Улучшение системы ранней идентификации риска среди факторов социального семей «группы риска» Руководитель РМО: Скибина Н.И.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, Плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина.
Advertisements

КГКОУ Детский дом 4 Социальный педагог Ю.А. Хмиль Социальный педагог Т.А. Головкова.
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ Фурсова Наталья Анатольевна. ИЗМЕНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ИЗМЕНЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ ИЗМЕНЕНИЕ ХАРАКТЕРА ПИТАНИЯ НЕСФОРМИРОВАН- НОСТЬ НАВЫКОВ.
«Деятельность дошкольных образовательных учреждений по раннему выявлению семейного неблагополучия и социального сиротства, предотвращению жестокого обращения.
Психолого-педагогическое взаимодействие с семьей учащегося в условиях коррекционной школы Педагог-психолог МКС(К)ОУ С(К)ОШ 107 VIII вида Плясецкая Е.А.
Осуществление взаимодействия педагогических работников общеобразовательных учреждений и инспекторов по делам несовершеннолетних отделов внутренних дел.
«Деятельность дошкольных образовательных учреждений по раннему выявлению семейного неблагополучия и социального сиротства, предотвращению жестокого обращения.
Осуществление взаимодействия педагогических работников общеобразовательных учреждений и инспекторов по делам несовершеннолетних отделов внутренних дел.
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
Система работы по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений в МБОУ «СОШ2» п.г.т. Уренгой.
Педагога-психолога Алёны Вячеславовны Фаткуллиной.
Работа с детьми группы риска социального педагога Рыбинской ош I-III ступеней Рыбинской ош I-III ступеней Терентий Ольги Владимировны.
ШКОЛА МОЛОДОГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Сапожникова Татьяна Анатольевна, методист по социальной работе НМЦ ЮВОУО Татьяна Анатольевна,
Несомненно, первоочередная задача социального педагога в работе с семьей это разрешение кризисных ситуаций Кроме того, следует обратить внимание и на.
Консультация для педагогов. Содержание : Жестокое обращение с детьми: виды, определение, причины и последствия. Правовая защита детей от жестокого обращения.
Общие положения 1.1. Социально-психологическая служба (далее СПС) – является структурным подразделением школы; СПС в своей работе руководствуется: конституцией.
Коррекционно-развивающая программа педагогического сопровождения с неуспевающим ребенком Мутиным Эдуардом Автор Программы: Иванова Алевтина Анатольевна,
Сущность и основные направления деятельности социального педагога.
Подготовили: социальные педагоги Шевченко Н.В., Хрипунова К.Ю., Социально-педагогическая служба сопровождения в МОУ «Средняя общеобразовательная школа.
Перспективы применения технологий социальной работы с естественным социальным окружением клиента.
Транксрипт:

Улучшение системы ранней идентификации риска среди факторов социального семей «группы риска» Руководитель РМО: Скибина Н.И.

Семейное неблагополучие - комплекс причин различного характера, связанных с нарушением выполнения воспитательной функции семьи, вызывающих деформацию личности ребенка и приводящих к девиантному поведению. Истинной причиной неблагополучного детства является критическое положение российской семьи

При чем тут семья? Девиантное поведение детей (в каком возраст ном периоде они бы не находились: детский, подростковый, молодежный) всегда является результатом нарушения во взаимоотношениях внутри семьи, и при работе с детьми девиантного поведения индивидуальную психотерапию и психокоррекцию необходимо сочетать с психологической социальной работой с семьёй.

Откуда появляется неблагополучие семей? Как показывают данные психологических, социальных и педагогических исследований, каждая семья в определенные периоды своего существования проходит через ряд кризисных ситуаций - беременность, помещение ребенка в д/у, обучение детей в первом классе школы, кризис подросткового возраста, пора юности, начало самостоятельной жизни детей, свадьба, зрелый возраст, старость, смерть, что вызывает у её членов стрессы, где подобных кризисах она особенно уязвима и может войти в «группу риска». Если на этом этапе помочь семье, то она не станет неблагополучной.

