Психологические механизмы развития эмоциональных расстройств.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ, направленной на формирование конструктивных механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста Винтаева.
Advertisements

C:\Users\БукаБяка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\W3CC6LBQ\MCj [1].wmf
М.Г.Перцель. Рост заболеваемости обеспечен ростом её среди подростков.
ТЕМА : СТРЕССЫ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЧЕЛОВЕКА. Стресс Реакция организма.
Самосознание и социальное поведение Управление здравоохранения Липецкой области Областное образовательное автономное учреждение среднего профессионального.
Адаптация к школе учащихся 5 класса. Определимся с терминами: АДАПТАЦИЯ- процесс приспособления к новым условиям ДЕЗАДАПТАЦИЯ- неумение решать новые задачи,
1 Не могу жить без тебя! Эти двое больны!!. 2 СОЗАВИСИМОСТЬ Термин «созависимость» возник в процессе формирования отношения к алкоголизму и наркомании,
Чувства и эмоции
Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
Подготовила студентка 1 курса СДО 13 группа Земскова Валерия Тамбов 2018.
Депрессия - это психическое расстройство, которое может вывести человека из эмоционального равновесия на продолжительное время и значительно ухудшить качество.
«Кувшин» наших эмоций. Что делать? активно слушать Я- есть потребность в: -любви – свободе -успехе – развитии -уважении –самоуважении -понимании – ласке.
Использование арт-терапии в психосоциальной реабилитации ЛЖВ Богачёв О.В. С-Пб 2009 г.
Психосоматические расстройства. ПСИХОСОМАТИКА ГИПЕРТОНИИ Выполнила студентка отделения Лечебное дело.
Подростковый возраст : Особенности контакта с подростком Нет детей - есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями,
Психологическая защита деловая игра деловая игра.
Профессиональная деформация. Профессиональная деформация - это психологические изменения, которые начинают негативно влиять на профессиональную деятельность.
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ Выполнила: магистр 2 курса Заочного обучения Исаева Д.Г Уральский государственный педагогический университет Институт.
Стили семейного воспитания. Семейное воспитание - целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования.
Создание условий для сохранения психологического здоровья школьников.
Транксрипт:

Психологические механизмы развития эмоциональных расстройств

А. Б. Холмогорова, Н. Г. Гаранян МНОГОФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ ДЕПРЕССИВНЫХ, ТРЕВОЖНЫХ И СОМАТОФОРМНЫХ РАССТРОЙСТВ

Среди эмоциональных расстройств все большее значение приобретают депрессивные, тревожные и соматоформные расстройства. По данным Национального комитета по психическому здоровью США к 2020 г. депрессия выйдет на второе место после сердечно-сосудистых заболеваний как причина утраты трудоспо­собности среди населения. Около 15% населения в США когда- либо на протяжении жизни перенесли тревожное расстройство.

Эти нарушения тесно связаны, что нередко затрудняет их дифференциальную диагностику и делает целесообразным их совместное изучение. Современные исследования различных психических заболеваний подтверждают их био-психо-социальную природу или, диатез- стрессовую модель развития этих расстройств.

Вместе с тем, внушительная статистика роста депрессивных, тревожных и соматоформных расстройств не может быть объяснена чисто биологическими факторами и простым учащением количества стрессовых провокаций в результате общего увеличения уровня стрессогенности нашего существования. В современной культуре существуют и достаточно специфические психологические факторы, способствующие росту общего количества переживаемых отрицательных эмоций в виде тоски, страха, агрессии и одновременно затрудняющие их психологическую переработку.

Согласно гипотезе авторов, это особые ценности и установки, поощряемые в социуме и культивируемые во многих семьях, как отражение более широкого социума. Затем эти установки становятся достоянием индивидуального сознания, создавая психологическую предрасположенность или уязвимость к эмоциональным расстройствам.

Эмоциональные нарушения тесно связаны с культом успеха и достижений, культом силы и конкурентности, культом рациональности и сдержанности Проанализировав и обобщив работы представителей социального психоанализа,(прежде всего работы К. Хорни), данные кросскультурных исследований, доказывающих неравномерность распространенности различных эмоциональных расстройств в разных культурах, опыт психотерапевтической работы с больными, Авторы пришли к заключению, что эмоциональные нарушения тесно связаны с культом успеха и достижений, культом силы и конкурентности, культом рациональности и сдержанности, характерными для нашей культуры.

Авторы достаточно условно попытались связать тот или иной тип ценностей и установок с определенными синдромами депрессивным, тревожным, соматоформным. Разведение это достаточно условно, и все выделенные установки могут присутствовать при каждом из трех анализируемых расстройств. Речь идет о тенденциях, но не о жестких причинно-следственных связях определенной установки с определенным синдромом.

Эффект обратного действия сверхценной установки: культ успеха и достижения при его сверхценной значимости ведет к депрессивной пассивности, культ силы к тревожному избеганию и ощущению беспомощности, культ рацио к накоплению эмоций и разрастанию их физиологического компонента.

