П НОРМАТИВНО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И КЛЮЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей; систему базовых национальных.
Advertisements

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Государственная политика в области воспитания в условиях перехода на ФГОС.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010 год.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
1 КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ Презентация подготовлена к.п.н., доцентом С.Н.УСОВОЙ.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской.
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
П НОРМАТИВНО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И КЛЮЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
«Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования»
Роль школы в духовно - нравственном воспитании и развитии обучающихся Богомолова И. Н., директор ГБОУ СОШ 546.
Основные подходы к проектированию ООП (основной образовательной программы) в соответствии с требованиями ФГОС Малярчук Т.А., заместитель директора по УВР.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя общеобразовательная школа 2» города Донской Тульской области «Духовно-нравственное воспитание.
Закон «Об образовании» Статья 12. Образовательные программы 1.Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно.
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ.
Транксрипт:

п НОРМАТИВНО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И КЛЮЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Актуальность введения ФГОС Середина XX века – лучшее образование 90-е годы ХХ века – снижение международных рейтингов отечественного школьного образования по оценке результатов школьников В чем причины?

Актуальность введения ФГОС Остановка в развитии - застой Во всем мире к началу ХХI века результаты учащихся связывались с личностью учащихся, а не с конкретными предметными показателями – ЗУНами

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАЧЕСТВО РЕЗУЛЬТАТА КАЧЕСТВО ПРОЦЕССА Приращение в личностных ресурсах обучающихся, которые могут быть использованы в различных сферах деятельности Процесс может быть хорош, но цели не те ( за ЗУНами терялась личность, развитие которой – цель и смысл образования )

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 10 лет реформ показал, что: - решение накопившихся проблем путем разрушения старой системы, которая отличалась фундаментальностью – неэффективно ( 20% или 30% содержания сократить? Внедрять ли западные технологии? ) ; - Модернизация должна быть системной (ЕГЭ без учета профиля – абсурд, сетевое взаимодействие без нормативно-правовой базы – бессмыслица и т.д.)

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - Понимание того, что существующая система школьного образования не отвечает потребностям времени, привели к необходимости перехода от «догоняющей» к «опережающей» модели развития российской школы

Переход к инновационной экономике (изменение доли интеллектуального труда в продукте от 3% до 80%); Теория развития человеческого потенциала (изменение оценки уровня развития страны (качества жизни)) - индекс развития человеческого потенциала: 1) Продолжительность жизни; 2) Уровень образования; 3) Валовый внутренний продукт. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ

Соответствие стандарту (сравнение с нормой, описанной в руководстве). Соответствие применению (может ли продукт использоваться так, как этого хотят потребители?). Соответствие стоимости (высокое качество и низкая цена). Соответствие скрытым потребностям (удовлетворение нужд потребителя прежде, чем он их осознает). Соответствие корпоративной структуре организации, а так же обобщенным и глобальным условиям окружающей среды Эволюция понятия «качество»

«Организации возникают тогда, когда достижение каких-либо общих целей осуществляется через достижение индивидуальных целей или когда достижение индивидуальных целей осуществляется через выдвижение и достижение общих целей» А.И.Пригожин ОРГАНИЗАЦИЯ

цель

Определяющую роль играют организационные механизмы обеспечения качества продукта, отвечающие запросам потребителей, решающее значение придается роли высшего руководства, которое создает условия, чтобы персонал стал гарантом достижения качества; 96% всех проблем в организации связаны с неправильной системой менеджмента, 4% - с ошибками исполнителей. Международный стандарт качества ИСО

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВООБРАЗОВАНИЕ Цели, задачи, сроки Сущность требуемого воплощения Готовность к активной, действенной и компетентной самореализации В основе не разноуровневые различия участников, а требуемый результат, которому каждый может соответствовать

«НАША НОВАЯ ШКОЛА» ОБНОВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ РАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ

ФГОС – механизм становления инновационной системы образования Образование на основе равенства возможностей; Образование на основе общественного договора между личностью (семьей), обществом, государством; Образование на основе новых содержания и методов обучения и способов оценки результатов; Образование, обеспечивающее качественно новый результат

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР Индивидуальные потребности личностная успешность; социальная успешность; профессиональная успешность Социальный заказ безопасный и здоровый образ жизни; свобода и ответственность; социальная справедливость; благосостояние Государственные требования национальное единство и безопасность; развитие человеческого капитала; конкурентоспособность

ИНФРАСТРУКТУРА ФИЗИЧЕСКАЯ СРЕДА: - Кадры; - Материально- техническое, гигиеническое обеспечение; - Учебно-методическое и информационное обеспечение; - Финансовое обеспечение НЕ ФИЗИЧЕСКАЯ СРЕДА: - Модели образовательного процесса, обеспечивающие достижение планируемых результатов; - Модели общественно- государственного управления; - Модели взаимодействия с организациями социальной среды

