Тема 1. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРИОРИТЕТНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 1. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРИОРИТЕТНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ.
Advertisements

Краткосрочные курсы повышения квалификации по теме «Формирование культуры здоровья и профилактика вредных привычек у обучающихся образовательных учреждений.
Приоритетный Национальный Проект «Здоровье» в 2012 году Направление: Формирование здорового образа жизни населения Российской Федерации. Реализация мероприятий.
Разработка Бачевой Е.В. и Белобородовой Е.Н. НОУ «Академия родительского образования» г. Пермь 2012 г.
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на годы"
Г ОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ.
Государственная антинаркотическая политика Концепция государственной политики профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом.
НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ Родительское собрание.
Структура документа I.Введение II. Семейная политика детствосбережения III.Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная.
Система образования в России: структура и управление 1. Основные нормативные документы в области образования. 2. Структура и особенности современной системы.
НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ Обучающий семинар Барышникова Надежда Ивановна, заместитель директора по УВР.
О результатах работы по профилактике наркомании в образовательных учреждениях края в 2009 году и задачах на предстоящий период Свиридова Елена Анатольевна.
Педагогический совет 3 ноября 2011 года Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Утвержден приказом Министерства.
L/O/G/O Роль Уполномоченного по правам ребенка в разработке и реализации региональной Стратегии действий в интересах детей Уполномоченный по правам ребенка.
Достижения и актуальные задачи по профилактике неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни в России Н.Ф. Герасименко – депутат Государственной.
МБУ ЦРО г.Бердск. Федеральный закон РФ от г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР НАРКОЛОГИИ» МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ ПРОФИЛАКТИКА БОЛЕЗНЕЙ ЗАВИСИМОСТИ Корчагина.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
Целевая программа Калининского района Санкт-Петербурга «Здоровое поколение» на годы.
Транксрипт:

Тема 1. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРИОРИТЕТНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Президент РФ выделил четыре национальных проекта: «Здравоохранение», «Образование», «Доступное и комфортное жильё – гражданам России» и «Развитие агропромышленного комплекса». Указом Президента РФ от был создан Совет по реализации приоритетных национальных проектов, который возглавил сам президент. В Указе Президента РФ от изначально было заявлено о четырёх национальных проектах. Однако 10 мая 2006 г. в Послании Федеральному Собранию он акцентировал внимание на угрозе демографической катастрофы в стране. И летом того же года к существующим четырём добавился пятый проект – демографическая политика. В указ были внесены поправки – Совет по национальным проектам стал называться Советом при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (обновленный Указ утвержден 3 сентября 2012 года).

С 1 января 2006 года стартовал проект «Здоровье». Проект уже получил название «национального приоритетного проекта». Основная задача проекта - улучшение ситуации в здравоохранении и создание условий для его последующей модернизации. В рамках реализации национального проекта «Здоровье» можно выделить три основных направления: повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи, усиление профилактической направленности здравоохранения, расширение доступности высокотехнологичной медицинской помощи. О национальном приоритетном проекте «Здоровье»

Человеческий капитал совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Впервые термин использовал Теодор Шульц*, а его последователь Гэри Беккер развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению. Первоначально под человеческим капиталом понималась лишь совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду образование и профессиональные навыки. В дальнейшем понятие человеческого капитала существенно расширилось. Последние расчеты, сделанные экспертами Всемирного банка, включают в него потребительские расходы затраты семей на питание, одежду, жилища, образование, здравоохранение, культуру, а также расходы государства на эти цели.

Человеческий капитал в широком смысле это интенсивный производительный фактор экономического развития, развития общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование ЧК как производительного фактора развития. Кратко: Человеческий капитал это интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни. Человеческий капитал главный фактор формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний, как следующего высшего этапа развития. Одним из условий развития и повышения качества человеческого капитала является высокий индекс экономической свободы. В национальном богатстве человеческий капитал в развитых странах составляет от 70 до 80 %. В России около 50 %.