Особенности семейных отношений Эти семьи отличаются закрытыми границами и симбиотическими связями, при которых эмоции перетекают от одного члена семьи к другому как по сообщающимся сосудам. Характерен повышенный индекс стрессогенных событий в семейной истории. Таким образом в этих семьях создается благоприятная ситуация для циркулирования, фиксации и индуцирования отрицательных эмоций.

«Депрессивные» семейные системы Высокий уровень критики и высокие родительские требования и ожидания в плане достижений. Ребенок в этих семьях редко заслуживает одобрения, так как стандарты очень высоки и поощряют в ребенке стремление к совершенству. Разрыв между притязаниями и реальными достижениями и возможностями обрекает ребенка на постоянное ощущение неудовлетворенности, индуцирует негативные чувства.

В этих семьях совершенство из ценности или идеала, к которому можно стремиться, но который невозможно достичь, превращается в цель, которая подменяет выдвижение реалистичных целей. Так постепенно формируются ценности и установки маленького перфекциониста, способствующие негативному восприятию себя, окружающего мира и своего будущего (негативная когнитивная триада по А. Беку).

Основной патогенный конфликт перфекциониста это конфликт между потребностью непосредственно воплотить совершенство и невозможностью это сделать в реальности. Ведь в реальности не существует совершенства. Также мучительно для него видеть чьи-то высокие достижения, так как они обостряют чувство собственного несоответствия высоким стандартам.

Высокие перфекционистские требования и ожидания по отношению к другим ведут к разочарованиям и разрывам, лишая перфекциониста необходимой эмоциональной поддержки, которая возможна при близких и доверительных отношениях. У перфекциониста складывается особый когнитивный стиль, который условно был назван абсолютизирующим или максималистским: «Если не справился блестяще значит не справил­ся вообще, настоящий друг должен все понимать без слов» и т. д. Таким образом перфекционист обречен на постоянные разочарования, а также на пассивность вплоть до полного «паралича» деятельности.

«Тревожные» семейные системы Также типичен перфекционизм. Общий высокий уровень тревоги в семьях, которые по поведению и самоощущению их членов нередко напоминают осажденный лагерь. Корни этого просматриваются в семейной истории, которая изобилует стрессами (ранние смерти, болезни, жес­токое обращение). Характерен высокий уровень недоверия по отношению к окружающему миру и высокий уровень контроля и доминирования у родителей, ведущий к подавлению любых форм сопротивления у ребенка и запрету на протест и агрессию.

Дети в этих семьях нередко грызут ногти и страдают другими формами навязчивостей и редко позволяют себе открытые проявления агрессии. Тревожные расстройства сопряжены с особенно тяжелыми нарушениями контактов, так как для их носителей характерны негативные ожидания от окружающих и установка на изоляцию. Они редко активно ищут поддержку, а когда ее предлагают, зачастую неспособны принять ее как из- за недоверия, так и из-за страха оказаться в позиции слабого.

Характерен преувеличивающий когнитивный стиль, сопряженный с недооценкой собственных сил и преувеличением опасности (тревожная диада по А.Беку). Авторы дополнили эту диаду («я слаб, мир опасен») третьим компонентом - «никто не поможет». Все это приводит к поведению избегания, ощущению беспомощности и страху критического неодобрительного отношения со стороны других.

Культ рацио В качестве еще одной причины роста как тревожных, так и депрессивных расстройств, называется культ силы и культ рацио, которые ведут к запрету на переживание и выражение негативных эмоций. При этом резко затрудняется их психологическая переработка, а значит, происходит их постоянное накопление, при этом психика работает по принципу «парового котла без клапана».

Культ рационального отношения к жизни, негативная установка по отношению к эмоциям находят выражение в современном эталоне супермена непрошибаемого и как бы лишенного эмоций человека, в призывах типа «Отбросим эмоции в сторону, давайте без эмоций и т. д.». Запрет на эмоции ведет к их вытеснению из сознания, а расплата за это невозможность их психологической переработки и разрастание физиологического компонента в виде болей и неприятных ощущений различной локализации.

Семьи, где преобладают соматические симптомы эмоциональных нарушений Тенденция к элиминированию эмоций из жизни семьи в виде игнорирования этого аспекта жизни и запрета на выражение чувств. Именно так может развиваться алекситимия, характерная для этих больных неспособность к осознанию и выражению собственных чувств и, соответственно, чувств других людей.

Базовый конфликт при этой патологии это конфликт между эмоциональной природой человека и отказом от этой природы попыткой жить «во вне», игнорируя эмоциональную сторону жизни. Результат этого - дефицитарные контакты, отрицающий когнитивный стиль и разрастание физиологического компонента эмоций, которые не осознаются и не перерабатыватся на психологическом уровне. Например, женщина, у которой болен раком муж, жалуется на боли в желудке, но отрицает тяжелые душевные переживания - «Настроение нормальное».