КАДРЫ готовые осуществлять Личностно-ориентированный подход к организации обучения; Проектирование индивидуальных траекторий развития учащихся на основе планируемых результатов

ФГОС БЫЛОСТАЛО Минимум содержания Система регулирования деятельностью школы, ( главный смысл – обеспечение условий для достижения стратегической цели развития российского образования – достижения новых образовательных результатов)

ФГОС БЫЛОСТАЛО Ориентация на задание уровня подготовки выпускников и индивидуальную оценку его достижения каждым учащимся Ориентация на анализ и оценку состояния системы образования на всех уровнях

ФГОС БЫЛОСТАЛО Минимум содержания Система 3 Т: - Требования к результатам освоения ООП ООО; - Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования; - Требования к условиям реализации ООП ООО

ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО ЧЕМУ НАДО ОБУЧАТЬ? ЧТО ДОЛЖЕН ОСВОИТЬ КАЖДЫЙ УЧАЩИЙСЯ? Фундаментальное ядро, общая характеристика основных идей, понятий, ценностей Опыт деятельности (умения или компетенции (?), которые связаны с развитием способностей субъекта деятельности)

ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ Выпускник научится: использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач; анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию; находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания; Выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию

ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований. Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности. План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.

ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ Географическая карта – особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт. Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.

ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ Выпускник научится: характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость; применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движения. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.

ИНФОРМАЦИЯ И СПОСОБЫ ЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Выпускник научится: использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике; описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256; кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице; использовать основные способы графического представления числовой информации.

ИНФОРМАЦИЯ И СПОСОБЫ ЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Слово «информация» в обыденной речи. Информация как объект (данные) и как процесс (информирование). Термин «информация» (данные) в курсе информатики. Описание информации при помощи текстов. Язык. Письмо. Знак. Алфавит. Символ («буква»). Расширенный алфавит русского языка (знаки препинания, цифры, пробел). Количество слов данной длины в данном алфавите. Понятие «много информации» невозможно однозначно описать коротким текстом. Разнообразие языков и алфавитов. Неполнота текстового описания мира. Литературные и научные тексты. Понятие о моделировании (в широком смысле) при восприятии мира человеком. Кодирование текстов. Кодовая таблица. Представление текстов в компьютерах. Все данные в компьютере тексты в двоичном алфавите. Двоичный алфавит. Азбука Морзе. Двоичные коды с фиксированной длиной кодового слова (8, 16, 32). Количество символов, представимых в таких кодах. Понятие о возможности записи любого текстового сообщения в двоичном виде.

ИНФОРМАЦИЯ И СПОСОБЫ ЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Примеры кодов. Код КОИ-8. Представление о стандарте Юникод. Значение стандартов для ИКТ. Знакомство с двоичной записью целых чисел. Запись натуральных чисел в пределах 256. Нетекстовые (аудиовизуальные) данные (картины, устная речь, музыка, кино). Возможность дискретного (символьного) представления аудиовизу- альных данных. Понятие о необходимости количественного описания информации. Размер (длина) текста как мера количества информации. Недостатки такого подхода с точки зрения формализации обыденного представления о количестве информации: не рассматривается вопрос «новизны» информа- ции; не учитывается возможность описания одного явления различными текстами и зависимость от выбора алфавита и способа кодирования. Бит и байт единицы размера двоичных текстов, производные единицы. Понятие о носителях информации, используемых в ИКТ, их истории и перспективах развития.

СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМОГО РЕЗУЛЬТАТА Междисциплинарные программы Рабочая программа Формирование универсальных учебных действий Индивидуальный инструмент педагога Формирование ИКТ- компетентностей (Положение) Основы учебно- исследовательской и проектной деятельности Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Основное содержание Характеристика основных видов деятельности Натуральный ряд. Десятичная система счисления. Арифметические действия с натуральными числами. Свойства арифметических действий Описывать свойства натурального ряда. Читать и записывать натуральные числа, сравнивать и упорядочивать их. Выполнять вычисления с натуральными числами. Преобразовавыть на основе свойств арифметических действий числовые выражения

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ Индивидуально оценивается способность к решению учебно-практических задач в рамках отдельных учебных предметов на основании: - Системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; - Умений учебно- познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенных способов деятельности; коммуникативных и информационных умений В ходе неперсонифицирован- ных исследований изучаются: - Ценностные ориентации выпускника; - Характеристика социальных чувств; - Индивидуальные психологические характеристики личности

СОВРЕМЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ИДЕАЛ Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации

Цель – высоконравственная личность Задачи в сфере личностного развития - Готовность и способность к нравственному совершенствованию; - Готовность и способность к реализации творческого потенциала; - Формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения; - Развитие совести как нравственного самосознания личности; - Принятие личностью базовых национальных ценностей; - Готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные поступки; - Способность к самостоятельным поступкам и действиям; - Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм; - Осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни; - Свободолюбие как способность к сознательному самоопределению и развитию; - Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество.

