Основы филологии Раздел 3. Филология как наука 5. Специализация филологического знания и дифференциация филологических наук (середина XIX- середина XX.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сравнительно – исторический метод Нгуен Нгок Лан
Advertisements

Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 48 Герменевтика как методология.
Выполнил: Федореев Владимир. БУСЛАЕВ Федор Иванович ( ) русский филолог и искусствовед, академик Петербургской АН (1860). Труды в области славянского.
Философия и эстетика романтизма Философия - от греч. phileo - люблю, sophia - мудрость; любовь к мудрости. Наука о наиболее общих законах развития природы,
- Что представляет собой социальное познание? Социальное познание - познание общества. Основной его задачей является анализ общественных процессов и выявление.
Реализм – ведущее литературное направление 2 пол. XIX века.
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
Лекция 1. Т ема: «История психологии как наука»..
Культура Что такое культура? Возникновение культуры? Автор: Желяева Олесия, 10 класс МОУ «Медновская СОШ» Тверская область 2012.
Филологический факультет Магистерские программы. Античная литература Руководитель: доктор филологических наук, профессор Татьяна Александровна Шарыпина.
Семинарское занятие 1 Подготовила студентка 35 гр. Лазанюк Мария Преподаватель доц. Недашковская Т.Е.
Калевала. Карело-финский поэтический эпос.. Калевала - это эпическое имя страны, в которой живут и действуют финские народные герои.
Тема : Культурная антропология Выполнил : слушатель 832 уч. взвода Ряд. милиции Кадыржанов А. А.
Ситнова А. А.1 Междисциплинарный статус лингвокультурологии лекция.
Наука и философия Естественно-научные и социально- гуманитарные знания.
Презентация на тему: «Н.В. Гоголь и его время». Среди замечательных деятелей русской и мировой литературы почетное место принадлежит Николаю Васильевичу.
Наука о русском языке. Выдающиеся ученые-русисты. ( Презентация-приложение к реферату.) Работу выполнила Заплатина Екатерина ученица 10 класса МОУ Измайловская.
Творческая работа учащихся по обществознанию (10 класс) по теме: Презентация Цивилизация и общество
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА» 2. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ 3. ВИДЫ КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА» 2. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ФОРМЫ.
Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
Транксрипт:

Основы филологии Раздел 3. Филология как наука 5. Специализация филологического знания и дифференциация филологических наук (середина XIX- середина XX веков) Доц. Т.Н. Богрданова

Дифференциация филологических наук В рамках «новой филологии» складываются национальные филологии (славянская, германская, романская, восточная и др.) Разделение филологии как комплексного знания на филол.науки: языкознание (исследование языка), литературоведение (исследование художественной литературы), фольклористика (исследование фольклора).

Языкознание Сравнительно-историческое исследование языка в первой половине XIX в. (Р. Раск, Ф. Бопп, Я. Гримм, Я.Х. Востоков): восстановление картины исторического прошлого языков на основе выделения родственных языков, раскрытия закономерностей развития языков; Структурализм (Ф. де Соссюр) Язык как «дух народа» (В. фон Гумбольдт)

Бопп Франц Бопп (Ворр) Франц ( , Майнц, , Берлин) Основатель сравнительно- исторического изучения индоевропейских языков и сравнительного языкознания.

Бопп Франц Морфологическая структура слов в санскрите натолкнула Б. на мысль о грамматическом сходстве этого языка с древними языками Европы и позволила представить первичную структуру грамматических форм (в первую очередь глагольных) в этих языках. Свои выводы он изложил в книге «Система спряжения в санскрите в сравнении с греческим, латинским, персидским и германскими языками» (1816).

Бопп Франц Затем Б. приступил к составлению «Сравнительной грамматики санскрита, зенда, греческого, латинского, литовского, готского и немецкого языков», выходившей выпусками с 1833 по В 1835 Б. включил в свой труд старославянский язык, в 1838 кельтские языки, а во 2-м издании (185661) также и армянский. Составил «Критическую грамматику санскрита» (1834), опубликовал ряд древнеиндийских текстов и переводов. (Большая советская энциклопедия).

