Компетентностный подход к обучению химии в школе Байтеева Е.В учитель химии первой квалификационной категории МОУ «СОШ19» г. Энгельса.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Инновационные педагогические образовательные технологии.
Advertisements

Формирование ключевых компетенций через активные формы обучения МБОУ «Калининская ООШ» 2010.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 7 ПОСЁЛКА ЗАРЕЧНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛОРЕЧЕНСКИЙ.
Современные педагогические технологии в сфере физической культуры и спорта.
Преподаватель химии и биологии первой категории Касимовой Райли Фанилевны.
Цель: Что такое игра? Какие функции выполняет игра? Какие черты присуще игровой деятельности?
Педагогический совет 3 по теме «Современные образовательные технологии в учебно- воспитательном процессе» г.
Учитель химии первой категории МОУ «СОШ 31» Попова Е.А.
Игровые технологии «Человеческая культура развивается в игре, как игра» И.Хейзинг.
Новые педагогические технологии Метод проектов Метод проектов Презентацию подготовила учитель начальных классов Снеткова А. С.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Педагогический Совет год. 1. «Идеальное управление – когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый.
Современные формы контроля и их роль в повышении мотивации изучения иностранного языка Автор проекта: М.А. Борисенко, учитель английского языка.
Учитель английского языка ГОУ школы 340 Невского района Санкт-Петербурга Илюшкина Алевтина Викторовна.
Автор: учитель начальных классов первой категории Нетесова Наталья Юрьевна.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Подготовил: учитель начальных классов Полякова Н. Ю.
Федоренко Е.Б. Учитель химии ГОУ СОШ 388 "Человек играет только тогда, когда он является человеком в полном значении этого слова, и только тогда он является.
Применение метода кейс-стади в учебном процессе. Одна из важных особенностей современного образования, это его постоянное совершенствование. Изменения.
Методическая система учителя биологии высшей квалификационной категории Полетаевой Елены Александровны 2010г МКОУ ОСОШ 2 МКОУ ОСОШ 2.
Концепция деятельности кафедры естественных наук МОУ «Гимназия 1» г. Усолья – Сибирского.
Транксрипт:

Компетентностный подход к обучению химии в школе Байтеева Е.В учитель химии первой квалификационной категории МОУ «СОШ19» г. Энгельса

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции. В. Сухомлинский

Компетентностный подход Компетентностный подход - одно из перспективных направлений развития современного образования. Под компетентностью понимается такое качество личности, которое характеризуется способностью решать проблемы, и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Компетентностный подход

Компетенции по химии, биологии и валеологии Изучение свойств химических веществ и основ теории электролитической диссоциации; развитие умения прогнозировать возможность протекания окислительно-восстановительных реакций; владение общей теорией бытия и взаимодействия природы и общества; осознание внутренней многозначности и противоречивости современных глобальных проблем; осознание того, что глобальное восприятие мира неразрывно связано с пониманием уникальности культур, взглядов и обычаев, свойственным разным нациям; осознание идеи личной ответственности каждого человека за все, что происходит в природном и социальном мире планеты.

Методы активного обучения Метод учебного сотрудничества. Метод проектов. Игровые методы. Метод кейсов («case study») ситуационный семинар, решение ситуационных задач, представляет собой описание конкретной ситуации, требующей практического разрешения. Проблемный семинар представляет собой модель обучения на основе дискуссии: мозговой штурм, дискуссия в стиле ток-шоу, симпозиум, дебаты, сократический семинар, дерево решений и т. д.

Выпускник школы задачу подготовки выпускников Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и, прежде всего, перед школой задачу подготовки выпускников, способных: ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место. Самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

Выпускник школы Быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций. Самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. Грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем).

При традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать личность, удовлетворяющую этим требованиям. личностно ориентированных технологий В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных личностно ориентированных технологий.

Метод проектов Проект – это результат скоординированных совместных усилий учащихся и учителя

Проекты в системе уроков химии Программа курса химии автора О.С. Габриеляна позволяет использовать проектную деятельность школьников при изучении таких тем, как : 8 класс: Соединения химических элементов, Изменения, происходящие с веществами, Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов, Шеренга великих химиков. 9 класс: Металлы, Неметаллы, Органические вещества. 10 класс: Углеводороды, Спирты и фенолы, Альдегиды и кетоны, Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, Углеводы, Азотсодержащие соединения, Биологически активные вещества. 11 класс: Строение вещества, Химические реакции, Вещества и их свойства, Химия в жизни общества.

Результаты применения проектного метода Анализируя опыт организации проектной деятельности по химии, я постаралась привести в систему накопившиеся факты, которые отчетливо указывают на следующие результаты применения проектного метода: работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к химии. Это подтверждается следующими фактами: уроки стали проходить более оживленно, учащиеся с нетерпением ожидают как момент начала работы над проектами, так и заключительный этап – презентацию; прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований привлекают и делают проекты лично значимыми для учащихся (как отмечают ребята, пригодятся в жизни); у ребят появился стимул не только получить хорошую оценку, но и получить хорошие результаты проделанной работы.

Результаты применения проектного метода Наука химия – трудная для понимания наука для большинства учащихся школы. Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся различных уровней развития, возможностей и индивидуальных особенностей. Это подтверждает анкетирование, проводимое как перед началом проектной деятельности, так и по результатам ее.