Классификация семей «группы риска» Зубкова Т.С. выделяет такие семьи группы риска: – дисфункциональные (неполные, многодетные, безработных; малоимущие, матери до 18 лет, с детьми инвалидами) – «социопатические» (семьи алкоголиков, наркоманов, родители или дети-правонарушители, с отклонениями от нормального поведения) Семьи группы риска характеризуются: – слабой способностью к анализу того, что происходит в семье, неспособностью выдвигать цели по улучшению жизни семьи и достигать результатов. – слабой способностью обсуждать словесно проблемы семьи; члены этих семей плохо понимают, как можно улучшить жизнь семьи, и в чем причины неблагополучия. – засильем в семье эмоций, связанных с достижением власти, агрессией в противовес эмоциям, связанным с любовью, заботой, взаимопомощью. – высокой степенью риска по отношению к проблеме приема алкоголя и наркотиков.

Задача социального педагога: Во-первых, грамотно диагностировать состояние семьи (ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций,оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный;. Во-вторых, владеть разнообразными технологиями работы с семьёй. В-третьих, своевременно и правильно их применять (анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнение родителями рекомендаций). Главная цель работы с семьёй «группы риска» должно быть сохранение семьи (то есть решение проблем и взрослых и детей)

Когда начинать работу с н\б семьей? Сигналом к началу такой деятельности становится поступление информации от других субъектов. Источником информации могут выступать школа, д/ сад, поликлиника, участковый милиционер, соседи, родители других детей и. т. д. С момента поступления сигнала рекомендуется вести записи всех выявляемых фактов по данному делу в хронологическом порядке. Такой дневник поможет не только при составлении отчетов, но и в разработке планов дальнейших действий.

Как начинать работу с н\б семьей? Первую встречу с проблемной семьей рекомендуют организовать за пределами места проживания семьи. Лучше назначить родителям и ребенку встречу в школе. Такая официальная обстановка способствует созданию деловой атмосферы предстоящего разговора. В собственном доме родители чувствуют себя более уверенно. Кроме того, здесь существует ряд отвлекающих факторов: дети, работающий телевизор, приготовление еды и т.п. Наконец, родители могут вообще не впустить в свой дом. Необходимо предусмотреть участие в этой встрече с семьей и психолога и кл руководителя. Их совместные действия позволяют вести беседу в строго избранном направлении, лучше владеть ситуацией.

Используем прием - беседу В начале беседы следует представиться, формулировать цель беседы. Для достижения доверительной атмосферы, снятия психологического напряжения рекомендуется использовать такой прием как беседа за чаем с печеньем и конфетами. Продолжительность встречи – не более часа. В ходе этой встречи необходимо добиться от родителей признания, что в семье действительно есть проблемы, которые создают угрозу физическому и психическому здоровью ребенка, мешают его полноценному развитию и воспитанию.

В результате первой встречи с семьей «группы риска» вы должны: получить ответы на следующие вопросы: 1) позволяет ли атмосфера внутри семьи оставить в ней ребенка на время реабилитационной работы с родителями и почему (аргументы)? 2) какие именно характеристики семьи внушают надежду на возможность ее качественных изменений в лучшую сторону? 3) какие жизненно необходимые качества отсутствуют в данной семье, и требуется их сформировать дополнительно в процессе реабилитационной работы? Однако при этом следует помнить, что родительская семья – наиболее благоприятная среда пребывания ребенка и идти на столь крайние меры следует лишь в случае реальной угрозы его здоровью и жизни. Разрабатывается план работы с семьей по ее реабилитации и повышению воспитательных способностей родителей.

Второй прием работы с н\б семьей – посещение семьи Трудность на этом этапе часто возникает по причине нежелания семьи идти на контакт. Родители используют свое право на неприкосновенность жилища и отказываются впустить в дом постороннего. В такой ситуации иногда приходится использовать силовые методы и повторить визит совместно с участковым или инспектором по делам несовершеннолетних. Однако этот путь сокращает до минимума возможности доверительного контакта с семьей в его дальнейшей работе с ней. Поэтому рекомендуется использовать этот прием лишь в крайнем случае, когда ребенку угрожает реальная опасность. Кардинальная задача соцпедагога: демонстрируя миролюбие и терпимость, убедить взрослых членов семьи в том, что его визит продиктован добрыми намерениями; его задача не инспектирование и применение силы, а помощь и поддержка. Поэтому не следует вторгаться в дела семьи в большей степени, чем это необходимо для защиты интересов ребенка. Результатом успешной работы в этом направлении станет готовность семьи идти на контакт и следовать предлагаемым рекомендациям.