Программа реализации ПНП «Здоровье» в 2012 году предусматривает продолжение мероприятий проекта в рамках существующих направлений: - развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний; - повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи; - совершенствование медицинской помощи матерям и детям, в том числе продолжение программы «Родовый сертификат»; - совершенствование организации онкологической помощи населению; - обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечение больных туберкулезом, проведение профилактических мероприятий; - совершенствование медицинской помощи детям с нарушением слуха и инвалидам по слуху; - диспансеризация детей-подростков; - пренатальная диагностика (обследование беременных женщин на наследственные заболевания); - формирование здорового образа жизни у населения Российской Федерации.

Официальным источником информации о положении детей в Российской Федерации является Государственный доклад Минздравсоцразвития РФ, который публикуется 1 раз в 3 года. Государственный доклад Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 ноября 2011 г. "О положении детей в Российской Федерации" (2010 год) является пятнадцатым государственным докладом. В нем представлена информация о положении детей в 2010 году, содержится анализ основных аспектов положения детей за последние три года, а также о мерах, направленных на его улучшение.

В 2010 году по официальным статистическим данным среди детей, обучающихся в школах, имели - первую группу здоровья - 20,7%, - вторую группу здоровья - 59,2%, - третью группу здоровья - 18,3%, - имеющие хронические заболевания, четвертую и пятую группу здоровья (инвалидизирующие заболевания) имеют 1,8% детей. Также, по официальным статистическим данным за 2010 год в сравнении с детьми, поступающими в дошкольные учреждения, отмечается рост числа детей, поступающих в школу, с понижением остроты слуха на 67%, с понижением остроты зрения в 2 раза, с нарушением осанки почти в 5 раз, со сколиозом в 5,5 раз. Аналогичная тенденция прослеживается и в процессе обучения в общеобразовательных учреждениях - в сравнении с детьми, поступившими в общеобразовательные учреждения, отмечается рост числа детей их оканчивающих с понижением остроты слуха на 44%, с понижением остроты зрения в 2,7 раза, с нарушением осанки на 45%, со сколиозом в 5,7 раза.

Одной из наиболее важных проблем остаются социально обусловленные заболевания у детей, при этом по степени опасности для подрастающего поколения наркологические заболевания стоят на первом месте. По данным экспертов, к началу 2010 года когда-либо пробовали наркотические вещества 4% детей в возрасте 11 лет, около 16% летних подростков и 14% - 17-летних подростков. В течение 8 лет ( годы) частота наркомании среди подростков уменьшилась с 17,8 на 100 тыс. подростков до 10,2 на 100 тыс. подростков (на 42,7%). Токсикомания снизилась с 12,8 на 100 тыс. подростков до 8,1 на 100 тыс. подростков (на 36,7%). У детей в возрасте до 14 лет психотические расстройства, связанные с употреблением алкоголя и синдромом зависимости от алкоголя, снизились на 33,0% (с 0,3 на 100 тыс. детей в 2005 году до 0,2 в 2009 году), в возрасте лет - на 35,6% (с 18,0 на 100 тыс. детей в 2005 году до 11,6 в 2009 году).

Эпидемиологическая ситуация по ВИЧ-инфекции в 2010 году оставалась сложной. По состоянию на 31 декабря 2011 года по данным федерального государственного статистического наблюдения в Российской Федерации число ВИЧ-инфицированных составило человека, из них детей в возрасте от 0 до 18 лет – 5882 (0,9%) Количество инфицированных ВИЧ, зарегистрированных на территориях России на г., исключая детей с неустановленным диагнозом (предварительные данные) Наименование регионаЧисло инфицированных ВИЧИз них больных СПИДом ВсегоДетейЧисло инфицированных ВИЧ детей, зараженных от матерей (% от ВИЧ+ детей) Из них умерлоВсегоДетейИз них умерло ВсегоДетейВсегоДетей Российская Федерация (71%) Центральный ФО (79%) Северо-Западный ФО (70%) Южный ФО (35%) Северо-Кавказский ФО (63%) Приволжский ФО (76%) Уральский ФО (79%) Сибирский ФО (62%) Дальневосточный ФО (76%)