Результаты применения проектного метода У обучающихся, выполняющих проекты, формируются проектные умения: проблематизация, целеполагание, планирование, поисковые (исследовательские) умения, коммуникативные умения, презентационные умения, рефлексивные умения.

Результаты применения проектного метода Учащиеся, выполняющие проекты по химии, принимают участие и занимают призовые места в школьных олимпиадах; участвуют в фестивалях учебных проектов. Таким образом, как показывает практика, проектная деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.

Применение дидактических игр на уроках химии В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции: развлекательную; коммуникативную; самореализации в игре как полигоне человеческой практики; игротерапевтическую; диагностическую; функцию коррекции; социализации.

Главные черты игр Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову): Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия самого процесса деятельности, а не только от результата. Творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности (поле творчества). Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция. Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития

Реализация игровых приемов Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства: в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Как показывает педагогическая практика и анализ педагогической литературы, до недавнего времени игру использовали лишь на занятиях кружка, при проведении тематических вечеров, а возможности использования дидактических игр в учебном процессе в известной мере недооценивали. Существенными причинами в этом явились: отсутствие методических разработок по данному вопросу, нехватка личного времени учителя для создания дидактических игр, требующих повышенного методического и профессионального мастерства.

Компоненты дидактической игры 1. Игровой замысел: выражен, как правило, в названии игры, заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе, выступает в виде вопроса, как бы проектирующего определенные требования в отношении знаний.

Компоненты дидактической игры 2. Правила: определяют порядок действий в поведении учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. 3. Игровые действия: регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности.

Компоненты дидактической игры 4. Познавательное содержание дидактической задачи заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой. 5. Оборудование: включает в себя оборудование урока, наличие технических средств обучения, различные средства наглядности: таблицы, модели, дидактические раздаточные материалы, флажки, медали, которыми награждаются команды-победители.

Компоненты дидактической игры 6. Результат: это финал игры, предающий ей законченность, выступает в форме решения поставленной учебной задачи и дает моральное и умственное удовлетворение, показатель условия достижения учащимися или в усвоении знаний, или их применения.

Применение дидактических игр Применение дидактических игр в изучении химии позволяет решать следующие задачи. Привитие интереса к изучению предмета. Снижение перегрузки учащихся. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся.

Некоторые приёмы «оживления» урока» На фактах истории и техники можно построить множество удачных вопросов. Например, говоря об истории развития радиоактивности следует учащихся спросить: - Почему урановые минералы, содержащие мало урана, оказались более радиоактивными, чем чистый уран? - Почему кошка смогла открыть йод, опрокинув бутыль с серной кислотой на остатки йодидов, хотя хлор в подобном случае не образуется?

Некоторые приёмы «оживления» урока» Игры со словами и игры в слова. Анаграмма – слово или словосочетание, образованное перестановкой букв. ЗаданиеРезультат РАОРПКБИПРОБИРКА ИЦЯАЕРКРЕАКЦИЯ ЛФОЕНФЕНОЛ

Дидактические игры не заменяют в полной мере традиционные формы обучения, но дополняют их, и такое сочетание позволяет нормально организовать учебно- воспитательный процесс в школе.

Мультимедийные технологии в химии 1.Применение компьютерных технологий на уроках химии повышает качество образования через оптимизацию учебно-познавательной деятельности, индивидуализацию обучения, возможность организовать самообразование учащихся, дает возможность организации коллективной научно-исследовательской деятельности учащихся на базе мультимедиасредств.

Мультимедийные технологии в химии 2.Компьютерные средства обучения можно использовать на всех этапах обучения: как источник учебной информации – при объяснении нового учебного материала, повторении и закреплении изученного; как тренажер в процессе формирования учебных умений и навыков; как источник информации для организации исследовательской работы, самоподготовки и индивидуальной работы; как средство диагностики пробелов и коррекции знаний и умений; для осуществления дистанционного обучения с учащимися.

Мультимедийные технологии в химии 3. Компьютерные технологии дают возможность стать участниками сетевых викторин, олимпиад, участвовать в творческих интерактивных проектах. 4.Информационно-коммуникативных средств, которые можно использовать на уроках химии достаточно много. (Мультимедийные обучающие программы, электронные учебники, тестирование по курсу химии, подготовка к ЕГЭ).

Мультимедийные технологии в химии 5.Использование презентации позволяет чередовать различные виды деятельности. 6.Чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость. 7.Исходя из возможностей компьютерных презентаций, их можно использовать на уроках любого типа.

Работа с готовыми компьютерными продуктами Работа с готовыми компьютерными продуктами может проводиться в нескольких направлениях: «слайд-лекция» прослушивание всей лекции, при этом осуществляется непрерывная демонстрация приемов работы с пояснениями учителя;

Работа с готовыми компьютерными продуктами «лекция-шаг» лекция разбивается на некоторое количество шагов, после прослушивания одного шага лекция прерывается, и ученик может по выбору начать слушать следующий шаг, либо прослушать еще раз предыдущий; «контроль» лекция также разбивается на фрагменты, по окончанию каждого фрагмента лекции ученику предлагается выполнить то или иное действие самостоятельно или с подсказкой компьютера.

Для того чтобы осуществить компетентностный подход, учителю необходимо задуматься о форме организации урока, о процентном соотношении теории и практики на уроке (больше времени уделяется практике), о формах контроля учителем, ибо простого воспроизведения параграфа и решения математических, физических или орфографических задач становится явно недостаточно.