Курсы повышения квалификации «Вопросы межэтнических и межконфессиональных отношений и профилактики экстремизма » Преподаватель: Цыганкова Мария Николаевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Возрождение патриотизма как важнейшей духовно- нравственной и социальной ценности, воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского.
Advertisements

Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
это человек с определенным социально- принятым способом поведения, являющийся носителем общечеловеческих ценностей, осознанной нравственной позиции.
C:\Users\БукаБяка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\W3CC6LBQ\MCj [1].wmf
Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 1 «Светлячок» разработана в соответствии с Федеральным.
Социальное развитие и молодежь Обществознание 10 класс Параграф 19.
СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ИЗУЧЕНИЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ГБДОУ д/с уч.год.
Развитие у обучающихся способности к самоорганизации, самореализации на основе компетентного подхода в воспитании.
возраст второго рождения личности. Представление о себе, как не о ребенке. 13 – 14 лет.
Организация работы по гражданско-патриотическому воспитанию как одна из форм гуманистического образования по формированию надпредметных компетенций учащихся.
Подростковый возраст : Особенности контакта с подростком Нет детей - есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями,
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
Организация воспитательной деятельности в МКШ в современных условиях.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Создание условий для формирования положительных взглядов, ценностных ориентаций, социальных мотивов, потребностей, интересов, способствующих.
В работе нашей школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие.
Программа социальной деятельности обучающихся должна быть направлена на овладение обучающимися принципов сотрудничества и диалога. Необходимо обеспечить:
О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
2010 год Концепция гражданского образования в Нижегородской области на годы.
Реализация гражданского и патриотического воспитания учащихся в условиях образовательного учреждения Факультет повышения квалификации руководителей образовательных.
Транксрипт:

Курсы повышения квалификации «Вопросы межэтнических и межконфессиональных отношений и профилактики экстремизма » Преподаватель: Цыганкова Мария Николаевна Москва, 14 ноября 2011 г. Молодежный экстремизм как массовое явление современной России: причины, проблемы и методы профилактики 1

ЦЕЛЬ Сформировать, закрепить и ориентировать на практические задачи знания о возрастной специфике и проблемах профилактики экстремизма в молодежной среде. 2

Молодежь можно определить как социальную группу, объединенную принадлежностью к определенным возрастным периодам: Подростковый возраст (11 –15 лет) Юность (16 – 25 лет) Молодость (25-30 лет) 3

Подростковый возраст (11-15 лет) половое созревание психологическое взросление появляется чувство зрелости желание считаться взрослым сильная потребность в общении со сверстниками. личностная нестабильность противоречивые желания и поступки стремление выделиться из группы складываются первоначальные образы «Я» изменчивость подверженность внешним влияниям развитие личностной рефлексии (осмысления) 4

Подростковый возраст (11-15 лет): Социальная ситуация развития общение со сверстниками старается оградить сферы своей жизни от родителей обострение конфликтов подростковая дружба объединение в неформальные группы. 5

Подростковый возраст (11-15 лет): Ведущая деятельность межличностное общение превалирует над учебной деятельностью интимно-личностные отношения. 6

Подростковый возраст (11-15 лет): Возрастной кризис и новообразования Кризис - пубертатный: половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме появляются вторичные половые признаки образ физического "Я« Центральные новообразования формирование «Я-концепции» ощущение себя взрослым человеком половая идентичность или диффузия идентичности. 7

Проблема идентификации «Я» симптомы путаницы ролей, неуверенность в понимании кто он такой, куда идет путаница ролей часто приводит подростков в преступные группы: экстремистов, правонарушителей, наркоманов, алкоголиков отрицательное прохождение кризиса подросткового возраста не означает, что человека останется неприкаянным всю жизнь, а тот, кто обрел ясные представления о своем Я не будет разочарован в столкновениях с жизнью. 8

Юность (16-25 лет): Социальная ситуация развития – межличностные отношения усвоение социальных норм и правил, общение со взрослыми. Ведущая деятельность – учебная межличностные отношения. 9

Юность 1.Старший школьный возраст – ранняя юность (16 –17 лет): период окончания школы формирование мировоззрения стабилизация личности профессиональное самоопределение, определение установок формирование ценностно-ориентационного единства повышение самооценки переоценка собственных сил стремление к независимости высокая степень осознанности картины мира, построение собственной. 10

Ранняя юность: Кризис и центральные новообразования – наиболее тяжелый кризисный период индивидуальные различия в переживании кризиса мысли о будущем вопрос об ответственности страхи Новообразования: самоопределение, как профессиональное, так и личностное. 11

Поздняя юность (18-25 лет) выбор жизненного пути работа по выбранной специальности или поиск ее учеба в вузе создание семьи служба в армии. 12

Социальная ситуация развития – вступление в самостоятельную жизнь предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни в связи с этим меняются требования и условия в которых происходит формирование личности юноша должен быть подготовлен к труду, к семейной жизни, к выполнению гражданских обязанностей. 13