Зенд или Занд (пехл. znt' [zand]) толкование текстов Авесты и перевод их на современные для комментаторов иранские языки (Википедия) Аве́ста собрание священных текстов зороастрийцев, старейший памятник древнеиранской литературы, составленный на особом, более нигде не зафиксированном языке, называемом в иранистике «авестийским». (Википедия)

Зороастри́зм, также маздаи́зм (авест. vahvī- daēnā- māzdayasna- - «Благая вера почитания Мудрого», перс. «بهدین» - behdin, «Благая Вера») одна из древнейших религий[1], берущая начало в откровении пророка Спитамы Заратуштры (перс. زرتشت, «Зартошт»; древнегреческая Ζωροάστρης, «Зороа́стрэс»), полученном им от Бога Ахура Мазды. В основе учения Заратуштры свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний. В древности и в раннем средневековье зороастризм был распространен преимущественно на территории Большого Ирана. К настоящему времени зороастризм в основном вытеснен исламом, небольшие общины сохранились в Иране и Индии, есть последователи в западных странах и странах бывшего СССР.(Википедия)

Фердина́нд де Соссю́р (фр. Ferdinand de Saussure, 26 ноября 1857, Женева 22 февраля 1913) швейцарский лингвист, заложивший основы семиологии и структурной лингвистики, стоявший у истоков Женевской лингвистической школы.

«Отец» лингвистики XX века Идеи Фердинанда де Соссюра, которого часто называют «отцом» лингвистики XX века, оказали существенное влияние на гуманитарную мысль XX века в целом, вдохновив рождение структурализма. Основная работа Ф. де Соссюра «Курс общей лингвистики» (фр. «Cours de linguistique générale»). Википедия

Структурализм - направление в гуманитарном знании, сформировавшееся в 20-х гг. 20 в. и связанное с использованием структурного метода, моделирования, элементов семиотики, формализации и математизации в лингвистике, литературоведении, этнографии, истории и др. Объект исследования структурализма - культура как совокупность знаковых систем (язык, наука, искусство, мифология, мода, реклама).

Основа структурного метода - выявление структуры как относительно устойчивой совокупности отношений; признание методологического примата отношений над элементами в системе; частичное отвлечение от развития объектов (примат синхронии над диахронией). В более узком смысле - научно-философское течение, получившее наибольшее распространение в 1960-х гг. во Франции (К. Леви-Строс, М. Фуко, Р. Барт, Ж. Деррида; особое течение - т. н. генетический структурализм Л. Гольдмана).

Вильгельм фон Гу́мбольдт (нем. Friedrich Wilhelm Christian Karl Ferdinand Freiherr von Humboldt) (22 июня апреля 1835) немецкий филолог, философ, языковед, государственный деятель, дипломат. Старший брат учёного Александра фон Гумбольдта. Википедия

Литературоведение Исследование художественной литературы на основе данных биографии авторов (1830-е гг. Ш.О. Сент-Бев и др) и в сравнительно- историческом плане (1840-е и т.д.; Г.М.Поснетт, А.И.Кирпичников и др)

Шарль Огюстен де Сент-Бёв (фр. Charles Augustin de Sainte-Beuve; 23 декабря 1804, Булонь-сюр-Мер 13 октября 1869, Париж) французский литературовед и литературный критик, заметная фигура лит. романтизма, создатель метода, кот. в дальнейшем был назван «биографическим». Википедия

Биографический метод Художник как исключительное явление, творец и творчество как замкнутое единство вот объект статей и этюдов С.-Б. Изучение личности и проекции ее в творчестве определяет границы историко-литературного анализа. С.-Б. стремится изучить «моральную физиологию» автора, дать исчерпывающий анализ его психики. Отсюда любовь к мелочам биографии, интерес к переписке, мемуарам, дневникам.

Биографический метод Детальное знание жизни и переживаний автора открывает путь к решению основной задачи лит-го исследования: «смело и осторожно дотронуться скальпелем до тех мест, где замыкается панцирь, разыскать место перехода души в талант». Это определение «места перехода души в талант» на основе воссоздания душевного мира автора, проникновения в тайники его сердца достигается интуитивным постижением, творческим вдохновением критика.