Что смотрим при посещении? сан-гиг обстановка, организация питания, обеспеченность одеждой и обувью, наличие у ребенка собст постели, своего угла или комнаты и т.п. характер взаимоотношений, (нейтральное, доброжелательное, уважительное, неприязненное боязливое и т.п.). Углубленное ознакомление с семьей «группы риска» позволяет специалисту по социальной работе сделать ряд выводов, необходимых для составления плана дальнейших действий по восстановлению воспитательной функции семьи. Специалисты рекомендуют подключать членов семьи к разработке плана действий или, по крайней мере, согласовывать предполагаемые меры с каждым взрослым ее членом.

Рекомендации по работе с алкогольной семьей Если мы имеем дело с семьёй, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, то необходимо оказывать такие виды помощи семье и детям: – наблюдение и консультация психолога образовательного учреждения – оказание психиатрической, наркологической помощи семье или отдельным её членам – дополнительные занятия с ребёнком по оказанию помощи в учёбе – вовлечение ребёнка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т.д.) – консультации врача-психиатра, нарколога, других специалистов – приглашение на родительские собрания специалистов – организация родительских собраний «на дому» – консультирование ребёнка на ПМПК и определение программы обучения – работа с родителями специалистов наркологической психиатрической помощи

Рекомендации по работе с семьей после развода Если мы имеем дело с семьёй после развода или во время развода, то необходимо ей оказывать такие виды помощи: – наблюдение и консультация психолога образовательного учреждения социального педагога, учителей–предметников. – привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в госучреждениях – консультационная помощь психолога и психотерапевта – дополнительная помощь в выполнении домашнего задания в учёбе – постановка ребёнка на учёт (по необходимости) к наркологу, психиатру, невропатологу – помощь ребёнку со стороны его окружения – помощь ребёнку со стороны его сверстников (по рекомендации учителя) – привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенесших травму, тематическим родительским собраниям – использование видеоматериалов для работы с родителями (последствия развода)

Рекомендации по работе с опекунской семьей Если мы имеем дело с опекунской семьёй, в которой родители престарелые, злоупотребляющие алкоголем, педагогически несостоятельные опекуны, то оказывается семье такая помощь: – вовлечение детей и подростков учителем, социальным педагогом в кружки, секции, студии, клубы – консультации, собрания психолога образовательного учреждения и соцпедагога для опекунов – индивидуальная работа психолога с ребёнком – помощь педагогов школы ребёнку в учёбе – консультации психиатра – возбуждение образовательным учреждением ходатайства перед органами опеки и попечительства о лишении опекунов прав на опеку с последующей передачей ребёнка (новые опекуны, приёмная семья, детский дом, приют и т.д.) – направление ребёнка образовательным учреждением на психолого-медико- педагогическую комиссию для определения уровня его развития и программы обучения

Раннее выявление семей "группы риска", безусловно, должно стать важным направлением работы всех социальных служб, а также всех учреждений, где занимаются социализацией детей (учреждения дошкольного образования, школа). Школа, наряду с семьей, в которой происходит формирование ребенка, служит для ребенка важнейшей средой обитания, здесь он не просто проводит определенную часть своего времени и получает знания. Школа влияет на формирование его интересов, на появление дружеских привязанностей, на формирование коммуникативных, социальных умений и навыков ребенка. Явным преимуществом организации раннего выявления семей с проблемами является активная партнерская позиция, способность выстраивать отношения со специалистами и руководством разных учреждений.

Вывод Таким образом, раннее выявление семей «группы риска» и своевременная социально – педагогическая помощь им является самым эффективным методом профилактики и реабилитации семейного неблагополучия.