Ведущая деятельность – учебно-профессиональная мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать учебную деятельность проявляется избирательность к учебным предметам основной мотив познавательной деятельности – стремление приобрести профессию 14

Поздняя юность (ранняя зрелость) Специфический для этой стадии параметр заключен между полюсом близости и отрицательным - одиночества. не только физическая близость, а способность близости своего Я обретение себя в другом человеке может быть при построении семьи или в дружбе если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда его уделом становится одиночество - состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь, не о ком заботиться. 15

Центральные новообразования – саморефлексия появление жизненных планов готовность к самоопределению установка на сознательное построение собственной жизни постепенное врастание в различные сферы жизни. 16

Кризис – расхождение образовательной системы и системы взросления проявляется в крушении жизненных планов, в разочаровании правильности выбора специальности, в расхождении представлений об условиях и содержании деятельности и реальном ее протекании. Кризис смысла жизни. 17

Актуальные задачи юношеского возраста «Достижения общей эмоциональной зрелости; Расцвет гетеросексуального интереса; Достижение общей социальной зрелости; Эмансипация от родительского дома; Достижение интеллектуальной взрослости; Окончательный выбор профессии; Овладение способов структурирования свободного времени; Построение психологии жизни, которая бы брала за основу сознательную поведение; Достижение идентификации Я (перцепции)». 18

Молодость, ранняя зрелость (25-30) лет Выбор между продуктивностью и инертностью Появляется новый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглощенностью на другом. Тот, у кого это чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредотачивается полностью на себе и главной его заботой становится удовлетворение своих потребностей и собственный комфорт. 19

Молодость, ранняя зрелость (25-30) лет В социальном представлении молодость является основным и наиболее ценимым возрастом поведенческие стереотипы молодых зачастую становятся общественным лицом нации возраст чрезвычайно энергичен во многих аспектах проявляется умелость, но ещё отсутствуют проявления усталости от жизни человек наиболее способен к творческой деятельности, к преобразованию мира, себя самого работоспособность: предельные показатели физического и психофизического развития неудачи в начинаниях переживаются тяжело и часто выбивают из колеи пик профессиональной, социальной и географической мобильности ориентация на результаты 20

Какие бывают молодежные субкультуры? хиппи, панки, скинхэды, готы, эмо-киды, растаманы, клубные культуры… 21

Молодежные течения (или субкультуры) Субкультура (подкультура, лат.) в социологии и культурологии часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей в конкретном обществе. В более узком смысле, термин означает социальные группы людей - носителей субкультуры. Субкультура может отличаться от общепринятой языком, манерой поведения, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации. 22

Почему молодые люди вступают в субкультуры? Поиск путей самоидентификации; реакция группирования; важно почувствовать опору и силу группы единомышленников; внутренние ощущения и эмоции подростка очень остро переживаются, ему необходимо разделить их с теми, кто чувствует то же самое; желание экстрима и новых острых ощущений (порой толкает на вступление в группы экстремальной направленности); дезадаптация в обществе, некоторыхе психические отклонения. 23

Психологические факторы экстремизма в молодежной среде агрессивность; жестокость; хладнокровие; мстительность; дерзость; садизм; расчетливость; замкнутость; повышенная импульсивность поведения; цинизм, эгоизм и максимализм; страх; озлобленность; неуравновешенность; низкая мотивация к достижениям; снижение оптимизма в отношении к жизни как высшей ценности человека; человеконенавистничество; обида на окружающий мир; презрение и неспособность к состраданию людям; отчужденность от общества и его ценностей; отказ от общепринятых в обществе социально- правовых норм; утрата межличностных контактов с социумом. 24

Нравственное развитие как устойчивость к девиантному поведению 1. Преднравственный уровень: до 10 лет. Поступки определяются внешними обстоятельствами и точка зрения других людей не учитывается. Суждения выносятся на основе того, будут ли такой поступок наказан или удостоится похвалы. 2. На второй стадии суждение о поступке выносится в связи с той пользой, которую можно будет извлечь. 3. Конвенциональный уровень (с 10 до 13 лет). Главным критерием суждения является одобрение или неодобрение других людей. 4. Ребенок ориентируется на общепринятые нормы и законы. 5. Постконвенциональный уровень (с 13 лет) - истинная нравственность: человек исходит из своих собственных критериев. Суждение о поступке основано на уважении прав человека и признании демократических норм. 6. Судьей является совесть, независимо от мнения других людей и общепринятых норм. Например, каждый человека имеет право отстаивать необходимое ему. Г.Колберг отмечает, что многие люди так и не переходят на четвертую стадию нравственного развития, а шестой стадии достигают только 10 % людей старше 16 летнего возраста. 25