Одной из важных составляющих работы в рамках ПНП «Здоровье» по направлению «формирование здорового образа жизни населения Российской Федерации» является профилактика злоупотребления психоактивными веществами (табак, алкоголь, наркотики) и распространения ВИЧ-инфекции в образовательной среде. В 2012 году в рамках этого направления предусмотрена: Реализация мероприятий первичной профилактики ВИЧ-инфекции в образовательной среде посредством: 1. Обучения педагогического состава работников общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования по программе первичной профилактики ВИЧ- инфекции в образовательной среде (далее - Педагоги); 2. Обучения обучающихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования и их родителей по программе первичной профилактики ВИЧ- инфекции для - формирования устойчивой положительной мотивации к здоровому образу жизни; - формирования навыков противодействия рискованному поведению (включая употребление наркотиков), способствующему заражению ВИЧ- инфекцией. - формирования толерантного отношения к ВИЧ-позитивным людям и их ближайшему окружению.

В 2010 году продолжилась реализация государственной коммуникационной программы по формированию приоритетов здорового образа жизни "Здоровая Россия", основными акцентами которой стали борьба с употреблением табака и формирование у населения ответственного отношения к собственному здоровью. Осуществляется коммуникационная программа, в задачи которой входит формирование ценности здоровья и ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью членов семьи, донесение необходимости соблюдения принципов здорового образа жизни, таких как здоровое питание, активный образ жизни, своевременное профилактическое обследование взрослых и детей, отказ от употребления алкоголя и табака, информирование населения о работе государственных Центров здоровья, о возможности прохождения экспресс-диагностики в Центрах здоровья и получения индивидуальных рекомендаций по ведению здорового образа жизни.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 1563-р утверждена Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака и План мероприятий по ее реализации на годы, что позволит добиться в долгосрочной перспективе снижения распространенности употребления табака среди населения России с 50% до 25%, а также достичь ежегодного снижения показателей заболеваемости и смертности от болезней, связанных с потреблением табака.

Для снижения масштабов злоупотребления алкоголем и профилактики алкоголизма среди населения Российской Федерации распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г р утверждена Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года. Положениями Концепции предусмотрены меры, направленные на информирование населения о вреде алкоголя, содействие прекращению злоупотребления алкоголем, установление запрета на рекламу алкогольной продукции, ограничение использования алкоголя в общественных местах. Кроме того, предусмотрены мероприятия, направленные на усиление административной ответственности за нарушения, связанные с ограничениями розничной продажи алкогольной продукции лицам, не достигшим 18 лет, а также ужесточение мер уголовной ответственности за производство, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта или сбыт немаркированных товаров и продукции.

Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 690 утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года. Необходимость принятия Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года обусловлена динамикой изменений, происходящих в России и в мире, возникновением новых вызовов и угроз, связанных прежде всего с активизацией деятельности транснациональной преступности, усилением терроризма, экстремизма, появлением новых видов наркотических средств и психотропных веществ, усилением негативных тенденций, таких как устойчивое сокращение численности населения России, в том числе уменьшение численности молодого трудоспособного населения вследствие расширения масштабов незаконного распространения наркотиков.

В 2010 году утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. N 1873-р), которые представляют собой комплекс мероприятий, направленных на создание условий, обеспечивающих удовлетворение потребностей различных групп населения в оптимальном, здоровом питании с учетом их традиций, привычек и экономического положения.

В рамках мероприятий Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. N 1101-р, определены меры, направленные на модернизацию системы физического воспитания в образовательных учреждениях, в том числе на сохранение обязательной формы физкультурного образования - для обучающихся в объеме не менее 3 часов с учетом одного дополнительного часа в неделю в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.