Цель – высоконравственная личность Задачи в сфере общественных отношений - Осознание себя гражданином России; - Готовность солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам; - Развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности; - Забота о благосостоянии многонационального народа; - Осознание ценности семьи; - Понимание и поддержание нравственных устоев семьи; - Бережное отношение к жизни человека; - Законопослушность и сознательное поддерживание правопорядка; - Духовная, культурная и социальная преемственность поколений.

Цель – высоконравственная личность Задачи в сфере государственных отношений - Мотивация к активному и ответственному участию в общественной жизни; - Укрепление и совершенствование демократического федеративного правового государства; - Повышение доверия к государственным институтам; - Повышение эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны; - Укрепление национальной безопасности.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ ВОСПИТАНИЯ Воспитание в ОУ не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков. Оно должно быть включено в этот процесс до такой степени органично, что хорошая учеба станет одним из важнейших воспитательных результатов. Духовно-нравственное развитие – процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности

ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ УКЛАДА ЖИЗНИ ОУ Аксиологический подход; Системно-деятельностный подход; Развивающий подход.

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Ценности – это смыслы воспитания. Они существуют ради того, чтобы научить человека принимать ценности через деятельность и оценивать деятельность, инициировать и поддерживать ее с нравственных, общественно одобряемых позиций. Норма – это чисто рациональный и формализованный регулятор поведения, деятельности человека, который он получает извне Ценность – это внутренний, эмоционально освоенный ориентир деятельности

ЦЕННОСТИ Семейной жизни; Культурно-регионального сообщества; Культуры своего народа; Российской гражданской нации; Мирового сообщества

СИСТЕМА БАЗОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ Патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству); Социальная солидарность (свобода личная и национальная доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство); Гражданственность (служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания); Семья (любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода); Труд и творчество (уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость);

СИСТЕМА БАЗОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ Наука (ценность знания, стремление к истине, научная картина мира); Традиционные российские религии (представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога); Искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие); Природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание); Человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ Существует конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в ОУ (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т.д.) и вне ОУ (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т.д.). Этот конфликт меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию эклектичного мировоззрения, потребительского отношения к жизни, моральной незрелости.

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД Для принятия ценностей важна системная организация различных видов нравственно- ориентированной деятельности детей (учебной, учебно-трудовой, художественной, коммуникативной, спортивной и т.д.). Деятельность различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы, должна быть по возможности согласована. Воспитание – метадеятельность.

РАЗВИВАЮЩИЙ ПОДХОД Воспитание технологически начинается с определенной ценности (знания о ценности) и в ней же получает свое завершение, но уже как в реально действующем и смыслообразующем мотиве поведения ребенка. Развивающий характер воспитания достигается, когда ценности формируются в виде вопроса (Что есть милосердие?), для решения которого учащиеся обращаются к содержанию: - Общеобразовательных дисциплин; - Произведений литературы и искусства; - Периодической печати, СМИ; - Традиционных российских религий; - Фольклора народов России; - Истории семьи, рода; - Жизненного опыта родителей и прародителей; - Общественно полезной и личностно-значимой деятельности в рамках социальных и культурных практик; - Других источников информации и научного знания.

РЕЗУЛЬТАТ ВОСПИТАНИЯ Воспитательный результат – это духовно- нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности (почувствовал нечто, как ценность) Эффект – это последствие результата, то к чему привело достижение результата (пережитые чувства и отношения развили учащихся как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности)

УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ I – приобретение воспитанником социальных знаний об общественных нормах, устройстве общества, об одобряемых и неодобряемых формах поведения и т.д. (Учитель- Ученик); II – получение воспитанником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (Ученик – Ученик); III – получение воспитанником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек становится социальным деятелем, гражданином (Ученик – Социум, открытая среда).

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ Уровень представления ценностей Виды педагогической реализации В содержании обученияУрок (или заменяющая его форма) В содержании внеурочной деятельности (праздник, викторина, выставка, дискуссия, игра и т.д.) Культурная практика – культурное событие, расширяющее опыт конструктивного, обучаемого, творческого поведения учащихся в культуре В содержании внешкольной деятельности (дополнительное образование: кружки, секции, клубы и т.д.; общественно полезная и семейная деятельность) Социальная практика – педагогически моделируемая в реальных условиях общественно значимая задача, участие в которой формирует у педагогов и воспитанников опыт конструктивного гражданского поведения

РЫБАКИНА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА, доцент кафедры современных технологий и качества образования ЦРО г.о.Самара Эл. почта: