачатки психики существуют у живых организмов, наличие чувствительности (А. Н. Леонтьев)
ВНД. Условно-рефлекторная деятельность организма Подготовила: студентка 2 курса 4 группы педиатрического факультета Абдуразакова Меседу Расуловна.
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
Условно-рефлекторная деятельность организма. Деятельность нервной системы условно можно поделить на низшую и высшую. Функции нервной системы, направленные.
Курс «Функциональная зоология». 2 Непрерывность существования организма и вида зависит от эффективности действий индивидуума. Поведение - это направленные.
Транксрипт:

Кафедра нормальной физиологии КрасГМУ Проф. Ю.И. Савченков ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОЗНАНИЕ Сознание - свойство мозга - высшее проявление функции отражения действительности. Сознание - способность субъективного отражения объективной реальности

СОЗНАНИЕ Сознание - свойство мозга - высшее проявление функции отражения действительности. Сознание - способность субъективного отражения объективной реальности

Смена уровней поведения в эволюции Врожден- ные Приобре- тенные

Уровни активации психической деятельности Эмоции Внимание Спокойное бодрствование Сон Уровни активации нервной системы Поведение Аффект Бодрствование

Основные понятия Психика - форма отражения мозгом среды, определяющая целенаправленное приспособительное поведение Поведение является внешним выражением высшей нервной деятельности и психических функций человека. Поведение - психическая деятельность, регулирующая взаимоотношения организма и среды

ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ врожденные таксисы рефлексы инстинкты приобретенные условные рефлексы научение реактивные когнитивные (рассудочная деятельность)

Безусловные рефлексы Врожденные, свойственные всем особям данного вида Имеют готовую генетически детерминированную рефлекторную дугу Созревают постепенно Лежат в основе врожденных комплексов - ИНСТИНКТОВ

Врожденные формы поведения Инстинктивное поведение - сложные врожденные стандартные приспособительные психические явления, основанные на мотивациях и реализуемые в виде безусловно- рефлекторных поведенческих реакций

Виды инстинктов Витальные (неудовлетворение потребности ведет к гибели особи, реализация не требует участия другой особи) Ролевые или зоосоциальные ( направлены на выживание вида, эффективное существова- ние группы - «что хорошо виду, то хорошо и тебе» Инстинкты саморазвития (обращены в будущее, направлены на совершенствование психической деятельности)

Витальные инстинкты Пищевой Питьевой Оборонительный (активный -ястреб и пассивный - кролик) Регулирования цикла «сон-бодрствование» Экономии энергии (сил )

Ролевые инстинкты Половые - выбор партнера Родительские - разделение ролей отца и матери Территориальные - охрана зоны обитания для сохранения ресурсов Эмоциональный резонанс - ускорение социа- лизации - путь возникновения сопереживания сочувствия, в конце концов - сознания Групповая иерархия - альтруистический эгоизм

Инстинкты саморазвития Исследовательский Новизны Свободы Имитационный (подражательный) Игровой

Приобретаемые формы поведения создаются путем научения

Формы научения Облигатное неассоциативное научение (привыкание - ослабление, суммация- усиление, импритинг, подражание) Факультативное ассоциативное (классические и инструментальные условные рефлексы) Когнитивное и произвольное (образное психонервное поведение, рассудочная деятельность, вероятностное прогнози- рование

НАУЧЕНИЕ РЕАКТИВНЫМ ФОРМАМ ПОВЕДЕНИЯ ПРИВЫКАНИЕ И УСИЛЕНИЕ ИМПРИНТИНГ И ИЗБЕГАНИЕ КЛАССИЧЕСКИЕ УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ

Характеристика условного рефлекса Приобретается в течение жизни на основе личного опыта Виды условных рефлексов: классические инструментальные

Условные рефлексы Условные рефлексы - индивидуально приобретенные системные приспосо- бительные реакции животных и человека, возникающие на основе образования в центральной нервной системе временнōй связи между условным (сигнальным) раздражи- телем и безусловно-рефлекторным актом