Сравнительное литературоведение Первый опыт всеобщей сравнительной литературы на английском языке, получивший известность на Западе, - "Сравнительное литературоведение" Г.-М. Поснетта, профессора в Окленде в Новой Зеландии (1886), начинается с зарождения литературы как устного поэтического творчества (т. е. с вопросов этнографии и фольклора) и в своем обзоре социально- обусловленной эволюции литературы всех времен и народов содержит главы, посвященные Востоку, античности и средним векам [7]. В. М. Жирмунский

Александр Иванович Кирпичников ( ) русский историк литературы. К. принадлежит целый ряд исследований по средним векам: «Очерки из истории средневековой лит- ры» (1869); «Кудруна, национальная поэма немцев» (1874) и мн. др. Статьи К. о русских писателях Писемском, Достоевском, Льве Толстом и др. собраны им в «Очерках по истории новой русской лит-ры» (2 тт., ).

Объект литературы Считая историю лит-ры отдельного народа только учебной, а не ученой дисциплиной, К. признавал наукой лишь сравнительную или всеобщую историю лит-ры; объектом ее является по К. то, в чем «отражаются развитие, взгляды, идеалы человечества», преимущественно изящная литература, т. к. в ней «убеждения современников, степень их развития, а в особенности идеалы выражаются яснее».

Метод и задачи литературы Метод истории лит-ры индуктивный и сравнительный, ведущий от «массы однородных фактов к выводу, общему не только для них, но и для всех им подобных». Задача истории лит-ры в установлении «общих незыблемых законов, по к-рым совершается движение человеческой мысли, внутренний прогресс человечества». Входя в антропологию, «она доставляет наиболее ценный материал для исследования законов мысли и творческой фантазии, взаимодействия общества и личности, традиции и стремления к прогрессу, связи факта и идеала».

«История всеобщей лит-ры» Социологический анализ у К. не шел однако далее противопоставлений личности общественной среде,; общество изучалось им без внутренней дифференциации его на классовые группы; либеральные убеждения, общественная отзывчивость и огромная эрудиция К. делали его одним из популярных профессоров эпохи. Особое значение имела «История всеобщей лит-ры», начатая А. Ф. Коршем и продолженная К.

Фольклористика Началась в трудах Иоганна Гердера ( ): в искусстве выражается «дух народа», его воззрения, чувства, характер; искусство связано с народным творчеством. Мифологическая школа (mythos - слово, сказание, предание); сравнительная мифология

Иога́нн Го́тфрид Ге́рдер (нем. Johann Gottfried Herder, 25 августа 1744, Морунген, Восточная Пруссия 18 декабря 1803, Веймар) немецкий историк культуры, создатель исторического понимания искусства, считавший своей задачей «все рассматривать с точки зрения духа своего времени», критик, поэт второй половины XVIII века.

Голоса народов в песнях (Stimmen der Völker in Lidern) Широкую известность снискал его сборник народного поэтического творчества Народные песни (Volkslieder, 1778–1779), позднее переименованный в Голоса народов в песнях (Stimmen der Völker in Lidern), составленный из прекрасно переведенных им песен разных народов и оригинальных стихотворений самого Гердера, Гёте и М.Клаудиуса. RDER_IOGANN_GOTFRID.html

фольклори́стика Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П наука о фольклоре, включающая собирание, публикацию и изучение произведений народного творчества. Фольклористика как особая область знания выделилась на рубеже 18–19 вв. в связи с большим интересом к древним мифам. Одной из первых научных школ фольклористики была мифологическая, которая объявляла фольклор результатом бессознательного коллективного творчества «народной души» (братья В. и Я. Гримм в Германии, А. Н. Афанасьев, Ф. И. Буслаев в России).

фольклори́стика Зарождение фольклористики связано с романтическим направлением в философии, науке и искусстве начала 19 в., которое утверждало, что история народа определяется не волей отдельных личностей, а является проявлением его «духа», выражающимся во всех областях коллективного творчества (язык, мифология, фольклор). Во второй пол. 19 в. в европейской фольклористике сложилась антропологическая школа, которая объясняла сюжетное сходство в фольклоре разных наций биологическим единством человеческого рода.