В 2010 году в ходе реализации приоритетного национального проекта "Образование" продолжалась апробация новых здоровьесберегающих образовательных технологий, во всех федеральных округах развивается движение "Школы, содействующие укреплению здоровья". В целях формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования в гг. разработаны и апробированы: - программы по формированию здорового жизненного стиля для школьников 1 - 4, 5 - 9, классов и учебно-методические комплексы к этим программам; методические рекомендации по оценке эффективности современных инновационных здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях; - апробированы и внедрены в практику образовательных учреждений современные инновационные технологии физического воспитания обучающихся, направленные на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни школьников; повышение уровня подготовки кадров, обновление системы соревновательной деятельности; - разработаны и апробированы психолого-педагогические программы для школьников и их родителей по формированию культуры общения, ответственного отношения к своему здоровью, семейных взаимоотношений; - апробированы и внедрены в практику образовательных учреждений современные инновационные технологии физического воспитания обучающихся, направленные на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни школьников; повышение уровня подготовки кадров; - разработаны методические рекомендации по проведению мониторинга физического развития обучающихся.

Одним из ключевых направлений развития системы общего образования является переход на обучение по новым образовательным стандартам. Утверждено понимание федерального государственного образовательного стандарта как системы требований к структуре, условиям, результатам освоения основных образовательных программ. Стандарты, разработанные в годах, не регламентируют в чистом виде содержание образования, а включают требования к структуре, условиям и результатам реализации основных образовательных программ, причем результатам не только предметным, но и личностным. Личностные требования к результатам освоения основных образовательных программ общего образования включают в себя, в числе прочих, - готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, социальных компетенций, правосознания, способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Структура стандарта призвана обеспечить расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей обучающихся на основе развития профильного обучения. Федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС) определяет в учебном плане реализации основной образовательной программы общего образования две части: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса:

ФГОС Начального Основного Образования, п. 15 гласит: «Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 20 % от общего объема основной образовательной программы начального общего образования».

ФГОС Основного Общего Образования, п. 15 гласит: «Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 30% от общего объёма основной образовательной программы основного общего образования. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматриваются: учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; внеурочная деятельность».

ФГОС Среднего (Полного) Общего образования, п. 15 гласит: «Обязательная часть основной образовательной программы определяет содержание образования общенациональной значимости и составляет 2/3, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 1/3 от общего объёма основной образовательной программы. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе предусматриваются: учебные предметы, курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; внеурочная деятельность».

Одним из направлений Программы воспитания и социализации, которая входит в содержательную часть основной образовательной программы (ООП), является формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Иными словами, одним из результатов освоения ФГОС должно быть формирование культуры здорового и безопасного образа жизни выпускников. Достижение этого результата обеспечивается: - через реализацию модульных образовательных программ, которые могут быть включены в часть учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса; - через интеграцию здоровьеформирующего и профилактического содержания в базовые образовательные дисциплины; - через различные формы внеурочной деятельности: досуговые мероприятия (конкурсы, соревнования, празд­ники, викторины, экскурсии и т.п.), кружки, факультативы, конференции, олимпиады и т.д. Для управления деятельностью по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни создается общественный совет по здоровью, включающий представителей адми­нистрации, обучающихся старших классов, родителей (за­конных представителей).

Начальное и среднее профессиональное образование. В соответствии с ФЗ «Об образовании (ст. 20, п.2) Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования реализуется в пределах образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования. При реализации образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования необходимо помнить, что задача сохранения здоровья студентов учреждений НПО и СПО приобретает особое значение. Они находятся в зоне повышенного риска, поскольку продолжается сложный подростковый период развития, при этом поменялись условия жизни – отрыв от семьи, смена коллектива ровесников. Эта ситуация в значительной степени способствует возникновению и развитию рискованных форм поведения среди обучающихся учреждений НПО/СПО.

В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на годы. Главная цель Национальной стратегии - определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права. Ключевые принципы Национальной стратегии: - Реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. - Защита прав каждого ребенка. - Максимальная реализация потенциала каждого ребенка. - Сбережение здоровья каждого ребенка. - Технологии помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка и реализуемые при поддержке государства. - Особое внимание уязвимым категориям детей. - Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей. - Партнерство во имя ребенка.

Реализацию Национальной стратегии предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям: - семейная политика детствосбережения; - доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей; - здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни; - равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства; - создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия; - дети - участники реализации Национальной стратегии.