Выработка условного рефлекса по И.П.Павлову Фистула для сбора слюны Звонок (условный раздражитель) Пища (безусловный раздражитель)

Инструментальный условный рефлекс Педаль Кормушка

Основные характеристики условного рефлекса (по И.П.Павлову) 1) Приобретаемость условных рефлексов (врожденность безусловных рефлексов) 2) Индивидуальность условного рефлекса (видовой характер безусловного рефлекса) 3) Изменчивость и возможность отмены (торможения) условного рефлекса 4) Сигнальный характер и принцип опережающего отражения в условном рефлексе

Классификация условных рефлексов По происхождению - натуральные и искусственные По характеру безусловного подкрепления - пищевые, оборонительные, половые, исследовательские По характеру условного сигнала - световые, звуковые, тактильные, обонятельные, температурные и др. По характеру рецепторов - экстероцептивные, интероцептивные, проприоцептивные По соотношению раздражителей во времени - наличные (совпадающие, отставленные), следовые, запаздывающие По степени сложности - 1, 2, порядка

Условия выработки условных рефлексов Условие времени - предварительность или одновременность действия условного и безусловного раздражителей Условие силы - безусловный раздражитель должен быть сильнее (жизненно значимее) условного Условие индифферентности - условный раздражитель должен быть индифферентным Условие сенсорного ограничения - отсутствие посторонних раздражителей Условие мозговой активности - деятельное состояние центральной нервной системы

НАУЧЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ ОПЕРАНТНОГО ОБУСЛОВЛИВАНИЯ ПРОБЫ И ОШИБКИ ФОРМИРОВАНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ ПОДРАЖАНИЕ И ВИКАРНОЕ НАУЧЕНИЕ

КОГНИТИВНЫЕ ФОРМЫ НАУЧЕНИЯ Латентное научение (крысы в лабиринте) Психомоторные навыки - последовательное формирование этапов (осознанные приемы, ассоциативная стадия, автономная стадия) Инсайт и интуиция (озарение, эврика!) Научение путем рассуждений: а) восприятие - образ - гипотеза б) абстракции - понятия - обобщения

Латентное научение в лабиринте

Латентное научение переходит в психомоторные навыки

Инсайт (озарение) или «ага - реакция»

ИНСАЙТ Обезьяна внезапно «догадалась» использовать палку, чтобы достать из ящика банан

Механизм замыкания временной связи Теория двух корковых очагов И.П.Павлова - проторение пути Теория корково-подкорковых связей Теория конвергенции на 1 нейроне П.К.Анохина - 1 стадия: генерализация, 2 стадия: концентрация или конвергенция Механизмы памяти

Выработка пищевого УР и его регистраия

Выработка оборонительного УР и его регистрация

Образование временной связи по пути «кора-кора» по И.П.Павлову

Образование временной связи путем конвергенции на нейроне по П.К.Анохину

Образование временной связи по пути «кора-подкорка-кора» по Э.А.Асратяну

Механизм формирования инструментального условного рефлекса (по Асратяну)

Цитата «Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом. Не было бы ни основанных на прошлом знаний, ни навыков…» Рубинштейн

Временные виды памяти Иконическая или сенсорная память - до 500 мс Кратковременная память - до 10 мин Промежуточная память - до 30 мин Долговременная память - часы, дни и более

Виды памяти по И.С.Бериташвили Образная Условно-рефлекторная Эмоциональная Словесно-логическая или семантическая Двигательная Внутренняя Произвольная и непроизвольная Сознательная и латентная

ФАЗЫ РАБОТЫ ПАМЯТИ ВОСПРИЯТИЕ ПОВТОРЕНИЕ ЗАПОМИНАНИЕ ХРАНЕНИЕ ЗАБЫВАНИЕ УЗНАВАНИЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

ТЕОРИИ ПАМЯТИ Электро-физиологическая Мембранно-синаптическая Нейрохимическая - пептидная Иммунологическая Генетическая Нейроглиальная