фольклори́стика Народно-психологическая школа, возникшая в начале 20 в., пыталась понять психологические законы возникновения сюжетов и типов в фольклоре. Тогда же получило распространение социологическое изучение, называвшееся в России исторической школой: считавшая, что фольклор обусловлен социальной жизнью (В. Ф. Миллер, Ю. М. Соколов).

фольклори́стика В зарубежной фольклористике видное место занимает английская антропологическая школа, представленная в трудах Дж. Фрезера, автора работы о первобытной религии и магии «Золотая ветвь» (1890), посвящённой анализу первобытных обрядовых действий и связанных с ними песен и других жанров фольклора. А. Н. Веселовский разрабатывал в фольклористике теорию миграций, утверждавшую условием заимствования типологический универсализм.

А. Н. Веселовский[ ] знаменитый русский литературовед, академик "Объясняя сходство мифов, сказок, эпических сюжетов у разных народов, исследователи расходятся обыкновенно по двум противоположным направлениям: аналогичность либо объясняется из общих основ, к которым предположительно возводятся сходные сказания, либо гипотезой, что одно из них заимствовало свое содержание из другого. В сущности ни одна из этих теорий в отдельности не приложима, верно они и мыслимы лишь совместно, ибо повторение предполагает в воспринимающем не пустое место, а встречные течения, сходное направление мышления, аналогические образы фантазии. учение "заимствования" вызывает, таким образом, теорию "основ", и обратно…".

Внутренняя дифференциация филологических наук Разделы лингвистики: общее, описательное, историческое языкознание, Разделы литературоведения: история, теория литературы, литературная критика и др. Научные школы, т.е. объединения исследователей с общими взглядами на изучаемый объект

Научные школы Национальные: немецкая, англосаксонская, французская, русская и др. Школы вокруг крупных ученых: соссюровская, виноградовская, формальная и пр. (Ю.Н. Тынянов, В.Б. Шкловский, Б.М. Эйхенбаум и др.)

ОПОЯЗ – это слово в полной мере несет в себе черты поэтики словесных сокращений, присущей первому послереволюционному десятилетию. Аббревиатуры той эпохи совершенно уникальны. Зачастую их просто невозможно расшифровать побуквенно: они лишь частично соответствуют словосочетанию, сокращением которого призваны служить: ЛЕФ (Левый фронт искусства), КУБУЧ (Комиссия по улучшению быта ученых)…

ОПОЯЗ После всего сказанного выше не следует удивляться, что даже люди, имевшие к ОПОЯЗу самое непосредственное отношение, расшифровывают это сокращение по-разному. Чаще всего - "Общество изучения поэтического языка…Однако Виктор Шкловский, непосредственный создатель ОПОЯЗа, и в 1920-е, и гораздо позже - в 1960-е годы приводит несколько иной вариант – "Общество изучения теории поэтического языка".

ОПОЯЗ научное объединение, созданное группой теоретиков и историков литературы, лингвистов, стиховедов представителей так называемой «формальной школы» и существовавшее в годах. Сама «формальная школа» просуществовала до начала 1930-х годов и оказала значительное влияние на теоретическое литературоведение и семиотику. (Википедия)

Манифест ОПОЯЗа ранние работы Шкловского «Воскрешение слова» (1914) и «Искусство как приём» (1917), в которых резко критиковался подход к искусству (и литературе, в частности) как к «системе образов» и выдвигался тезис об искусстве как сумме приёмов художника («формальный метод в литературоведении»). (Википедия)

«формализм» В 1920-е годы и позднее формальный метод в литературоведении подвергался сначала жёсткой критике (включая специальную главу в книге Л. Д. Троцкого «Литература и революция» (1923)), а затем жёсткой травле со стороны коммунистических идеологов и официозного литературоведения. После «проработочных» кампаний середины 1930-х годов само слово «формализм» превратилось в ругательство и статью политического обвинения. (Википедия)