Основа социализации молодежи: Межличностная толерантность - осознанный и ценностно-осмысленный личностный выбор, в соответствии с которым человек, имея собственное мнение, мировоззрение, уважает и признает право другого воспринимать и мыслить иначе, а также готов понимать и учитывать другие точки зрения. 26

Профилактика экстремизма в образовательных учреждениях организация работы методических объединений по вопросам формирования гражданственности и толерантности ; внедрение специальных курсов, а также элементов программ в общих курсах предметов для педагогов с целью воспитания толерантности учащихся; инклюзивный подход к интеграции лингвистически и культурно разнообразных учащихся в социальную среду; разработка памятки для родителей учащихся с разъяснением юристов, психологов, социальных педагогов, сотрудников правоохранительных органов; организация и проведение смотра-конкурса программ и методических разработок в образовательном учреждении по профилактике противоправного поведения детей и подростков; организация недели правовых знаний; создание в образовательных учреждениях советов старшеклассников. создание в образовательных учреждениях общественных формирований правоохранительной направленности из числа учащихся школ 8-11 классов. 27

Меры профилактики экстремизма в молодёжной среде В соответствии со ст. 2 Федерального закона от г. 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие (т.е. пресечение и профилактика) экстремистской деятельности основывается на следующих принципах: признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций; законность; гласность; приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации; приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности; сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности; неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности. 28

Гражданско-патриотическое воспитание молодежи как профилактика экстремизма Формирование позитивной самоидентификации; Гражданская активность; Просоциальная деятельность; Организация знакомства, общения, совместной деятельности сверстников в благоприятных условиях. 29

Работа с ветеранами Великой Отечественной войны и военной службы организация встреч с ветеранами Вооруженных Сил, участниками Великой Отечественной войны, запись их воспоминаний, сбор документов и реликвий о мужестве и героизме защитников нашей Родины, тружениках тыла, о боевом пути воинских частей и соединений, уточнение судьбы военнослужащих 1941 – 1945 гг. (в т.ч. родственников учащихся), передача материалов в общественные и государственные музеи, в государственные архивы; оказание адресной помощи (по заявкам) инвалидам войны и труда, семьям погибших воинов. 30

Организация празднования (годовщин) Дня Победы. «Георгиевская ленточка» под девизом «Я помню! Я горжусь!», «Помним, гордимся, наследуем!», благоустройство мемориалов, памятников, воинских захоронений, обелисков и памятных знаков, проведение митингов, торжественно-траурных церемоний поминовения, возложения венков и цветов к мемориалам и памятникам, тематических встреч ветеранов и молодежи, организация праздничных концертов для ветеранов; 31

Подготовка молодежи к военной службе Работа оборонно-спортивных оздоровительных лагерей и военно-патриотических клубов, проведение военизированных эстафет, военно-спортивных игр, соревнований по пулевой стрельбе и так далее. Наиболее эффективной формой работы по данному направлению является проведение оборонно-спортивных оздоровительных лагерей (далее - ОСОЛ) основными задачами которых являются: пропаганда здорового образа жизни; оздоровление участников ОСОЛ; вовлечение молодежи в активную познавательную деятельность; формирование необходимые установки на предстоящую службу в армии; улучшение военной и физической подготовки участников ОСОЛ; 32

краеведческие музеи, кружки художественного творчества, любовь к родному краю, его культуре и обычаям, интерес к народным традициям, формируют основы патриотичного отношения к своей малой Родине и стране в целом, отсутствие положительного образа Родины – основа формирования негативной, или агрессивной самоидентификации, вплоть до экстремистской и террористической деятельности; позитивная национальная и социальная самоидентификация – благоприятный путь общественного развития молодых граждан. Профессионально-деятельностное и социокультурное направление. 33

Проведение мероприятий по поддержке национальных культур. В большинстве муниципальных образований такие мероприятия традиционны, наиболее ярко значимость этих мероприятий ощущается в муниципальных образованиях, расположенных в районах, граничащих с другими республиками, а также там, где традиционно проживают различные национально-культурные группы. 34

Социально-психологический тренинг Современный востребованный метод работы по развитию антитеррористических, антиэкстремистских ценностей, формирования толерантности, культуры межличностных контактов; Социально-психологический тренинг позволяет выработать знания, умения и навыки, а также улучшить коммуникативную компетентность молодежи; Преодоление коммуникативных и личностных проблем обеспечивает благоприятный путь социализации и преодоление девиантных форм поведения, в особенности, таких его крайний форм, как экстремизм и террористическая деятельность; Социально-психологических тренинг позволяет укрепить уверенность в возможности достижения позитивных целей открытым, законным путем, не прибегая к противоправным экстремальным мерам. 35

Резюме Методы профилактики экстремизма и терроризма в молодежной среде должны учитывать специфику всех составляющих ее возрастных категорий. В этом случае удовлетворение специфических потребностей каждой группы делает профилактику максимально эффективной, позволяя снизить психологическую и социальную напряженность. 36