Влияние формального метода за рубежом формальный метод оказал влияние на появление структурализма (через посредство Пражского лингвистического кружка, в котором принял участие эмигрировавший Якобсон) и постструктурализма, а также на развитие семиотики/семиологии за рубежом и, позднее, в СССР и постсоветской России и других новых независимых государствах (в частности, на деятельность Московско- тартуской семиотической школы). (Википедия)

ВИКТОР ШКЛОВСКИЙ. «ИСКУССТВО КАК ПРИЕМ» (1917) (цитата из дневника Льва Толстого): Я обтирал в комнате и, обходя кругом, подошел к дивану и не мог вспомнить, обтирал ли я его или нет. Так как движения эти привычны и бессознательны, я не мог и чувствовал, что это уже невозможно вспомнить. Так что, если я обтирал и забыл это, т.-е. действовал бессознательно, то это все равно, как не было. Если бы кто сознательный видел, то можно было бы восстановить. Если же никто не видал или видел, но бессознательно; если целая жизнь многих проходит бессознательно, то эта жизнь как бы не была.

прием остранения И вот для того, чтобы вернуть ощущение жизни, почувствовать вещи, для того, чтобы делать камень каменным, существует то, что называется искусством. Целью искусства является дать ощущение вещи, как видение, а не как узнавание; приемом искусства является прием остранения вещей и прием затрудненной формы, увеличивающий трудность и долготу восприятия, так как воспринимательный процесс в искусстве самоцелен и должен быть продлен; искусство есть способ пережить деланье вещи, а сделанное в искусстве не важно.

Прием остранения: у Гоголя в Ночь перед Рождеством: Тут он подошел к ней ближе, кашлянул, усмехнулся, дотронулся пальцами ее обнаженной, полной руки и произнес с таким видом, в котором выказывалось и лукавство, и самодовольствие: А что это у вас, великолепная Солоха? И, сказавши это, отскочил он несколько назад. Как что? рука, Осип Никифорович! отвечала Солоха. Гм! рука! Хе, хе, хе! произнес сердечно довольный своим началом дьяк и прошелся по комнате. А это что у вас, дражайшая Солоха! произнес он с таким же видом, приступив к ней снова и схватив ее слегка рукою за шею и таким же порядком отскочив назад. Будто не видите, Осип Никифорович! отвечала Солоха: шея, а на шее монисто. Гм! на шее монисто! Хе, хе, хе! и дьяк снова прошелся по комнате, потирая руки.

Идеи интеграции в филологии Л.В. Щерба ( ): задача филологии – истолкование смысла художественного текста с опорой на его и языковую, и художественную структуру М.М. Бахтин ( ): основа филологии – идея диалогизма; слово «разговаривает», «перекликается» с др. словами данного и иных текстов

Михаил Михайлович Бахтин, крупнейший мыслитель XX века

Сочинения «Проблемы творчества Достоевского» (1929); «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» (1965); «Эстетика словесного творчества» (1979); «Вопросы литературы и эстетики» (1975).

"полифонизм" текста С 1920 начал педагогическую и литературную деятельность. В книге "Проблемы творчества Достоевского" (1929) вводит в обиход филологии представление о "полифонизме" текста, то есть таком типе повествования, когда слова героев звучат как будто из разных независимых источников - так игра разных инструментов в ансамбле образует полифонию; (проза Достоевского «диалогична»). Философское понимание культуры как диалога, вырастающее у Бахтина из наблюдений над прозой Достоевского, привело к революции в социолингвистике и заложило основание современной культурологии.

"Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса" Эта работа (завершена в 1940, опубликована в 1965) вызвала переворот в теории литературы. Б. показал, что литература имеет корни в "народных праздниках" - карнавалах и мистериях древности. В целом работы Бахтина, посвященные исследованию западной литературной традиции, остаются революционными до сих пор и по сути открывают целый новый мир - мир мифо- ритуальной традиции, которую Бахтин увидел в карнавале и связал с народной смеховой культурой.

Итак, Мы рассмотрели период специализации и дифференциации филологических наук: филология как единая комплексная, практически ориентированная наука перестает существовать. На ее месте вырастает ряд наук и научных дисциплин.